В соответствии с требованиями санпин. Требования к освещению. к учебным кабинетам

Содержание
  1. Требования СанПиН к естественному и искусственному освещению медицинских учреждений
  2. Правила устройства искусственного освещения в медицинских учреждениях в соответствии с СанПиН
  3. Врачебные кабинеты
  4. Зона ожидания приёма врача
  5. Вспомогательные помещения
  6. Операционная
  7. Лаборатория
  8. Палаты
  9. Процедурные кабинеты
  10. Организация дежурного освещения
  11. Устройство аварийного и эвакуационного освещения
  12. Какие помещения могут не иметь естественного освещения
  13. Выбор электроосветительного оборудования
  14. Освещение школьных классов и учебных аудиторий
  15. 1. Требования к световой среде
  16. 2. Параметры световой среды: описание и способы определения
  17. 3. Что учесть при замене осветительного оборудования
  18. СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школы
  19. Скачать СанПин для школ 2019
  20. Оснащение классов в школе по СанПиН
  21. Освещение в школе — Нормы и требования к освещению
  22. Освещение в школе-Библиотеки
  23. Амфитеатр и конференц-залы
  24. Освещение в школе-коридоры
  25. Освещение в школе-кафетерии
  26. Освещение в школе-Зоны отдыха
  27. Освещение в школе-Комната для персонала
  28. Освещение в школе-Спортзалы

Требования СанПиН к естественному и искусственному освещению медицинских учреждений

В соответствии с требованиями санпин. Требования к освещению. к учебным кабинетам

Обеспечение необходимой интенсивности и качества освещения:

  • Улучшает внешний вид заведений
  • Создаёт атмосферу спокойствия и доверия, благодаря элементам светового дизайна и декоративного освещения
  • В операционных, процедурных, лабораториях – способствует профессиональной деятельности персонала
  • Обеспечивает комфортные условия пребывания пациентов
  • В домах престарелых и реабилитационных центрах – повышает безопасность, благодаря хорошей видимости.

Правила устройства искусственного освещения в медицинских учреждениях в соответствии с СанПиН

Уровень освещённости и характеристики светильников изложены в разделе 7 СанПиН 2.1.3.2630-10. В медучреждениях обычно сочетают общее освещение рассеянного типа с местным. Ниже приведены основные рекомендации по уровню освещённости, измеряемому в люксах.

Врачебные кабинеты

Минимальный уровень 300 люкс. Для рабочего стола и зоны, в которой врач осматривает пациентов, рекомендуется использовать дополнительный источник искусственного света, обеспечивающий 500-1000 Лк.

Рядом с кушетками монтируют настенный светильник или консоль со светильником. Высота расположения – 1,7 м. Вариант – использование переносного осветительного прибора. Спектр света – приближенный к дневному.

Для проведения определённых манипуляций применяют специальные устройства, обеспечивающие направленный световой поток.

Первая медицинская помощь может оказываться вне специализированных кабинетов. Оптимальное значение в этом случае – 500-1000 Лк.

Зона ожидания приёма врача

150-250 Лк – такого уровня вполне достаточно для создания эмоционального покоя и комфорта пациента.

Вспомогательные помещения

  • Санитарно-гигиенические – общий показатель – 100-200 Лк, подсветка зеркал – 200-400 Лк
  • Коридоры и лестничные площадки – 150-250 Лк

Операционная

Оборудование этого помещения требует особого внимания, поскольку врачи и медсёстры могут часами стоять за операционным столом. Поэтому предпринимают все меры для предотвращения усталости глаз.

Общее освещение рекомендуется в диапазоне 500-1000 Лк, операционного стола – 20000-40000 Лк. В операционной используют бестеневые светильники. По отечественным стандартам их рекомендуется оснащать галогенными лампами.

Однако всё чаще для этой цели используют светодиодные источники света.

Лаборатория

Уровень общей освещённости – 500 Лк, рабочего стола – 500-1000 Лк.

Палаты

Общая освещённость должна составлять 100-250 Лк. Помимо общего, в этом помещении устраивают прикроватное (250-500 Лк) и ночное дежурное освещение. Рекомендуется монтаж светильников на высоте 1,7 м у каждое кровати. В детских и психиатрических отделениях такое расположение приборов не применяется.

Процедурные кабинеты

Свет в таких помещениях должен быть смягчённым, обеспечивающим пациентам покой и комфорт. Для достижения такого эффекта рекомендуется монтаж бестеневых потолков. Общий уровень – 500 Лк.

Для освещения прилегающей территории приборы располагают таким образом, чтобы прямой свет от них не попадал в палаты.

Организация дежурного освещения

СанПиН предусматривают монтаж не только общего, но и дежурного освещения для тёмного времени суток. Такие светильники монтируют возле двери на высоте 30 см от пола.

В психиатрических и детских отделениях приборы, рассчитанные на 220 В, располагают на высоте не менее 220 см над полом.

При наличии в дежурной осветительной сети напряжения, на превышающего 50 В, и разделительных трансформаторов светильники можно монтировать на высоте 30 см.

В коридорах, вестибюлях и других помещениях в качестве дежурных могут использоваться осветительные приборы эвакуационной сети или отдельной линии сети общего света.

Устройство аварийного и эвакуационного освещения

Эвакуационное освещение, обеспечивающее уровень не менее 5 Лк, монтируется в палатах, коридорах, вестибюлях на лестничных клетках. Аварийная сеть, гарантирующая интенсивность света не менее 5% от нормативной общей освещённости, прокладывается в следующих помещениях:

  • Операционных
  • Палатах реанимации
  • Процедурных и перевязочных
  • Сестринских постах
  • С оборудованием, поставляющих сжатый воздух и газ
  • Лифтах, предназначенных для перемещения пожарной команды
  • Технического назначения – насосных, тепловых пунктах, электрощитовых.

Период переключения от общей сети на аварийную должен составлять не более 15 секунд. К аварийной сети в обязательном порядке подсоединяют все входы в строение, мусоросборники, указатели пожарных гидрантов, номерные знаки.

Часть светильников помещений первой и второй групп подключают к общей системе электроснабжения и источнику бесперебойного питания – ИБП или автономному генератору. В операционных и палатах реанимации к запасному источнику электропитания подсоединяют не менее половины осветительных устройств, в палатах интенсивной терапии и помещениях первой категории – не менее 1 светильника.

Какие помещения могут не иметь естественного освещения

В соответствии с СанПиН без источников естественного света могут быть помещения:

  • Инженерно-технические, предназначенные для размещения вентиляционного, отопительного, компрессорного оборудования, серверные
  • Для отдыха и гигиенических потребностей персонала, проведения конференций и совещаний
  • Вспомогательные – предназначенные для хранения документации, бельевые, моечные, пищеблоки, столовые, ритуальные, санпропускники, санкомнаты
  • Реабилитационные – тренажёрные залы, массажные, терапии сном, бальнеологических процедур

Естественный свет может отсутствовать в помещения, указанных в задании на проектирование. Это – операционные, монтажные аппаратов – диализных и обеспечения искусственного кровообращения, регистратура и другие.

Выбор электроосветительного оборудования

В соответствии со СНиП 23-05-95*, требованиям к светильникам  в медицинских учреждениях отвечают люминесцентные и галогенные лампы накаливания, спектр которых близок к естественному. Обычные лампы накаливания для этих целей не используется.

В операционных монтируют бестеневые светильники, для которых применяют галогенные лампы. Их энергоэффективная альтернатива – светодиодные источники света.

В медицинских учреждениях Европы освещение на базе светодиодов практически полностью вытеснило источники света других типов.

Но в России исследования воздействия светодиодных ламп на здоровье человека ещё не закончены, поэтому для установки в местах постоянного пребывания пациентов СанПиН их пока не рекомендуют.

Основные требования к светильникам для медучреждений:

  • Размещение должно быть таким, чтобы источники света и их отражающие части не находились в поле зрения человека в лежачем положении
  • Всё осветительное оборудование должно оснащаться качественными сплошными рассеивателями
  • Источники с люминесцентными лампами оснащают пускателями с пониженным уровнем шума.

Источник: http://org.company-era.ru/services/sanpin-dlya-meduchrezhdeniy/osveshchenie-po-sanpin-v-meduchrejdeniyah/

Освещение школьных классов и учебных аудиторий

В соответствии с требованиями санпин. Требования к освещению. к учебным кабинетам

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.

Рис. 1.

Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) < 60 и с устаревшими электромагнитными ПРА, из-за которых коэффициент пульсации освещенности превышает 30 %.

Использован спектрометр Uprtek mk350n и люксметр-яркомер-пульсметр ЕЛАЙТ02

Содержит требования к документально подтверждаемым и проверяемым параметрам световой среды, шаблон протокола осмотра систем освещения и рекомендации по устранению несоответствий.

1. Требования к световой среде

Световая среда — совокупность измеряемых или описываемых влияющих на человека факторов окружающей среды, связанных с освещением.

1.1. Общие требования к параметрам световой среды для классов и учебных аудиторий

1.2. Дополнительные требования к светодиодным светильникам

2. Параметры световой среды: описание и способы определения

Параметры световой среды можно измерить или проконтролировать. Несоответствие является основанием для корректирующих действий.

2.1 Средний уровень освещенности парт в соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 не должен быть ниже 400 лк. Минимальная освещенность парт не должна быть ниже 90 % этой нормы.

Причиной несоответствия может быть постепенное снижение светового потока люминесцентных ламп. Если в помещении не работает более одной люминесцентной лампы, скорее всего, лампы заменяются при выходе из строя, а не по графику. В таком случае необходим приборный контроль освещенности. Для визуального комфорта разница освещенности парт неважна, но доска должна быть освещена не хуже парт. По СП 52.13330.2016 освещенность центра доски не менее 500 лк. Часто норма не соблюдается из-за того, что для доски нет отдельного светильника. Общим освещением выполнить норму можно, увеличив количество потолочных светильников в полтора раза. Чего, конечно, не делается. И хорошо освещенные дети смотрят на плохо освещенную доску. В вузах отдельного требования к освещенности доски нет. Единственный способ определить освещенность — измерить люксметром из реестра средств измерений со свидетельством о поверке или сертификатом о калибровке. Люксметры, не имеющие таких документов, могут ошибаться на десятки процентов. А программы для смартфона, якобы измеряющие освещенность, ошибаются в несколько раз.

Рис. 2. Светотехнический расчет школьного класса в программе Dialux

Освещенность рассчитывается с помощью программы Dialux [1] (рис. 2) или вручную [2]. Размеры, расстановка парт и даже цвет стен в учебных учреждениях определены санитарными требованиями и однотипны. Это позволяет использовать упрощенную унифицированную методику оценки средней освещенности E парт. Для этого нужно суммарный световой поток F потолочных светильников разделить на площадь класса S и дополнительно умножить на поправочный коэффициент 0,6: .
2.2. Коэффициент пульсации освещенности — параметр, влияющий на утомляемость зрения. Питание светильника переменным сетевым напряжением приводит к пульсациям освещенности под светильником с частотой 100 Гц. Пульсации незаметны, но затрудняют перевод и удерживание взгляда [3]. Глубина пульсаций зависит от источника питания светильника, ее можно измерить портативным люксметром-пульсметром. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 устанавливают требования к уровню пульсаций освещенности в классных комнатах не выше 10 %; а в соответствии с ПП РФ № 1356 с 1 января 2020 года пульсации светового потока вновь приобретаемого осветительного оборудования должны быть не выше 5 %. Коэффициент пульсаций люминесцентных ламп старого типа с электромагнитным ПРА (ЭмПРА) — 40…45 %, ламп накаливания — 10…15 %. У современных светодиодных светильников — обычно не выше 1…3 %. Однако и среди светодиодных светильников встречаются модели с упрощенным источником питания и пульсациями, не соответствующими нормам. Высокий уровень пульсаций проявляется, когда светильник снимают на камеру смартфона (по изображению идут темные полосы), и виден на карандашном тесте (движущийся на фоне светильника карандаш, как под стробоскопом, будто замирает в некоторых положениях (рис. 3)).

Рис. 3. Уровень пульсаций 45,5 % освещенности для люминесцентного светильника с электромагнитным ПРА. И вызываемый этими пульсациями стробоскопический эффект при карандашном тесте [3].

Смартфон и карандаш — не средства измерения, результаты таких «проверок» показывают проблему, но не имеют юридической силы, однако являются достаточным основанием для измерения пульсаций с помощью прибора.

2.3. Индекс цветопередачи Ra ≥ 80 (или CRI ≥ 80) характеризует качество света, зрительный и эмоциональный комфорт.

Он зависит от количества цветов радуги в спектре, определяет количество цветовых оттенков в сцене и соответствие этих оттенков тем, что видны под естественным освещением.

Использование света высокой цветопередачи улучшает качество жизни, позволяет видеть больше и яснее. Использование источников света с низкой цветопередачей приводит к общему гнетущему впечатлению [4].

Рис. 4. Пример лампы с цветовым кодом в маркировке 765, что означает цветопередачу Ra = 70 и цветовую температуру КЦТ = 6500 К

CRI (color rendering index) — система индексов цветопередачи. Ra — наиболее важный общий индекс, значение которого нормируется. Правильно говорить о значении Ra, но производители светильников в паспорте часто пишут «CRI», не уточняя, что идет речь об Ra. Для учебных классов и аудиторий СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 и СП 52.13330.2016 устанавливают норму Ra ≥ 80. Приобретение люминесцентных ламп с индексом цветопередачи менее 80 для государственных учреждений (школ, вузов, больниц и пр.) запрещает п. 2 Постановления Правительства РФ № 898 от 28 августа 2015 г., а использование светодиодных светильников с индексом цветопередачи менее 80 ограничено п. 24 Постановления Правительства РФ № 1356 от 10 ноября 2017 г. Люминесцентные лампы и светодиодные светильники выпускаются с Ra ≥ 80, Ra ≥ 90 и даже Ra ≥ 95. Источники света с повышенной цветопередачей применяются при особенных требованиях к качеству света, к примеру в школьной художественной студии. Наблюдения за тем, как выглядит, к примеру, кожа ладони под дневным светом и искусственным освещением, позволяют «на глаз» отличать свет с низкой и высокой цветопередачей. Но этот метод неточен. Значение цветопередачи можно определить только с помощью спектрометра.

2.4. Коррелированная цветовая температура (КЦТ), или цветовая температура, не выше 4000 К —важное требование. Холодный белый (т. е. с синим оттенком) свет цветовых температур 5000, 6000, 6500 К и т.

д., особенно при низкой цветопередаче и освещенности, воспринимается как синюшный или «слепой» свет. А избыточное содержание синей компоненты в спектре вызывает нарекания у специалистов по нарушениям сна.

Теплый (т. е. с желтым оттенком) свет цветовой температуры 2700 или 3000 К допускается, но нравится не всем, так как кажется недостаточно ярким. Теплый свет целесообразно использовать вечером, но утром и днем при недостаточном уровне естественного освещения провоцирует сонливость и снижение работоспособности. Не все предпочитают выраженно теплый или холодный свет. Нейтральный белый свет без синего или желтого оттенка с цветовой температурой 4000 К — обоснованный компромисс, устраивающий большинство. Это значение указывалось в рекомендациях гигиенистов, на основе которых составлялись нормативные документы. Свет этой цветовой температуры чаще других используют в общественных помещениях. 4000 К — типовое округленное значение, которому по ГОСТ Р 54350-2015 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний» соответствует диапазон 3710…4260 К. Этот допуск обоснован естественным разбросом параметров источников и разницей температуры света, идущего от светильника под разными углами. Поэтому если в паспорте указано 4000 К, а прямой замер спектрометром показывает, к примеру, 4100 К — несоответствия нет. Для сравнения с нормативом необходимо округлить значение КЦТ 4100 К до 4000 К и уже округленное значение должно соответствовать условию «не выше 4000 К». Необходимо отметить, что требование к цветовой температуре не выше 4000 К устанавливается только для светодиодных светильников письмом Роспотребнадзора № 01/11157-12-32. Для люминесцентных светильников таких ограничений закон не устанавливает. Так как устанавливается не конкретное значение цветовой температуры, а диапазон, возможно использование осветительных приборов с автоматически изменяемой цветовой температурой в течение суток.

2.5. Условный защитный угол светодиодных светильников не менее 90° означает запрет потолочных светильников, в которых видны не закрытые рассеивателем светодиоды.

Рис. 5. Слева направо: рассеиватель из матового пластика; из прозрачного пластика с призматическим тиснением; из прозрачного пластика с тиснением «колотый лед»

Рассеиватели из прозрачного пластика с тиснением в виде призм, «колотого льда», шагрени и пр. в некоторых случаях недостаточно снижают неприятную яркость светодиодов. Потолочные светильники с такими рассеивателями светят преимущественно под себя, в результате чего свет в помещении идет сверху вниз, создавая тягостное впечатление «как в колодце». Рассеиватели из светорассеивающего пластика — матовые (диффузные, опаловые или молочные), обеспечивают больший зрительный комфорт, равномернее освещают рабочие поверхности и лучше освещают вертикальные поверхности. При выборе нового оборудования целесообразно выбирать матовые рассеиватели.

2.6. Габаритная яркость светодиодных светильников не выше 5000 кд/м2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м2, если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.

Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой. Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе. Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016. В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.

Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп.

Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

Источник: https://habr.com/ru/post/485868/

СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школы

В соответствии с требованиями санпин. Требования к освещению. к учебным кабинетам

Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным икомфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ идругих центров образования. Главный документ, рассматривающий вседетали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этихучреждений, — СанПиН.

Основные цели документа – сделать доступнымобеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание такихусловий в стенах образовательных заведений.

Скачать СанПин для школ 2019

Скачать санитарно-эпидемиологические нормы иправила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2019 год, выможете на нашем сайте по ссылке

Одними из важных для школ стали требования СанПиН кобщеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейсясреды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях,где обучаются дети.

Правила непреложны к выполнению, следовать имобязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения.

Поэтомурассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание«новый» СанПиН для школ, важность их следует учестьи при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.

Цель этого документа – обеспечение и соблюдениепредъявляемых требований для организации эффективного и безопасногопроцесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центробразования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современнымстандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационнойсистемой, теплой водой и холодной.

При выполнении этих пунктов вниманиебудет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либобытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только нагосударственные учреждения, но и на частные школы и образовательныезаведения.

Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений можетпривести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости отнарушения.

Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года вСанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

Требования к школьным помещениям и оборудованию:

  • школа обязана обеспечить на своей территории место подорганизацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
  • учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должнобыть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой ихотопления;
  • устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено,когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установкувнутренней канализации)

Специфика образовательного процесса:

  • количество учащихся находится в прямой зависимости отплощади учебного заведения, которой школа располагает для каждогоученика;
  • СанПиН по школам определяет максимально позволенноеколичество уроков по возрастам школьников: расписание должносоответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешеноболее, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
  • для учащихся первых классов в учебном году могут бытьпредусмотрены дополнительные каникулы;
  • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, апосле — переаттестацию.

Школьный общепит:

  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
  • качество продуктов для питания и питьевой водыадминистрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в годобязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательныхучреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процессадолжна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школепредусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно саннорм.

Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима:стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованнойводой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ напротяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Фонтанчики для питья предусмотрено оборудоватьограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота ихдолжна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями),не меньше 10 см.

Организовывая режим питья из бутылок с водой, школа должнаобеспечить учащихся необходимым количеством чистой посуды для питья (изстекла и фаянса в столовых, одноразовой посудой — в учебныхкомнатах и спальных помещениях), а еще подносами с маркировкой длячистых и использованных стаканов или чашек, либо контейнерами— для попользованной экспресс-посуды.

СанПиН по школам действующий заостряет внимание на том, что,используя установки с дозаторами для питьевой воды из емкостей,обязательно менять емкость не реже 1 раза в 2 недели.

Когда в населенном пункте нет централизованного водоснабжения,школьный СанПиН, действующий на сегодня, регламентирует, чтообеспечение питьевого режима для учащихся происходит исключительно сиспользованием бутилированной воды, строго контролируя ее розлив. Такаявода для детских учреждений должна иметь документальное подтверждениесвоего качества и безопасности. Разрешено устанавливать кулеры спитьевой водой в классах.

Роспотребнадзор строго рекомендует помнить, что кулер илимеханическая помпа для воды требуют ухода по всем правилам, иначе онимогут нести опасность.

Известно немало фактов, когда в таких кулерах сводой обнаруживали слизь, плесень, колонии бактерий и неорганическиепримеси из-за нерадивого отношения к гигиене.

В таких ситуацияхпотребление воды из кулера может служить причиной кишечных расстройств,поэтому важно соблюсти все санитарно-гигиенические нормы в школе приорганизации режима питья.

Пользуясь кулером для обеспечения школьников водой для питья,следует выполнять и рекомендации Международной ассоциациибутилированных вод (IBWA), следовать инструкциям эксплуатации кулеров.

СанПиН в школе обязывает обеспечить санобработку и дезинфекцию емкостейот микробов, освобождение его от осадков и регулярное мытье.

Дляобеззараживания нужно применять моющие растворы, позволенные СанПиН(работы 2017), имеющие официальную регистрацию в РФ и инструкциюприменения.

При соблюдении всех норм пользование водой из кулеров станетбезопасным, чего требует СанПиН школы.

Оснащение классов в школе по СанПиН

Санитарно-эпидемиологические требования к образовательнымучреждениям рассказывают о многих деталях, на которые нужно обратитьвнимание как преподавателям, работающим в этих классных комнатах, так ируководству заведений, и родителям, чьи дети проводят время учебы вэтих помещениях.

Многие требования претерпели очередные изменения, новажно понимать, что между «запрещено» и«рекомендовано» находится большая разница. Читаязакон, следует внимательно рассматривать эти понятия.

Итак, требованияСанПиН к организации рабочего пространства кабинета останавливаются наследующих моментах:

«7.1.9. Для рационального использования дневногосвета и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;
  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают впереносных цветочницах высотой 65 — 70 см от пола или подвесных кашпо впростенках между окнами;
  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но нереже 2 раз в год (осенью и весной)»

На родительском собрании каждый педагог должен довести дородителей СанПиН нормы для школы, разъяснив, что размещение цветов наокнах запрещено, чтобы освещенности рабочих мест учеников быламаксимально полезной для детей.

Важно, чтобы на пути света не возникалоникаких препятствий и ничего не мешало свободному освещению парт даже вряду, стоящем у стенки, противоположной той, которая оснащена окнами.

Параллельно с тем, гигиена в цветочных горшках часто находится не надолжном уровне, нередко там заводятся насекомые, которые могут статьпричиной совершенно нежелательных результатов.

В-третьих, нередкифакты, когда дети, особенно в младшей школе, любят пробовать на вкуслисточки растений, а у многих комнатных цветов они бывают ядовитыми илис эфирными маслами, которые вызывают аллергические реакции ушкольников. Безопасность пребывания детей в школе должна стоять напервом месте.

СанПиН по школе рассматривает и вопрос того, как должнывыглядеть полы в классных кабинетах, каким нормам соответствовать. Этоочень немаловажно, потому что ситуации бывают самые непредвиденные.Например, передвигаясь в классе, ученик может находиться в обуви,которая скользит на мокрой поверхности.

Если полы выполнены изскользкого материала, это может стать причиной травмирования школьника, или, как минимум– его падения. А это очень нежелательно. Важность такогомомента безусловна.

Поэтому СанПиН разъясняет, какие полы в учебныхпомещениях должны иметь покрытия, какой краской быть покрашены и какуюструктуру сохранять:

«4.29. Полы в учебных помещениях и кабинетах ирекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие илилинолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плиткидолжна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов имеханических повреждений».

Делая ремонт, обязательно нужно свериться с СанПиН для школы,последний (скачать), чтобы создать максимально комфортные и безвредныеусловия обучения детям и работы педагогам.

В новых зданиях для целейобразования при подготовке техдокументации и введения в эксплуатациютоже следует руководствоваться требованиями норм СанПиНа в школе.

Этотдокумент подетально уделяет внимание организации рабочего пространствакабинетов, где ежедневная работа учащихся должна проходить эффективно ибезопасно, а контроль за этим обязательно должно осуществлять ируководство школ, и родительские комитеты.

СанПиН для школы (скачать последний вариант) описывает:

  • высоту потолков;
  • какого цвета могут быть стены в классах и в самой школе;
  • как должна выглядеть, каким цветом следует покрасить доскув классе;
  • может ли быть в классной комнате шкаф для верхней одеждыучеников;
  • как должна выглядеть входная дверь в класс.

Каждый класс, кроме окон и цветов, полов и стен, обязательнонаполняется мебелью, которая служит целям обучения. Это особенно важныйэлемент, не столько в дизайне помещения, как в обеспечении аспектов,касающихся здоровья и удобств учащихся.

Мебель –это и шкаф, ирабочая доска, и парты со стульями, которыми ежедневно и многочасовопредстоит пользоваться учащимся как младшей, так и старшей школы.

СанПиН по школам новый предписывает, что каждому учащемуся обязательнодолжно предоставляться рабочее место (за партой или столом, игровымимодулями) в соответствии с ростовыми особенностями школьника:

«5.2. В зависимости от назначения учебных помещениймогут быть использованы различные виды ученической мебели: школьнаяпарта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные,чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.Табуретки или скамейки вместо стульев не используют»

Мебель для школьников следует приобретать только ту, чтоизготовлена из сырья, безопасного для здоровья детей. Она должна бытьбезопасной и соответствующей росту и особенностям возраста школьников,отвечать требованиям эргономики.

СанПиН 2017 для школы описывает и то,на каком расстоянии парты должны находиться от поверхности сидений,какие иметь регуляторы для рабочих плоскостей парт, и каким должен бытьугол наклона парт и многое другое относительно мебели для учеников.

Школьная мебель для учащихся имеет размеры, соответствующиеросту детей. Нормы СанПиНа в школе 2017 года подчеркивают, что размерысидений и парт должны соответствовать значениям, приведенным в таблицениже.

Таблица

«Размеры школьной мебели и ее маркировка»

Номера мебелипо ГОСТам 11015-93 11016-93Группа роста (в мм)Высота над полом крышки края стола, обращенного кученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)Цвет маркировкиВысота над полом переднего края сиденья по ГОСТу11016-93 (в мм)
11000 — 1150460Оранжевый260
21150 — 1300520Фиолетовый300
31300 — 1450580Желтый340
41450 — 1600640Красный380
51600 — 1750700Зеленый420
6Свыше 1750760Голубой460

Допускается совмещенный вариант использования разных видовученической мебели (парты, конторки).

Несоблюдение правил СанПиН в образовательных учрежденияхнередко становится причиной проблем со здоровьем у учащихся, нарушаяработу зрения, осанку, концентрацию внимания, вызывая головокружения,апатию, обострение аллергии и многое другое. Поэтому, в каждой школеобязательно должны соблюдать требования СанПиН для школ икорректировать, сверяя с правилами работу образовательных учреждений.

Источник: http://gimn3-prol.narod.ru/sanpin-dlya-shkoly-na-2019-god-s-izmeneniyami.html

Освещение в школе — Нормы и требования к освещению

В соответствии с требованиями санпин. Требования к освещению. к учебным кабинетам

В образовательных учреждениях освещение должно улучшать периоды концентрации, а также располагать к досугу; оно должно обеспечивать визуальный комфорт и безопасность для всех людей.

 Поэтому важно выбрать освещение в школе и правильные системы освещения, которые создают оптимальную визуальную настройку, и предложить среду, способствующую обучению, поскольку хорошо известно, что свет влияет на концентрацию и внимание.

К освещению школ и других образовательных учреждений предъявляются особые требования, которым должны соответствовать применяемые светильники. А именно, яркость светильника, яркость светодиодного светильника не должна превышать значения 5000 кд/м2, а цветовая температура должна быть 4000 К. Светильники для учебных заведений должны отвечать следующим  нормативным требованиям:

Наименование помещения, зрительной задачи и вида деятельностиЕ, лкUGRНеравномерность освещенности, UₒRaKп %Примечания
Классы, комнаты преподавателей300190,68015Освещение в школе должно быть регулируемым
Классы для вечернего обучения взрослых500190,68010Освещение в школе должно быть регулируемым
Лекционные залы500190,68010Освещение в школе должно быть регулируемым
Черная доска500190,78010Предотвращать направленное отражение
Столы для показа500190,78010В лекционных залах 750 лк
Комнаты для рисования500190,68010
Классы изостудии в художественных школах750190,790104000≤ Тцв ≤ 6500К
Комнаты технического черчения750160,78010
Кабинеты и лаборатории500190,68010
Кабинеты труда500190,68010
Учебные мастерские500190,68015
Комнаты для музыкальных занятий300190,68010
Компьютерные классы300190,6805
Классы по изучению языка300190,68010
Подготовительные классы и мастерские500220,68010
Вестибюли200220,480
Рекреации, коридоры100250,480
Лестницы150250,480
Общие комнаты для студентов и актовые залы200220,48020
Комнаты преподавателей300190,68015
Библиотеки: полки200190,68020
Библиотеки: столы для чтения500190,68010
Комнаты для хранения демонстрационого материала100250,480
Спортзалы, бассейны (общие)300220,68020Для специализированных — требования EN12193
Столовые200220,48020
Кухни500220,68010

В классных комнатах должны быть установлены высококачественные осветительные приборы, способствующие обучению и предотвращающие усталость глаз.
Кроме того, чтобы избежать отражения света на доске, должна быть соответствующая система освещения, такая как настройка вертикального освещения 500 люкс.

Во все времена светильники должны легко управляться регулировать яркость, чтобы учитель или ученики могли уменьшить интенсивность света или выключить систему освещения в соответствии с действиями, которые возникают, например, перед экраном компьютера, во время взаимодействия между учениками или когда используется проектор.

Освещение в школе с использованием датчиков движения. Чтобы обеспечить интеллектуальное управление светильниками, а также экономию энергии, в этих помещениях настоятельно рекомендуется использовать датчики присутствия; свет выключится, когда класс занят больше не занят (например, во время перерыва или перерыва между классами).

Максимизация использования естественного света — идеальная формула: она помогает создать наилучший климат и ведет к значительной экономии энергии. Кроме того, поскольку естественный свет дня влияет на биологический ритм людей, он также улучшает их самочувствие, их продуктивность, а также их способность концентрироваться.

Датчики освещенности позволяют пользователю регулировать интенсивность светильников в течение дня в зависимости от количества естественного света, который фильтруется в класс. Таким образом, области, которые ближе всего к окнам, получают меньше искусственного света, чем остальная часть комнаты, и, как таковое, являются, по сути, интеллектуальным освещением.

В классных комнатах, где учащиеся выполняют ручную и художественную работу, требуется специальная система освещения, которая дает ученикам очень четкое представление об их объектах.

 Благодаря постоянному вертикальному освещению, обеспечивающему превосходную цветопередачу, можно добиться соответствующей степени яркости . В этой среде светильники также должны выдерживать чрезмерное количество пыли.

 Художественные классы или промышленные чертежные помещения должны быть оборудованы освещением, равным или превышающим 750 люкс.

Освещение в школе-Библиотеки

В школьных библиотеках освещение должно быть как практичным, так и приятным. Он должен пролить достаточный свет, не будучи слишком ярким, чтобы создать атмосферу, способствующую чтению. 200 Лк идеально подходят для книжных полки, а 500 люкс — оптимальный выбор для рабочих станций или читальных залов.

Амфитеатр и конференц-залы

Эти обширные пространства требуют интеллектуальных и безопасных систем освещения; освещение должно быть установлено на уровне 500 люкс, в то время как лестничные клетки и коридоры должны всегда иметь маркировку.

Во время презентаций докладчик должен иметь возможность регулировать уровни освещения, чтобы сосредоточиться на определенных областях на сцене, изменять интенсивность света или даже выбирать конкретные цвета в соответствии с типом презентации. Не должно быть эффекта бликов, который может помешать другим участникам на сцене.

Эти области также должны быть оснащены подсветкой пиктограмм, а также аварийным освещением, которое освещает залы и проходы и направляет людей к выходам в случае чрезвычайной ситуации. Освещение в школе должно быть безопасным. (Про аварийное освещение читайте подробнее здесь.)

Освещение в школе-коридоры

Системы освещения в учебных заведениях продолжают работать в течение долгих часов из-за их высокой заполняемости: дневных курсов, ночных занятий, работ по техническому обслуживанию и т. Д.

Во всех этих случаях коридоры должны быть хорошо освещены для облегчения распространения и обеспечения общественной безопасности.

Настоятельно рекомендуется устанавливать датчики движения, а также интеллектуальные решения освещения, которые освещают только занятые пространства. Коридоры могут выдерживать уровень освещенности 100 люкс.

Пиктограмма и аварийное освещение должны быть стандартным протоколом освещения, чтобы соблюдать стандарты безопасности.

Освещение в школе-кафетерии

Сервисные острова в кафетериях должны быть выделены правильно назначенной системой освещения для руководства учениками, преподавателями и школьным персоналом.
Кроме того, рекомендуется установить освещение в школе с соответствующим индексом цветопередачи, чтобы привлечь внимание к пище и избегать теней. Для этой конкретной зоны хорошо оборудовано освещение на 200 люкс.

Освещение в школе-Зоны отдыха

Во всех зонах досуга свет должен способствовать отдыху и расслаблению для тех, кто их посещает. Это должно быть более мягким, чем в других областях, но никак не в том, чтобы создавать визуальный дискомфорт, когда ученики оставляют одно место для перехода в другое. Светильники с уровнем освещенности 200 люкс хорошо подходят для этой цели.

Освещение в школе-Комната для персонала

В этом пространстве сочетание прямого и косвенного освещения без какого-либо фактора блеска и освещенности в 300 люкс будет в значительной степени способствовать концентрации учителей.

Освещение в школе-Спортзалы

Благодаря широкому спектру спортивных и физических упражнений, практикуемых в этом пространстве, он должен быть оснащен гибкой и настраиваемой системой освещения. Интеллектуальное решение для освещения, которое позволяет пользователям регулировать уровень освещенности в соответствии с назначенной деятельностью, безусловно, будет поддерживать требования безопасности в пространстве.

 Кроме того, не должно быть ослепляющего эффекта, когда участники смотрят на потолок. Светильники должны быть прочными, чтобы выдерживать повреждения, вызванные объектами или оборудованием, которые могли бы приземлиться на них. Для получения дополнительной информации о требованиях к освещению спортивных сооружений, ознакомьтесь с требованиями к специальному освещению в спортивных сооружениях.

Люксметр

Источник: https://lightru.pro/osveshhenie-v-shkole/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: