Природоохранный надзор. Виды, формы и методы экологического контроля

Содержание
  1. Государственный экологический надзор: федеральный, региональный
  2. Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности
  3. Отделы Управления природоохранного ведомства
  4. Что такое инспекция экологического надзора?
  5. Федеральный и региональный экологический надзор
  6. Виды экологического надзора
  7. Проведение расследований
  8. Порядок осуществления экологического контроля на предприятиях: что проверяют
  9. Задачи экологического контроля
  10. Виды экологического контроля
  11. Кто осуществляет экологический контроль
  12. Государственный экологический контроль
  13. Общественный экологический контроль
  14. Методы экологического контроля
  15. Программа экологического контроля
  16. Организация экологического контроля
  17. Оформление результатов экоконтроля
  18. Основные задачи и виды экологического надзора
  19. Задачи экологического надзора
  20. Система экологического надзора
  21. Виды экологического надзора
  22. Виды, формы и методы экологического контроля
  23. Формы экологического контроля

Государственный экологический надзор: федеральный, региональный

Природоохранный надзор. Виды, формы и методы экологического контроля

Экологический надзор – это не результат, а процесс, который осуществляется государственным органом – Росприроднадзором. Он реализует свои функции как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Федеральный государственный экологический надзор проводится центральным органом природоохранного ведомства. Его проверке подвергаются объекты, которые представляют государственную важность (государственные энергетические системы, объекты, отвечающие за обороны и безопасность страны), входят в утвержденный правительством перечень.

Экологический надзор, как ключевой компонент деятельности

Главное направление деятельности Росприроднадзора — мониторинг соответствия деятельности предприятий действующему экологическому законодательству.

Надзор или мониторинг соответствия является одним из ключевых компонентов, используемых Росприроднадзором для обеспечения соблюдения регулируемым сообществом законов и норм по охране окружающей среды.

Он охватывает все действия регулирующего органа, выполняемые для определения того, соответствует ли объект (или группа объектов, например, заводы, географически, по секторам или корпоративной структуре) применимому законодательству. Мониторинг соответствия включает в себя:

  1. Разработка и реализация стратегий мониторинга соблюдения установленных правил охраны окружающей среды;
  2. Мониторинг соответствия на месте: проверки соответствия, оценки и расследования (включая проверку разрешений, данных и другой документации);
  3. Мониторинг соответствия за пределами площадки: сбор данных, анализ, отчетность, координация программ, надзор и поддержка;
  4. Обучение, проверка и поддержка инспекторов.

Природоохранное ведомство предоставляет стимулы и аудит соответствия, чтобы поощрять учреждения к выявлению и раскрытию нарушений. Нарушения также могут быть установлены по результатам проверки заявлений и жалоб, полученных от организаций и частных лиц. Нарушения, обнаруженные в результате любой из этих действий, могут привести к гражданскому или уголовному преследованию.

Отделы Управления природоохранного ведомства

Структурно Управление Росприроднадзора разделено на отделы по направлениям наиболее важных областей надзора и охраны, а именно:

Кроме того, в него входят два специальных отдела, а именно:

  1. Методического обеспечения и регулирования надзорной деятельности
  2. Разрешительной деятельности в области обращения с отходами.

Что такое инспекция экологического надзора?

Инспекции являются неотъемлемой частью программ мониторинга соответствия Росрироднадзора.

Это важный инструмент для официальной оценки соблюдения экологических норм и требований. Федеральный и территориальные органы проводят проверки соответствия большинству законодательных и регулирующих органов власти.

Инспекции – это посещения объекта или участка (например, предприятия, школы, полигона) с целью сбора информации для определения ее соответствия. Инспекции, как правило, включают в себя предварительные проверочные мероприятия, такие как получение общей информации об объекте. Другие мероприятия, которые могут проводиться во время проверки, включают в себя:

  1. Интервьюирование представителей и должностных лиц объекта, очевидцев событий;
  2. Просмотр записей и отчетов;
  3. Фотографирование, аудио и видео фиксация;
  4. Сбор образцов, проведение их экспертизы;
  5. Использование дистанционных средств наблюденияи контроля за состоянием воздуха, почвы, вод.

Инспекции могут проводиться для решения конкретной проблемы:

  1. Экологической, например, качества воды в реке;
  2. Объекта или сектора промышленности, например, химических предприятий;
  3. Географической, например, региона или местности;
  4. Экосистемной, например, воздух или водораздел.

Интенсивность и объем проверки могут варьироваться от быстрой сквозной проверки, которая занимает менее половины дня, до проверки с обширным сбором физических проб, которая может занять недели.

Федеральный и региональный экологический надзор

Согласно Статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выделяют два вида экологического надзора:

  • Федеральный государственный экологический надзор;
  • Региональный государственный экологический надзор.

Для определения организации к тому или иному государственному эконадзору Минприроды России утверждает приказы по каждому региону, в которых указывается перечень организаций, подлежащих федеральному экологическому надзору. Не входящие в данный список предприятия подлежат региональному экологическому надзору.

Соответственно федеральные предприятия подают экологическую отчётность в Росприроднадзор, региональные — в орган исполнительной власти Субъекта РФ.

Виды экологического надзора

Органы государственного экологического надзора проводят следующие виды надзора:

Кроме того, предусмотрены виды надзора в области охраны и использования:

Проведение расследований

Расследования – это экстраординарная, детальная оценка статуса соответствия объекта наблюдения, которая требует значительно больше времени для завершения, чем обычная проверка соответствия (т.е.

несколько недель, по сравнению с одним или несколькими днями).

Они назначаются теми органами (федеральным или территориальными), кто осуществляет экологический надзор, если есть основания предполагать возможность серьезных, широко распространенных и/или продолжающихся гражданских или уголовных нарушений.

Такими основаниями могут стать:

  1. Регулярные жалобы граждан;
  2. Официальной информацией из другого государственного органа или частной организации;
  3. Результаты исследований, проводимых Росприродназором, позволяющие определить потенциальную проблему соблюдения.

Если в результате проверки информации будет установлен причиненный вред физическим или юридическим лицам, а также окружающей среде, субъект хозяйственной деятельности и его должностные лица привлекаются к материальной, административной и уголовной деятельности.

Для этого вначале устанавливается сам факт нарушения и причинения вреда, а затем его размер. Последний влияет на вид наказания. Одним из результатов проверки может стать предписание, которым субъект обязывают ликвидировать или устранить последствия нарушения.

Источник: https://vyvoz.org/blog/gosudarstvennyj-jekologicheskij-nadzor/

Порядок осуществления экологического контроля на предприятиях: что проверяют

Природоохранный надзор. Виды, формы и методы экологического контроля

Деятельность производственных предприятий осуществляется с образованием отходов и выбросов в окружающую среду. Любой вид производственных работ приводит к загрязнению природы. Для предотвращения пагубных последствий компании вынуждены следовать государственным мерам эконадзора.

Задачи экологического контроля

Экологический контроль является неотъемлемой частью производства, строительства, ремонтных работ и т.д. Он направлен на выполнение правил ресурсосбережения и охрану природы.

Задачи:

  • создание нормативной и информационной системы, отражающей текущее состояние природной среды и фиксирующей происходящие изменения;
  • получение максимально точных сведений о процессах изменений экологии, выявление факторов негативного воздействия, случаев превышения ПДН ит. д.

Введение в терминологию ООС

В организации осуществление задач по эко-контролю, который не требует использования специальных средств измерения и оборудования может быть возложена на сотрудников, осуществляющих производственный контроль. В их обязанности может входить измерение качественных характеристик влияния на атмосферу, водные ресурсы и т.п.

Обратите внимание! Выделяют 3 функции экологического контроля: предупредительную, информационную и карательную.

Виды экологического контроля

Производственный экологический контроль

Экологический контроль — это обязательная мера, обеспечение которой является условием функционирования предприятия. Поэтому и проводится экоаудит на разных уровнях:

  1. Государственный — осуществляют соответствующие госорганы, уполномоченные применять карательные меры к организационным структурам, оказывающим негативное воздействие на природу.
  2. Общественный — представляют некоммерческие организации, специализированные объединения, имеющие права направить в государственные и муниципальные органы сведения о выявленных фактах превышения ПДН и предложения по их устранению.
  3. Производственный — организованный на предприятиях, функционирующий на основе разработанного нормативного документа — Программы экологического контроля.

Классификация видов экоконтроля по уровням воздействия

Еще одну классификацию можно определить исходя из стадий проверки:

  • Предупредительный — осуществляется на стадии разработки проекта формирования организации.
  • Текущий — ведется в процессе функционирования предприятий, основан на стабилизации текущего влияния на состояние окружающей среды.
  • Последующий — необходимо выполнять по результатам хоздеятельности.

Кто осуществляет экологический контроль

Государственными службами и общественными организациями осуществляется проверка по экологии на предприятии что проверяют — степень воздействия на природу факторов производства.

Государственный экологический контроль

Что такое медосмотр: прохождение на предприятии

Государственный надзор должен проверить соблюдение организациями законодательных норм, правил в области природоохранных мероприятий, для создания экологической безопасности.

Важно! Представители госслужб в сфере экоконтроля имеют право посещать предприятия, проверять работу очистных сооружений.

Госконтроль представляет собой совокупность служб органов исполнительской, представительной власти всех уровней:

  • Федеральный — в лице Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Полномочия распространяются вплоть до наложения запрета выбросов отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и остановки деятельности предприятий, не соблюдающих нормы законодательных актов.
  • Ведомственный — включает в себя структурные подразделения хозяйственных и силовых ведомств, деятельность которых направлена на контроль внедрения природоохранных и ресурсосберегающих технологий.
  • Производственный — нацелен на рациональное использование природных ресурсов, разработку мероприятий по охране окружающей среды и анализ результатов деятельности, расследование фактов превышения ПДН выбросов и т.д.
  • Общественный.

Общество и гражданская ответственность за защиту ОС

Деятельность госструктур, главным образом ориентирована на крупные отраслевые объекты, последствия деятельности которых, могут нанести глобальный урон окружающей среде, и на минимизацию рисков воздействия предприятий. Для этого соответствующие службы осуществляют:

  • прогнозирование влияния деятельности предпринимательства и производства на экологию;
  • разработку мер, направленных на снижение воздействия на природу;
  • занятия с населением при возникновении ЧС;
  • внедрение средств защиты населения и территории при возникновении техногенных и экологических катастроф.

Общественный экологический контроль

Возник из-за необходимости проведения независимой оценки влияния воздействий на природу и должного исполнения своих обязанностей службами экологического контроля всех уровней.

Граждане, входящие в состав представительных общественных организаций, наделены правами:

  • Принимать участие в мероприятиях общественного значения, целью которых является решение вопроса экологической безопасности.
  • Поднимать вопрос о назначении мер ответственности за нарушение требований норм законодательства в природоохранной сфере.
  • Требовать принятие решения о прекращении функционирования отраслевых предприятий, нарушающих принятые правила и нормативы.

Требования, предложения и вопросы общественного контроля являются обязательными для рассмотрения.

Обратите внимание! Данный вид контроля реализует право граждан на благополучную окружающую среду.

Методы экологического контроля

  • Экспертиза — заключается в проверке проектов, принятых программ, используемого сырья и материалов, соответствия результатов функционирования компаний экологическим требованиям, включает в себя правовой аспект.
  • Мониторинг — непосредственно оценка и анализ деятельности крупных отраслевых структур и их влияния на природную среду. Осуществляется на локальном, национальном, региональном и мировом уровнях.
  • Экобезопасность — основана на соблюдении природоресурсного и природоохранного права.

Являются ли рабочие места объектами производственного контроля

Программа экологического контроля

Программа производственного экологического контроля (ПЭК) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня воздействия на окружающую среду вредных факторов производства.

Утверждение данного локального документа определено требованиями законодательства. Под них попадают компании, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I, II и III категории, согласно ФЗ № 7 от 10.01.2002 г.

Какие нормативы должны учитываться в ПЭК

Требования по содержанию ПЭК и отчетности по ней устанавливает Росприроднадзор. Правильное проектирование и исполнение документа способно обезопасить предприятие от штрафных санкций и ликвидации деятельности.

ПЭК распространяется на объекты:

  • использующие системы очистки газов, сточных вод;
  • образующие источники производственных отходов, являющиеся источниками вредных выбросов в различные среды, относящиеся к зонам особой санитарной защиты.

Все эти факторы должны учитываться при разработке документа (мероприятия планируются для каждого загрязняющего объекта отдельно). Для этого допускается приглашать сторонние организации.

Важно! Образец документа не утвержден законодательством, но требования по содержанию прописаны в Приказе № 74 от 28.02.2018 г.

Организация экологического контроля

В ПЭК должна быть прописана структура экоконтроля, которая может быть организована в соответствии с организационной структурой хозяйствующей единицы, так как данное требование не регламентировано законодательством.

Данная система контроля утверждается директором компании и может выглядеть в виде отдельного структурного подразделения с должностью эколога; подразделения с начальником —заместителем директора; или совмещенного отдела с другим подразделением, в зависимости от масштабов организации производства.

На небольших предприятиях, экоконтроль сводится к возложению обязанностей в данной сфере в виде совмещения с основными обязанностями специалиста и заключается в заполнении требуемых форм отчетности.

Чем больше масштабы производства и воздействие на экологию, тем больше требований по снижению рисков предъявляется к предприятию. Следовательно, и организация экологического контроля будет соответствующая — отдельная служба с руководителем, наделенным кругом полномочий по реализации мероприятий ПЭК.

Важно! В таких рамках и инвестиционные расходы будут значительнее, для обеспечения экологической безопасности.

Оформление результатов экоконтроля

Экологический аудит на предприятии должен быть завершен оформлением соответствующих результатов. Они предоставляются в виде отчетности по выполнению ПЭК, утвержденной законодательством:

  • начальству компании;
  • в соответствующий орган госэконадзора;
  • населению.

Контроль промышленной деятельности организаций и их влияние на окружающую среду является неотъемлемой частью обеспечения экологической безопасности нации.

В современном обществе несанкционированные выбросы вредных веществ в атмосферу, водные ресурсы ведет к гибели обитателей флоры и фауны, развитию заболеваний населения.

Поэтому государство ужесточило аудиторские меры за результатами функционирования компаний, ввело определение экологической безопасности, ПЭК и различные формы отчетности.

Источник: https://ohranatryda.ru/pryntsypy-organizatsyy-ot/ekologiceskij-kontrol.html

Основные задачи и виды экологического надзора

Природоохранный надзор. Виды, формы и методы экологического контроля

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного воздействия на природу неизбежно приводят к обострению экологической ситуации.

В результате, истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и экосистемой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки и жизненное пространство.

Решить все эти многочисленные проблемы призван экологический надзор.

Задачи экологического надзора

Замечание 1

Экологический надзор представляет собой комплекс правовых мер, нацеленных на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий. Его содержание объединяет в себе такие категории, как оценка качества окружающей природной среды, экологический мониторинг и экспертиза.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Хозяйственная деятельность человека неизвежно сопровождается использованием природных ресурсов. Одна их часть перерабатывается в конечный продукт, а остальная – идет в отходы. Твердый мусор складируется на поверхности, зарывается в землю, жидкие отходы сливаются в водоемы, а газообразные – выбрасываются в атмосферу.

Экологический контроль призван минимизировать ущерб, наносимый окружающей среде скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и повышения эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.

Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и облекаются в форму нормативно-правовых актов.

В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:

  1. предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
  2. предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
  3. предельно допустимые уровни вредных воздействий, в том числе вибраций, электромагнитных излучений и т.д.

Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности, хозяйственная деятельность человека одновременно воздействует на различные природные объекты, загрязняя их вредными веществами.

Рисунок 1.

Система экологического надзора

В систему экологического надзора входят: государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды, уполномоченные министерства, ведомства и общественные организации.

Государственная служба наблюдения за состоянием окружающей среды решает следующие задачи:

  1. наблюдение за состоянием окружающей среды и отдельных природных объектов, за происходящими в них физическими, химическими, биологическими процессами;
  2. обобщение и оценка полученной информации о состоянии окружающей среды;
  3. прогнозирование изменений состояния окружающей среды с целью предупреждения отрицательных экологических последствий;
  4. обеспечение информацией о состоянии и изменениях окружающей природной среды заинтересованных организаций и населения.

Порядок организации и проведения государственного экологического мониторинга регулируется федеральными законами и другими нормативными актами экологического законодательства.

Виды экологического надзора

Выделяют следующие основные виды экологического надзора:

  1. государственный;
  2. ведомственный;
  3. производственный;
  4. общественный.
  • Государственный экологический надзор относится к полномочиям действующей в России системы управления, которая осуществляет регулирование в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.Законодательство предоставляет федеральным органом власти право устанавливать порядок организации и проведения государственного экологического надзора. К компетенции субъектов РФ относится реализация государственного экологического контроля. Это предусмотрено положениями Лесного и Водного кодексов, федеральным законом «О недрах» и другими нормативными актами.
  • Ведомственный экологический надзор осуществляется уполномоченными министерствами и ведомствами, а так же соответствующими негосударственными структурами субъектов РФ.Специфика отраслевых государственных органов заключается в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Например, Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз – лесов и зеленых насаждений.В некоторых случаях сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природных ресурсов. Скажем, для федерального агентства по рыболовству важно состояние водных объектов с позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. А Роскомнедра, помимо контроля за рациональным использованием полезных ископаемых, следит за исполнением экологических требований в отношении подземных вод.
  • Сферой производственного экологического контроля служит хозяйственная деятельность предприятий и организаций, которые являются основной категорией природопользователей. Правовые требования, касающиеся охраны окружающей среды от вредных воздействий, в первую очередь, адресованы им.производственного контроля зависит, прежде всего, от специфики предприятия. Экологический контроль осуществляет руководитель предприятия, начальники функциональных служб и производственных подразделений. Однако в целях экономии и в силу недооценки важности данного направления, экологические службы на некоторых предприятиях порой отсутствуют, что неправомерно.
  • Общественный экологический контроль – это прерогатива профессиональных союзов и других объединений. Хотя по возможностям получения информации и применения мер воздействия на нарушителей природоохранного законодательства общественный экологический контроль уступает государственному, но вместе с тем он обладает и серьезным преимуществом – реальной независимостью от административных структур и ведомственных интересов.

Таким образом, общественный контроль в большей степени отражает экологические интересы населения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ekologicheskie_pravootnosheniya/osnovnye_zadachi_i_vidy_ekologicheskogo_nadzora/

Виды, формы и методы экологического контроля

Природоохранный надзор. Виды, формы и методы экологического контроля
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Экологическое право » Виды, формы и методы экологического контроля

Экологический контроль представляет вид государственного управления в сфере экологического права, реализующийся в комплексе мер, направленных на соблюдение общеобязательных норм и правил путем применения норм властного принуждения. Статья раскрывает понятие и виды, а также описывает формы и методы осуществления экологического контроля.

Экологический контроль рассматривается отечественной правовой системой как комплекс правоустанавливающих норм и одновременно как перечень конкретных мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление и пресечения нарушения законодательства в сфере охраны природной среды.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты экологического контроля:

  • Функция государственного управления. Государство в лице уполномоченных органов обобщает информацию о состоянии правоотношений в сфере экологического права и охраны окружающей среды, после чего реализует ее в принятии конкретных нормативно-правовых актов, регулирующих эту сферу. Именно государство уполномочено разрабатывать нормы в отношении охраны природных объектов, которые должны соблюдать все субъекты;
  • Реализация законодательных норм на практике. Государство не ограничивается принятием комплекса нормативных актов, оно еще и контролирует их исполнение. В случае нарушения указанных норм по охране окружающей среды государство имеет возможность привлечь виновных лиц к различным видам ответственности.

Формы экологического контроля

В экологическом праве выделяют следующие формы экологического контроля:

  • Информационный экологический контроль. Реализовывается путем постоянного мониторинга за ситуацией в сфере охраны окружающей среды и позволяет своевременно отслеживать положительные или негативные изменения как в отношении отдельных объектов природы, так и в экологической ситуации в целом.
  • Карательный (принудительный) экологический контроль. Состоит в применении мер властного принуждения к субъектам, нарушающим нормы экологического права. Привлечение к ответственности осуществляется в пределах установленных санкций.
Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: