Правовые нормы. Правовые нормы и их системы

Тема 1. Право в системе социальных норм

Правовые нормы. Правовые нормы и их системы

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Социальная норма — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

2. Признаки правовой нормы

— Единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства и является официальным выражением его воли.

— Представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека.

— Издается в конкретной форме.

— Является формой реализации и закрепления прав и обязанностей участников общественных отношений.

— Поддерживается в своем осуществлении и охраняется силой государства.

— Всегда представляет собой властное предписание государства.

— Является единственным государственным регулятором общественных отношений.

— Представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. указывает: каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту; предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для каждого индивида образ действий.

3. Структура нормы права — это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее основные элементы и способы их взаимосвязи.

Структура нормы права
гипотезадиспозициясанкция
это структурный элемент правовой нормы, который указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действиеэто структурный элемент правовой нормы, который содержит само правило поведения участников регулируемых отношений, указывает на его суть и содержание, права и обязанности субъектовэто структурный элемент правовой нормы, определяющий неблагоприятные последствия для участников общественных отношений, наступающие в случае нарушения последними предписаний диспозиции
Основной элемент правовой нормы

4. Виды правовых норм

Основания для классификацииНаименование видовИх сущность
По субъектам правотворчестваНормы, исходящие от государстваНормы органов представительной, исполнительной и судебной государственной власти
Нормы, являющиеся результатом прямого волеизъявления населенияНормы, принимаемые непосредственно населением конкретного территориального образования или населением всей страны
По социальному назначениюУчредительныеНормы — принципы
РегулятивныеНормы — правила поведения
ОхранительныеНормы — стражи порядка
ОбеспечительныеНормы — гарантии
ДекларативныеНормы — объявления
Дефинитивные (от лат. definitio — опреде­ление)Нормы — определения
Коллизионные (от лат. collisio — столкнове­ние противоположных сил)Нормы — арбитры
ОперативныеНормы — инструменты
По характеру содержащихся в тексте норм правил поведенияОбязывающиеНормы, устанавливающие обязанность совершать определенные правовые действия
УправомочивающиеНормы, предоставляющие права на совершение определенных положительных действий
ЗапрещающиеНормы, содержащие требования воздержаться от определенных действий
По функциональной ролиОбщиеНормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или бóльшую часть институтов соответствующей отрасли права
СпециальныеНормы, которые охватывают часть институтов соответствующей отрасли права и регулируют исключительно важные, требующие более детальной регламентации вопросы
По методу правового регулированияИмперативные (лат. imperativus — повели­тельный)Нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении
ДиспозиционныеНормы предоставляют субъектам общественных отношений в пределах требований закона самим разрешать возникающие между ними спорные моменты и определить дальнейший ход их взаимоотношений
РекомендательныеНормы устанавливают варианты желательного для государства поведения
ПоощрительныеНормы относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования
По сфере и субъектам действияОбщего действияНормы, распространяющиеся на всех граждан и функционирующие на всей территории государства
Ограниченного действияНормы, имеющие пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами
Локального действияНормы, действующие в пределах какого-либо коллективного образования (предприятие, учреждение, организация)


5. Норма права
 — это первичная клеточка права, его исходный элемент. Поэтому норме права свойственны все те черты, которые характерны для права в целом.

Однако, это еще не означает, что понятие нормы права и права совпадают. Право и его норма соотносятся между собой как общее и частное. Отдельно взятая правовая норма — это еще не есть право.

Право — это система, совокупность правовых норм.

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с другими социальными нормами как элемент системы социального нормативного регулирования.

6. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия

Социальные нормы, с которыми взаимодействует правоПроявления взаимодействия
МоральПраво и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
ОбычаиНормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
РелигияВ некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
Нормы общественныхорганизацийПо формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически

7. Признаки права — это такие присущие ему свойства, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.

Наименование признакаЕго сущность
СоциальностьПраво с момента своего возникновения и по сей день регулирует общественные отношения, оно действует в человеческом обществе
Нормативность (нормативныйхарактер)Право выступает и действует в системе юридических норм, которые закрепляют права и обязанности участников общественных отношений, им регулируемых. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы
Общеобязательный характерНормы права адресованы неопределенно большому количеству адресатов, попавших в типичную жизненную ситуацию, и обязательны для исполнения ими
Государственно-волевой характерПраво — это проявление воли государства, так как в нем определяется будущее поведение личности, организации, с его помощью реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Воля аккумулирует экономические, социальные, политические и иные интересы различных слоев населения; государственное признание этих интересов осуществляется через волю компетентных государственных органов; по своему характеру государственная воля объективна и обязательна для всех; государство всегда заинтересовано в реализации собственной воли
СистемностьСистема права — категория объективная, не зависящая ни от воли, ни от желания субъектов правотворчества. Система права характеризуется внутренней согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием составляющих ее элементов
Формальная определенностьПраво не существует само по себе, оно так или иначе должно быть выражено в конкретной форме (например, закон, иные нормативные акты, судебные решения и т. д.), выбор которой в конечном итоге зависит от государства
Обеспеченность государствомГосударство как издает нормы права, так и обеспечивает их реализацию. Данное обеспечение основано на применении мер государственного принуждения

8. Функции права

Наименование функцииЕе сущность
Культурно-историческаяПраво аккумулирует в себе все духовные ценности и достижения народа, общества, передает их из одного поколения в другое
ВоспитательнаяПраво оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъектов общественных отношений посредством запретов, ограничений правовой защиты и наказания
Социального контроляПраво определяет меру возможного и должного поведения субъектов, общественных отношений, используя при этом меры стимулирования и ограничения
РегулятивнаяПраво устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на координацию общественных отношений, упорядочение связей между людьми
ОхранительнаяПраво защищает наиболее важные общественные отношения от негативного воздействия на них со стороны, которое может пагубно отразиться на всем ходе общественного развития

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_1

Правовая норма

Правовые нормы. Правовые нормы и их системы

Норма права – начальный элемент всей правовой системы. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения – они устанавливают границы возможного, дозволенного поведения субъектов права (людей и организаций).

Норма – (от лат. norma) – правило, образец, стандарт.

Правовые нормы – это установленные или санкционированные государством и охраняемые им общеобязательные, формально-определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений.

Виды правовых норм

Все правовые нормы по различным критериям можно разделить на определенные группы и виды:

  1. По предмету правового регулирования нормы права делятся на:- конституционно-правовые;- гражданско-правовые;- уголовно-правовые и т.д.

    Данная классификация разделяет нормы в зависимости от отрасли права, к которой они относятся.

  • По юридической силе правовые нормы делятся на:- законы;

    – подзаконные акты.

  • По характеру содержащихся в тексте правил поведения правовые нормы можно разделить на:- обязывающие (устанавливают обязанность совершать определенные действия);- запрещающие (запрещают совершать определенные действия);

    – управомочивающие (дают право на совершение определенных действий).

  • По действию во времени нормы делятся на:- неопределенного длительного действия (в нормативном правовом акте не указан срок действия норм);- временные (срок действия норм определен в нормативном правовом акте);

    – чрезвычайные (издаются и действуют в период чрезвычайных ситуаций).

  • По кругу субъектов, на которых правовые нормы распространяют свое действие, они делятся на:- общие (действуют в отношении неопределенного круга лиц);- специальные (распространяются на определенный круг субъектов права);

    – исключительные (распространяются на отдельных лиц).

  • По способу установления правил поведения нормы делятся на:- императивные (не допускают никаких отступлений от установленного в них правила поведения, применяются независимо от желания людей);

    – диспозитивные (предоставляют людям возможность выбирать, применять такую норму или нет).

  • По функциональному назначению нормы делятся на:- материальные (регулируют содержание правоотношений);- процессуальные (регулируют порядок деятельности определенных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).

    Например, когда два человека заключают договор, применяются материальные нормы. Они определяют содержание договора, форму его заключения, специальные требования к договору.

    А если какая-то из сторон договора не выполняет его условия, то вторая сторона может обратиться в суд.

    Здесь будут применяться процессуальные нормы – в какой суд обратиться, как подать исковое заявление, что должен сделать судья и т.д.

  • По реализуемым функциям нормы делятся на:- регулятивные (регулируют отношения – устанавливают права и налагают обязанности);

    – охранительные (защищают от нарушений – определяют меры воздействия на нарушителей права).

  • Структура правовой нормы

    Структура правовой нормы – это ее строение, разделение на составные части и связь этих частей между собой.

    В классическом виде норма включает в себя 3 элемента:

    1. гипотеза;
    2. диспозиция;
    3. санкция.

    Гипотеза – это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при которых она применима. Обычно это часть нормы, которую можно сформулировать со слова “Если”.

    Диспозиция – это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Обычно это часть нормы, которую можно сформулировать со слова “То”.

    Санкция – это часть правовой нормы, которая предусматривает наказание, которое может быть применено к нарушителю правовой нормы. Обычно это часть нормы, которую можно сформулировать со слова “Иначе”.

    Если правовая норма содержит все три элемента, то структуру такой нормы можно назвать идеальной. В реальности обычно правовая норма содержит два, а иногда и вовсе один элемент. Это объясняется тем, что в законе, в котором содержится такая норма, может быть, например, дана одна общая гипотеза для большого числа норм.

    Например, статья 201 Уголовного кодекса РФ:
    Использование\,\,лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (гипотеза), своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства (диспозиция), –
    наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет (санкция).Иными словами можно сказать:

    Если лицо выполняет управленческие функции в коммерческой или иной организации

    То оно не должно использовать свои полномочия …. (делать то, что написано в запрещающей норме)
    Иначе оно будет наказано (указан вид наказания)

    Нормы, которые не допускают никаких отступлений от установленного в них правила поведения, называются…

    Источник: https://lampa.io/p/pravovaya-norm-3bc8c5a05f2d46c58cff0ffc4814fa0f

    Правовые нормы и их системы

    Правовые нормы. Правовые нормы и их системы

    *** Норма права– это исходящееот государства и охраняемое общеобязательное,формально определенное правило поведения( непосредственно или в сочетании сдругими нормами права ) предоставляетучастникам общественного отношенияданного вида субъективные юридическиеправа и налагает на них субъективныеюридические обязанности.”

    Признаки правовых норм

    1. Нормативность. Норма права имеет общий, а не конкретный характер, т. е. является общим правилом поведения. Она рассчитана на все сходные си­туации, а не на конкретную жизненную ситуацию.

      Норма права предназначе­на для регулирования общественных отношений.

      Ее содержание составляют так называемые статусные права и обязанности субъектов права, которые за­тем конкретизируются в правоотношениях, в так называемых субъективных правах и обязанностях.

    2. Системность. Ни одна норма права самостоятельно, вне связи с други­ми нормами права, не может регулировать общественные отношения.

    3. Норма права установлена компетентными государственными органа­ми. В то же время следует иметь в виду, что нормы права могут быть приня­ты непосредственно народом и содержаться в актах референдума. В отдель­ных случаях нормы права могут устанавливаться общественными организа­циями

    4. Общеобязательность. Нормы права обязательны для исполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государ­ства, поскольку имеют государственно-властный характер. Это не зависит от того, каково субъективное (личное) отношение к нормам тех или иных людей, согласны они с нормами или нет, одобряют их или нет.

    5. Формальная определенность. правовых норм со всей опре­деленностью выражено в тексте нормативного акта, с помощью заранее ус­тановленных приемов и правил юридической техники. Формальная определенность характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества.

    6. Неперсонифицированность. Правовая норма адресована кругу лиц, определенных видовыми признаками. В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждый, гражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами.

    7. Неоднократность(многократность) действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме.

    8. Реализация норм права при необходимости обеспечивается принуди­тельной силой государства.Ключевым слово здесь является “при необходимости”. То есть речь идет о потенциальной возможности государственного принуждения, а не о принудительном характере правовых норм.

    2. Виды правовых норм

    По функциям права

    Регулятивные нормынепосредственнонаправленные на регулирование общественныхотношений путем предоставления участникамправ и возложение на них обязанностей.

    Правоохранительные нормынаправленына регламентацию мер юридическойответственности, а также специфическихгосударственно-принудительных мерзащиты субъективных прав

    Регулятивные нормы, в соответствии сосвоими функциями (статической идинамической) делятся на управомочивающие,запрещающие и обязывающие.

    Основнымюридическим средством поведениядинамической функцииявляетсявозложение на лиц активных обязанностей- совершать определенные положительныедействия.

    И поэтому, нормы, устанавливающиеобязанность лица совершать определенныеположительные действия, называютсяобязывающими.

    Средством проведения статическойфункцииявляется такое построениеправовых связей, в соответствии с которымна лицо возлагаются пассивные обязанностивоздерживаться от действий известногорода.

    Здесь субъективное право июридическая обязанность имеютсамостоятельное содержание (могутклассифицироваться по характерусодержанию прав и обязанностей или поформе выражения предписания). И поэтомунаряду с обязывающими нормами, регулятивныенормы имеют еще две разновидности -управомочивающие и запрещающие нормы.

    Управомочивающие нормыустанавливаютсубъективные права с положительнымсодержанием, то есть права на совершениеуправомоченным тех или иных положительныхдействий.

    Запрещающие нормыустанавливаютобязанность лиц воздерживаться отдействий известного рода. Регулятивныеи правоохранительные нормы служатсамостоятельной основой возникновенияправоотношений.

    Пиголкин считаетнеправильным деление норм на обязывающие,запрещающие и управомочивающие.

    «Учитываято, что любая норма имеетпредставительно-обязывающий характер,что она касается, по крайней мере, двухсубъектов, необходимо сделать вывод,что любая норма права управомочиваетодно лицо и обязывает другое лицорегулируемого отношения.

    Специализированные нормыв отличиеот регулятивных и охранительных немогут служить самостоятельной основойдля возникновения правоотношений, ониносят дополнительный характер. И взависимости от того, какую функцию онивыполняют, специализированные нормыподразделяются на пять основныхразновидностей:

    По методу правового регулирования

    Поощрительные нормы- это предписанияо предоставлении соответствующимигосударственными органами определенныхвидов поощрения за одобряемый государствомобщественно-полезный труд (нормативныепредписания об орденах, премиях, медаляхи других видах поощрения).

    Рекомендательные нормыустанавливаютварианты наиболее желательного с точкизрения государства урегулированияобщественных отношений. Рекомендательныенормы адресуются, главным образом,колхозам, государственным предприятиями научно-производительным объединениям.

    По степени категоричности (или по формепредписания) правовые нормы разделяютсяна диспозитивные и императивные.

    Диспозитивные нормыдействуюттогда, когда стороны своим соглашениемне установили иных условий своегоповедения.

    Императивные нормы, в них предписанияизлагаются категорически и инициативаучастников отношения связана с законом».

    По степени определенности следуетразличать:

    Бланкетные нормы- это такие правилаповедения, действие которых основываетсяна содержании специфических правил.

    Отсылочные нормынепосредственноуказывают на другие нормы права как наусловие своего действия.

    По отраслям права: нормы государственногоправа, нормы гражданского права, нормыуголовного права, нормы трудового права,нормы семейного права.

    Структура правовой нормы

    Структура правовой нормы- это способорганизации содержания правила поведения,находящегося в этой норме. Это правилоповедения можно представить в видеструктурных элементов, которыепоследовательно раскрывают содержаниенормы права. И таких структурных элементоввсего три:

    1. Гипотеза- элемент нормы, указывающий те жизненные обстоятельства, при наличии или отсутствии которых норма права вводится в действие. Гипотеза является необходимым элементом структуры, который выступает условием обязательности диспозиции.

    Простой гипотезойназывают тугипотезу, в которой указано однообстоятельство с наличием или отсутствием,которого связывается действие юридическихнорм.

    В сложной гипотезедействие нормыставится в зависимость от наличия илиотсутствия одновременно двух или болееобстоятельств.

    Альтернативная гипотезаставитдействие норм в зависимости от одногоиз нескольких перечисленных в законеобстоятельств.

    2. Диспозиция- это элемент юридическойнормы указывающий на правило поведения,которому должны следовать участникиправоотношений. Это стержень юридическойнормы, ее сердцевина, модель правомерногоповедения. Лишь в сочетании с гипотезойи санкцией, диспозиция действует,проявляет свои регулирующие способности.В зависимости от того, как излагаетсяправило поведения, диспозиция можетбыть, простой.

    Простая диспозицияуказывает иназывает вариант конкретного поведения,но не раскрывая его.

    Сложная или описательная диспозицияуказывает и перечисляет все существенныепризнаки поведения.

    Альтернативная диспозицияуказываетнесколько вариантов поведения и участникиправоотношений могут следовать одномуиз них

    3. Санкция- это логически завершающийэлемент содержащий указание нанеблагоприятные последствия, возникающиев результате нарушения диспозиции. Этопонятие санкции дано с правовой точкизрения.

    Но с точки зрения философскогои социологического подходов под санкциейпонимают не только отрицательные явления(показание, порицание) но и положительныепоследствия (поощрение, одобрение) засоциально полезное поведение.

    Простойсанкциейявляется та,где размер н еблагоприятных последствийточно указан.

    Сложной санкциейявляется та, гдеграницы неблагоприятных последствийуказаны от минимального до максимальногоили только до минимального.

    Альтернативная санкция – это санкциягде названы и перечислены нескольковидов неблагоприятных последствий, изкоторых правоприменитель выбираеттолько одно, наиболее целесообразноедля решаемого случая.

    Такое деление нормы на гипотезу,диспозицию и санкцию называетсялогической нормой, элементы логическойнормы связаны между собой и выявляютсяв тексте нормативных актов по условнойсхеме: «если…, то…, иначе…». Делениеюридических норм на гипотезу, диспозициюи санкцию впервые было предложеноГоллунским и Строговичем.

    ПРИМЕР

    Гипотезой данной нормы являетсяобязанность лица оказать помощь больномулицом обязанным ее оказывать.

    Диспозиция предписывает, что уполномоченноена то лицо обязано оказать помощьбольному в соответствии с законом, впротивном случае, если больной понестяжкий вред для здоровья либо умер, кврачу будут применены установленныесанкции в виде лишения свободы на срокдо 3-х лет, либо исправительнымиработами на срок до одного года, либоарестом на срок от двух до четырехмесяцев.

    Источник: https://studfile.net/preview/852519/

    Норма права и нормативные правовые акты: понятия, признаки, свойства

    Правовые нормы. Правовые нормы и их системы

    В жизни любого человека могут возникнуть ситуации, в которых необходимо выбрать линию поведения. Это может быть работа, дом, семья, общественное место и др. Ответ на вопрос о желаемом, допустимом или должном поведении в большинстве случаев человек получает посредством социальных норм. которые сложились в определенном обществе.

    Система социальных норм представляет собой элемент системы нормативного регулирования. В обществе чаще всего действуют два вида норм: технические и социальные.

    Замечание 1

    Норма права и нормативно-правовые акты (НПА) формируют границы, в рамках которых происходит сохранение сущности определенного явления или объекта.

    Использование технических норм характерно для регулирования человеческого поведения в его отношениях с техникой и природой.

    Они способны указывать на то, каким образом люди должны обращаться с трудовыми орудиями, машинами, проявлять реакцию на воздействующие природные силы.

    Технические нормы напрямую связаны с уровнем развития производительных сил, а пренебрежение к ним часто приводит к необратимым последствиям.

    Современная система технических норм представлена технологическими правилами, правилами техники безопасности, использования современных приборов и машин, правилами санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. В любой сфере деятельности человека, в области создания им материальных и духовных благ, он должен знать и творчески использовать предназначенные для этого технические правила.

    Даже имея в распоряжении современную технику, человек, скорее всего, не сможет получить ожидаемый результат. Помимо этого, высокой является вероятность, что такие люди смогут испортить сложный прибор, а несоблюдение техники безопасности часто оборачивается производственными травмами и прочими тяжелыми последствиями для нарушителей и даже для окружающих людей.

    С соблюдением технических норм связано и последующий рост ответственности человека перед обществом. Об этом свидетельствуют события, которые связаны с катастрофой на Чернобыльской атомной станции. Очевидно, что технические нормы представляют собой правила работы с природными и техническими объектами, которые разработаны на основе знания законов техники и технологии.

    Большое значение здесь имеет и соблюдение социальных норм, регулирующих отношения, которые проявляются при осуществлении социальных, экономических, политических, культурных задач. Они стоят перед обществом, страной или отдельным человеком.

    Замечание 2

    Социальные нормы являются регуляторами, которые могут устанавливать точные границы поведения членов общественных отношений. Они включают одинаковую меру (масштаб) поведения в виде нормы и характеризуются неперсонифицированностью адресата («относятся к тому, кого это касается»), обязательным исполнением и повторяемостью действий, наличием наказания за нарушение.

    Меры общественного воздействия направлены на достижение требуемого состояния отношений в обществе. По необходимости для этого используется механизм социального принуждения.

    Социальные нормы характеризуются уровнем общественного развития, а сфера их действия представлены общественными отношениями. В процессе определения требуемого или возможного поведения человека, коллективы людей формируют нормы.

    Таким образом, социальные нормы представляют собой правила, которые регулируют поведение человека и деятельность создаваемых им организаций в процессе взаимоотношения друг с другом.

    Социальные нормы представляют собой:

    • правила поведения людей (указывают на то, какими должны быть поступки);
    • правила общего характера (отличаются от индивидуальных правил);
    • правила поведения человека (не только общие, но и обязательные правила поведения в обществе, обеспечиваемые мерами принуждения).

    Благодаря рассмотренным свойствам любая социальная норма оказывает регулирующее воздействие на любого члена общества и общественные отношения в целом.

    Рассмотрим классификацию социальных норм в современном обществе. Она производится в соответствии со способом создания (формирования), способом защиты (обеспечения, охраны).

    В зависимости от этих критериев принято различать виды социальных норм:

    1. правовые нормы (правила поведения, которые подлежат установлению и охране государством).
    2. Нравственные нормы (нормы морали, этики) — правила поведения, устанавливаемые в обществе в зависимости от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и долге, достоинстве. Их охрана происходит с помощью силы общественного мнения или внутренних убеждений.
    3. Нормы обычаев включают правила поведения, которые вкладываются в обществе в процессе многократного повторения в течение длительного периода времени (в ходе истории). Они входят в привычку человека, охраняются от нарушений с помощью естественной внутренней потребности человека и силы общественного мнения.
    4. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) включают правила поведения, устанавливаемые самими общественными организациями. Их охрана происходит посредством мер общественного воздействия, которые предусматривают уставы этих организаций.
    5. Религиозные нормы, формируемые различными вероучениями. Их используют в ходе совершения религиозных обрядов, а охраняют с помощью мер общественного воздействия, которые предусмотрены канонами этих религий.

    Особенности норм права

    Отличительные черты права в качестве социального регулятора заключаются в его формальном характере, то есть внешнем выражении в нормативных правовых актах, системности или четкой взаимосвязи правовых норм, общеобязательности предписаний, обеспеченности принуждением со стороны государства при посягательстве на них.

    Замечание 3

    Правовая норма представляет собой исходный элемент, который требуется для построения права. Правовую норму и объективное право можно соотнести в качестве целого и его части, но более точно необходимо рассматривать их в качестве системы (право) и ее элементов (нормы права).

    В связи с вышесказанным знак равенства между свойствами права в целом и свойствами его элемента — правовой нормы ставить нельзя. Тем не менее, любая правовая норма способна обретать свои полные юридические свойства только при включении ее в право как систему.

    Для правовой нормы характерно несколько свойств (качеств, признаков):

    1. Принадлежность к социальным нормам.
    2. Правовая природа.

    Первое свойство ведет к проявлению следующих качеств правовой нормы как правила поведения людей в обществе, свободы волеизъявления и поведения, мер возможного и должного поведения человека:

    • нормативность, которая представляет собой эталон поведения;
    • неперсонифицированность (определение круга адресатов с помощью типовых признаков);
    • непрерывность во времени, которая способна оказывать регулирующее воздействие;
    • многократное использование, (норма начинает действовать периодически при возникновении ситуации, предусмотренной в гипотезе);
    • неисчерпаемость, то есть расчет на неограниченное количество однотипных случаев;
    • обязательность для всех (выступает как веления, требование, которое обращается от общества или его объединения к конкретному лицу);
    • принудительность (обеспечивается с помощью мер воздействия со стороны общества, объединений).

    Благодаря перечисленным свойствам правовая норма в качестве разновидности социального регулятора может воздействовать на общественные отношения и сознание людей.

    Опиши задание

    Признаки и свойства правовых норм

    Юридическая природа правовой нормы предопределяет следующие специфические признаки:

    1. непосредственный источник — государство, включая санкционирование (является государственно-властным велением);
    2. охрана силами государства, возможностью реализации с помощью его принуждения, что придает надежность и реальную осуществимость;
    3. безусловность (обязательность для всех тех лиц-адресатов, вне зависимости от их общественного положения, субъективного отношения к любому юридическому предписанию и др.);
    4. особая формальная определенность:
      1. в соответствии с внутренней организацией (внутренней формой) она должна являться конкретным и точным предписанием;
      2. в соответствии с внешней формой она должна быть включена в официальные источники (формы выражения) права (например, нормативно-правовые акты);
    5. действие в качестве интеллектуально-волевого регулятора поведения.

    Этот пункт необходимо рассматривать с позиции двух аспектов. Первый из них относится к самому механизму действия правовых норм.

    Так, они способны регулировать человеческое поведение только в случае осознания (интеллектуальный аспект) и с помощью воздействия на их волю посредством властного содержания (волевой аспект).

    Вторая особенность правовой нормы заключается в том, что она, как и право в целом, способна выражать волю государства. По этой причине особую роль начинает играть легитимность органов государства, которые формируют нормы права.

    Наряду с этим правовая норма обладает естественно-историческими истоками, является социально обусловленной и представляет собой продукт человеческой деятельности. Она способна отражать соответствие меры свободы индивида и свободы общества, выступая как модель и регулятор общественных отношений.

    1. действие в качестве формы определения и закрепления прав и обязанностей, которые устанавливают диапазон свободных действий субъектов права. С правами всегда корреспондируют обязанности, которые им соответствуют и относятся как к определенному субъекту или к не определенным лицам. Права не существуют без обязанностей, что является важнейшим принципом построения и работы любой системы права.

    Регулятивные нормы права, которых большинство, обладают предоставительно-обязывающим характером, действуя с помощью предоставления субъектам юридических прав и возложения на них юридических обязанностей;

    1. системность, проявляющаяся в структурном построении нормы, кооперации норм институтов и отраслей права.

    Определение 1

    Таким образом, норма права представляет правило поведения, которое установлено или санкционировано государством. Оно общеобязательно и формально-определено, обеспечено с помощью силы государственного принуждения для регулирования отношений в обществе и воздействия на сознание его членов.

    Воля государства выражается в качестве правовых норм (правил поведения). Она излагается с целью обеспечения возможности ознакомления с правовыми нормами самых широких слоев общества. В правовой науке формы, посредством которых государственная воля может быть возведена в общеобязательный ранг, становясь правовой нормой, обозначаются понятием «источники права».

    Сегодня более используемыми являются несколько источников права:

    • правовой обычай;
    • нормативный акт права;
    • судебный прецедент;
    • доктрина и идея;
    • договор нормативного содержания;
    • религиозный текст.

    В сегодняшних условиях самый распространенный способ доведения содержания правовых норм до сведения всего населения государства представлен нормативным правовым актом. Он оформлен в виде официального письменного документа (акта правотворчества), который исходит от компетентных органов и содержит решение об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм.

    Нормативный правовой акт в качестве источника права имеет преимущества и недостатки.

    В число первых из них входят: возможность активного влияния на отношения в обществе (государство имеет специальный аппарат для реализации всех правовых норм, обеспечивая процесс с помощью мер принуждения); оперативность (быстрое воздействие на процессы ликвидации или развитие определенных отношений в обществе с помощью мер принуждения); удобство для лиц, которые используют право (содержание правовых норм отражено в текстах); единообразное понимание и действие правовых предписаний в рамках государства (единство режима законности, равная защита гражданских прав). По разным субъективным и объективным причинам регулирование невозможно считать до конца адекватным и всеобъемлющим.

    Замечание 4

    Включенные в состав нормативно-правовых актов правовые нормы подлежат воспроизводству, конкретизации, дополнению, а часто и отмене с помощью правовых норм, которые содержатся в других источниках права.

    Сегодняшние нормы права и нормативно-правовые акты можно считать порождением романо-германской правовой семьи. Тенденция законодательно оформлять права окончательно была выявлена в XIX в. Именно в то время в большей части европейских стран принимались различные кодексы и писаные конституции. Уже в XX в.

    закон в качестве источника (формы выражения) права постепенно начинает преобладать и в прочих правовых системах, включая англо-саксонскую и мусульманскую, где раньше ведущими являлись другие юридические источники.

    В государствах, в которых нормативный правовой акт представляет собой классический и первостепенный источник права (например, Россия, Германия, Франция и др.), на высшей ступени его иерархической системы располагаются конституции и законы.

    Также сегодня намечена тенденция к росту ценности конституционных норм, включая усиление их главенства над другими нормативными актами, в первую очередь, над актами исполнительной власти (декреты, ордонансы, указы, постановления, инструкции).

    Нормативный правовой акт современности должен:

    • издаваться компетентными органами государства, непосредственно народом в соответствующем процедурном порядке;
    • обладать государственно-властным характером;
    • охраняться государством (иногда принудительно);
    • обладать юридической силой (способность реально действовать, порождая юридические последствия);
    • существовать в определенной документальной форме, включать реквизиты;
    • являться элементом строгой иерархии и системы права.

    В нашей стране нормативный правовой акт является письменным официальным документом, который принят в установленном порядке органами государства, местными органами самоуправления или населением. Он заключается в решении об установке, изменении или отмене одной или нескольких правовых норм во времени, в пространстве и по лицам.

    Нормативно-правовые акты характеризуются четко выраженной структурой. Они включают указаниями о времени, месте принятия, подписи должностных лиц. Акты разбиваются на элементы в форме частей, разделов, глав, параграфов, статей. Они должны содержать четкие положения о территории или круге лиц, на которые распространяется действие, включая время вступления в силу.

    Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/norma-prava-i-normativnye-pravovye-akty/

    Вопросы адвокату
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: