Психологическая теория возникновения государства и права. Психологическая теория

Содержание
  1. Психологическая теория права
  2. Достоинства психологической теории права
  3. Идеи психологической теории права и ее недостатки
  4. Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права
  5. Суть теории
  6. Психологическая теория права. Представители
  7. Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера
  8. Основные положения теории права
  9. Психологическая теория права. Критика
  10. Достоинства учения
  11. Философские и методологические основы
  12. Этические нормы
  13. Заключение
  14. Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы
  15. Суть и история развития направления
  16. Основные концепции
  17. Основоположники
  18. Преимущества и недостатки направления
  19. Характеристика основных теорий происхождения государства
  20. Патриархальная теория происхождения государства
  21. Договорная теория (теория общественного договора)
  22. Два вида права:
  23. Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:
  24. Теория насилия
  25. Психологическая теория происхождения государства
  26. Материалистическая теория

Психологическая теория права

Психологическая теория возникновения государства и права. Психологическая теория

Психологическая теория права разработана ученым российского происхождения Петражицким Львом Иосифовичем в начале 20-го века. Сущность ее излагается в его труде, именуемом «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». В числе сторонников и последователей данной теории выступали: Г. Гурвич; А. Росс; М.А. Рейснер.

Психологическая теория оказывала большее влияние на генерирование идей в области права, в том числе на американскую теорию права современного периода.

Л.И. Петражицкий направлял собственное внимание на психологическую сторону образования правового поведения, выносил его даже за грани интеллектуальной стороны. Он считал, что особенность природы правовых явлений заключается в сфере эмоционального, в области переживаний, но совершенно не в области разума.

Это право он именовал интуитивным, подчеркивая его отличия от позитивного права. К последнему он отнес веления, нормы, запреты, направленные против лиц, которые находились в подчинении по отношению ко всему праву и правоотношениям в отдельности. Интуитивное право, по мнению Петражицкого, отражает психологическое отношение адресата к официальному, объективному (позитивному) праву.

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Замечание 1

Отец психологической теории права Петражицкий являлся профессором юридического факультета Петербургского университета, был депутатом 1 Государственной Думы от партии кадетов. После происшествия Октябрьской революции он переехал в Польшу, возглавил кафедру социологии университета Варшавы.

Петражицкий отталкивался от того, что право укоренено в психике индивида. Юрист поступит ошибочным образом, считал он, если начнет искать правовой феномен где-то в пространстве над, либо между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как данный феномен происходит у него самого в голове, в его же психике, и только там.

Интерпретация права с позиций психологии помогает установить юридическую науку на почву достоверных знаний, которые получены посредством самостоятельного наблюдения, то есть методом интроспекции; или же наблюдением над поступками иных лиц.

Источник права, в соответствии с убеждениями теоретика, выступают человеческие эмоции. Собственную концепцию Петражицкий именовал «эмоциональной теорией», находил в ней противопоставление ее другим психологическим правовым трактовкам, которые выходили из таких понятий, как коллективные переживания или воля в сознании индивидов.

Таким образом, выделяются следующие базовые положения психологической теории права:

  • психологическая теория права, различающая позитивное право, официальным образом осуществляющая собственное действие в государстве, и интуитивное право, базисы которого заложены в людской психике, формируются из того, что они, их группировки и общности переживают как право;
  • позитивное право, представляющееся действующими нормативно-правовыми актами, правом, которое установлено государством, законодательной волей, в отличие от естественного права;
  • интуитивное право, с ним человек в собственных отношениях с иными людьми столкнулось на каждом шагу. Посреди разнообразных психологических людских состояний на передний план перемещаются эмоции, то есть импульсивные переживания, которые побуждают человека воспроизводить конкретные действия.

Достоинства психологической теории права

Теория акцентировала собственное внимание на психологическую сторону влияния права, она имеет тесную связь с проблематикой психологического механизма образования правомерного поведения.

И на самом деле, если цепь предписаний права перевести в качество действительного правомерного поведения переживания и чувств индивида, его психологические импульсы становятсятем последним звеном, напрямую соприкасающимся с определенным неким поведением, этим образом определяет его.

Действительным образом, право не получило возможности самостоятельно регулировать поведение по-иному, лишь через интеллектуально‑психологическую человеческую сферу.

Идеи психологической теории права и ее недостатки

Невозможно целый сложнейший механизм формирования правомерного человеческого поведения провести только к эмоциональной или психологической сфере человеческой личности.

Недостаточным является объяснение все исключительным образом ей или лишь из нее.

Чрезвычайно важно учитывать одновременно как специальные юридические, так и общественно-социальные механизмы и факторы, которые обладают здесь не меньшим значением.

Основные идеи теории:

  • психика людей представляется фактором, определяющим общественным развитием, в том числе его право, мораль, государство;
  • понятие и сущность права производятся, прежде всего, через психологические закономерности: правовые людские эмоции, которые обладают императивно-атрибутивным характером, то есть представляются переживанием чувства правомочия на что-то, то есть атрибутивная норма; и чувство обязанности сделать что-либо, то есть императивная норма;
  • все правовые переживания подразделятся на два вида: переживания позитивного, то есть установленного государством; и интуитивного, то есть личного права. Интуитивное право традиционно исполняет роль регулятора поведения. Разновидность его представляется переживаниями по поводу карточного долга и другие.

Спорные точки концепции:

  1. Природа права сведена исключительным образом к эмоциональной, психологической сфере индивида. Социальные, экономические, политические и иные факторы, от которых таким же образом зависит правовая природа права, в расчет не могут быть приняты. А ведь человеческая психика человека образуется под воздействием соответственных социальных, экономических и политических факторов;
  2. Интуитивное право не обладает формально определенным характером. При таком подходе не существует четких критериев правомерного и неправомерного, законного и незаконного. Это может вести к последствиям трагического характера. Так, в первые годы власти советов карательные органы применяли пролетарское правосознание с целью борьбы с оппозицией, это способствовало массовому террору.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/psihologicheskaya_teoriya_prava/

Психологическая теория права. Психологическая теория происхождения права

Психологическая теория возникновения государства и права. Психологическая теория

Как возникло государство? В чем его суть? Что такое право? Для ответов на эти и многие другие вопросы были рождены десятки самых разных теорий.

Большой спектр доктрин связан с множеством взглядов ученых на данную проблему, а также с многогранностью самого явления.

К основным теориям, объясняющим зарождение государства, следует отнести теологическую, патриархальную, органическую, экономическую, договорную, психологическую и другие.

Что касается понятия права, то гипотезы о его возникновении неразрывно связаны с концепцией о становлении державы. Существуют теологическое учение, теория естественного права, естественно-правовая доктрина, нормативисткая теория и, конечно, психологическая.

Ученый и философ Лев Иосифович Петражицкий разработал последнюю доктрину.

Психологическая теория государства и права заключается в предположении, что государство образовалось во время разделения общества по проявлениям двух индивидуальных признаков: подчинение и управление.

Суть теории

У индивида есть психологическая потребность существовать в рамках сообщества, он обладает чувством коллективного взаимодействия. Приверженцы данного мнения считают человечество и государство результатом личностных взаимодействий людей и различных союзов, ими созданных. Общество и метрополия являются следствием реализации естественных потребностей индивида в определенной организации.

Психологическая теория права. Представители

В начале ХХ века российский ученый Л. И. Петражицкий разработал доктрину о происхождении государства. В печатном виде она рассказана в труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Последователями учения являются А. Росс, М. Рейснер, Г. Гурвич.

Автор психологической теории права родился в 1867 году в дворянской польской семье. Л. И. Петражицкий окончил университет в Киеве и после учился в римской семинарии в Германии. После обучения он вернулся в Россию, где стал изучать общую теорию права.

В начале ХХ века ученый издал два печатных труда, в которых синтезировал психологию с теорией власти.

Психологическая теория права формировалась в течение нескольких периодов:

1. С 1897-го по 1900 год. Автор доктрины написал свое первое научное произведение. Труд сопровождался несколькими приложениями. Основные положения своей теории Л. И. Петражицкий отразил в книге 1900 года «Очерки философии права».

2. С 1900-го по 1905 год. Ученый начал детально разрабатывать методику своего будущего учения. Кропотливая работа была отражена в труде «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология».

3. С 1905-го по 1909 год. Л. И. Петражицкий занялся устройством единой системы юридических знаний на основе ранее разработанной методологии. Его работа была оформлена в двухтомную рукопись «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». Печать последней книги стала настоящим событием в мировой литературе.

Взгляды Е. Н. Трубецкого и М. А. Рейснера

Философ и правовед Е. Н. Трубецкой указывает на то, что солидарность – это основная черта индивида. Люди отличаются друг от друга по своим психологическим особенностям и по проявленной физической силе.

В основе сознания одних людей лежит понимание зависимости от элиты, законности определенных вариантов отношений и действий, что вносит в их душу ощущение стабильности и успокоения. Вторая часть индивидов отличается желанием подчинять окружающих своей воле.

Такие люди становятся лидерами в обществе.

Социально-психологический подход к решению вопроса о возникновении державы был открыт М. А. Рейснером. По его мнению, основным моментом в становлении империи является идеология, которая организует жизнь в обществе.

Философ считал, что главным источником государственных убеждений является массовая психика людей. Изучение становления страны ограничивается познанием психических переживаний, которые составляли политическую идеологию, и анализом поведения людей.

Государство, как считал ученый, включало в себя население, территорию и власть. Оно воплощало в себе всю политическую идеологию, а именно влияние расы, террора, экономической необходимости и религии во главе с идеологией права.

Государство является продуктом реализации населением убеждений, норм и принципов, в которых заключается их зависимость от различных видов власти.

Основные положения теории права

Психологическая теория права Л. Петражицкого содержит следующие моменты:

  1. Учение включает позитивное право и интуитивное. Первое официально действует в государстве, когда второе лежит в основе психики людей и складывается из переживаний групп и объединений.
  2. Позитивное право – это установленные государством, законодателем действующие нормативные акты.
  3. Из всех известных психологических состояний человека главными являются эмоции, которые побуждают к действиям. При выстраивании отношений с другими людьми индивид опирается на интуитивное право. Данный тип авторами теории считается истинным, так как побуждает к самостоятельным и волевым действиям.

Разлад между двумя видами обуславливает социальное потрясение. В данном случае право играет роль одного из явлений психической жизни общества, которое представляет собой обязательное, требовательное переживание людей.

Психологическая теория права. Критика

У любой теории есть как сторонники, так и противники. Данное учение подверглось критике по нескольким причинам. Так, рассказывая о роли психологических проявлений в процессе образования государства, не было дано развернутого объяснения о месте психики в становлении державы.

Все качества считались одинаковыми и назывались эмоциями либо импульсами. Психологическая теория права не учитывает знание о том, что психика индивида делится на три сферы: мыслительную, эмоциональную, волевую. На основе последней устанавливаются взаимоотношения, а также выстраивается социальная пирамида, которая лежит в основе образования государства.

Люди с сильными волевыми качествами становятся лидерами в обществе.

Психологическая теория возникновения права включает стремление к солидарности индивидов. Но в действительности это мнение беспочвенно. Приведено достаточно случаев полного отсутствия заботы людей о близких. Авторы теории придают основное значение в образовании государства психологическим факторам, недостаточно учитывая другие обстоятельства.

Достоинства учения

Психологическая теория права тесно связана с личностным механизмом становления правомерного поведения.

При переводе ряда юридических предписаний в качество действительного поведения переживания психологические импульсы индивида станут последним звеном, напрямую соприкасающимся с конкретным поведением.

Право может регулировать поведение только через умственно-психологическую сферу. Таким образом, психологическая теория происхождения права учитывает личностные особенности людей, роль правосознания в регулировании общественных отношений.

Философские и методологические основы

Автор теории в освещении природы права следовал учению позитивной философии. Взяв азы данного течения, Л. И. Петражицкий добавил свои оригинальные мысли.

Ученый поддерживал либеральную идею независимости права от государства, вместе с тем не отрицал значение культурного наследия.

Он стремился к созданию такой теории власти, которая могла бы стать методологической основой правосознания российского общества и профессиональной юриспруденции.

Большую роль явлению как виду нормативных переживаний отводит в своем учении Л. И. Петражицкий. Психологическая теория права различает два вида эмоций: эстетические и этические.

Первые переживаются часто как реакция на человеческие поступки, на разные происходящие явления или по поводу свойств предметов.

Ученый считал, что на вариациях разных представлений с этими эмоциями берут начало правила приличия, одобренные обществом.

Этические эмоции, такие как чувство долга, обязанности, управляют поведением индивида.

Им присущи такие свойства, как авторитарность, проявление совести, препятствие для свободного выбора и давление в сторону «правильного» поведения. Л. И.

Петражицкий выделяет два вида обязанностей – нравственные, правовые. Первые являются свободными по отношению к другим. Правовые – вид обязанностей, которые считаются закрепленными за другими.

Этические нормы

Помимо обязанностей, которые выполняет индивид, философ учитывал еще этические нормы. Он их также разделил на несколько видов. Первый носит название «нравственные нормы». Они являются обязательными в одностороннем порядке, утверждают независимые по отношению к другим обязанности, предписывают человеку известное поведение.

Примерами таких норм являются правила христианской этики, которые описывают обязанности по отношению к ближним без притязаний на исполнение с их стороны. Второй тип включает обязательные, притязательные нормы, которые устанавливают роли для одних членов общества, требуя выполнения их и от других.

То, что является обязанностью одних, полагается другим как нечто должное, закрепленное за ними.

Заключение

Организационная структура государства появилась на конкретном этапе развития общества. Причинами возникновения данного строя являются разные факторы, как биологические, экономические, религиозные, так и психологические, национальные.

Теорий, объясняющих становление государства, много, каждая раскрывает одну из возможных сторон процесса. Но все они не могут претендовать на полную достоверность.

Нужно учитывать, что психологические и психические качества людей формируются благодаря действию политических, военных, экономических, социальных, духовных и религиозных факторов.

Источник: https://FB.ru/article/180928/psihologicheskaya-teoriya-prava-psihologicheskaya-teoriya-proishojdeniya-prava

Психологическая теория происхождения государства: плюсы и минусы

Психологическая теория возникновения государства и права. Психологическая теория

Психологическая теория происхождения государства была разработана Львом Петражицким. Согласно мнению этого ученого, государство появилось благодаря разделению социума по ряду психологических признаков. Существует два типа людей — подчиняющиеся и управляющие.

Суть и история развития направления

Психологическая концепция права показывает, что государство было основаны не на материальных ценностях, как утверждала марксистская доктрина. Они появились благодаря ряду психических качеств, переживаний и эмоций людей.

Лев Петражицкий утверждал, что отдельные социальные группы не могут длительное время существовать без правовых переживаний. Государство может образоваться только по причине определенного состояния психики разных групп индивидов.

Суть этой теории заключается в том, что индивид имеет психологическую потребность в том, чтобы быть в организованном обществе, где его действия ограничиваются социальными рамками. При этом он должен ощущать, проявлять активность в рамках коллективного взаимодействия.

Сторонники направления считают, что общество образовалось благодаря психологическому развитию человека.

Исследователи сравнивали общество с биологическим организмом, в котором отдельные части связаны между собой.

Между отдельными индивидами есть психологическая связь, позволяющая им объединяться в группы для достижения общей цели. По этому утверждению можно понять, что солидарность становится главной чертой характера человека, но одинаковых индивидов не существует.

По физическим качествам есть сильные, слабые личности. В зависимости от психических качеств выделяется две группы индивидов:

  1. Личности, подражающие авторитетам. Им свойственно подчинение другим. При исполнении приказов со стороны руководства, они становятся спокойными, веря, что поступают во благо правому делу.
  2. Люди, стремящиеся управлять другими. Они не умеют выполнять приказы, имеют собственное мнение на многие вещи, не признавая слов других. Их умение подчинять окружающих своей воле позволят добиваться руководящих постов.

Возникла эта теория в середине 19 века, но большую популярность она получила только к началу 20 столетия.

Основные концепции

Существует несколько основных концепций происхождения власти и права:

  1. Теологическая (или как ее еще называют — божественная, религиозная). Она управляла сознанием людей в Средневековье. Суть этой теории заключалась в том, что все возникает по воле Бога. По этой причине власть считается святой, незыблемой. Ее представители являются исполнителями божественной воли на земле.
  2. Патриархальная. Любой человек — коллективное существо, стремящееся создать собственную семью. Государство является высшей ступенью, когда многие семьи объединяются вместе под предводительством одного отца, старейшины, лидера.
  3. Договорная. Государство образовали индивиды, которые хотели сохранить то что имеют на данный момент, не воевать друг с другом, но для этого нужно было заключить договор, согласно которому все отказывались от благ для достижения общей цели.
  4. Органическая. Государство — целостных организм, клетками которого являются отдельные люди. Чтобы организм работал правильно, клетки должны объединиться и действовать сообща.
  5. Психологическая. Основана на людях, которые хотят подчиняться и личностях, склонных к управлению.
  6. Теория насилия. Государство образовалось благодаря одной группе единомышленников, которые силой подчинили себе других людей. Для управления государством, его насыщения также требуется проявлять насилие (поборы, казни).

Существуют и другие теории (гидравлическая, диффузная, спортивная, инцестная), но они не получили большой популярности среди исследователей, общества.

Основоположники

У каждой теории есть основоположники, последователи:

  • теологическая — Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье;
  • патриархальная — Аристотель, Конфуций, Р. Филмер;
  • договорная — Шарль-Луи Монтескье, Джон Локк, Гуго Гроцкий, А. Н. Радищев;
  • органическая — Герберт Спенсер, Вормс, Прейс;
  • психологическая — Л. И. Петражицкий, Г.Тард, З. Фрейд;
  • теория насилия — Шан Ян, Карл Каутский, Людвиг Гумплович.

В становлении теории участвовали и другие исследователи, но они внесли маленький вклад в развитие направления.

Преимущества и недостатки направления

Чтобы понять насколько актуально учение Петражицкого, Тарда, необходимо разобраться с плюсами и минусами психологической теории происхождения государства. К достоинствам этого учения можно отнести его справедливость.

Любому человеку свойственно проявлять чувство доминирования, стремления к общению, подчинению других. Эти особенности повлияли на образование, развитие государства. Главный недостаток этой теории заключается в том, что она не учитывает другие факторы образования государственного строя.

К ним относится социальное, политическое экономическое развитие.

Психологические качества любого человека формируются под воздействием многочисленных факторов, которые нужно учитывать, чтобы объяснить процесс образования государства. Психологическая теория представляет описание только одного фактора, который бесполезен без других.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva.html

Характеристика основных теорий происхождения государства

Психологическая теория возникновения государства и права. Психологическая теория

    1. теологическая (Ф. Аквинский);
    2. патриархальная (Аристотель, Конфуций);
    3. договорная (Д. Локк, Ж.

      Руссо);

    4. насилия (Гумплович);
    5. психологическая;
    6. материалистическая (Вебер, представители марксизма-ленинизма).

Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).

В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.

Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.

Учения о божественном сотворении мира — креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры.

Патриархальная теория происхождения государства

Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).

Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца.

Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.

Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).

Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма  — возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.

Договорная теория (теория общественного договора)

Объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.

Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.

Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.

Согласно этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.

Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.

Два вида права:

    1. естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
    2. позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.

Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:

М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).

Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.

Основные положения учения Д. Локка:

Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.

Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.

Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.

Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.

Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.

Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.

Основные положения учения Ж.-Ж. Руссо:

Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:

    1. условия объединения людей в один единый народ (суверен);
    2. конкретная форма государственного правления.

Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.

Власть: законодательная, исполнительная.

Основные положения теории Т. Гоббса:

Естественный состав человечества вне государства – «состояние войны всех против всех». В догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все.

Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих.

Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.

Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:

    • закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
    • закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
    • закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
    • все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.

Различал 3 формы государства:

    1. демократия;
    2. аристократия;
    3. монархия;
    4. (олигархию рассматривал лишь условно).

Теория насилия

Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.

Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.

На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.

Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.

Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).

Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление.

Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя).

Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.

В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).

Е. Дюринг:

Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).

В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством . Меньшинство обязано подчиняться большинству.

Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.

Л. Гумплович, К. Каутский:

Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.

Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.

Психологическая теория происхождения государства

Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).

Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.

Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.

Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.

Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.

Л. И. Петражицкий:

Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:

    • распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
    • организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).

Материалистическая теория

Представителем данной теории является М. Вебер. По мнению сторонников данной теории пПервостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда.

Рост производительности труда привел к возникновению избыточного продукта, и, в конечном счете, к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.

К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий», — основная формула марксистской теории. 

Таким образом, согласно материалистической теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого целого. Однако государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс появления государственности влияли также и другие, не менее важные факторы.

В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/charakteristika-osnovnich-teoriy-proischozhdeniya-gosudarstva

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: