Позитивное право. Сравнительный анализ естественного и позитивного права

Различие между концепциями естественного и позитивного права

Позитивное право. Сравнительный анализ естественного и позитивного права

     Моральность в позитивистской концепции присутствует лишь в той минимальной мере, которая не позволяет праву превратиться в неправо.

  1. Принцип этического минимума

     Принцип этического минимума проявляется в ряде конкретных особенностей позитивного права.

Во-первых, это отношение к таким ценностям, как жизнь, свобода, собственность, человеческое достоинство, как к относительным, а не абсолютным социокультурным величинам.

Во-вторых, это ориентация на сведение права к законам государства, что в итоге приводит к ликвидации всей системы естественного права, а с ней и возможности для граждан апеллировать в случае ущемления их естественных прав к существующему законодательству.

       Среди важнейших свойств позитивного права авторы в юридической литературе выделяют следующие:

     — всеобщую, обязательную нормативность — это свойство права имеет определяющее значение с социальной стороны — прежде всего для характеристики права как регулирующей системы, при помощи которой может быть достигнуто постоянное воспроизводство присущих данному обществу ценностей, условий и форм жизнедеятельности;

     — определенность по содержанию, то есть такую определенность, при которой в письменных документах оказывается возможным достигнуть предельной точности, ясности, конкретности в определении круга субъектов, прав, обязанностей, санкций, юридических гарантий и пр.;

     — формальную определенность, которая предстает как способ обеспечения предельной, максимальной определенности по содержанию;

     — государственную обеспеченность, то есть, высокую гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «перевести» его в реальные жизненные отношения.

       Главное достоинство позитивного права состоит в том, что оно, как крупный элемент общества, в условиях цивилизации представляет собой нормативно — ценностный регулятор. Право в таком, наиболее общем, виде призвано регулировать, то есть определять, вводить в известные рамки поведение людей, складывающиеся в обществе отношения.

     Глава 3. Соотношение естественного и позитивного права

     Обе модели, естественно-правовая и позитивно-правовая, родились и сформировались в условиях прежде всего европейской цивилизации, являются ее плодами. Однако для них характерен ряд сходств и различий, заложенный в принципах отношения концепций к понятию права, человека, государства и проч. Выявим эти сходства и различия.

     3.1 Единство естественного и позитивного права

 

     Заслуга естественного права в том, что оно, будучи тесно связано с религиозными и этическими сферами, всегда помнит о возвышенных целях человеческого существования.

Позитивное же право преимущественно воспринимается как инструмент, то есть средство для решения поставленной социокультурной проблемы. Поэтому в позитивном праве зачастую возвышенные цели не учитываются, отходят на второй план.

Для позитивного права свойственно превращать средства в цели и тем самым отрезать себя от мира культуры. Как говорят приверженцы позитивного права: «Пусть погибнет мир, но торжествует право», — а это свидетельствует о полном и абсолютном отвлечении от того, во имя чего право существует.

Если намеренно заострить внимание на этом афоризме, то возникает вопрос: чему же будет служить право, если не будет мира с его ценностями жизни, социума и культуры.

     На основании представленного высказывания можно сделать вывод о недопустимости отрыва позитивного права от права естественного. В любой концепции есть и положительные, и отрицательные стороны.

Логика позитивно-правового мышления доводится до абсурда своей циничностью и рациональным подходом.

Но если брать в пример естественного права античное мышление, то не стоит забывать, что античный мир погиб, в то время как римское право осталось и может торжествовать в новых условиях романо-германской правовой цивилизации.

     Если в естественно-правовых учениях преобладает внимание к генетически-детерминационным связям, то в позитивистских учениях преобладает функционально-прикладная проблематика, которая помогает решать практические задачи в повседневной социальной жизни. Таким образом, можно сделать вывод о том, что имея разные предметы исследования, естественно-правовой и позитивистский подход имеют один общий объект — живое право как таковое.

     3.1 Различия естественного и позитивного права

     1. Естественное право считается производным от естественного порядка вещей, то есть от строя мироздания и природы человека, являющегося неотъемлемой частью миропорядка.

Позитивное право есть искусственное создание, сотворенное людьми, преданными интересам государства.

Поэтому нормы позитивного права могут не только соответствовать принципам естественного миропорядка, но и противоречить им.

     2. Через естественное право, его нормы и принципы индивидуальное правосознание связывает свое существование с универсальными, всеобщими первоначалами бытия. Через позитивное право оно связывает свое бытие прежде всего с конкретным государством и его институтами.

     3. Естественное право возникает вместе с первыми ростками человеческой цивилизации и культуры. Позитивное право возникает значительно позже, одновременно с формированием государственности.

     4. Естественно-правовые нормы выражены, помимо юридических документов, в виде неписаных обычаев и традиций, присутствуют в содержании религиозных и этических требований. Позитивно-правовые нормы всегда предполагают письменную фиксацию в виде формализованных нормативных актов юридического характера.

     5. В соответствии с естественно-правовыми доктринами права человека на жизнь, свободу, собственность, личное достоинство считаются принадлежащими ему изначально и безусловно.

Уже самим фактом своего рождения каждый человек ими наделен, и никто не вправе посягать на них. Согласно позитивно-правовой логике свободы и права человек получает из рук государства, которое вправе определять их меру, величину в той степени, в какой считает нужным.

Государство может не только дать права, но и отнять их, если сочтет это необходимым.

     6. Естественное право не тождественно действующему законодательству.

Оно предполагает религиозно-метафизические и нравственно-этические основания, которые чрезвычайно расширяют и углубляют его юридическое содержание, связывают его с многими ценностями мировой культуры.

Позитивное право отождествляет себя с действующим законодательством и потому может считаться атрибутом цивилизации, но не культуры.

     7. Нормы и принципы естественного права считают совершенно необходимыми для себя религиозные и этические оправдания. Позитивное право демонстративно отказывается от них. Оно опирается на волю государства и убеждено в необходимом и достаточном характере такого основания.

     8. Нормативно-ценностным пределом устремлений для естественного права служит высшая справедливость, понимаемая как универсальный идеал, соответствующий коренным устоям миропорядка. Для позитивного права таким пределом являются интересы государства.

     9. Естественное право неотрывно от существования всей целостности нормативно-ценностного континуума мировой культуры. Позитивное право воспринимает себя как самодостаточную часть, способную существовать автономно от этой целостности.

     10. Естественно-правовое мышление — это способность, которой обладают философский разум и метафизическая интуиция. Позитивно-правовое мышление является способностью теоретического рассудка, который не может выходить за пределы мыслительных стереотипов юридического позитивизма.

     Заключение

 

     В науке термин «право» употребляется чрезвычайно широко. Существенным недостатком является использование многими учеными данного термина применительно к любой доминирующей в обществе нормативной системе.

     История права – это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права, права вообще.

Разным этапам исторического развития свободы и права в человеческих отношениях присущи свой масштаб и своя мера свободы, свой круг субъектов и отношений свободы и права, словом, своё содержание принципа формального (правового) равенства.

     Сравнение концепций естественного и позитивного права имеет давние корни в правоведении и приобретает в нем познавательный смысл.

       Подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т.е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма.

Истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права. Позитивисты отрицают естественные и неотчуждаемые права человека и говорят только о дарованных основных правах и свободах граждан.

Поэтому для них понятие правового государства оказывается бессмысленным: власть, дарующая права, не может быть ограничена этими правами.

     Разделение права на естественное и позитивное (положительное) составляет одну из базовых аксиом классической правовой философии. При всей условности данных терминов следует признать, что суть стоящих за этим разграничением проблем серьезна и глубока.

     Список использованной литературы

 

1. Алексеев С.С. Теория права. Изд. 5-е. М., 2008.

2. Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы.

3. Власть и право. М., 2010.

4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль.1990.

5. Конституция Российской Федерации. М., 2011.

6. Нерсесянц В.С. Различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема // Вопросы философии права. .

7. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. .

8. Общая теория права: Учебник для юридических вузов М.: Издательство МГТУ им. Баумана. 2010.

9. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, Тейс. 2010.

10. Червернин В. А. Основные концепции естественного права. М., 2010.

Источник: https://student.zoomru.ru/fil/razlichie-mezhdu-koncepciyami-estestvennogo-i/79066.645931.s2.html

Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право — Студопедия

Позитивное право. Сравнительный анализ естественного и позитивного права

Правоэто система общеобязательных, формально определённых и закреплённых в официальных источниках норм, правил поведения, обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Признаки:

1. Нормативность означает, что право как некая совокупность норм, правил поведения, указывает пределы (рамки) поведения людей. В их основе лежит типичность, сходство в поведении людей, повторяемость социальных и мыслительных процессов.

Это правила поведения для неопределённого круга субъектов во всех однотипных повторяющихся случаях, урегулированных той или иной нормой. Характеризует также содержательную сторону права, то есть определяет какими правами, свободами и обязанностями наделяются участники общественных отношений (т.к. право – это правила поведения).

Нормы права распространяются на общественные отношения, регулируют их не как индивидуальную ситуацию, а как вид отношения.

2. Обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Деятельность государства должна осуществляться в следующих направлениях:

1. При создании норм права должны создаваться действенные эффективные механизмы их реализации. Так как если у человека не будет объективной возможности реализовать, выполнить требования нормы права, то и использование принудительных мер не даст положительного результата.

2. Если же созданы все условия для реализации, выполнения предписаний норм права, а человек, организация эти требования не выполняют или нарушают предписания норм права, то именно в этом случае должно использоваться государственное принуждение.

Обеспечение действия норм права возложено именно на государство, так как именно оно обладает для этого необходимыми ресурсами: организационными (создана система органов государственной власти, силовые структуры, вооружённые силы), материальными и финансовыми (государство действует за счёт средств налогообложения, средств, получаемых от использования природных ресурсов), правовыми (именно государство обладает правом на легальное применение силы, принуждения). При этом государство должно обеспечивать соблюдение предписаний норм права не только гражданами и организациями, но и самими органами государственной власти, должностными лицами.

Государственное принуждение реализуется в следующих направлениях:

1. Принудительное исполнение обязанности

2. Возмещение причинённого вреда

3. Привлечение к юридической ответственности за правонарушение.

3.Формальная определенность. Право – это единственный, социальный регулятор, имеющий жестко опреде­ленную форму своего выражения и фиксации. Т.е. нормы права получают внешнее формальное закрепление в официальных источниках права (НПА, нормативных договорах, правовых обычаях, прецедентах).

Официальными будут те источники, которые непосредственно исходят от государства или которые признаются государством в качестве таковых (например, органы местного самоуправления не являются государственными органами, но они наделены правом принимать нормативные правовые акты). Посредством этого право приобретает официальный характер, становится точным, чётким, единообразным, общеизвестным.

Через формальную закреплённость оно получает некую структурность.

4.Системность. Право имеет внутреннюю систему, структуру. Оно внутренне согласовано, обеспечивает комплексную регламентацию всех наиболее важных общественных отношений.

Системность права объясняется тем, что регулируемые им общественные отношения также взаимосвязаны, взаимообусловлены. Система права строится на основе критерия – регулируемые отношения.

Соответственно право делится на отрасли и институты права.

5.Общеобязательность. Означает то, что требования, предписания норм права обязательны для всех субъектов права, т.е. и для граждан, организаций, и для гос. органов, должностных лиц. Требования норм права являются обязательными независимо от желания участников общественных отношений. Общеобязательность обеспечивается принудительной силой государства.

Обязательными будут нормы, содержащие не только указание на обязанности или запреты, но и предоставляющие права. И хотя реализация права как определённой социальной возможности, закреплённой в конкретной норме права, зависит от усмотрения правообладателя, но само наличие права у того или иного лица одновременно налагает обязанности на всех остальных лиц как минимум это право не нарушать.

Например, в законе закреплено право избирать, в соответствии с которым конкретный гражданин по своему усмотрению может пойти и проать на выборах или не воспользоваться данным правом. Но, даже если он не реализует данное право, никто не может его нарушать.

Нормы права указывают, каким образом, в каком направ­лении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту.

Они предписывают правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий; выступают в качестве рав­ного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере их действия.

6. Интеллектуально-волевой характер. Означает то, что нормы права создаются в результате интеллектуальной, волевой деятельности людей. Нормы права специально разрабатываются на основе анализа подлежащих регулированию общественных отношений и выработки политики, стратегии их регулирования.

Естественное право

Под естественным правом подразумеваются идеальные первоосновы права. Оно представляет собой идеал, т. е. форму должного в отношениях между людьми. Его сущность раскрывается через понятие «справедливость». Утверждает существование высших, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей и т. д.

Под естественным правом можно понимать совокупность объективных социальных ценностей человеческого бытия (свободу, равенство, справедливость), а также универсальных норм и принципов, находящихся в основании всех правовых систем мировой цивилизации.

Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования.

Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека (как, например, право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность).

Оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством. На сегодняшний день нормы естественного права получают государственное признание и закрепляются в официальных источниках, например, в Конституции. Посредством такого признания нормы естественного права становятся гарантированными государством.

Для норм естественного права характерно следующее:

1. Они являются универсальными, т.е. посредством них можно оценить любые общественные отношения.

2. Они носят наднациональный характер, т.е. присущи обществу на различных этапах исторического развития, существуют в любом государстве.

3. В них не содержится указания на конкретные права и обязанности при вступлении, например в гражданские, административные, трудовые и другие правоотношения. Их можно рассматривать как базовые исходные положения, принципы правового регулирования.

4. Помимо юридических документов они могут быть выражены в содержании моральных и религиозных норм.

5. Не имеют жёсткой иерархии, то есть они все значимы, представляют ценность для человека.

Позитивное право

Позитивное право выступает как необходимый и существенный элемент правовой реальности, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства. Под позитивным правом подразумевается действующая система правовых норм.

Позитивное право – правовые нормы, которые оформлены как система законодательства, поддерживаемого силой данного государства в данный исторический период.

Позитивное право – это реальный, существующий в законах, иных документах, фактически осязаемый (и потому «позитивный») нормативный регулятор, на основе которого определяется юридически дозволенное и юридически недозволенное поведение.

Оно рассматривается как искусственно созданное, как проявление властной воли конкретных социальных субъектов, так как разрабатываются специально для регулирования отдельных видов общественных отношений.

Посредством специальной правотворческой процедуры нормы принимаются и закрепляются в официальных источниках (законах, подзаконных актах) и представляют собой определённый вариант регулирования отношения, наиболее оптимальный в конкретных исторических условиях в конкретном государстве.

Для норм позитивного права характерно следующее:

1. Они разрабатываются («придумываются») людьми для регулирования различных видов общественных отношений и соответствующая норма применяется именно и только для конкретного отношения, для которого она создана.

2. Носят национальный характер. Т.е. в каждом государстве создаются свои собственные нормы, отличающиеся от норм регулирования в других государствах.

3. В них содержится указание на конкретные права и обязанности субъектов, вступающих в общественные отношения, урегулированные соответствующей нормой.

4. Они закреплены в официальных источниках, например, в законах и подзаконных актах.

5. Они иерархичны. То есть нормы, закреплённые, например, в Конституции, будут обладать приоритетом по сравнению с нормами, закреплёнными в подзаконных нормативных правовых актах.

Нормы позитивного права должны соответствовать принципам естественного права

Объективное право – это юридические нормы, формально закреплённые в официальных источниках, уста­навливаемые и обеспечиваемые государством и направленных на урегулирование общественных отношений в общем порядке. Они распространяются на неопределённый круг лиц, на всех.

Они объективны в том смысле, что непосредственно не зависят от воли и сознания отдельного лица, то есть создаются в процессе правотворческой деятельности. Они закреплены законодательно независимо от отношения к ним конкретного лица (считает ли конкретный человек их необходимыми, эффективными, справедливыми).

Они принадлежат субъектам права (то есть не столько индивидуальному лицу, сколько виду субъектов отношений. Например, физическому лицу, юридическому лицу, органу государственной власти.) именно в силу законодательного закрепления. Они определяют модель поведения.

Они определяют, в какие правоотношения потенциально может вступить тот или иной субъект.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведе­ния, призванная удовлетворять собственные интересы лица в рамках конкретного правоотношения.

Субъек­тивными правами выступают конкретные права и свободы личности как определённые возможности (право на труд, образование, заключение договоров и т.п.), которые субъек­тивны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и их реализация зависит от его воли и сознания.

Если конкретный субъект, например, человек или организация, не заинтересованы в реализации этих прав и свобод, то они не вступают в правоотношения и эти права и свободы так и остаются как именно потенциальные возможности, предусмотренные законодательно.

Таким образом, субъективные права принадлежат конкретным субъектам как участникам правоотношений. Они возникают у лица в силу наличия заинтересованности в их реализации.

Источник: https://studopedia.ru/2_64613_estestvennoe-i-pozitivnoe-pravo-ob-ektivnoe-i-sub-ektivnoe-pravo.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: