Закон о полиции ст 13 п 4. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Косвенно связанные с бизнесом права полицейских

Содержание
  1. Можно стрелять, вскрывать автомобили и не представляться. Правительство расширяет права полицейских
  2. Сотрудники получат право вскрывать машины
  3. Полицейские смогут применять табельное оружие, если почувствуют угрозу своей жизни
  4. Какие новые полномочия появятся у сотрудников полиции в 2020 году после вступления в силу поправок к закону «О полиции»?
  5. Цели внесения поправок в Федеральный закон «О полиции»
  6. Какие изменения в полномочиях сотрудников полиции стали наиболее заметными
  7. Ст 13 п 15 закона о полиции. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Вневедомственная охрана компаний
  8. 1. Закон «О полиции»
  9. Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»
  10. Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»
  11. II. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года
  12. Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
  13. Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
  14. III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
  15. IV. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года
  16. V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)
  17. Закон о полиции: Что новый Закон изменит в отношениях полиции с компаниями и их сотрудниками
  18. Федеральный закон о полиции: статья 13 с последними изменениями, права сотрудников, личный досмотр и доставление граждан, экспертиза
  19. Статья номер 13 ФЗ о полиции: основные сведения
  20. Права сотрудников полиции
  21. Закон о полиции: проверка документов
  22. Досмотр вещей и багажа
  23. Доставление граждан, основания для задержания
  24. Правовая экспертиза в соответствии с ФЗ о полиции
  25. Что говорит закон о полиции о предоставлении информации
  26. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться
  27. Запросами из полиции о предоставлении документации и информации: как грамотно выкрутиться
  28. Следственный комитет, полиция и прокуратура
  29. Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция
  30. Какую информацию нужно предоставить по запросу следователя, полиции или ФСБ
  31. На что обратить внимание, если поступил запрос полиции или других органов

Можно стрелять, вскрывать автомобили и не представляться. Правительство расширяет права полицейских

Закон о полиции ст 13 п 4. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Косвенно связанные с бизнесом права полицейских

В действующем законе «О полиции» прописано, что при обращении к гражданам сотрудники обязаны назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию удостоверение, а также объяснить, в чем заключаются их претензии. Если человека задерживают, то полицейский обязан назвать причину задержания и разъяснить гражданину его права.

Теперь правительство решило убрать из закона слово «обязан».

Кроме того, в статье появляется пункт о том, что «при возникновении обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, а также при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения» сотрудник может представляться и объяснять причину задержания уже после того, как человека задержат.

Адвокат Виталий Черкасов, сотрудничающий с правозащитной организацией «Зона права», говорит, что по сути это правило уже действует, хоть и не закреплено в законе.

«Все мы неоднократно были свидетелями на месте событий или при просмотре видеозаписей, например, с места проведения каких-то публичных мероприятий, когда и сами участники этих акций, и окружающие люди кричат сотрудникам: «Представьтесь! Представьтесь!». Но сотрудники, подойдя к участнику какой-нибудь акции, без объяснения причин, не представившись, закручивают ему руку и сопровождают в салон служебного автомобиля», — рассуждает защитник.

Черкасов подчеркивает, что ни ему, ни его коллегам-юристам в последнее время не удавалось обжаловать отказ полицейских представляться ни в прокуратуре, ни в суде, ни у руководства МВД.

«То есть де-факто и сотрудники, и их руководители, и надзорные органы согласились с тем, что в особых случаях такой необходимости нет. Поэтому сейчас, если такая норма будет применена, де-факто вот эти действия будут основаны на требованиях закона», — добавляет Черкасов.

По его словам, теперь пострадавшим от насилия со стороны полицейских будет еще сложнее доказать это — жертвы не будут знать имена и должности сотрудников, а значит, не смогут указать в жалобе, кто именно их избил.

Сотрудники получат право вскрывать машины

Правительство предлагает добавить в закон статью, которая позволит силовикам вскрывать автомобили. Сейчас у полицейских есть право только проникать в жилые и нежилые помещения, а также на земельные участки. Теперь же полицейские смогут взламывать машины, если они:

— спасают чью-то жизнь;

— обеспечивают «безопасность граждан или общественную безопасность при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях»;

— задерживают подозреваемых или обвиняемых;

— пресекают преступления;

— полагают, что находящийся в машине человек пьян и совершил правонарушение;

— полагают, что в машине есть изъятые из оборота предметы;

— проверяют сообщение об угрозе теракта;

— устанавливают обстоятельства несчастного случая.

При этом ответственность за порчу машины полицейский нести не будет.

Адвокат Черкасов говорит, что и эта норма по факту уже действует, хотя у полицейских официально и нет таких полномочий: «Если мы не были свидетелями лично, то на видеозаписях видим, как дэпээсники легко и без какой-либо опаски взламывают автомобили.

Я сам бывший сотрудник милиции, и я прекрасно знаю, что причинить вред чужому имуществу — это, во-первых, головная боль на несколько месяцев, служебные проверки и, скорее всего, дисциплинарная ответственность.

А теперь, когда видишь, что полицейские предупреждают, что сейчас будут разбивать стекло, и разбивают его, ты чувствуешь, что у него есть уже установка: «Парень, действуй так, как ты желаешь, потому что ни к какой ответственности не будешь привлечен»».

Когда сотрудникам законодательно разрешат взламывать автомобили, продолжает защитник, это приведет к новым нарушениям прав человека. Например, полицейские смогут вскрыть автомобиль, чтобы обыскать его или подбросить какие-то предметы, которые они сами же потом найдут.

И самое главное, отмечает Черкасов, правительство предлагает снять с сотрудников ответственность за повреждение машин.

«Если такая норма будет принята, у сотрудников будут развязаны руки: во-первых, руководство ослабило контроль со свой стороны, надзорные органы тоже ослабили со своей, никакой материальной ответственности нести не будешь. Просто-напросто нужно потом правильно написать рапорт, в связи с чем ты пошел на эти действия», — рассуждает адвокат.

Полицейские смогут применять табельное оружие, если почувствуют угрозу своей жизни

Сейчас в законе есть перечень обстоятельств, при которых сотрудники могут применять огнестрельное оружие.

Например, им разрешается стрелять, если задерживаемый человек приближается к ним с оружием или же прикасается к нему.

Теперь же правительство предлагает разрешить использовать оружия в тех случаях, если задерживаемый совершит «иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции».

Черкасов считает, что такое расширенное толкование может привести к «массовому неадекватному применению табельного оружия».

«Получается, что захочется сотруднику полиции применить в той или иной ситуации оружие, и он его применит, — рассуждает адвокат. — Потом приедет на место происшествия его руководитель, вместе с ним подготовится сценарий развития событий, удобный системе, и под этот сценарий потом подгонят показания других сотрудников и свидетелей.

После этого все прекрасно понимают: главное дать правдоподобные объяснения этим событиям с позиции правоохранительных органов, и они будут приняты на ура и прокуратурой, и судами, если дело дойдет. Просто в такой ситуации нужно будет грамотно отчитаться.

И тогда у потерпевшего и у иных свидетелей, которые могли бы дать противоположную оценку, у них не будет никакой возможности доказать обратное. Потому что эти доводы в расчет приниматься не будут».

Все эти поправки, считает Черкасов, помогут только самим сотрудникам, которые и так в последнее время стали чувствовать себя с гражданами очень свободными, «допуская со своей стороны грубость и нарушение прав».

«Но в ответ на какие-то претензии граждан и действия, направленные на защиту их интересов, сотрудники всегда говорят о том, что вы оскорбляете сотрудников полиции и будете за это привлечены к ответственности, — отмечает адвокат.

— И мы видим, сколько дел сейчас возбуждается и по 318 статье, и по 319. Я понимаю, в связи с чем: не очень хорошая социально-политическая обстановка в стране, и власти нужно, чтобы у нее сотрудники правопорядка понимали, что, защищая власть, они в ответ тоже получают защиту.

Это психологическое — для того, чтобы были скованы [с властью] одной цепью».

Редактор: Сергей Смирнов

Источник: https://zona.media/article/2020/05/13/police

Какие новые полномочия появятся у сотрудников полиции в 2020 году после вступления в силу поправок к закону «О полиции»?

Закон о полиции ст 13 п 4. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Косвенно связанные с бизнесом права полицейских

Существующее правовое поле, в рамках которого функционирует Федеральный закон «О полиции» с 2011 года, когда он был принят, значительным образом изменилось, в результате чего назрела необходимость существенного изменения этого нормативного акта.

Цели внесения поправок в Федеральный закон «О полиции»

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»» эти изменения продиктованы, в первую очередь, необходимостью уточнить те права и полномочия, которые имеются у сотрудников полиции в связи с выполнением ими своих служебных обязанностей.

Целью внесения новых полномочий для сотрудников полиции в указанный федеральный нормативный акт является усиление гарантий, которые даются для защиты прав и интересов жителей государства. С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.

Также в рамках подготовленных и вносимых изменений планируется значительным образом усовершенствовать те механизмы, с помощью которых сотрудники полиции осуществляют свои обязанности по предупреждению, возможному пресечению, а в случае уже совершенного деяния – раскрытию тех преступлений, которые либо уже были зафиксированы, либо только совершены, но еще не зафиксированы.

Подготовка изменений в Федеральный закон «О полиции» также проводилась и с точки зрения уточнения существующих правовых механизмов. Так, в частности, в качестве еще одной цели внесения изменений в данный закон является назревшая необходимость исключить те правовые нормы, которые носят неопределенный характер, что затрудняет в настоящее время полноценное применение самого закона.

Какие изменения в полномочиях сотрудников полиции стали наиболее заметными

Изменения в Федеральный закон «О полиции» предполагают следующее.

Полномочия полицейскихБыло до внесения измененийПредусмотрено законопроектом
Применение оружияРегламентировалось положениями статьи 23 Федерального закона «О полиции». В случае применения оружия сотрудник полиции должен был объяснять, почему он принял решение о необходимости применения (на основании частей 8 и 9 статьи 18 указанного федерального нормативного акта)Перечень случаев, когда происходит применение оружия, не изменился. Добавлена возможность применять огнестрельное оружие, если на сотрудника полиции совершено нападение с использованием предметов, которые неотличимы внешне от настоящего оружия (например, если речь идет о нападении с использованием точной копии настоящего оружия).

В соответствии с частью 1(1) статьи 30 сотрудник полиции не будет подлежать ответственности за применение огнестрельного оружия, если в своих действиях он руководствовался действующими нормативными актами в рамках обеспечения безопасности людей и всего государства, а также если он в рамках применения оружия осуществлял свою профессиональную деятельность в силу возложенных на него профессиональных обязанностей

Вскрытие автомобиляРанее данное положение могло быть реализовано только в присутствии собственника транспортного средства. Любые действия с автомобилем могли быть совершены только на основании реализации положений пункта 20 части 1 статьи 13 указанного федерального законаЗаконопроектом предусмотрено введение статьи 15(1), в соответствии с которой автомобиль может быть вскрыт (то есть может быть осуществлено проникновение в него) в целях спасения жизни людей, обеспечения безопасности их жизни, а также если это отвечает цели пресечения преступления или задержания лица, которое уже совершило или в данный момент совершает преступление.

Если при вскрытии присутствует собственник, или в автомобиле кто-то есть, сотрудник полиции обязан ему представиться и объяснить, зачем он это делает.

Если автомобиль был вскрыт без присутствия собственника, а также если никто не присутствует при вскрытии или проникновении в автомобиль, то собственника необходимо в течение 24 часов известить о том, что вскрытие было осуществлено, а также обеспечить защиту транспортного средства от проникновения в него посторонних лиц.

Если автомобиль был вскрыт на основании применения сотрудником полиции действующих норм права, он не несет ответственности за повреждения, которые автомобиль получил

Право на оцепление и блокирование жилых домов, строений, земельных участковСуществовало и ранее. Регламентация проводится с помощью положений статьи 16 Федерального закона «О полиции». Предусматривается блокирование некоторых участков местности.

Часть 4 предусматривает блокирование или оцепление в тех случаях, когда иными способами безопасность лиц, проживающих или находящихся на такой территории, обеспечена быть не может

На основании законопроекта теперь речь идет об оцеплении и блокировании не участков местности, а территорий, что позволяет говорить о более широком распространении оцепления.

Кроме того, по проекту (часть 4 статьи 16) сотрудники полиции, если на территории действует оцепление, имеют право осуществлять личный досмотр физических лиц и транспорта, которые осуществляют перемещение по оцепленной или блокированной территории.

В случае отказа от досмотра запрещаются перемещение, вход и выход на такие территории

Обращение физического лица к полицейскому и полицейского к физическому лицуНа сотрудника полиции была наложена обязанность о необходимости представиться, назвать свою должность, а также предъявить по требованию свое служебное удостоверениеПредставление сотрудника полиции при обращении к нему физического лица или в случае его обращения к физическому лицу теперь – один из механизмов взаимодействия (слово «обязан» исключено из положений статьи, что подразумевает необходимость сообщать свое имя, а также звание – как само собой разумеющееся). Кроме того, добавлена часть 5(1) в статью 5, направленная на защиту интересов различных физических лиц в том случае, если на момент их взаимодействия с сотрудником полиции есть какие-то обстоятельства, которые представляют собой угрозу жизни таких физлиц или жизни нескольких лиц. Как только такие обстоятельства прекратили свое действие, сотрудник полиции должен полностью представиться, как это предусмотрено частями 4 и 5 указанной статьи

Таким образом, изменения в закон «О полиции» назрели достаточно давно. Делать выводы о том, насколько действенны эти изменения, можно будет на основе анализа сложившейся правоприменительной практики.

Источник: https://zakonguru.com/izmeneniya/polnomochiya-politseyskikh.html

Ст 13 п 15 закона о полиции. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Вневедомственная охрана компаний

Закон о полиции ст 13 п 4. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Косвенно связанные с бизнесом права полицейских

В соответствии с частью 4 статьи 13 закона «О полиции» от 07.02.2011 г. №3-ФЗ (далее – Закон «О полиции»), «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,…обязательны для исполнения…организациями, должностными лицами и иными лицами…».

Прежде всего, необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь те, которые являются законными. Законными являются требования, основанные на норме закона.

Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о предоставлении информации и документации обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции».

Кроме этого, деятельность сотрудников полиции регламентирована Федеральным Законом № 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – Закон «Об оперативно-розыскной деятельности»).

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • 1. п.п. 4, 17 ч.1, ч.4 ст. 13 Закона «О полиции»;
  • 2. ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • 3. ст. 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ;
  • 4. ст. 7 ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • 5. ст.ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  • Рассмотрим их подробнее и выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований:

    1. Закон «О полиции»

    Сотрудники полиции, в своих запросах «о предоставлении информации», обосновывают свои требования п.п. 4, 17 ст. 13 Закона «О полиции».

    Пункт 4 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

    В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашиватьи получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан.

    Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности. Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса.

    Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу.

    Ведь теоретически можно истребовать финансовую документацию компании и по материалу проверки по факту ДТП или, например, побоев.

    Пункт 17 части 1 статьи 13 закона «О полиции»

    Согласно данному пункту, сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности предоставление образцов и каталогов своей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы, необходимые для производства экспертиз. В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы», сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы. Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.

    Следовательно, если в запросе идет ссылка на вышеуказанную норму права — в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером, либо деле об административном правонарушении, в противном случае, Вы вправе на запрос не реагировать, ввиду его необоснованности. Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу, ссылки на указанную норму неправомерны, что является основанием отказа в предоставлении информации.

    II. Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года

    При применении ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в запросах «о предоставлении информации», сотрудники полиции чаще всего ссылаются на ст.ст. 6, 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

    Статья 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

    В статье 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены оперативно-розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:

  • Опрос.
  • Наведение справок.
  • Сбор образцов для сравнительного исследования.
  • Проверочная закупка.
  • Исследование предметов и документов.
  • Наблюдение.
  • Отождествление личности.
  • Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  • Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  • Прослушивание телефонных переговоров.
  • Снятие информации с технических каналов связи.
  • Оперативное внедрение.
  • Контролируемая поставка.
  • Оперативный эксперимент.
  • Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 2 указанной статьи – «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой. Вышеуказанное оперативно-розыскное мероприятие в данном случае может проводиться в виде гласного и подразумевает под собой получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.

    Оперативно-розыскное мероприятие, указанное в пункте 5 указанной статьи – «исследование предметов и документов», относится только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно-розыскных мероприятий.

    Статья 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

    В статье 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» приведены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

    Указанные основания должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении Вас оперативно-розыскных мероприятий и на основании этих данных Вы решаете соглашаться с проведением оперативно-розыскных мероприятий или нет.

    III. Статья 19.7 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

    Часто в своих запросах «о предоставлении информации» сотрудники полиции указывают на ответственность предусмотренную статьей 19.7 КоАП РФ — за непредставление сведений (информации).

    Данной нормой установлена ответственность — для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей, за «непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде».

    В соответствии с ранее действовавшим Законом «О милиции», сотрудникам милиции было предоставлено право:

    • получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них (п. 4 ст. 11 Закона «О милиции»);
    • получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»).
    • При этом, согласно статьи 23 Закона «О милиции», законные требования сотрудника милиции были обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.Таким образом, наличие у милиции права получать от организаций и граждан информацию (п. 30 ст. 11 Закона «О милиции»), не порождало аналогичную обязанность у организаций. А генеральный директор, равно как и иной сотрудник компании, как гражданин не имел полномочий предоставлять документацию, связанную с деятельностью организации и был вправе не давать объяснений на основании ст. 51 Конституции РФ.В связи с чем, ответственность за непредставление информации и документов для организаций и сотрудников не наступала.Сейчас же невыполнение законных требований сотрудника полиции, предусмотренных п.п. 4 и 17 ст. 13 закона «О полиции» влекут за собой ответственность по статье 19.7. КоАП РФ. Согласно части 4 статьи 13 Закона «О полиции» «Требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные пунктами 4…17…ч.1 ст.13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения…организациями…и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения». Как уже говорилось, статьей 19.7. КоАП РФ, за неисполнение указанных требований, установлен следующий размер штрафа: для граждан — от ста до трехсот рублей; для юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.

      IV. ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07 августа 2001 года

      На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.Как было указано выше, обязанности предоставлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями, данной статьей не предусмотрено.

      V. Статьи 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее УПК РФ)

      Иногда в запросах «о предоставлении информации», встречается ссылка на ст.ст. 144, 145 УПК РФ.Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.Статья 145 УПК РФ регламентирует порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.Вышеуказанные нормы уголовно-процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции право изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по предоставлению информации.Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны предоставить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения. В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции, на лицо может быть наложена ответственность по ст.19.7 КоАП РФ.Однако, в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о предоставлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. До тех пор, пока Вам не понятны причины и основания проверки — Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и соответственно не можете быть абсолютно уверены в законности Ваших действий. В связи с чем, в ответ на запрос, Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить Вам законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбужденно уголовное дело, каковы их номера). До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, представлять документы не рекомендуется.Адвокаты Китсинг В.А. и Матюшенко А.С.www.buhgalteria.ru

      Закон о полиции: Что новый Закон изменит в отношениях полиции с компаниями и их сотрудниками

      С 1 марта 2011 г. у нас полный Голливуд: вместо милиции — полиция, задержанные имеют право на один телефонный звонок, полиция контролируется обществом, видимо, из гуманных соображений нельзя поливать граждан из водомета слишком холодной водой и бить «палкой специальной по голове. » (Часть 7 ст. 14, п. 5 ч. 7 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Закон о полиции)

    Источник: https://admeo.ru/st-13-p-15-zakona-o-policii-zaprosy-iz-policii-kak-gramotno/

    Федеральный закон о полиции: статья 13 с последними изменениями, права сотрудников, личный досмотр и доставление граждан, экспертиза

    Закон о полиции ст 13 п 4. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Косвенно связанные с бизнесом права полицейских

    Осуществлять и замещать свою должность полицейские могут только на основании специального загона – закона о полиции. Разумеется, что все указать и предусмотреть в нем невозможно, поэтому используются в качестве регулятора отдельные локальные правовые акты.
    Разберемся подробнее с отдельными статьями этого федерального закона.

    Статья номер 13 ФЗ о полиции: основные сведения

    Федеральный закон о полиции был принят в 2011 году. Это достаточно новый закон и принят он был в связи с необходимостью полной переработки системы министерства внутренних дел. Ранее существовавшая милиция была переименована в полицию, в связи с этим и появилась необходимость разработки новой законодательной базы.

    Ст. 13 последней редакции с изменениями и дополнениями содержит в себе такие важнейшие сведения, как права сотрудников органов внутренних дел, именуемых полицейскими.

    В статье содержится огромный комплекс прав, куда входит 39 пунктов. Эти права предусмотрены, прежде всего, в целях обеспечения исполнения обязанностей, что так же прямо указано в ст. 13 данного ФЗ. Более конкретизирован порядок реализации указанных прав в нормативных правовых документах субъектов Российской Федерации.

    Права сотрудников полиции

    Статья 13 предоставляет сотрудникам МВД следующий комплекс правомочий:

    1. Право требования и пресечения незаконных действий.
    2. Право на проверку документов, удостоверяющих личность гражданина, независимо от его пола, расы, национальности и гражданства.
    3. Право посещать здания, сооружения и объекты при необходимости.
    4. Право на составление процессуальных документов, предусмотренных УПК РФ (например, протоколов).
    5. Задерживать граждан и доставлять их в уполномоченное место и др.

    Это далеко не весь комплекс прав полицейских. Их великое множество. Более детально изучить и рассмотреть права полицейских можно изучив вышеуказанный ФЗ, иные нормативные правовые акты, в том числе и локальные.

    Как правило, в зависимости от деятельности полицейского, прописан и определенный комплекс прав.

    Так, например, для патрульного применяются права на проверку документов, пресечения неправомерных действий и доставление гражданина в отделение полиции. Для сотрудника ГИБДД предусмотрен другой комплекс прав и др.

    Закон о полиции: проверка документов

    Одним из самых распространенных прав является право на проверку документов, удостоверяющих личность. Необходимо более детально разобраться с порядком и правилами осуществления данного действия и с существенными особенностями процедуры.

    Не всегда должностное лицо органов внутренних дел имеет право на такую проверку. В соответствии с 13-й статьей закона, оно возникает в следующих случаях:

    1. Когда гражданин выполняет незаконные действия.
    2. Когда имеются основания подозревать его в чем либо.
    3. В иных случаях, установленных федеральным законодательством.

    Нельзя просто так попросить показать документы. Сотрудник должен при этом представиться, назвать свое имя, отчество и фамилию, а также должность. При необходимости и по просьбе гражданина, сотрудник также обязан показать свои документы.

    Не всегда у человека есть при себе документ, удостоверяющий личность. В этой ситуации может быть применен любой другой способ идентификации, куда относится предъявление военного билета, водительского удостоверения и др.

    Еще одной правовой коллизией является то, а необходимо ли при проверке документов у гражданина показывать ориентировку, если таковая имеется? Многие правоведы полагают, что делать это необходимо, так как по сути, это прямое обоснование законности проверки документов, удостоверяющих личность.

    Другие же полагают, что этого делать не нужно, так как если документы проверяются у действительного преступника, указного в ориентировке, то предъявление ему такого акта его может попросту спугнуть. В связи с наличием этих двух позиций дать действительный ответ на то, нужно ли предъявлять ориентировку, пока что юридически не зафиксирован.

    Досмотр вещей и багажа

    Досмотр может производиться как лично сотрудником полиции, так и с помощью специальных приборов и средств, например, металлоискателей, рамок и др.

    Правом на досмотр обладают исключительно сотрудники полиции. Правовые основания для этого прописаны во внутренних локальных актах министерства внутренних дел.

    Сюда могут относиться, например, подозрительное поведение гражданина, сообщение о готовящемся преступлении и др. Такая проверка проводится в аэропортах, на автовокзалах и железнодорожных вокзалах.

    Необходимо это для общей безопасности и предотвращения террористических актов.

    Действия сотрудника в данном случае те же, что и при запросе и проверке документов, удостоверяющих личность. Сотрудник также обязан представиться, обозначить свою должность, а при необходимости предъявить и удостоверение.

    Доставление граждан, основания для задержания

    Как указано в статье №13 ФЗ, доставление граждан в отделение полиции должно происходить в порядке и по правилам, предусмотренным российским законодательством. Как и при личном досмотре, сотрудник обязан изначально представиться. Также обязательно должны быть разъяснены основания задержания и права гражданина.

    При задержании обязательно нужно подготовить приказ (протокол), форма которого устанавливается законом. Задержание должно происходит на основе принципов:

    • законности;
    • разумности;
    • гуманизма.

    Не допускается без необходимости применять к гражданину насилие, наручники, электрошокеры и дубинки. Любое насильственное действие должно быть правдиво обоснованно.

    Доставляется задержанный в специальном транспорте с логотипами органов внутренних дел и только сотрудниками полиции, находящимися при исполнении.

    Правовая экспертиза в соответствии с ФЗ о полиции

    Прежде чем проводить правовую экспертизу, нужно определиться со структурой закона о полиции с последними правовыми поправками.

    Закон состоит из следующих структурных элементов:

    1. Глава.
    2. Статья.
    3. Часть.
    4. Пункт.

    Правовая экспертиза позволяет установить действенность и обоснованность действующего нормативного правового акта.

    Стоит отметить, что данный закон практически ничем не отличается от ранее действующего нормативного правового акта, регулирующего деятельность милиции.

    Разумеется, что были изменены названия должностных лиц и иные не существенные аспекты. Иная информация, которая находится в данном законе, абсолютно схожа с ранее существовавшей.

    Последние изменения в данный федеральный закон были внесены в марте. Основные изменения коснулись порядка проведения оперативных розыскных мероприятий. Так, теперь сотрудникам предоставляется право на использование подложных документов и применение зашифрованных материалов в целях выявления преступника и пресечения незаконных действий, им совершаемых.

    Что говорит закон о полиции о предоставлении информации

    Деятельность сотрудников органов внутренних дел полностью открытой быть не может. Связано это с определенным рядом причин, например, с существующей тайной следствия. Предоставление государственной и общественной информации должно соответствовать нормам законодательства.

    Так, гражданин имеет право знакомиться с деятельностью министерства внутренних дел путем изучения информации, размещенной на сайте, в новостных лентах и открытых документов.

    Предоставление доступа к закрытым сведениям не допускается в соответствие с законом. За это может быть предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

    Источник: https://rusfz.ru/federalnyj-zakon-o-politsii-statya-13-s-poslednimi-izmeneniyami-prava-sotrudnikov-lichnyj-dosmotr-i-dostavlenie-grazhdan-ekspertiza

    Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться

    Закон о полиции ст 13 п 4. Запросы из полиции: как грамотно выкрутиться. Косвенно связанные с бизнесом права полицейских

    В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации.

    Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

    Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

    • от 100 до 300 рублей на граждан;

    • от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;

    • от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

    Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

    • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;

    • на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

    • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Запросами из полиции о предоставлении документации и информации: как грамотно выкрутиться

    Данная норма дает работникам полиции право истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности.

    Но необходимо обратить внимание на один аспект – это законность и обоснованность запроса.

    Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы) почему истребуемые документы относятся (имеют связь) к проводимой проверке или уголовному делу.

    Следственный комитет, полиция и прокуратура

    Запросы «от силовиков» приходят в большинство организаций реже, чем от налоговиков, но тоже с завидной регулярностью.

    Это может быть связано с очередными массовыми компаниями, проводимыми властями, либо с расследованием конкретных преступлений.

    Так, в преддверии проведения чемпионата мира по футболу некоторые организации получили запросы о наличии в штате лиц, не являющихся гражданами России.

    См. статью «Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов» журнала № 10′ 2016

    Как и в общении с налоговыми органами, игнорирование таких писем чревато серьезными последствиями. Организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 17.7 и ст. 19.7 КоАП РФ).

    Причем в ряде случаев может быть применена даже такая серьезная мера, как дисквалификация должностного лица на срок до 1 года или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней (в частности, если документы не предоставляются умышленно и это мешает расследованию, дознанию или административным процедурам привлечения к ответственности – ст. 17.7 КоАП РФ).

    Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

    • Сохраните и распечатайте памятку сотрудникам

    Какую информацию нужно предоставить по запросу следователя, полиции или ФСБ

    В запросе правоохранительных органов могут попросить предоставить любые сведения. Есть исключение: ряд документов компания передаст только по решению суда. Но, как правило, запрет касается документов как таковых, а не информации из них.

    При этом коммерческая тайна или персональные данные под запрет не попадают (постановление Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского от 27.02.15 по делу № 5–7/2015). Также правоохранительные органы обладают полномочиями, чтобы потребовать оригиналы документов.

    Если компании оригинал нужен для работы, можно предоставить нотариальную копию.

    При подготовке ответа можно уточнить, какие именно документы нужны, если из запроса следователя или полиции это не ясно. Лучше направить промежуточный ответ с уже собранными данными и одновременно задать уточняющий вопрос.

    На что обратить внимание, если поступил запрос полиции или других органов

    Запрос правоохранительных органов нужно проверить на соответствие закону:

    • он должен быть мотивированным,
    • его следует передать одним из установленных способов.

    Мотивированность запроса полиции или других органов проверяют так: в документе должна быть ссылки на материал проверки сообщения о преступлении или номер уголовного дела. Если ссылки или номера нет, нужно послать ответный запрос. Обращение адресуют руководителю:

    • сотрудника, от имени которого пришел запрос;
    • управления собственной безопасности органа, откуда он поступил.

    К обращению добавьте копию запроса. Попросите мотивировать запрос и подтвердить, что данный сотрудник действительно работает в этом органе.

    Источник: http://transcbank.ru/razdel-imushhestva/6784-zaprosy-iz-policii-kak-gramotno-vykrutitsya.html

    Вопросы адвокату
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: