- Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды
- Классификация конституционных норм
- Виды конституционных норм
- Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды
- Виды конституционных институтов
- Головные конституционные институты
- Сложные конституционные институты
- Одноэлементные (простые) конституционные институты
- Система конституционного права в России
- Важнейшие институты системы конституционного права
- Особенности системы конституционного права в России
- История формирования системы конституционного права
Конституционно-правовые нормы и институты: понятие, виды
Большая часть норм конституционного права включена не только в конституции, но и содержится в национальном законодательстве и прочих актах.
Определение 1
Конституционно-правовые нормы представляют собой общеобязательные правила поведения, которые устанавливает или санкционирует государство. Они регулируют общественные отношения и составляют однородную группу.
Конституционные нормы отличаются от обычных норм тем, что они определяют формы и методы осуществления власти государства. Такие нормы могут являться фундаментальными с политической точки зрения.
Конституционно-правовые нормы наделены следующими признаками:
- регулирование особой области общественных отношений, которая представляет собой предмет конституционно-правового регулирования;
- общерегулятивный характер (нормы в виде принципов, деклараций, определений, целей, программ и др.);
- наличие специфических источников, в которые эти нормы включены (конституции и др.);
- учредительный характер предписаний, которые в них содержатся;
- регулирование поведения широкого круга лиц;
- большая часть норм, включенных в конституции, представляет собой нормы-принципы, нормы-дефиниции и нормы-цели;
- особенности структуры (гипотеза обладает условным характером, санкция, как правило, не содержится).
Классификация конституционных норм
Наука конституционного права рассматривает классификацию конституционно-правовых норм:
- В зависимости от определенности предписании:
- диспозитивные нормы (предлагают возможность выбора альтернатив поведения субъекта права, которые изложены в самой правовой норме);
- императивные нормы (субъект права должен осуществлять определенное поведение, которое закрепляет конкретная норма).
- В соответствии с ролью в механизме правового регулирования:
- материальные нормы (определяют состав действий);
- процессуальные нормы (определяют формы их реализации).
- В зависимости от юридической силы принято различать нормы из нескольких источников:
- конституции;
- законы;
- подзаконные акты.
- В зависимости от территориальных признаков нормы могут действовать на территории:
- страны;
- отдельных ее регионов;
- государственных муниципальных образований.
- По времени действия нормы могут быть:
- постоянными (без определенного срока);
- временные (содержатся во временных актах, в переходных положениях конституции и т.д.).
Опиши задание
Виды конституционных норм
Основная масса конституционно-правовых норм представлена нормами-правилами. С их помощью происходит регулирование конкретных отношений в обществе. Они формируют перечень прав и обязанностей участников этих правоотношений, включая их правомерную деятельность.
В число норм-правил можно включить нормы, устанавливающие права и обязанности граждан. Они могут определять правовой статус государственных органов. В соответствии с характером регулируемых отношений нормы-правила классифицируются на материальные (например, 11 статья Конституции Польши 1997 г.
, которая призвана устанавливать статус политических партий) и процессуальные (например, 122 статья Конституции Конго, которая формирует процесс принятия Национальным собранием резолюции о недоверии правительству). В состав материальных норм входят организационные или институционные нормы,.
Их учреждением занимаются органы государства, которые определяют их структуру и организацию (например, 24 статья Конституции Франции определяет структуру парламента).
С помощью норм-целей могут формироваться базовые направления общественного и государственного развития. Они способны ориентировать законодательную работу (например, 3 статья Конституции КНР 1982 г., включающая поправки и изменения 1993 г., формулирует цель страны в виде строительства социализма модернизированного вида).
Нормы-принципы нормативно определяют принципы организации строя общества и страны (примером может быть специальный раздел «Принципы политики государства» в конституционных положениях Пакистана, Ирландии и Индии).
В состав норм-определений входит качественная характеристика конституционных институтов, отдельных государственных органов (например, характеристика страны в качестве правовой и социальной структуры в Основном законе ФРГ).
Конституционно-правовые институты представлены совокупностью норм, которые призваны регулировать определенную область отношений в обществе (местное самоуправление, институт главы страны и др.). Институты различаются в зависимости от объема регулируемых отношений, количества норм и их юридической силы. Принято рассматривать комплексные (генеральные) институты, включающие подинституты.
https://www.youtube.com/watch?v=BwUItgxDYxQ\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d
Пример 1
Например, народное представительство может быть представлено на общегосударственном уровне (парламент), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание). Права и свободы человека и гражданина включают институты гражданских, политических, социальных и экономических прав.
В разных государствах институты, которые близки по содержанию, могут иметь существенные отличия. Помимо этого, институтов, которые есть в одних странах, может не быть в других (например, институт омбудсмена).
Самые крупные институты конституционного права характеризуются как подотрасли (например избирательное и парламентское право).
Классификация конституционного права на отдельные институты формирует систему курса «Конституционное право зарубежных стран», которая строится по системе основных государственно-правовых институтов, рассматриваемых в плане сравнительного государствоведения.
Данный курс не предполагает изучения всех институтов национального государственного права. Он может только устанавливать общие черты и свойства разных государственно-правовых систем. Это дает возможность избежать повторения и предусматривает более глубокий анализ характерных и специфических особенностей.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-zarubezhnyh-stran/konstitutsionno-pravovye-normy-i-instituty/
Конституционно-правовые институты: понятие, особенности и виды
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами — напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права:
- суверенитет народа;
- естественное право;
- приоритет охраны прав и свобод;
- разделение властей;
- независимое правосудие;
- правовое государство.
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы — это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов.
В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права.
Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
https://www.youtube.com/watch?v=h2DzYw7exSw\u0026list=PL9FWJn3Cni6waeO4d1ulVZ_anHQyExy4d
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
- основы конституционного строя;
- права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть;
- законодательная власть;
- исполнительная власть;
- судебная власть;
- государственная власть в субъектах РФ;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.
Виды конституционных институтов
В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов:
- головные;
- сложные;
- одноэлементные (простые).
Головные конституционные институты
Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др.
Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, федеральных законах и т.д.). Например, не все институты и нормы, объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции РФ.
Значительная часть их закреплена в самостоятельно действующем законе о гражданстве.
Сложные конституционные институты
Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые).
К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.
Одноэлементные (простые) конституционные институты
Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, отличаются устойчивостью, взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президента, институт Конституционного Суда и др.
Эти правовые институты могут возникать (или наоборот, утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране, например: институт права частной собственности; институт Уполномоченного по правам человека и др.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/konstitutsionno-pravovie-instituti-ponyatie-osobennosti-i-vidi
Система конституционного права в России
По своей внутренней структуре конституционное право является сложной системой, состоящей из различных институтов, регулирующих важнейшие сферы взаимоотношений человека, общества и государства. В этой системе отрасли и группы конституционно-правовых норм взаимосвязаны, они функционируют в тесном взаимодействии друг с другом.
Важнейшие институты системы конституционного права
В современной России система конституционного права состоит из следующих важнейших институтов:
- основы конституционного строя;
- правовой статус человека и гражданина;
- федеративное устройство государства;
- органы государственной власти и местного самоуправления.
Каждый из перечисленных институтов, являясь самостоятельной отраслью права, тесно взаимосвязан с другими элементами общей системы. Остановимся на характеристике этих институтов более подробно.
Правовые нормы, регулирующие основы конституционного строя России, занимают ведущее положение по сравнению с другими институтами, так как они содержат принципы, определяющие функционирование остальных отраслей законодательства.
Нормы данного института влияют на характер общественных отношений, обязательны для всех субъектов права, обеспечивают закрепление в Конституции РФ концептуальных идей и целей, стоящих перед обществом и государством. Эти положения не могут быть изменены решениями органов власти, их действие прекратится только после принятия нового основного закона страны.
Следующим в общей системе ценностей конституционного права является институт, определяющий основы правового статуса человека и гражданина, его свободы, возможности и обязанности. Это обусловлено тем, что высшей ценностью нашей страны и главной целью работы всех властных структур признан человек, а также защита его интересов.
Нормы этого института провозглашают реализацию государством прав каждой личности, определяют сферу взаимоотношений гражданина и общества, не могут быть подвергнуты пересмотру без отмены действующей Конституции РФ. Утверждение правового статуса человека оказывает непосредственное влияние на многие другие отрасли законодательства, в том числе трудовой, гражданский и семейный кодексы.
Конституционно-правовой институт, определяющий федеративное устройство России, формирует предпосылки для организации и построения системы органов государственной власти, он утверждает принципы существования политико-территориальных и национально-административных образований, их взаимодействие с центральной властью.
Данный институт регулирует отношения между специфическими субъектами права, обладающими широким кругом полномочий, среди которых есть и законотворческие.
Разграничение предметов ведения между федеральными и региональными органами власти осуществляется на основе принципов, заложенных в Конституции РФ.
Разрешение споров и юридических коллизий, возникающих при использовании норм данного института, происходит в особом порядке. Разногласия между республиками, краями, областями и центральной властью рассматривает Конституционный суд.
Нормы института, определяющего организацию и функционирование государственных органов и муниципалитетов, имеют свои особенности.
Они реализуются в правоотношениях, возникающих между различными властными структурами, организациями и учреждениями.
Порядок образования, полномочия и форму деятельности различных административных органов устанавливают нормативно-правовые акты, принимаемые на основе соответствующих положений Конституции РФ.
Главное отличие норм этого института заключается в том, что они связаны с соотношением федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, действующих на конкретной территории.
- Курсовая работа 450 руб.
- Реферат 240 руб.
- Контрольная работа 250 руб.
Рисунок 1.
Особенности системы конституционного права в России
Все вышеперечисленные институты системы конституционного права России отличаются друг от друга по следующим параметрам:
- специфика воздействия на регулируемую сферу общественных отношений;
- особенности механизма реализации конституционных норм;
- характер направленности правового регулирования;
- состав субъектов права;
- способы правовой защиты конституционных норм;
- видовой характер установленных положений.
Одни институты утверждают общие принципы социальных отношений и регулируют деятельность всех субъектов права, а другие — устанавливают конкретные механизмы функционирования отдельных отраслей законодательства.
Различаются элементы конституционно-правовой системы России и по ряду других показателей.
Одни из них предполагают прямое воздействие на субъект, нарушающий установленные правила, а другие полагаются лишь на общие принципы Конституции РФ.
Нормы некоторых институтов могут быть реализованы только в рамках основного закона страны, положения других элементов общей системы осуществляются через принятие и действие иных отраслей законодательства.
Каждый институт имеет свои особенности и отличительные черты. Они предопределены результатом, который должен быть достигнут в процессе реализации установленных норм. Речь идет о становлении правового государства, защите гражданских свобод, обеспечении мира и гармонии в обществе, экономическом и культурном процветании, социальных гарантиях и безопасности.
Система конституционного права предопределена объективными факторами. Она не является чем-то застывшим, данным раз и навсегда. Напротив, элементы общей системы совершенствуются, отражая уровень общественного развития и потребности социальной реальности. При существенном изменении обстоятельств принимаются новые конституции, меняется вся система права.
История формирования системы конституционного права
Юридическая наука использует различные методы познания, в том числе сравнительно-исторический. Например, в средневековой Европе действовали так называемые «неписанные конституции», представлявшие собой сложившиеся в обществе основы государственного строя, обычаи и традиции правителей, изданные ими указы и разрозненные законы.
Замечание 1
Конституция США, принятая Филадельфийским конвентом в 1787 году, стала первым основным законом страны, зафиксированным на бумаге.
В самодержавной России предпринимались отдельные попытки придать действующему государственному строю конституционные основы. Об этом ратовали всем известные декабристы, говорил о такой необходимости и император Александр II. К числу подобных попыток относится издание «Основных государственных законов», принятых в 1906 году, а также правовые акты Временного правительства.
Замечание 2
В итоге, первой в нашей стране стала Конституция РСФСР 1918 года, которая закрепила победу Октябрьской революции, основы социалистической экономики и диктатуру пролетариата.
В эпоху СССР последовательно были приняты три основных закона, датированные 1924-м, 1936-м и 1977-м годами. Они отражали менявшиеся условия существования общества и государства.
Замечание 3
Конец 1980-х годов потребовал внесения многочисленных поправок в конституционное законодательство страны, отвечавших реалиям перестроечного периода. После распада Советского Союза на всенародном референдуме была принята действующая Конституция РФ, это историческое событие произошло 12 декабря 1993 года.
Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/sistema_konstitucionnogo_prava_v_rossii/