Раскрытие бенефициаров. Организации будут обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Юридические лица обязаны

Содержание
  1. В каких случаях необходимо раскрывать информацию о бенефициарах
  2. Банк раскрывает информацию о бенефициарах 
  3. Информация о взаимозависимых лицах и связанных сторонах раскрывается в бухгалтерской отчетности
  4. Что случается на практике, если информация не раскрывается
  5. Электронный документооборот позволяет раскрыть информацию намного удобнее и быстрее
  6. Бенефициарный владелец: кто это такой для банка в целях 115-ФЗ
  7. Законодательная база
  8. Бенефициар кто это такой?
  9. Конечный бенефициар юридического лица это кто?
  10. Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?
  11. Документы для юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев
  12. С 21 декабря 2016 г. юридическое лицо обязано:
  13. В перечень документов могут быть включены следующие документы:
  14. Мы разработали для вас пакет документов, достаточный для надлежащего исполнения новых требований законодательства. В комплект входят следующие документы:

В каких случаях необходимо раскрывать информацию о бенефициарах

Раскрытие бенефициаров. Организации будут обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Юридические лица обязаны

11.10.2017

Генеральный директор ООО «Актуальный менеджмент»,
кандидат юридических наук

Специально для компании «Такском»

Федеральный закон № 115-ФЗ требует раскрывать информацию о бенефициарах. Бухгалтерское и налоговое законодательство обязывает предоставлять сведения о ценах на товары и услуги по сделкам между взаимозависимыми лицами, связанными сторонами и контролируемыми иностранными компаниями.

Электронный документооборот, в свою очередь,  делает процесс раскрытия данных, содержащихся в финансовых и юридических документах предпринимателей, оперативным, удобным и конфиденциальным.

Однако для чего и кого, а также как раскрывается такая информация? И что бывает, если необходимые сведения не раскрываются? Ответы на эти вопросы даны в материале эксперта.

Банк раскрывает информацию о бенефициарах 

Если обратимся к законодательству, а именно к понятию, сформулированному в Федеральном законе № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»   в редакции от 28.12.

2016 то увидим, что бенефициар-физическое лицо в итоге прямо или косвенно через третьих лиц является бенефициарным владельцем юридического лица, то есть имеет преобладающую долю более 25 процентов в его капитале и возможность контролировать его действия.

Теперь перейдем к практике. Юридическое лицо является, как правило, клиентом банка. И на определенном этапе сделки компании банк обязательно проверяет, отражены ли в ее документах:

  • основания для признания физического лица бенефициарным владельцем;
  • перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиентов документов и другой информации;
  • основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента
  • юридического лица при невозможности выявления бенефициарного владельца;
  • порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;
  • порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца;
  • иные положения на усмотрение организации.

Однако что предпринимает банк для идентификации бенефициара? Для этого служат разные меры, но самые распространенные из них:

  • включение в договор с клиентами обязанности последних представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;
  • анкетирование клиентов, то есть направление им запросов по форме, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев, самостоятельно составленной организацией;
  • изучение учредительных документов клиентов-юридических лиц;
  • устный опрос клиентов с занесением информации в их анкету (досье);
  • использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации, например, СМИ, Internet;

Разумеется, в интересах клиентов банка — предоставить  запрашиваемую информацию о конечном бенефициаре. В ином случае  последствия могут быть самые неблагоприятные для клиента. Но, какие?

Во-первых, банк вправе отказаться от заключения договора банковского счета с юридическим лицом в случае подозрения его в том, что целью заключения договора является совершение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.

Кредитная организация может даже расторгнуть договор банковского счета с клиентом в случае принятия двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции в течение календарного года.

Во-вторых, банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы по запросу банка, разве что за исключением операции по зачислению денежных средств, поступивших на его счет.

А далее такого клиента может ожидать  расторжение договора с контрагентом и, как следствие, штрафы, предусмотренные в связи с невыполнением его условий.

Информация о взаимозависимых лицах и связанных сторонах раскрывается в бухгалтерской отчетности

В соответствии с НК РФ взаимозависимые лица — это физические и юридические лица, отношения между которыми способны оказывать влияние на условия сделок между ними. Их полный перечень отражен в п. 1 ст. 105.1Налогового Кодекса.

При этом совокупность сделок между взаимозависимыми лицами приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами даже в том случае, если в цепочке правоотношений есть субъекты, не являющиеся зависимыми, так называемые  «промежуточные» компании, которые:

  • не выполняют никаких дополнительных функций кроме реализации;
  • не принимают на себя никаких рисков;
  • не используют никаких активов.

Согласно действующему законодательству информация о взаимозависимых лицах должна быть раскрыта  в целях контроля за ценообразованием, полнотой уплаты налогов и других.

И налоговые органы вправе проверить, насколько правильно определены цены по сделкам  между взаимозависимыми лицами, как впрочем, и по товарообменным (бартерным) операциям, внешнеторговым сделкам, в случаях отклонения цен более чем на 20 процентов вверх или вниз от ценового уровня, применяемого по идентичным товарам, работам, услугам в пределах непродолжительного периода времени.

Для проверки правильного применения цен используются следующие методы:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

В бухгалтерской отчетности также раскрываются сведения об операциях со связанными сторонами, аффилированными и контролируемыми иностранными компаниями (КИК).

Связанной стороной является физическое или юридическое лицо, связанное с организацией, которая составляет собственную финансовую отчетность и именуется согласно Положению по бухгалтерскому учету ПБУ 11/2008 «отчитывающейся организацией». В этом документе  приведены все случаи связанных сторон. Перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается, организация устанавливает самостоятельно в соответствии с требованиями п. 9 ПБУ 11/2008.

В бухгалтерской отчетности по каждой связанной стороне раскрывается, как минимум, следующая информация:

  • характер отношений в соответствии с классификацией, приведенной в п. 6 ПБУ 11/2008;
  • виды операций;
  • объем операций каждого вида в абсолютном или относительном выражении;
  • стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
  • условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов;
  • величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
  • величина списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других не реальных для взыскания долгов, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Информация об операциях со связанными сторонами должна раскрываться отдельно для каждой из групп связанных сторон в соответствии с п. 11 ПБУ 11/2008.

Что случается на практике, если информация не раскрывается

Нераскрытие информации, требуемое законодательством  влечет за собой негативные последствия для организаций.

Так, добросовестный предприниматель  не может игнорировать раскрытие информации о бенефициарах, запрашиваемой банком у клиентов-юридических лиц. В ином случае банк может отказать в проведении операций и даже банковском обслуживании в целом.

Также существуют значительные налоговые риски. При нераскрытии информации и некорректном применении цен по сделкам между взаимозависимыми лицами сумма сделки может быть пересчитана, а недоимка взыскана в бюджет.

Заметим, задолженность по налогам, пеням и штрафам, начисленная в результате пересчета цен по сделкам между взаимозависимыми лицами, взыскивается только в судебном порядке (пп. 4 п. 2, >п. 8 ст. 45 НК РФ).

Приведем пример из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2016 № 09АП-18848/2016 по делу № А40-241361/15.

Суд отказал банку в удовлетворении заявления о признании недействительным решения о привлечении к ответственности, и кредитной организации был начислен налог на прибыль в размере 73 764 587,00 рублей, пени в сумме 31 974 581,03 рублей и штраф в размере 354 604,97 рублей.

Кроме того, при нераскрытии информации в соответствии с законодательством, возникает угроза штрафных санкций.

Так, неуплата или неполная уплата контролирующим лицом-налогоплательщиком сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы неуплаченного налога в отношении прибыли контролируемой иностранной компании, подлежащей включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц для контролирующих лиц —физических, в налоговую базу по налогу на прибыль организаций для контролирующих лиц — организаций, но не менее 100 000 рублей.

Электронный документооборот позволяет раскрыть информацию намного удобнее и быстрее

Электронный документооборот позволит оперативно раскрыть информацию во всех перечисленных выше случаях.

Сведения могут раскрываться и по запросу уполномоченного органа. Электронный информационный обмен всегда поможет быстро представить документы  ФНС в ответ на ее требование и избежать штрафных санкций.

Электронный документооборот обеспечит не только оперативность информационного обмена, но и его конфиденциальность.

Обмениваться электронными документами с контрагентами намного быстрее, чем бумажными, их удобно хранить, искать и предоставлять по требованию органов ФНС.

Для обмена электронными документами может использоваться учетная система или простая веб-версия, работающая с любого компьютера, выберите удобный для себя вариант из программной линейки продуктов оператора электронного документооборота «Такском».

При этом обмен документами в электронном виде позволяет существенно экономить время, ресурсы и труд сотрудников, а также деньги компании.

Источник: https://taxcom.ru/about/news/benefitc/

Бенефициарный владелец: кто это такой для банка в целях 115-ФЗ

Раскрытие бенефициаров. Организации будут обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Юридические лица обязаны

Рыночная экономика в нашей стране развивается, появляются новые термины и понятия, с которыми мы ранее не сталкивались. Поэтому, чтобы быть «на гребне волны», необходимо постоянно пополнять свой «экономический словарь». Это необходимо не только профессионалам, но и обычным гражданам. Ведь все мы имеем отношение к финансам.

Определение понятия бенефициар несколько отличается в зависимости от того, к какой сфере больше относится – к банковской, общефинансовой, юридической и т.д.

Однако этот термин можно определить и в общих чертах. Простыми словами, бенефициар — это лицо, в пользу которого осуществляются определенные действия, приносящие прибыль (например, открывается счет в банке, переводятся денежные средства, открывается аккредитив, осуществляется трастовое управление имуществом и т.д.).

Законодательная база

Более конкретно разобраться с понятием бенефициара поможет законодательство нашей страны. Основным нормативным актом в этой сфере является т.н. «противоотмывочный закон» 115-ФЗ. В нем дается определение термина «бенефициарный владелец» (абз.13 ст.3 закона 115-ФЗ):

бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо;

В этом же федеральном законе прописывается обязанность банков и других финансовых учреждений, занимающихся операциями с денежными средствами,  выявлять бенефициарных владельцев. В законе также указываются особенности выявления этих лиц.

Последняя поправка к закону утверждена 23 июня 2016 года и зафиксирована в 215-ФЗ. Она уточняет особенности обнародования  информации юридическими лицами. Согласно данному нормативному акту, они должны фиксировать в своих базах данные о бенефициарных владельцах.

Выдвигается требование к регулярному обновлению этой информации как минимум раз в год. Эту информацию они обязаны по запросу предоставлять:

  • уполномоченным органам,
  • налоговым инстанциям;
  • федеральному органу исполнительной власти.

Юридическое лицо, не предоставившее данную информацию, будет оштрафовано.

Совершенствование законодательной базы было вызвано необходимостью повышения прозрачности деятельности организаций, уменьшения рисков вовлечения их в сомнительные виды деятельности, в том числе связанные с «отмыванием» доходов и финансированием террористической деятельности.

Законодательная база, регламентирующая отношения с бенефициарами, дополнена Положением Банка России от 15 октября 2015 г. № 499-П. В нем прописываются особенности выявления кредитными организациями выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев для обеспечения целей противодействия отмыванию«преступных» доходов. В Положении уточняются:

  • критерии выявления бенефициаров кредитными организациями;
  • документы, предоставляемые ее клиентами в данных целях;
  • особенности ведения досье клиента;
  • другие вопросы.

При этом ЦБ РФ регулярно разъясняет кредитным организациям особенности действия данных законов и разбирает исключительные случаи. Эти моменты освещаются как в письмах ЦБ РФ, так и в конференциях, круглых столах  и т.д.

Бенефициар кто это такой?

Федеральные законы 115-ФЗ и 215-ФЗ определяют термин «бенефициарный владелец» таким образом: это физическое лицо, прямо или косвенно владеющее лицом юридическим, или имеющее способность осуществлять непосредственный контроль за его действиями. При этом под «владением юридическим лицом» подразумевается преобладающее участие в нем физического лица в размере, превышающем 25 % в капитале.

Федеральный закон от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ обязал банки устанавливать бенефициарных владельцев, причем не только юридических лиц, но и физических. Так, в процессе осуществления своих функций кредитные учреждения сталкиваются с рядом проблем. Одной из них является установление бенефициаров клиентов.

Понятие бенефициара и особенности его выявления будут несколько отличаться в зависимости от того, действует ли он к выгоде юридического лица или лица физического.

Конечный бенефициар юридического лица это кто?

Цепочка выгодоприобретателей заканчивается в лице конкретного человека или группы лиц, которые получают определенную прибыль. Именно таким лицом и является конечный бенефициар. Простыми словами данное понятие можно пояснить так: конечный бенефициар юридического лица это физическое лицо, которое получает прибыль от деятельности организации или управления имуществом.

Бенефициар и выгодоприобретатель: в чем разница?

Если с конечным бенефициаром все понятно, то зачастую происходит подмена понятий «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец». Действительно, оба эти субъекта получают доход от действий клиента. Так, некоторые источники вообще считают их равнозначными.

Однако российское законодательство дает различные определения этим терминам. Это можно увидеть в 115-ФЗ. Так, под бенефициарным владельцем подразумевается субъект, владеющий клиентом — юридическим лицом, либо имеющий возможность осуществлять контроль над его действиями. Для этого он должен владеть более, чем 25-ью % акций компании.

А выгодоприобретатель, согласно этому же закону, определен как субъект, к выгоде которого осуществляет свою деятельность клиент.

Таким образом, понятие «бенефициарный владелец» представляется более конкретным и узким, в котором точно указывается, что выгодоприобретатель должен обладать более, чем 25 % акций в капитале организации, чтобы считаться ее бенефициаром. Также он должен иметь доступ к управлению ею и контролю. Выгодоприобретатель этого не может, поскольку у него нет собственной доли в компании.

Исходя из этого, когда контролирующие органы выявляют противоправные действия, они интересуются, прежде всего, бенефициарными владельцами организаций. Это объясняется тем, что именно последние и  принимают решения о противоправных действиях.

Источник: https://delat-delo.ru/spravochnik/terminy/benefitsiarnyj-vladelets.html

Документы для юридических лиц по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцев

Раскрытие бенефициаров. Организации будут обязаны раскрывать информацию о своих бенефициарных владельцах. Юридические лица обязаны

«О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Изменения затрагивают не только обязанности субъектов «антиотмывочного» закона, но и всех юридических лиц.

С 21 декабря 2016 г. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.

2001 №115-ФЗ регулирует, в том числе и отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

 А это значит, что новые обязанности появились не только у организаций, которые перечислены в статье 5 указанного закона.

Напомним, что под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия. Таким образом, юридические лица, обязаны установить своих бенефициарных владельцев.

С 21 декабря 2016 г. юридическое лицо обязано:

  1. Располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и устанавливать в отношении своих бенефициарных владельцев сведения, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ
  2. Регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию
  3. Хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом, не менее пяти лет со дня получения такой информации

Само юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся его учредителями или участниками, или у лиц, которые иным образом контролируют его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев. В свою очередь физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Законом установлено, что передача такой информации не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ, по запросу уполномоченного органа, налоговых органов или иного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации. Порядок и сроки представления такой информации определяются Правительством Российской Федерации.

Исходя из требований законодательства, нововведения возлагают на юридических лиц обязанности разработать пакет документов в целях надлежащего исполнения требований закона №115-ФЗ.

В перечень документов могут быть включены следующие документы:

  • положение об установлении, фиксировании, хранении сведений о бенефициарных владельцах;
  • анкета для фиксирования сведений о бенефициарном владельце;
  • утвержденная форма списка бенефициарных владельцев;
  • форма учета информации о принятых мерах по установлению своих бенефициарных владельцев и сведений о них.

Ответственность за нарушение юридическим лицом обязанностей по установлению, обновлению, хранению и представлению информации о своих бенефициарных владельцах установлена статьей 14.25.1. КоАП РФ.

Неисполнение указанных обязанностей влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;

  • на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Мы разработали для вас пакет документов, достаточный для надлежащего исполнения новых требований законодательства. В комплект входят следующие документы:

  • положение об установлении, фиксировании, хранении сведений о бенефициарных владельцах;
  • анкета для фиксирования сведений о бенефициарном владельце;
  • утвержденная форма списка бенефициарных владельцев;
  • форма учета информации о принятых мерах по установлению своих бенефициарных владельцев и сведений о них;
  • Образцы запросов информации о бенефициарных владельцах.

Источник: https://115fz.pro/uslugi/raskrytie-informacii-o-beneficiarah/dokumenty-dlya-yuridicheskikh-lits-po-raskrytiyu-informatsii-o-svoikh-benefitsiarnykh-vladeltsev/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: