Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. Сущность полномочий органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. Сущность полномочий органов местного самоуправления

  1. Принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

    Устав муниципального образования является нормативно-учредительным актом, основным правовым документом муниципального образования, закрепляющим организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования.комментируемый Закон предоставляет возможность жителям участвовать в обсуждении проекта устава муниципального образования, а также проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав через публичные слушания

  2. Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

    Решение вопросов местного значения невозможно без местного бюджета.Исполнительные органы местного самоуправления разрабатывают проект местного бюджета и представляют его на утверждение представительному органу муниципального образования, который вправе отклонить данный проект.

    Если местный бюджет не был принят представительным органом два раза, то принимается бюджет предыдущего финансового года. Исполнительный орган исполняет принятый местный бюджет и подготавливает отчет о его исполнении, который также выносится на заседание представительного органа муниципального образования.

    Формирование и исполнение местного бюджета имеет большое значение для жителей муниципального образования, которые теперь вправе участвовать в этом процессе через институт публичных слушаний

  3. Установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

    Доходы от местных налогов зачисляются в местный бюджет. Вопросы, связанные с местным налогообложением, имеют большое значение для формирования местного бюджета и обеспечения жизнедеятельности муниципального образования;

  4. Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

    Именно представительные органы местного самоуправления определяют основные направления развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, использования земель и т.п.

    Для развития муниципального образования в данных сферах представительный орган выделяет средства из местного бюджета. Соответственно, исполнительные органы местного самоуправления предоставляют в представительный орган отчеты об исполнении планов и программ развития муниципального образования и расходовании финансовых средств.

  5. Определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

    Решение вопросов оперативного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности осуществляют исполнительные органы местного самоуправления.

    Представительный орган муниципального образования выполняет более важную, стратегическую функцию: определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии с которым все другие органы местного самоуправления планируют свою деятельность;

  6. Определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

    Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования в данном случае определяет порядок принятия таких решений;

  7. Определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.

    Именно представительные органы муниципальных образований рассматривают и решают вопрос о необходимости кооперации друг с другом и о формах данного объединения.

  8. Определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

  9. Контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

    Формы организационного контроля представительного органа местного самоуправления могут определяться в уставах муниципальных образований или других муниципальных правовых актах. Кроме организационного контроля, представительный орган муниципального образования также вправе осуществлять и финансовый контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления

  10. Принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 220 руб.

Кроме четко утвержденного перечня полномочий представительного органа, законодательством устанавливается, что представительный орган также может осуществлять и иные полномочия, которые специально закрепляются в уставе муниципального образования, и должны соответствовать законодательству субъектов и федеральному законодательству в целом. К таким полномочиям можно отнести, например, внесение законопроектов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ в порядке осуществления права законодательной инициативы.

Полномочия главы муниципального образования

Как было указано ранее, глава муниципального образования может возглавлять как исполнительный орган муниципального образования, так и представительный. Однако законодательством устанавливаются присущие ему полномочия независимо от того, какой орган он возглавляет.

  1. издает в пределах своих полномочий правовые акты
  2. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
  3. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования
  4. обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению:
    • вопросов местного значения;
    • отдельных переданных государственных полномочий.
  5. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования (на практике главы муниципальных образований достаточно часто для решения неотложных вопросов право используют право созыва внеочередные заседания представительного органа муниципального образования);

Замечание 1

В уставах муниципальных образований могут быть расширены полномочия главы муниципального образования как раз в зависимости от того, какой орган он возглавляет.

Например, если глава муниципального образования является председателем городской Думы, то он может быть вправе: подписывать и обнародовать решения, принятые городской Думой; предлагать изменения и дополнения в Устав города; принимать (издавать) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; созывать и вести заседания городской Думы и т.д.

Полномочия исполнительно – распорядительного органа муниципального образования (местной администрации)

Федеральное законодательство наделяет местную администрацию муниципального образования индивидуальными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также делегирует ряд государственных полномочий. Существование местной администрации носит обязательный характер и устанавливается как федеральным законодательством, так и уставом муниципального образования.

  1. В уставах муниципальных образований могут быть расширены полномочия главы муниципального образования как раз в зависимости от того, какой орган он возглавляет.

    Пример 1

    Например, если глава муниципального образования является председателем городской Думы, то он может быть вправе: подписывать и обнародовать решения, принятые городской Думой; предлагать изменения и дополнения в Устав города; принимать (издавать) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения; созывать и вести заседания городской Думы и т.д.

    Полномочия исполнительно – распорядительного органа муниципального образования (местной администрации).

Федеральное законодательство наделяет местную администрацию муниципального образования индивидуальными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также делегирует ряд государственных полномочий. Существование местной администрации носит обязательный характер и устанавливается как федеральным законодательством, так и уставом муниципального образования.

  1. обеспечивает функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений;

  2. распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление города собственностью в порядке, установленном представительному органу;

  3. ведет территориальный кадастр, техническую инвентаризацию движимого и недвижимого имущества;
  4. разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;
  5. утверждает уставы муниципальных предприятий, организаций, учреждений;
  6. выполняет в случаях и порядке, установленных представительном органом, функции заказчика по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ (оказание услуг, поставку товаров) для нужд муниципального образования города;
  7. осуществляет исполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города;
  8. в случаях, установленных представительным органом, готовит и представляет на его рассмотрение проекты правовых актов;
  9. взаимодействует с органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами по предметам своего ведения;
  10. участвует в разработке проектов соглашений, договоров муниципального образования города с другими муниципальными образованиями, органами исполнительной власти по вопросам местного значения и др.
  11. создает в установленном порядке рабочие группы и коллегии, консультативные общественные и экспертные советы, привлекает на договорной основе научные организации, ученых и специалистов к решению проблем по вопросам местного значения;

Замечание 2

Так как местная администрация является исполнительно-распорядительным органом, то ее основные полномочия носят исполнительный характер и затрагивают наибольшую часть вопросов, связанных с жизнедеятельность муниципального образования, в том числе исполнения бюджета, создания муниципальных предприятий и учреждений, участия в создании хозяйственных обществ, организации исполнительной работы по решению вопросов местного значения. Однако, следует иметь ввиду, что далеко не все вопросы местного значения, отнесенные к ведению местной администрации, решает непосредственно администрация. Большую часть задач по урегулированию вопросов местного значения выполняется организациями, которые создаются в виде муниципальных предприятий или учреждений, или часть работы может проводиться на ос¬нове гражданско-правовых договоров, заключаемых главой местной администрации с коммерческими организациями.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/istoriya_razvitiya_organov_mestnogo_samoupravleniya_v_rossii/polnomochiya_organov_mestnogo_samoupravleniya/

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений. Сущность полномочий органов местного самоуправления
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований.

В Российской Федерации признается и повсеместно гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции РФ). Население каждого муниципального образования признается территориальной общиной. Последняя вправе разрешать вопросы местного значения и распоряжаться муниципальной собственностью:

  • самостоятельно;
  • через выборные и назначаемые органы.

Несмотря на политическую значимость и статус субъекта конституционного права, территориальная община – это неоформленная и во многом абстрактная общность частных лиц. В отношении территориальной общины обычно говорят о правах: инициировать рассмотрение общественно важного вопроса, избрать или отозвать местного депутата.

О юридической ответственности и обязанностях общины речь не идет. Касательно органов местного самоуправления (ОМС) сложилась противоположная ситуация. Наравне с госструктурами они признаются органами публичного управления. ОМС наделены собственной компетенцией.

Полномочия органов местного самоуправления обычно определяют как совокупность прав и обязательств. Это правильно лишь отчасти. Права имеет только частное лицо (например, гражданин).

К примеру, гражданин по своему усмотрению может воспользоваться или не воспользоваться правом участия в местном референдуме по поводу объекта, который будет размещен на пустующем участке.

Житель села при желании может приватизировать участок земли, находящийся в его пользовании.

Полномочия органов местного самоуправления — это неразделимый «спай» прав и обязательств. Осуществление собственных и делегированных (полученных от госструктур) полномочий является одновременно правом и обязанностью ОМС.

Перечень полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений

Рассмотрим понятие земельных отношений. Их сущность определяется сложной системой взаимодействия уполномоченных субъектов по поводу владения и распоряжения ею как имуществом и товаром, ограниченным природным ресурсом, средством производства.

Основные полномочия органов местного самоуправления в земельных отношениях выписаны в уставах муниципальных образований. К их числу относятся:

  • возможность разрешения земельных вопросов местного значения;
  • распоряжение земельными участками, являющимися собственностью общины (передача в аренду, постоянное пользование или частную собственности посредством приватизации).

Доходы городских муниципалитетов разнообразны. Однако в сельской местности общины зачастую лишены могущей приносить прибыль недвижимости и значимых налоговых доходов. Земельные ресурсы здесь выступают материальной основой самоуправления, ключевым источником доходов бюджетов.

Села – территориальная база размещения субъектов хозяйствования многих отраслей экономики, где традиционно функционируют сельскохозяйственные предприятия, использующие землю в качестве средства производства.

Полномочия ОМС по регулированию и участию в земельных правоотношениях можно условно разделить на виды. Первая типология:

  • касающиеся управления участками, пребывающим в муниципальной собственности;
  • касающиеся управления другими землями.

Вторая типология:

  • собственные полномочия ОМС, которыми их наделила Конституция, Земельный кодекс РФ, №131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в РФ»;
  • делегированные полномочия: в Российской Федерации практикуется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Перечень собственных полномочий ОМС:

  • управление участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • установления размеров арендной платы за использование таких участков;
  • организация торгов по продаже права их аренды;
  • изъятие участков из частной собственности для прокладки дорог, строительства муниципальных объектов и иных нужд на основании Гражданского кодекса РФ;
  • земельное налогообложение, установление ставок земельного налога (гл. 31 Налогового кодекса РФ он отнесен к числу местных);
  • установление местных правил землепользования и застройки согласно Градостроительному кодексу РФ;
  • принятие, реализация программ повышения плодородия и охраны земель;
  • резервирование земель.

Закон ранжирует полномочия ОМС в сфере управления земельными ресурсами в зависимости от статуса муниципальных образований. Поселение и городской округ наделены всей полнотой полномочий; правомочности муниципального района гораздо уже.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Делегированными признаются полномочия ОМС, не отнесенные к из собственным полномочиям 131-ФЗ «Об общих принципах ОМС в Российской Федерации».

Важно понимать, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями – право, а не обязанность госструктур. Порядок осуществления такой деятельности регламентирован ст.

19 ФЗ № 131. В частности, предусмотрено следующее:

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может быть предусмотрено исключительно нормативными актами уровня федеральных и региональных законов. В Российской Федерации не прижилась практика заключения публичных договоров по этому поводу.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не может противоречить букве и духу действующего законодательства.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями касается преимущественно ОМС муниципальных районов и городских округов. Предполагается возможность делегирования полномочий бессрочно или на заранее определенный период.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться их обеспечением достаточным объемом финансирования и других необходимых материальных ресурсов в виде субвенций из государственной казны или регионального бюджета, а также надлежащим государственным контролем за ходом и результатом реализации делегированых полномочий.

Законодательный акт, предусматривающий наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен среди прочего содержать:

  • перечень полномочий;
  • вид муниципальных образований, которые ими наделяются;
  • состав и процедуру отчетности ОМС;
  • перечень передаваемых активов;
  • методику расчета предоставляемых субвенций;
  • порядок осуществления контроля;
  • возможность прекращения осуществления ОМС делегированных полномочий.

На текущее время государственная и муниципальная собственность на землю не разграничены. Госрегистрация права муниципальной собственности на большинство земель отсутствует. Всеми участками, находящимися на территории муниципалитета, распоряжаются ОМС.

Муниципальная собственность в значительной мере носит разрешительный характер, существует вне рамок гражданского законодательства и имеет административно-правовую природу.

Управление землями, которые не принадлежат к числу муниципальных, не может считаться собственными полномочиями ОМС и является фактически реализацией делегированных полномочий.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Для реализации делегированных полномочий ОМС вправе издавать обязательные для исполнения на соответствующей территории нормативно-правовые акты и осуществлять контроль за исполнением их предписаний (ст. 20 № 131-ФЗ). ОМС вправе отказываться от реализации делегированных полномочий в случае, если акт федерального или регионального законодательства о таком делегировании был признан недействительным.

ОМС ответственны за осуществление делегированных им полномочий в пределах полученного от госструктуры финансирования и материальных ресурсов. Нормативный акт о делегировании полномочий может предусматривать:

  • порядок согласования участия ОМС в осуществлении публичных полномочий;
  • особенности такого участия;
  • пределы правовой регламентации указанных полномочий госструктурами.

ОМС участвуют в осуществлении государственных полномочий, которые не были им делегированы по решению муниципалитета. Они вправе, но не обязаны расходовать на эти цели собственные средства в случае, если это специального предусмотрено бюджетным законодательством РФ.

Хотя муниципальный земельный контроль номинально отнесен к собственным полномочиям ОМС, многие специалисты сходятся на том, что он реализуется в качестве отдельных государственных полномочий. Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный контроль этого вида осуществляется согласно законодательству Российской Федерации.

Специальных нормативных актов, на федеральном уровне закрепляющих основы осуществления муниципального земельного контроля, не существует. Не сформулированы цели муниципального земельного контроля. Налицо пример делегированного законотворчества, адресованного ОМС, которые обязательны для исполнения ими. В данном случае речь идет уже не о праве на законотворчество, а об обязанности.

Вопрос о том, является ли муниципальный земельный контроль самостоятельный видом деятельности ОМС или частным случаем осуществления ими отдельных государственных полномочий, остается открытым. Однако очевидно, что он осуществляемый в тесном взаимодействии с уполномоченными госструктурами, имеет целью усиление открытости земельного контроля.

Муниципальные органы, наделенные полномочиями в сфере земельных отношений

В структуру ОМС, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят такие органы и должностные лица:

  • представительный орган;
  • глава муниципального образования;
  • местная администрация;
  • контрольный орган;
  • иные органы.

Общепринятое понятие ОМС предполагает три основных варианта их организации:

  • представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной, при этом последний возглавляет представительный орган. Глава администрации – лицо, назначаемой по контракту.
  • представительный орган и глава муниципального образования избираются общиной. При этом последний возглавляет местную администрацию.
  • общиной избирается только представительный орган. Он, в свою очередь, избирает главу муниципального образования из своего состава. Последний возглавляет представительный орган. Главой администрации назначается стороннее лицо по контракту.

В муниципальном районе возможна ситуация, когда представительный орган формируется из глав и делегатов представительных органов поселений. В селах глава муниципального образования может возглавлять и администрацию, и представительный орган. В селах с численностью населения до 100 человек функции представительного органа осуществляются сходом общины.

Исходя из сказанного выше, диапазон колебания содержания правомочий указанных органов в вопросах регулирования земельных отношений весьма значителен. Еще более значительные расхождения содержатся в положениях о регулировании земельных отношений и постановлениях по конкретным вопросам землепользования, принимаемых органами местного самоуправления.

В структуре местной администрации либо в числе «иных органов» обычно создается управления сельского хозяйства и/или управление земельных ресурсов. Однако в разрешении большинства земельных вопросов полномочия этой структуры сведены к минимуму. Она собирает и анализирует сведения о результатах производственной деятельности хозяйствующих субъектов, дает рекомендации.

Полномочия представительного органа местного самоуправления

Представительский орган разрешает наиболее значимые земельные вопросы, находящиеся в ведении ОМС. Этот орган единственный, которые при любой схеме организации ОМС избирается непосредственно населением. Он колегиален, а потому уровень субъективизма в его решениях минимален. К числу полномочий представительского органа относятся:

  • утверждение зонирования территорий муниципальных образований;
  • утверждение генпланов застройки населенных пунктов, земельно-хозяйственного устройства городов;
  • утверждение проектов организации и застройки садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан;
  • утверждение процедуры предоставления участков (должна соответствовать требованиям федерального и регионального законодательства);
  • утверждение правил пользования земельными ресурсами;
  • установление ограничений по использованию земли;
  • установление перечня неотчуждаемых или ограниченно отчуждаемых земель в рамках, установленных федеральным или региональным законодательством, порядка изъятие участков у собственников;
  • установление порядка совершения сделок по приобретению земель в муниципальную собственность или отчуждению этих земель;
  • установление различных размеров земельных участков, передаваемых для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства;
  • установление порядок муниципального контроля за использованием и охраной земель;
  • установление правил взимания земельного налога, предоставления льгот.

Российская Федерация переживает период системных реформ. С одной стороны, в ходе общих экономических преобразований реализуется земельная реформа. С другой — происходит становление местного самоуправления. Это пока не привело к созданию надлежащих организационно-экономических и социальных основ современных земельных отношений.

Наблюдается:

  • повсеместная деградация земельных ресурсов муниципальных образований,
  • снижение продуктивности хозяйствования на земле,
  • необоснованное выведение больших площадей земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/polnomochiya-organov-mestnogo-samoupravleniya-v-oblasti-zemelnyh-otnoshenij.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: