Право как социальная ценность и явление культуры

Сущность и общественная значимость права. Подходы к его изучению

Право как социальная ценность и явление культуры

Право – это совокупность предписанных государством обязательных для всех граждан, формальных норм, которые выражают идеи свободы, справедливости, гуманности, морали, прав человека, которые направлены на урегулирование деятельности общества и его субъектов для гармоничного развития государства. Право появилось как действия государства на потребность в мощном урегулировании межличностных внутригосударственных отношений, которые иногда нуждаются в принуждении.

Специфичные черты права выражаются в его признаках, состоящих в его определении.

Эти черты заключены в следующих положениях:

  1. Право – волеизъявительное явление, потому что оно отражает волю членов общества, но не всякую волю, а в первую очередь ту, которая определена подавляющим большинством граждан.
  2. Обязательность для всех членов общества, в которой отражен суверенитет государства, означает, что приоритетнее главенствующей, государственной власти в социуме нет никаких норм.
  3. Нормативность права заключается в том, что оно, прежде всего, содержит нормы, то есть общепринятые правила поведения, которые урегулируют подавляющее большинство социальных отношений.
  4. Взаимосвязь с государством состоит в том, что законодательство во многом разрабатывается, ратифицируется и контролируется органами власти.
  5. Формальность заключена в том, что правовые нормы излагаются в письменном виде, должны иметь объекты, четко определяться, а также – воплощаться во внешней среде.
  6. Системность права заключается в том, что оно является не технической общностью правовых предписаний, а согласованное извне объединение с определенной структурой, в которой любое звено выполняет определенную функцию.

Понимание основных правовых черт очень важно для дальнейшего понимания юридической терминологии и правовых процессов. Нужно отметить, что правовые предписания претворяются в жизнь посредством деятельности людей, и в связи с этим в теории права обычно выделяют две стороны права – объективную и субъективную, взаимодействие которых воплощает в жизнь принципы права.

В современной правовой литературе, в том числе, в учебных пособиях, при рассмотрении вопроса о сущности и назначении права зачастую ставится акцент на неоднородность права и законодательства. При этом под законом понимают положения, которые установлены государством.

>>  Что означает юридическая ответственность и каковы ее принципы?

Право в современном понимании

Сущность – основное, главенствующее понятие в исследуемом объекте, а в связи с этим его изучение имеет особенную значимость в процессе исследования правовых аспектов.

Правоведы определили требования к пониманию сущности права:

  • должно иметь отношение ко всем периодам времени и государствам, в которых зародились правовые нормы;
  • в нем не должно быть идеологических оценочных суждений (они обычно субъективные);
  • должно принимать во внимание компоненты всего спектра социально значимых наук (социологии, культурологии, психологии и пр.), не останавливаясь только на юриспруденции.

В учебных пособиях существуют различные точки зрения относительно сущности права, а в некоторых учебниках данная проблема и вовсе не исследуется.

Чаще всего определяются такие общие сущностные характеристики правовых норм:

  1. Осуществление принципов свобод.
  2. Равенство правовых норм, которое должно гарантировать официальное равенство возможностей правовых субъектов.

Справедливость, иначе говоря, право – эквивалент, мерило наказания за противозаконные действия.

Нужно четко осознать, что нет сущности права в целом, а известна трактовка естественного права, то есть права в обобщенном значении этого слова, и трактовка позитивного права, т.е. права в юридическом значении. Это принципиально различные сущности, потому что термины естественного и позитивного, объективности и субъективизма относительно права весьма неоднозначны.

Сущность естественного права, как следует из правовых источников, непосредственно определена в его понятии. Это общественно обоснованная, определенная социальной необходимостью, определенная социумом свобода, возможность некого поведения. То есть, право в общесоциальном смысле его сущности подразумевает свободу поведенческой модели в обществе.

Государство в своих нормативных актах иногда закрепляет и беспорядок, который никоим образом не состыкуется с правом, а противопоставлена ему. Объективное право – это мощный регулятор социальных взаимоотношений.

Его миссия заключается в том, чтобы формировать и охранять в социуме некоторый порядок, необходимый, прежде всего, государству и тем субъектам, чьи интересы оно поддерживает.

Подобный порядок формируется в результате выражения государственной воли, которая всегда закрепляется в форме и положениях позитивного права.

>>  Меры государственной поддержки молодых специалистов

Общественная значимость права

Уяснить социальную ценность права – означает понять, определить его позитивное значение для личности и общественности. Значимость права для социума определяется в следующих тезисах. Во-первых, это способность создать стабильный уклад в общественных отношениях.

Основное значение в этой системе имеет нормативность правовых норм, которая отличается обязательностью для всех граждан.

Это дает возможность достичь такого уровня жизни социума, когда определенный правовыми предписаниями порядок распространен во всем государстве и не прерывается.

Во-вторых, это возможность или способность добиться конкретики, точности в самом содержании общественных взаимоотношений. Здесь основное значение имеет еще одно свойство права – его официальная стабильность. Но именно с этим признаком права в значительной мере объединяется его «формализация», закрепление норм права в официальных источниках.

Помимо прочего, это возможность достичь необходимого эффекта. Данная черта права находит выражение в позитивных правовых обязанностях и в высоком уровне обеспеченности, которая опирается на государственное понуждение.

Эти качества дают возможность надеяться на то, что в результате активного применения правовых инструментов наступит необходимый результат.

Взаимосвязь с государственным влиянием наделяет ценность права двойственной природой и подразумевает некоторые отрицательные последствия.

Значение права, его значимость относительно общества и государства выражается в том, что посредством права общество заставляет государство подчиняться себе, побуждает его действовать в защиту собственных прав.

Ценность права для государства состоит в том, что право используется для формирования, упорядочения функционирования самой государственной власти; является сильным мотиватором для движения вперед, источником регенерации социума соответственно процессу развития общества и права.

Ценность же права для индивида содержится в том, что оно фиксирует разнообразные интересы личности, оберегает личность и от государства, преграждает путь неуместному вторжению государства в частную жизнь людей. Итак, ценность права выражена тем, что оно является отражателем и установителем свободы индивида и социума, при этом оно не определяет свободу в целом, а обозначает пределы, мерки этой свободы.

>>  Сущность и основные принципы правовой политики

Подходы к пониманию сущности права

Известны две главных теории понимания сущности права: узкогрупповая и межгрупповая.

Узкогрупповая теория определила право, как систему закрепленных государством правовых положений, которые выражают облаченную в законодательные положения государственную волю социально сильной группы, при этом используются методы насилия, подавления и принуждения.

Межгрупповой подход к понятию права заключен в том, что право является инструментом достижения общего мнения, согласия, взаимных уступок.

Сущность – это объединение неизменных постоянных черт определенного явления.

Исследователи в области юриспруденции отмечают, что термин «сущность» выражает такие качества рассматриваемого предмета, выражающие его качественность, определенность.

Сущность каждого явления выражается во внешних чертах, и объясняет выражение внешних характеристик. Характеристики сущности права являются непременным атрибутом, они стабильны и неизменны, то есть они не изменяются от воздействия извне.

В правовой литературе предложено сущность права определять однозначно: у каждого общественного явления лишь одна сущность.

По своей сущности право должно являться волеизъявлением всего социума, итогом компромисса интересов в общественно важных взаимоотношениях, потому что дисгармония интересов обращает право в его противоположность – легитимированный беспредел.

Тем не менее, эта сущность права свойственна праву в демократическом государстве. В социуме с противоположными интересами право не может быть выражением воли социальных прослоек, которые приближены к власти, иначе никто бы не боролся за власть.

Для того чтобы приблизиться к настоящему осознанию правовой сущности надо иметь в виду, что по структуре право – явление весьма сложное, разностороннее, редкое по своему содержанию общественное явление.

Вследствие того, что с помощью государства, его волеизъявления право должно приводить к норме социальные отношения всех необходимых областей с помощью фиксации, защиты и развития их устоев посредством носителей этих взаимоотношений – членов общества – их сознание, психические особенности, волеизъявление, нужды, интересы, в нем неминуемо все это отображается. В связи с этим в праве реализуется и разум, и волеизъявление законодателей, и сознание граждан.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/sushhnost-i-obshhestvennaya-znachimost-prava-podhody-k-ego-izucheniyu/

Ценности правовой культуры

Право как социальная ценность и явление культуры

Существует различное понимание сущности права и культуры, оценки важнейших подходов к их изучению и влиянию на то, что мы имеем в виду, говоря о правовой культуре.

Иногда термин «правовая культура» кажется фигуральным, в случаях когда, скажем, при разведении «по сторонам» культуры и цивилизации, оно по праву считается явлением последней категории.

Все осложняется тем, что в понятие «право» также вкладывается с разными значениями.

Правовая культура выступает неотъемлемой составляющей всеобщей культуры населения, исходя из его происхождения, и выступает отражением степени ее развития, менталитета народа.

Правовая культура отражается в трудовой деятельности, в поведении участников общественных отношений. Ее формирование происходит благодаря воздействию правового и культурного воспитания, а также обучения. Правовая культура является частью культуры духовной.

Замечание 1

Одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации выступают построение правового государства, создание эффективных механизмов обеспечения верховенства права, защиты прав и свобод человека и гражданина, проведение судебной реформы. Решение данных проблем подразумевает изучение и ассимиляцию не только зарубежных практик и идей западных государств.

Опыт зарубежных стран может помочь сделать то, что требует настоящая реальность. Проводя реформы, следует искать свою основу в обществе.

Рассмотрение права с точки зрения культуры позволяет определить необходимость реформ, с узкой, практической точки зрения, а также дает возможность осмыслить происходящие процессы в полном масштабе, увидеть их «извне», а не акцентировать внимание только на собственных правовых аспектах.

  • Курсовая работа 450 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

К показателям правовой культуры социума следует относить:

  • степень правосознания населения, отношение государства, общества и индивидуума к праву,
  • совершенствование правотворческого процесса,
  • качество законодательства, его возможность сбалансировано отражать интересы отдельных лиц, социальных групп, общества и государства в сфере реализации права (соблюдения запретов, обязанностей, прав),
  • эффективность правоохранительной и судебной систем;
  • общий профессионализм и статус правовых кадров, юридическая активность участников правовых отношений,
  • правовая грамотность граждан, соблюдение надлежащей правовой процедуры; состояние правовой науки и правового образования;
  • консолидация юридической и реальной защиты прав и свобод;
  • государство-закон и порядок.

Исходя из данных показателей, можно судить, обладает ли право верховенством в обществе и, следовательно, является цивилизованным, культурным.

Определение 1

Таким образом, правовая культура – это составная часть общей культуры населения, которая представляет собой систему ценностей, в области юриспруденции, накопленные человечеством, и относящиеся к реалиям конкретного общества: уровню законности, справедливости, юридической практике и состояния законодательства в целом.

Типы правовой культуры

В доктрине различают три вида правовой культуры:

  • Культуру общества,
  • Культуру группы,
  • Культуру личности.

Высокая степень правовой культуры выступает правовым показателем прогресса государства. Культура общества является результатом социально-правовой деятельности отдельных лиц, групп и других субъектов, выступает отправной точкой, основой для такого рода деятельности и в целом правовой культуры личности.

Правовая культура личности тесно связана с правовой культурой общества, со степенью и характером правового развития личности, которая обеспечивает ее деятельность.

В научной литературе часто говорят о правовой культуре группы. Это правовая культура группы, которая характеризуются уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею положений действующего законодательства.

Тем не менее, при учете характеристики правовой культуры общества необходимо иметь в виду, что данная категория очень схожа с правовой культурой общества. Выделить правовую культуру группы из культуры общества возможно только при анализе показателей конкретной группы, но не правовой культуры как таковой.

Значение правовой культуры

В правовой доктрине зачастую можно встретить высказывания о том, что правовая культура в Российской Федерации отсутствует, что данный институт присущ лишь обществу с развитым правовым государством.

Однако, ни общество, ни личность не могут быть лишены правовой культуры в полной мере, но она может быть очень низкой, что не допустимо в развитом государстве.

Значение ценностей правовой культуры состоит в том, что повышается общий уровень правосознания и активности граждан. Это выражено в степени выражения понимания права обычными гражданами, должностными лицами, в запрете использовать свои права в корыстных целях.

Каждый должен понимать, что право выступает ценностью в общественных отношениях. Каждый должен уметь правильно толковать отдельные положения закона, правильно определять его цели и сферы деятельности, уметь применять на практике полученные знания, использовать Закон для защиты своих нарушенных прав и свобод.

Уровень правовой культуры зависит от того является гражданин профессионалом в области юриспруденции (то есть юристом) либо нет, какой именно деятельностью он занимается.

Ценность правовой культуры заключается в том, что она позволяет совершенствовать формы нормативно-правовых актов, повысить их качество, согласованность, то есть в целом повысить их технику подготовки.

Замечание 2

Таким образом, само понятие «правовая культура» является ценностью современного общества. Благодаря праву как части правовой культуры в Российской Федерации можно преодолеть правовой нигилизм в обществе, что позволит вырваться из кризиса и сформировать полноценное гражданское общество, что является предпосылкой становления правового государства.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/cennosti_pravovoy_kultury/

ПРАВО. ТЕОРИЯ. Правовая культура

Право как социальная ценность и явление культуры

  1. Понятие правовой культуры. Правовая культура в узком и широком смысле.
  2. Структура правовой культуры.
  3. Функции правовой культуры.
  4. Уровни правовой культуры.
  5. Формы правовой культуры.
  6. Правосознание: понятие, уровни, виды, структура.
  7. Правовое воспитание, пути и методы.
  8. Виды правовой деформации: правовой нигилизм, инфантилизм, фетишизм.
  9. Правотворчество и его виды.
  10. Законность и правопорядок.
  11. Значение правовой культуры для граждан и общества.

Правовая культура. Понятие.

Правовая культура — это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовая культура в узком смысле – образ мышления, стандарты и нормы поведения конкретных людей.

Правовая культура в широком смысле – уровень развития права в обществе, правовое сознание, правомерное поведение, правовые отношения, правовые учреждения. Структура правовой культуры:  • состояние правосознания в обществе;  • действенность функционирования правовых органов и учреждений;  • уровень правотворческой деятельности (правотворчества);

  • состояние законности и прочность правопорядка.

Функции правовой культуры.

  • Познавательно-преобразовательная — теоретическое осознание и обоснование необходимых мероприятий по формированию правового государства, организация их проведения: инициативы органов государственной власти или общественных организаций о внесении поправок, дополнений или изменений в существующие законы, выявление противоречий в системе законодательства.
  • Праворегулятивная — обеспечение устойчивого, слаженного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом: четкие представления граждан о необходимости соблюдения законности и правопорядка, о недопустимости нарушать своими действиями права других людей.
  • Ценностно-нормативная — оценочное отношение личности к цели и результатам правовой деятельности, изучение этого отношения: реакция граждан на принятый закон, деятельность органов прокуратуры или милиции, а также изучение закономерностей данной реакции.
  • Правосоциализаторская — формирование правовых качеств личности (через организацию правового просвещения, правовой помощи, самовоспитание): уроки правоведения и обществознания в школе, работа юридических консультаций, самостоятельное изучение гражданами правовых проблем, знакомство с новыми законами и т. п.
  • Коммуникативная — регулирование общения граждан в правовой сфере: наличие у граждан представления о необходимости юридического оформления сделок, поступления на работу и т. п.
  • Прогностическая — анализ тенденций, характерных для правовой системы общества: использование элементов научного прогнозирования и планомерности в законодательной деятельности.

 Уровни правовой культуры:

  • обыденный — ограничивается рамками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений;
  • профессиональный — свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне — присуща высокая степень знания права и понимания правовых проблем, целей и задач правовой деятельности.
  • теоретический — включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия и т.д.

Формы правовой культуры.

1.Правовая культура личности – отражает степень и характер развития личности, которые выражаются в уровне правомерности ее деятельности. Включает в себя:

  • правосознание человека;
  • привычку к правомерному, законопослушному поведению;
  • правовую активность личности, т. е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей.

 Проявления правовой культуры личности: знание Конституции, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; уважительное отношение к праву; стремление строить свое поведение в соответствии с предписаниями правовых норм; готовность остановить правонарушение и др.

2.Правовая культура общества — отражает обеспечение прав и свобод человека, безопасность личности, является гарантом ее правовой защиты и гражданской активности.Складывается из правовой культуры отдельных граждан.

Проявления правовой культуры общества: незыблемость конституционного строя, признание верховенства законов; уважение к демократическим правовым институтам, правам и свободам человека и гражданина; системность и доступность законодательства; строгое и неуклонное соблюдение законности и др.

3. Правовая культура социальных групп – свойственна отдельным социальным группам, зависит от правосознания данной группы (правовых ценностей данного общества);

Важнейшим элементом правовой культуры является уровень правосознания в обществе.

Правосознание.

Правосознание (правовое сознание) — это совокупность идей, представлений, чувств, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву.

Уровни правосознания:

• обыденное (эмпирическое): уровень правосознания обычного человека, который не обладает какими-либо особыми познаниями в праве.

профессиональное: правосознание юристов, которые облагают глубокими знаниями в юриспруденции.

научное (теоретическое): характерно для ученых-юристов, которые на глубоком теоретическом уровне анализируют право.

Виды правосознания:

индивидуальное: формируется у конкретного индивида.

групповое: формируется в отдельных социальных группах (например, у бюрократов).

общественное. 

Структура правосознания:

  • правовая идеология;
  • правовая психология.

Правовая идеология – это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология – это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания.

Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения — правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально — разумом, рассудком, но и эмоционально — ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Правовое воспитание.

Правовое воспитание — целенаправленная система мер, просветительских, образовательных и иных, формирующая установки уважения и соблюдения права, профилактики правонарушений.

Целью правового воспитания является совершенствование правовой культуры и правосознания граждан.

Основной задачей правового воспитания является привитие индивиду осознанного стремления к правомерному поведению. В то же время, развитие правосознания определяет выбор индивидом правомерного или неправомерного поведения, а следовательно, и общее состояние законности и правопорядка.

Пути и методы правового воспитания:

  • правовое обучение (обучение основам права в школе, профессиональная правовая подготовка в юридических вузах и др.);
  • правовая пропаганда через средства массовой информации,
  • выпуск разнообразной юридической литературы,
  • создание компьютерных баз данных («Гарант», « Консультант-плюс», «Кодекс»).

Виды деформации правосознания:

  • правовой нигилизм– это негативное отношение к праву, отрицание его социальной ценности, осознанный выбор неправомерного поведения;
  • правовой фетишизм– это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
  • правовой инфантилизм– это недооценка роли права, плохое знание права.

Правовой нигилизм. Формы проявления:

  • равнодушное отношение к роли и значению права;
  • скептическое отношение к возможностям права;
  • полное неверие в возможности права и негативное отношение к нему.

Пути профилактики правого нигилизма:

  • обеспечение качества принимаемых законов;
  • упрочение законности и правопорядка;
  • совершенствование юридического образования;
  • наличие в стране действенного и справедливого правосудия;
  • повышение уровня правовой культуры населения, государственных и муниципальных служащих, профессиональной культуры юристов.

Правотворчество.

Правотворчество (правотворческая деятельность) — специальный вид деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены правовых актов.

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:

  • непосредственное правотворчество народа (референдум);
  • правотворчество государственных органов (Государственной Думы, Правительства и др.);
  • правотворчество отдельных должностных лиц (Президента, губернатора и др.);
  • правотворчество организаций, учреждений, предприятий.  Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество)— это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.
  •   В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   — соблюдение и уважение права;  — понимание его культурной и духовной ценности.  Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями: Основой правотворчества государства является законотворческая деятельность.
  • Законотворческая деятельность (законотворчество) — это правотворческая деятельность высших представительных органов — парламентов, в процессе которой издаются нормативные акты высшей юридической силы — законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой.  В числе структурных элементов политической культуры выделяются законность и правопорядок.
  • Законность — это неукоснительное исполнение законов и соответствующих им других правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами.
  • Для проведения данного принципа в жизнь от всех участников правоотношений требуется:   соблюдение и уважение права;  понимание его культурной и духовной ценности.
  • Реализация принципа законности способствует утверждению в обществе правопорядка.  Правопорядок — установленный в обществе порядок отношений, основанный на точном исполнении закона и отвечающий его требованиям.  Правопорядок характеризуется следующими критериями:

— высоким уровнем соблюдения законов;  — обеспечением и реализацией субъективных прав;  — исполнением юридических обязанностей всеми гражданами, организациями, государственными органами.

Значение правовой культуры для гражданина и общества:

  • способствует гармоничному развитию человека, созданию правовых ценностей;
  • накапливает юридические знания и опыт человечества, что позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса;
  • отражает своеобразие национальной государственности, правопорядка и правовой системы;
  • является предпосылкой укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить демократическое государство.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: