Задачи, функции и основные направления деятельности прокуратуры. Функции прокуратуры Функции деятельности прокуратуры рф

Содержание
  1. Прокуратура РФ и ее задачи
  2. Цели и задачи прокуратуры РФ
  3. Функции прокуратуры
  4. Деятельность прокуратуры РФ
  5. Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов
  6. Цели прокурор­ского надзора :
  7. Задачи прокурорского надзора:
  8. Характерные черты прокурорского надзора:
  9. Место прокуратуры в системе государственных органов
  10. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
  11. Основные функции и задачи прокуратуры
  12. Ключевые направления
  13. Задачи прокуратуры РФ
  14. Основные задачи прокуратуры
  15. Участие в уголовных производствах
  16. Гражданское судопроизводство
  17. Арбитражные процессы
  18. Исполнительное производство
  19. Принципы работы
  20. Ограничения
  21. Права
  22. Дополнительно
  23. Чем отличается прокуратура от следственного комитета
  24. В чем основное отличие?
  25. Что такое прокуратура?
  26. Основная деятельность
  27. Состав
  28. Какие функции выполняет
  29. Что такое Следственный комитет?
  30. Состав подразделения
  31. Какая из этих структур считается главнее?

Прокуратура РФ и ее задачи

Задачи, функции и основные направления деятельности прокуратуры. Функции прокуратуры Функции деятельности прокуратуры рф

Прокуратура – это один из первых правоохранительных органов, созданных в старину. Сегодня прокуратура – это единая система федеральных органов, в полномочия которых входит:

  • осуществление государственного надзора за исполнением правовых норм РФ в процессе преследования уголовного характера;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • охрана интересов государства и общества;
  • другие функции, связанные с соблюдением Конституции РФ.

Определение 1

Прокурор — должностное лицо, уполномоченное специальными правовыми нормами РФ на осуществление уголовного преследования в ходе уголовных разбирательств, а также наблюдение за процессуальной деятельностью дознавателей.

Несмотря на то, что прокурор относится к числу представителей обвинения, его полномочия не ограничиваются уголовным преследованием.

В деятельность прокурора входит осуществление определенных функций, включающих в себя надзор за законностью.

Уголовное преследование является одной из основных процессуальных функций, а прокурорский надзор – это проявление правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Основные функции прокурора:

  • контроль за соблюдением полномочий органами, осуществляющих уголовные преследования, а также органами, ведущими подготовку материалов для суда на всех стадиях досудебного разбирательства;
  • надзор за действиями сторон, представляющих общественные интересы и поддерживающих сторону обвинения в стадии судебного процесса;
  • правозащитная функция при исполнении приговора, то есть осуществление контроля над законностью;
  • определение порядка объединения уголовных дел в одно судопроизводство, следствие по которым ведется разными органами предварительного расследования (ч.7, ст. 151 УПК);
  • надзор над исполнением регламентированных законом правил приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях;
  • соучастие в процессе предварительного следствия, при необходимости производство собственных, следственных действий;
  • согласование ходатайства дознавателя, следователя об избрании меры пресечения или его отмене;
  • согласование на производство какого-либо процессуального действия, которое можно произвести только на основании судебного решения;
  • отстранение от расследования или судебного процесса, нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя, а также согласование их самоотводов;
  • определение компетентности органа дознания для ведения того или ионного уголовного дела и передавать его в следственный отдел;
  • отстранение следователя от определенного уголовного дела и передача его другому следователю, обоснование основания передачи дела;
  • назначение определенного органа дознания для производства следственных действий, предоставление данному органу инструкции о проведении познавательных мероприятий;
  • утверждение решения следователя или дознавателя о закрытии уголовного дела;
  • обоснованное остановка производства уголовного дела.

Прокурор уполномочен рассматривать и принимать решения по поданным ходатайствам, таким, как: санкция на обыск, продление или сокращение срока заключения под стражу, временное или постоянное отстранение обвиняемого, подозреваемого от должности, продление срока досудебного расследования, наложение ареста имущества.

Участие прокурора обязательно абсолютно во всех стадиях процесса уголовного судопроизводства, но следует отметить, что характер участия и объем его полномочий в данных процессах различны.

Например, в ходе процессов дознания и досудебного производства по уголовным делам, прокурор имеет значительные полномочия властно-распорядительного характера, которые заметно отличаются от полномочий участия прокурора во стадиях судебных процессов.

Уже с момента поступления сигнала о преступлении, согласно Конституции, прокурор наделен государственно-властными полномочиями.

Цели и задачи прокуратуры РФ

Замечание 1

Осуществление своей деятельности прокуратура производит согласно Федеральному Закону п. 2 ст. 1 «О прокуратуре».

Цели, которые призвана достигнуть прокуратура в результате своей деятельности:

  • главенство закона;
  • закрепление единства законности;
  • обеспечение защиты права и свободу человека;
  • охрана законных интересов государства и общества в целом.

Для укрепления единства законности в РФ прокуратура обязана осуществить выполнение определенных задач: своевременное выявление действий, противоречащих Конституции РФ; принятие своевременных мер по устранению нарушений правил и норм, прописанных в Конституции РФ; предупреждение возможного нарушения закона.

К полномочиям прокуратуры РФ относятся: контроль, над исполнением всех конституционных норм и правил; уголовное преследование; координация производственной деятельности всех правоохранительных органов; участие в судовом процессе; правотворческая деятельность; сотрудничество прокуратуры РФ с соответствующими органами других государств и другими международными организациями.

Замечание 2

В Конституции РФ (гл. 7 ст. 129), прописано, что прокуратура РФ – это единая централизованная система, состоящая из подчиненных друг другу прокуроров, от нижестоящих к вышестоящим.

Существуют некоторые другие нормативные акты, характеризующие статус прокуратуры и определяющие отношение к юридическому регулированию деятельности прокуратуры.

Высшей прокурорской инстанцией на территории Российской Федерации является Генеральный прокурор РФ.

Для правового регулирования порядка деятельности прокуратуры РФ, а также успешной организации деятельности прокуратуры, являются актуальными Арбитражный Уголовный и Гражданский процессуальные кодексы.

Данные нормативные акты помогают определить основания для участия представителей прокуратуры в рассмотрении дел в суде, а также дают полномочия прокурору для обращения в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, и иные полномочия прокурора, участвующего в судебном разбирательстве.

Функции прокуратуры

Определение 2

функция прокуратуры – надзор за исполнением действующего законодательства.

Прокурорский надзор осуществляется по нескольким направлениям, а именно: за исполнением законодательства федеральными министерствами и ведомствами, законодательными (представительными) и исполнительными органами местного самоуправления, субъектов Федерации, военного управления, их должностными лицами; за соблюдением прав и свобод человека; за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание; за исполнением законов и нормативно-правовых актов администрациями учреждений и органов, реализующих виды наказаний, применяющих меры принудительного характера, назначаемые судом, мест содержания задержанных и заключенных под стражу (лечебно-исправительных колоний, исправительных колоний, воспитательных колоний, тюрем и т.д.); за исполнением законов и нормативных актов судебными приставами.

Кроме функций надзора прокуратура выполняет функции:

  • уголовного преследования за исполнением органами предварительного следствия и дознания законов и полномочий, прописанных в уголовно-процессуальном кодексе;
  • участие в осуществлении правосудия – участие в качестве обвинителя в рассмотрении дел судами, направление в вышестоящие инстанции представления на решения, определения, постановления и приговоры, противоречащие закону;
  • рассмотрение заявлений и жалоб, содержащих сведения о нарушении закона, в порядке, предусмотренном законом;
  • координация деятельности федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, таможенной службы, иных правоохранительных органов при борьбе с преступностью;
  • участие в правотворческой деятельности (внесение предложений об дополнении, изменении, принятии или отмене законов и нормативно-правовых актов;
  • издательская функция – выпуск специальных изданий Генеральной прокуратурой.

Деятельность прокуратуры РФ

Деятельность органов прокуратуры строится исходя из основных принципов.

Принцип законности. Правовую основу деятельности прокуратуры составляют Конституция, международные договоры, федеральные законы. Прокуратура не может выполнять функции, не предусмотренные соответствующим законом.

Принцип независимости. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной власти (федеральных, субъектов Федерации, общественных объединений, органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. Недопустимость будь-какого вмешательства в осуществление прокурорского надзора.

Принцип обязательности исполнения требований прокурора. Вытекающие из полномочий прокурора требования, подлежат исполнению в установленный срок. За неисполнение требований прокурора, вытекающих из соответствующих полномочий, следует установленная законом ответственность.

Принцип гласности. Работники прокуратуры действуют гласно в пределах, не противоречащих требованиям законодательства России об охране прав и свобод, о государственной или иной, охраняемой законом, тайне. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Принцип неприкосновенности прокурора. Характеризуется особым порядком привлечения к административной и уголовной ответственности, осуществляемой органами прокуратуры. В случаях, когда в отношении прокурора возбуждено дело, он освобождается от занимаемой должности на период расследования данного дела.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/prokuratura_rf_i_ee_zadachi/

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора в РФ. Место прокуратуры в системе государственных органов

Задачи, функции и основные направления деятельности прокуратуры. Функции прокуратуры Функции деятельности прокуратуры рф

Прокурорский надзор –  осуществляемая от имени государства деятельность специально уполно­моченных должностных лиц (прокуроров) по обеспечению точно­го исполнения и единообразного применения Конституции РФ и зако­нов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Цели прокурор­ского надзора :

    • обеспечение верховенства закона;
    • обеспечение единства и укрепления законности;
    • защита прав и свобод человека и гражданина;
    • защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи прокурорского надзора:

1) надзор за исполнением законов:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
    • органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • судебными приставами;
    • администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:

    • федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

3) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

4) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

5) возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Характерные черты прокурорского надзора:

    1. этот вид надзора рас­пространяется на Конституцию РФ и все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам (принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов осуществля­емого государственными органами надзора и контроля: администра­тивного, экологического, санитарного и т. д.

      );

    2. прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и, со­ответственно — высшими должностными лицами государства.

      Исклю­чены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово “суд” (третейский суд, суд чести, товарищеский суд и т. д.);

    3. прокурорский надзор является лишь одним из направ­лений прокурорской деятельности.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принци­пах, среди которых можно выделить принципы единства и центра­лизации, независимости от федеральных и местных органов и гласно­сти (ст. 4 Закона о прокуратуре).

Место прокуратуры в системе государственных органов

По Конституции РФ (ст. 129) и Закону о прокуратуре (ст. 11) орга­ны прокуратуры составляют единую централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

Про­куратура строится в соответствии с административным и националь­но-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор РФ.

Его полномочия по руководству органами прокуратуры определены Законом о проку­ратуре.

Образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ.

Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Система органов прокуратуры РФ

  1. Генераль­ная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры;
  4. научные и образовательные учреждения;
  5. редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами.

Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генераль­ная прокуратура РФ, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений).

Военная прокуратура, хотя и входит в единую систему органов прокуратуры, является автономной и только в своей верхней части включена в структуру Генеральной прокуратуры РФ, в которой действует военная прокуратура (возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором).

В со­став военной прокуратуры, кроме того, входят военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (далее – органы военной прокуратуры).

Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

Органы прокуратуры:

    1. осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами;
    2. действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;
    3. информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

Прокуроры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Прокурорские работники не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/suschnost-tseli-i-zadachi-prokurorskogo-nadzora-v-rf-mesto-prokuraturi-v-sisteme-gosudarstvennich-organov

Основные функции и задачи прокуратуры

Задачи, функции и основные направления деятельности прокуратуры. Функции прокуратуры Функции деятельности прокуратуры рф

Прокуратура, функции и задачи которой будут рассмотрены далее, не относится к судебной системе. Работа в ее учреждениях и подразделениях является разновидностью федеральной госслужбы.

Органами прокуратуры решаются задачи, направленные на надзор за соблюдением законодательства, действующего на территории страны. Они призваны обеспечить защиту свобод, прав граждан, интересов государства и общества.

Рассмотрим далее задачи органов прокуратуры, а также принципы, на которых базируется их работа.

Ключевые направления

Понятие и задачи прокуратуры закреплены в ФЗ № 2202-1. В 1 статье нормативного акта определены ключевые направления работы. Цели и задачи прокуратуры сводятся к обеспечению:

Первое и второе направления считаются приоритетными. Вместе с тем недопустимо противопоставлять правозащитные задачи деятельности прокуратуры охране государственных и общественных интересов.

Без обеспечения последней нельзя гарантировать защиту свобод и прав населения. Цели надзора можно разделить на конечные и ближайшие. К первым относят принятие мер по выявлению конкретного нарушения интересов граждан и их восстановление.

В качестве конечного результата выступает создание условий, исключающих несоблюдение закона.

Задачи прокуратуры РФ

Они сформулированы в конституционных положениях, ФЗ № 2202-1, указаниях и приказах, прочих нормативных актах.

Задачи органов прокуратуры связаны с обеспечением надзора за единообразным и точным соблюдением законов федеральными службами, министерствами и прочими институтами власти, региональными и территориальными структурами, подразделениями военного управления, контроля, их служащими, администрациями и руководителями организаций. В каждой отрасли, направлении работы ставятся конкретные вопросы и проблемы. Их разделяют на частные и общие. Все они связаны друг с другом, их реализация взаимообусловлена. Специальные и общие задачи органов прокуратуры закреплены Конституцией, законодательством и прочими актами, регламентирующими отдельные элементы надзора и другой работы института. Частные проблемы достаточно многочисленны и разнообразны. Они появляются в конкретных условиях работы института.

Основные задачи прокуратуры

В рамках надзора за соблюдением нормативных предписаний должностные лица в первую очередь осуществляют проверку соответствия издаваемых правовых документов Конституции, ФЗ, Указам президента. В задачи прокуратуры входит:

  1. Защита интересов и прав организаций и граждан, ставших потерпевшими в преступлениях, личности от необоснованного и незаконного обвинения, ограничения свобод, осуждения.
  2. Обеспечение строго выполнения положений УПК при задержании подозреваемых.
  3. Соблюдение законности при применении мер пресечения и привлечении к ответственности по статьям УК.
  4. Выполнение нормативных предписаний и распоряжений Генпрокурора об объективном, всестороннем и полном изучении обстоятельств дела.

В рамках надзора за соблюдением законодательства администрациями учреждений, осуществляющих исполнение наказаний, принудительных мер, назначенных судом, производятся проверки:

  1. Правомерности нахождения граждан в местах предварительного заключения, содержания задержанных, исправительных и прочих заведениях.
  2. Соблюдения прав и выполнения обязанностей осужденных, заключенных под стражу, задержанных и субъектов, подвергнутых принудительным мерам, установленных нормативными актами, обеспечения условий, порядка их содержания.

Участие в уголовных производствах

В рамках рассмотрения дел реализуются следующие задачи прокуратуры:

  1. Обеспечение соблюдения предписаний законодательства об объективном, всестороннем, полном, своевременном разбирательстве во всех инстанциях.
  2. Квалифицированное поддержание государственного обвинения.
  3. Содействие суду в принятии обоснованного, законного, справедливого решения по каждому делу.
  4. Внесение представлений по приговорам в апелляционную, надзорную, кассационную инстанцию.

Гражданское судопроизводство

В рамках рассмотрения споров в задачи прокуратуры входит:

  1. Обеспечение требований законодательства о полном, всестороннем и объективном рассмотрении судом обстоятельств дела, содействие в вынесении обоснованного, справедливого, правомерного решения.
  2. Своевременное принятие мер, предусмотренных нормами, по устранению нарушений, от кого бы они ни исходили.
  3. Участие в разбирательстве гражданских споров в случаях, закрепленных законодательством.
  4. Обращение в суды общей юрисдикции с заявлениями о защите интересов и прав организаций, государства и граждан. Законодательство специально оговаривает соответствующие случаи.
  5. Внесение представлений в апелляционную надзорную, кассационную инстанции для обеспечения обоснованности, правомерности и справедливости актов, вынесенных судами общей юрисдикции.

Арбитражные процессы

В задачи прокуратуры при разбирательстве экономических споров входит:

  1. Участие в производствах по первой инстанции. В законодательстве установлены случаи, когда привлечение должностных лиц обязательно. В рамках арбитражных производств прокуроры обеспечивают укрепление законности, предупреждение нарушений в экономической сфере, защиту общественных и государственных интересов.
  2. Составление и предъявление в суды заявлений, исков для устранения и пресечения неправомерных действий в экономической сфере.
  3. Своевременное оспаривание в апелляционных и кассационных инстанциях определений, решений, постановлений по арбитражным производствам, возбужденным по обращениям прокуроров, и делам, в которых они участвовали в первой инстанции.

Исполнительное производство

В задачи прокуратуры также входит надзор за работой судебных приставов. В частности, должностные лица:

  1. Обеспечивают обоснованность исполнения норм процессуального права, регулирующих правильность и своевременность исполнения актов судов по гражданским, уголовным, арбитражным производствам.
  2. Проверяют законность постановлений.
  3. Контролируют правомерность применения приставами оружия и прочих спецсредств, соблюдение ими свобод и прав граждан при реализации принудительных мер, осуществлении мероприятий по поддержанию в служебных помещениях общественного порядка.

Принципы работы

Прокуратура России формирует единую централизованную федеральную систему учреждений и подразделений. Полномочия реализуются на основе вертикального подчинения.

Органы прокуратуры выполняют задачи независимо от федеральных, региональных, территориальных институтов власти, общественных организаций в строгом соответствии с нормативными предписаниями.

Должностные лица реализуют полномочия гласно в той степени, в которой это допускают правовые акты об охране свобод и интересов граждан, о государственной и иной охраняемой тайне.

Ограничения

Следователи и прокуроры обладают особым статусом. Он накладывает на них соответствующие ограничения. В частности, указанные лица не могут состоять в общественных объединениях, политической направленности, а также участвовать в их работе.

Не допускается формирование таких организаций и в учреждениях прокуратуры. Кроме этого, служащие не могут совмещать основную работу с иными оплачиваемыми или оплачиваемыми занятиями.

Исключениями являются преподавательская, научная, творческая деятельность.

Законодательство запрещает всякое вмешательство в прокурорский надзор.

Любое воздействие структур власти, общественных организаций, СМИ, их должностных лиц и представителей для влияния на принимаемые решения или создания препятствий в работе служащих предполагает ответственность.

Прокуроры не обязаны давать какие-либо объяснения по существу дел, находящихся у них в производстве, предоставлять материалы кому-либо для ознакомления, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством.

Должностные лица не связаны решениями, принимаемыми общественными объединениями. Никто не может без разрешения служащих обнародовать информацию о предварительном следствии и проверках до их окончания. Невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, уклонение от явки по вызову влекут ответственность, определенную законом.

Права

Для реализации задач, прокуроры могут участвовать в заседаниях органов представительной и исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также территориальных структур власти. Они могут привлекаться к рассмотрению протестов и представлений, внесенных ими.

Генпрокурор и служащие, подчиненные ему, координируют деятельность, направленную на борьбу с преступностью органов ВД, ФСБ, ФТС и иных правоохранительных структур.

Для обеспечения реализации соответствующих полномочий организуются совещания, создаются рабочие группы, запрашивается статистическая и иная информация, осуществляются иные мероприятия, согласно Положению, утвержденному Президентом.

Дополнительно

Прокурор при возникновении в ходе реализации своих задач необходимости совершенствования существующих нормативных актов может внести в органы, наделенные законодательной инициативой, соответствующего, а также нижестоящего уровня предложения о дополнении, изменении, принятии, отмены правовых документов.

Данное право делает служащих активными участниками нормотворчества. В органах прокуратуры осуществляется рассмотрение и разрешение обращений, заявлений, жалоб, содержащих информацию о нарушении законодательных положений. Решения, принимаемые должностными лицами, не препятствуют реализации лицами их права на предъявление исков в суд.

При этом установлен определенный порядок подачи заявлений в прокуратуру. Решения по жалобе на определение, приговор, постановление суда может оспариваться. Соответствующее заявление направляется исключительно вышестоящему прокурору. Законодательство предписывает служащим составлять мотивированный ответ на жалобу или иное обращение.

В случае отказа в удовлетворении заявления, лицу его направившему, должны разъясняться правила обжалования такого решения, порядок, в соответствии с которым ему надлежит требовать судебной защиты, если это предусматривается нормами.

Прокурор, согласно предписаниям законодательства, принимает необходимые меры для привлечения субъектов, совершивших нарушение, к ответственности. Нормативными актами не допускается пересылка жалобы в орган либо должностному лицу, действия или решения которых оспариваются.

Источник: https://FB.ru/article/295938/osnovnyie-funktsii-i-zadachi-prokuraturyi

Чем отличается прокуратура от следственного комитета

Задачи, функции и основные направления деятельности прокуратуры. Функции прокуратуры Функции деятельности прокуратуры рф

До 2011 года Следственный комитет входил в Прокуратуру РФ. 15 января 2011 года произошло разделение. Ниже рассмотрены основные направления деятельности двух структур. В чем заключаются различия в их функционале? Кто из них главнее и находится ли другой в подчинении?

В чем основное отличие?

Для понятия главных различий, необходимо разобраться с определениями.

Прокуратура – система органов, осуществляющих надзор за выполнением действующих законов, соблюдением прав и свободы граждан страны.

Кроме того, она представляет сторону обвинения в уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет – государственный орган, занимающийся расследованием тяжких преступлений и обладающий иными полномочиями в уголовном судопроизводстве.

Таким образом, становится понятно, что эти две государственные структуры осуществляют разные функции: защита прав граждан – задача прокурора, расследование преступлений – СК. Точкой соприкосновения является уголовное судопроизводство. Однако, и здесь их задачи не пересекаются.

Что такое прокуратура?

Прокуратура РФ – система органов, задача которых в осуществлении надзора за соблюдением прав, прописанных в Конституции, и исполнении законов. В ее обязанности входят и иные функции, установленные ФЗ “О Прокуратуре Российской Федерации”. Этот законодательный акт регулирует порядок организации, полномочия и деятельность данной государственной структуры.

Орган относится к военизированным организациям. Это означает, что его служащие имеют право приобретать и носить боевое оружие. Служащие могут проходить военную, правоохранительную и гражданскую государственную службу. Это независимая структура, она не принадлежит ни к одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Основная деятельность

Согласно ст.1 ФЗ “О Прокуратуре РФ”, основная ее задача – надзор за соблюдением действующего законодательства. При этом, данный закон предусматривает и другие направления деятельности. К ним относятся:

  • представление стороны обвинения в уголовном судопроизводстве;
  • осуществление уголовного преследования за совершенное преступление;
  • работа с обращениями и заявлениями граждан.

Состав

Прокуратура представляет собой централизованную систему учреждений, в подчинение которых входят нижестоящие прокуроры. Общее руководство системой осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

В состав входят:

  • Генеральная прокуратура РФ;
  • учебные организации;
  • прокуратуры субъектов РФ, городов и районов;
  • Военная прокуратура РФ;
  • специализированные подразделения;
  • редакции печатных изданий.

Какие функции выполняет

Основная функция – осуществление надзора. В рамках своих полномочий, она осуществляет надзор за:

  • за соблюдением и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, а также, должностными лицами. Контролирует соответствие действующим законом, правовых актов, издаваемых этими органами власти;
  • за соблюдением законов органами, занимающимися оперативным розыском, дознанием и реализацией мер принудительного характера;
  • соблюдением законодательства судебными приставами;
  • соблюдением законодательства органами и учреждениями, выполняющими функции по исполнению наказаний, содержанию заключенных и задержанных.

Помимо надзора, она осуществляет и другие функции:

  • координация работы правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью;
  • сотрудничество с международными организациями;
  • выпуск специализированных изданий;
  • участие в судебных процессах по уголовным делам;
  • вынесение решений по противоречащим закону судебным решениям;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • рассмотрение жалоб и обращений от граждан.

Что такое Следственный комитет?

Следственный комитет РФ (СК) – федеральный государственный орган, в задачи которого входит осуществление уголовного судопроизводства и иные задачи.

СК образован от Следственного комитета при Прокуратуре РФ, отделился он 15 января 2011 года.

Относится к военизированным организациям, его служащие имеют право приобретать боевое оружие.

Наделен правом производства предварительного расследования, осуществляемого в форме предварительного следования.

В СК предусмотрены три вида службы: военная, правоохранительная и гражданская. Руководство деятельностью органа осуществляет Президент РФ.

Состав подразделения

Система Следственного комитета включает в себя:

  • центральный аппарат, состоящий из:
  • главных управлений и управлений;
  • отделов;
  • отделений.
  • главные следственные управления и следственные управления субъектов РФ, а также приравненные к ним отделы;
  • межрайонные следственные отделы, следственные отделы, отделения районов и городов.

Какая из этих структур считается главнее?

Сравнение этих двух организаций – некорректно, так как они выполняют разные функции.

Точка их соприкосновения – прокурорский надзор за следствием. Согласно ст. 124 УПК РФ, все жалобы на действие следователя рассматриваются прокурором.

Он также подписывает обвинительное заключение при направлении дела в суд и поддерживает государственное обвинение.

Поэтому, формально, прокуратура может оказать влияние и усложнить работу следственно комитета.

СК РФ и Прокуратура России – независимые друг от друга государственные органы. Однако, деятельность этих организаций пересекается в вопросах, касающихся уголовного преследования и обвинения. Поэтому, полностью выделить деятельность следственного комитета из органов прокуратуры – затруднительно.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vzapase_expert/chem-otlichaetsia-prokuratura-ot-sledstvennogo-komiteta-5ccd70c6c76e7d00b1fe413a

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: