Почему не надо хорошо учиться. Наталья Яковлева: А надо ли детям учиться в школе? Отличные оценки – путь к счастливой жизни

Содержание
  1. Синдром отличника: стоит ли заставлять ребенка учится на одни пятерки
  2. Отличник по инерции 
  3. Пробудить у ребенка интерес к знаниям
  4. Чем опасен синдром отличника
  5. Синдром отличника: нужно ли заставлять ребенка учиться на одни пятерки?
  6. «Синдром шахматной королевы»
  7. Причины появления комплекса отличника:
  8. Как помочь ребенку с комплексом отличника?
  9. «Не спрашивайте у Google, а размышляйте». Как воспитать ребенка, который любит учиться
  10. 1. Познавайте мир вместе с первых дней жизни
  11. 2. Преодолевайте трудности и совершайте ошибки
  12. 3. Откажитесь от «правильных» ответов
  13. 4. Развивайте доброту, сочувствие, целеустремленность 
  14. 5. Поощряйте независимость
  15. Почему наши дети не должны учиться на отлично
  16. 1. Никто и никогда не спрашивал меня о моих оценках
  17. 2. Я забыл все, что учил в университете
  18. 3. «Хорошие отметки» вредили моему здоровью
  19. 4. У меня не было времени на других людей
  20. 5. Всему, что мне приносит деньги сегодня, я научился за пределами университета
  21. Вот те советы, которые я дам своему сыну, когда он пойдет в школу:
  22. Эта статья не может быть закончена без вашего участия
  23. Зачем нужно учиться и как объяснить это ребенку
  24. Зачем нужно учиться в школе
  25. Зачем нужно хорошо учиться
  26. Как объяснить ребенку зачем нужно учиться
  27. Синдром отличника у ребенка. Нужно ли заставлять учиться?
  28. Синдром отличника
  29. Родителям
  30. Учителям
  31. Школьникам
  32. Ни какой социальной жизни
  33. Отличные оценки вредят здоровью
  34. Не заставляй, а мотивируй

Синдром отличника: стоит ли заставлять ребенка учится на одни пятерки

Почему не надо хорошо учиться. Наталья Яковлева: А надо ли детям учиться в школе? Отличные оценки – путь к счастливой жизни

Каждый родитель, отправляя свое чадо в первый класс, мечтает, чтобы тот стал отличником. И надеется, что успехами сына или дочери можно будет гордиться на протяжении одиннадцати лет. Но мало кто из мам и пап задумывается над вопросом: «А нужно ли учиться только на пятерки?» и «К чему может привести синдром отличника?».

Вспомните пожелания, которые звучали в ваш адрес и в адрес ваших знакомых, когда вы были детьми и когда праздновались дни рождения.

Одно из них наверняка было таким: «И чтобы учился на одни пятерки!» И ребенок, в дневнике которого «были не одни пятерки», смущался, чувствовал какую-то ущербность и желание с завтрашнего дня все изменить.

Следующий день наступал, но ничего не менялось: в дневнике так же были самые разные отметки…

Отличник по инерции 

Время прошло, а пожелания остались прежними, только теперь не вам, а вашим детям. И бесполезность этих пожеланий осталась прежней. Почему? Если верить в постулаты современного образования, то программа, предлагаемая школой, рассчитана на самого среднего ученика, то есть обычного, звезд с неба не хватающего.

Все, что написано в учебниках, можно выучить и понять. И никто в этой ситуации почему-то не дает ответа: почему же у нас так много «троечников» и даже «двоечников», если все так легко и просто.

Как часто мы упрекаем своих детей: «Ты совсем разленился! Ты ничего не хочешь, ни к чему не стремишься! Как же будешь поступать в институт?» Неужели в современных школах учится так много лентяев? Давайте разбираться.

Пробудить у ребенка интерес к знаниям

Вашребенок часто не может понять, зачем ему та или иная информация, что он будет с ней делать. Вы станете узнавать цену вещи, которая вам абсолютно не понравилась? Вот и он не запоминает то, чего применить в реальной жизни не может. Хотите отличника – объясняйте ему, где и как он может применить данные знания.

Осмысление любого материала возможно лишь тогда, когда ребенок понимает ценность данного знания. Без этого оно для него равно нулю. Не стесняйтесь показать и «свою неосведомленность» в тех или иных вопросах. Например, попросите малыша посчитать, сколько обоев нужно купить для ремонта в его комнате.

С этой задачкой с помощью школьного учебника справится каждый, а ребенок почувствует свою значимость и убедится: знания помогли сэкономить деньги. Да,многие родители возмутятся: «Для пробуждения интереса к знаниям есть школа!» К сожалению, одной только школы недостаточно.

Дети привыкли к тому, что каждый педагог расхваливает свой предмет (интересный, нужный) или пугает им (сложный, трудоемкий). А родители интересуются процессом образования только с точки зрения выставленных оценок.

В лучшем случае задают вопрос: «Почему четыре… три… два?» Кстати, при этом осуждению в равной степени подвергаются как ученик, получивший оценку, не удовлетворяющую родителей, так и учитель, поставивший именно эту отметку. Осудили – и не более того.

А почему бы не попросить ребенка рассказать, что же такого интересного и нового они изучили на уроке биологии… физики… литературы. Вы устаете на работе… А дети устают в школе. Поговорите со своим ребенком. И не ждите, что ваш сын-восьмиклассник сразу кинется делиться с вами информацией, полученной в школе.

Скорее всего, пожмет плечами: «Ничего интересного! Скука!» Во-первых, такие расспросы нужно начинать, когда ребенок учится в первом классе, а еще лучше – ходит в детский сад.

Во-вторых, не прекращать их в течение всей школьной жизни, а в-третьих (уж если вы опоздали лет на 7-8), заводить их постоянно, чтобы ребенок наконец-то почувствовал вашу заинтересованность, причем не в его оценках, а в знаниях. Если вы видите, что он начал проявлять интерес к школе или, наоборот, совершенно перестал заниматься, простимулируйте его. Конечно, не стоит за каждую пятерку награждать ребенка деньгами или подарками, это может привести к очень печальным последствиям: он быстро научится врать и изворачиваться, любыми путями стараясь получить вожделенную оценку. Но вот за многодневную старательность выполните его желание. Кстати, договориться нужно в самом начале учебы. И если ребенок не выполнил обещанного, ни в коем случае не уступайте, как бы он ни просил.

Чем опасен синдром отличника

А теперь, уважаемые родители, задумайтесь: если ваш ребенок любит ходить в школу, старательно выполняет домашние задания и активно занимается еще каким-нибудь видом деятельности (спорт, танцы, театральная студия), то есть растет абсолютно нормальным, увлеченным и радостным, то зачем вам отличник? Не лишайте вашего роднулю детства.

Запомните:

  • Во-первых, ребенок-отличник 90% свободного от школы времени проводит за выполнением домашних заданий, часто даже сокращая время сна, столь необходимого растущему организму. Он, боясь не успеть выполнить все, что задано, начинает болезненно реагировать на ваши просьбы помочь по дому, навестить бабушку, выгулять собаку и т.д.
  • Во-вторых, отличник постоянно находится в напряжении – боится забыть, не успеть, не ответить, не написать, не прочитать, на это легко может привести к нервным расстройствам, бессоннице, постоянным головным болям.
  • В-третьих, вырабатывается склонность к перфекционизму, который сводит жизнь только к одному – быть лучшим всегда и везде. Естественно, это совершенно невозможно, но первое же столкновение с ситуацией, когда он не лучший, может надолго выбить из колеи даже достаточно уравновешенного человека. А малейшую критику в свой адрес он будет воспринимать как прямое оскорбление, что может привести к конфликтам с ровесниками и взрослыми.

Родители готовы сделать многое, чтобы их заветная мечта осуществилась: кто-то «сидит» вместе с ребенком за домашними заданиями до ночи, кто-то нанимает кучу репетиторов и посылает свое дитя на всевозможные курсы, а кто-то пытается найти «подход» к учителям или администрации школы. Ради чего? Заветный аттестат с одними «пятерками» не дает возможности поступить в престижный вуз без экзаменов, не помогает найти отличную работу, не способствует появлению друзей… Так стоит ли портить жизнь себе и ребенку, развивая у него «синдром отличника»?

Источник: https://zhenskayadolya.ru/sindrom-otlichnika/

Синдром отличника: нужно ли заставлять ребенка учиться на одни пятерки?

Почему не надо хорошо учиться. Наталья Яковлева: А надо ли детям учиться в школе? Отличные оценки – путь к счастливой жизни

  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток

Обычно родители гордятся тем, что их ребенок – отличник, что побеждает на всех олимпиадах, получает грамоты, что учителя им гордятся и ставят в пример.

Но так ли это хорошо для самого ребенка? Отличник – это ведь не просто успевающий ученик, это — особое психологическое состояние, и школьник, который всегда готовится к урокам, старательно относится ко всем заданиям, получает самые высокие оценки, почему-то не всегда выглядит успешным.

Почему это происходит? Давайте попробуем разобраться.

«Синдром шахматной королевы»

Однажды я услышала обрывок диалога между двумя мальчишками.

— Как идти домой, не знаю. Меня теперь дома заругают за четверку по контрольной. Накажут, наверное.

— Вот это да! Меня бы за четверку захвалили.

В этом разговоре четко прослеживается отношение к учебе в семьях обоих мальчиков. Для среднего ученика отличная оценка – это то, к чему он стремится, но и просто хорошим результатам он и его родители рады.

Для отличника же получение пятерки ничего не значит, это норма, а вот получение более низкой оценки – позор, достойный порицания.

Парадокс: ребенка-отличника не поощряют за высокую успеваемость, а ругают за её отсутствие.

В каком психологическом состоянии находится такой ученик? В довольно напряженном. Нужно постоянно готовиться к урокам, выполнять все задания. При этом родители и педагоги воспринимают старательность ребенка как должное и реагирует только тогда, когда ученик становится менее старательным. Снижение успеваемости моментально замечается всеми.

В начальных классах быть отличником просто. Первые успехи не требуют от детей больших усилий, и многое зависит от того, насколько подготовлен ребенок к школе. Хорошо развитая мелкая моторика, правильная школьная мотивация, пытливый ум,- и вот пятерки становятся частыми «гостями» или постоянными «жителями» детских тетрадей.

Со временем простота исчезает: задания становятся сложнее, стараний требуется больше, но при этом пятерка перестают быть чем-то выдающимся. Сначала ребенка хвалили за отличные оценки, а затем стали ругать за хорошие.

Успехи в школе проецируются на отношения в семье. Отличные оценки вначале радовали родителей, а потом стали восприниматься как норма. Зато все остальное вызывает негодование.

Здесь срабатывает правило шахматной королевы: «Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» (Л.

Кэрролл «Алиса в зазеркалье»). Бежать быстрее себя самого сложно, а порой невозможно. Когда пятерок становится недостаточно, ребенок начинает выигрывать конкурсы и олимпиады. Но и это вскоре становится обыденностью.

Человеческие возможности небезграничны, и когда стремление к победам перестает приводить к ним, ребенок попадает в тупик. У него появляется неудовлетворенность собой, развиваются комплексы, жизнь теряет смыслы. Кроме того, постоянные умственные нагрузки приводят к эмоциональному истощению и нервным срывам. Нередко помочь ребенку в такой ситуации может только специалист.

Однако любую болезнь, как известно, легче предотвратить, чем излечить. Чтобы не доводить ребенка до комплекса отличника, родителям нужно понимать, из-за чего он развивается и каких ошибок нельзя допускать в своем желании воспитать лучшего из лучших.

Причины появления комплекса отличника:

  • Покупка любви. Родители часто «оплачивают» детские успехи проявлениями своей любви. За первые пятерки ребенка «залюбливают», а при неудачах проявляют равнодушие или порицают.
  • Неправильно расставленные приоритеты. Взрослые не умеют расставлять приоритеты и не учат этому детей. В результате отличные оценки бывают важнее общечеловеческих ценностей, развлечений, хобби, важнее общения с друзьями и всего того, без чего трудно представить жизнь обычного ребенка.
  • Неумение принимать чужие победы. Нельзя быть первым во всем. Нужно признавать чужое превосходство и уметь проигрывать. Проигрыш – это всегда опыт, но, к сожалению, не все родители и уж тем более не все дети это понимают.
  • Неуважение к другим. Часто дети-отличники признают только себе подобных. По этой причине они становятся непризнанными своими сверстниками. У них просто нет возможности «сойти с пьедестала». Любая неудача будет радовать окружающих и больно ударять по самооценке ребенка.

Как помочь ребенку с комплексом отличника?

Ребенку-отличнику нужна помощь взрослого. В противном случае это может перерасти в очень серьезные проблемы. Если вы заметили, что ваш ребенок начинает приобретать комплекс отличника, то воспользуйтесь следующими советами:

  1. Поощряйте любые успехи ребенка, даже самые незначительные.

  2. Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач.

  3. Учите ребенка уважать всех окружающих, независимо от их успехов в школе. Поощряйте общение с одноклассниками.

  4. Не ругайте ребенка за ошибки и плохие оценки, а учите детей их исправлять.

  5. Учите детей радоваться повседневным делам, независимо от того, приносят они успех или нет (играть с собакой или плавать в бассейне – это ведь тоже интересно).

  6. Берегите здоровье ребенка. Не перегружайте его нервную систему.

Важно, чтобы ребенок четко понимал, что важнее всего он сам, а не его успехи. Успехи – временны, а личность – бесценна.

И постскриптум, никто не спорит о важности хорошей успеваемости в школе. Но гораздо важнее воспитать настоящего человека, чем научить отличника. Посмотрите на успешность окружающих вас людей через призму школьной успеваемости. Поверьте, вы обнаружите много интересного.

Светлана Садова

Хорошо ли ребенку в школе

Часто родители не знают, что происходит с ребенком, пока он в школе, нравится ли ему в классе. Пройдя этот тест, вы узнаете какие отношения у вашего ребенка с одноклассниками и нравится ли ему школьная жизнь.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/sindrom-otlichnika-nuzhno-li-zastavlyat-rebenka-uchitsya-na-odni-pyaterki/

«Не спрашивайте у Google, а размышляйте». Как воспитать ребенка, который любит учиться

Почему не надо хорошо учиться. Наталья Яковлева: А надо ли детям учиться в школе? Отличные оценки – путь к счастливой жизни

Нет более увлеченных исследователей, чем дети. Они с рождения изучают окружающий мир — природу, людей, животных… Но с возрастом их интерес к новому угасает. Они учатся, но для них важнее оценки и наше одобрение, чем знания. Как вырастить детей любознательными и смелыми, учит педагог и писательница Кристин Элгерсма.

«Смотри, если я смешаю краски, у меня получится совершенно новый цвет!»

Когда детям нравится учиться, у родителей в душе весна и радость на сердце. Оценки — это лишь показатель того, что дети развиваются. Да, результаты контрольных важны.

Но как насчет искры в глазах наших детей, которая загорается, когда на заднем дворе они видят новое насекомое, или наблюдают пейзаж, который вдохновит их нарисовать что-то свое? В конце концов, все мы хотим, чтобы любовь детей к учебе и новым открытиям выходила за рамки школы и оставалась с ними на протяжении всей жизни.

К сожалению, многие дети теряют тягу к знаниям по мере взросления. Некоторые исследования показывают, что 40% школьников США практически не интересуются новыми знаниями. Как же так вышло? Для некоторых детей школа ассоциируется не столько с учебой, сколько с достижениями, успехом, правильными ответами и оценками.

Со временем дети начинают думать, что учеба и новые знания — это совсем не весело. И когда становятся старше, хотят казаться крутыми — по крайней мере, в наших глазах — и перестают восхищаться чем-либо новым. Даже дети с идеальными оценками иногда прилежно учатся лишь ради звания отличника.

Из хороших новостей — даже когда дети утверждают, что им не нравится учиться, это не так. Может, они редко тянут руку в классе, может, оценки (двойки или пятерки) не всегда определяют, что они знают или не знают. Возможно, пока ребенок не может сформулировать, что ему нравится изучать и чем он интересуется.

Но мы можем поддержать в детях интерес к учебе. И в этом нам помогут средства массовой информации и технологии. Хотя лучше прививать ребенку любовь к знаниям с младшего возраста, никогда не поздно к этому вернуться. Вот несколько советов, как сохранить интерес вашего ребенка к обучению.

1. Познавайте мир вместе с первых дней жизни

Младенцы и малыши находят увлекательным абсолютно все: они с удовольствием играют с песком, собирают простейший конструктор или даже рассматривают свои руки. У родителей есть масса вариантов, как воспользоваться их врожденной тягой ко всему новому.

freepik.com

Во-первых, вы можете разделить с ними удивление и восхищение от окружающего мира. Если ваш ребенок поражен паутиной или заинтересовался мусоровозом, руководствуйтесь его энтузиазмом. Задавайте вопросы или обратите его внимание на детали: «Колеса грузовика — круглые. Какие еще формы мы можем найти?» или «Интересно, какой паук сплел эту паутину?»

Выйти из дома в поисках приключений — также отличный способ вдохновить ребенка к обучению.

Выезды на природу, музеи, семейные поездки на автомобиле и даже ваша собственная улица удивят вас новыми открытиями и откроют массу возможностей познать мир.

Помимо обмена опытом и эмоциями, родители помогают детям разобраться в себе. Они вдохновляются, изучают новое, делают выводы и продолжают познавать мир.

  1. Читайте вашим детям. Это развивает не только любознательность, но и грамотность. Если, читая книгу ребенку, вы будете комментировать ее и задавать вопросы, это покажет детям, что книги можно и нужно обсуждать.
  2. Используйте видеоролики на или социальные сети в качестве площадок для обучения. Посмотрите обучающие видео. Спросите детей, какие научные ролики им интересны, чем делятся их друзья, что сейчас популярно.

2. Преодолевайте трудности и совершайте ошибки

Вы можете откровенно говорить о своем собственном интересе к новому, удивлении и любопытстве. А также становиться образцом для подражания в учебе.

Как только вас что-то заинтересовало, что вы делаете дальше? Мы так привыкли задавать вопросы в интернете, а ведь иногда полезно и интересно попытаться самим разобраться в теме без помощи технологий.

И иногда нераскрытая тайна — самое интересное в процессе изучения!

Обсуждая учебу, мы не только объясняем ребенку, «как именно мы можем учиться», но и показываем, что взрослые тоже чему-то учатся. Например, мы можем рассказать, что нового мы узнали из фильма или телешоу.

Особенно важно объяснить детям, что мы предпринимаем, когда сталкиваемся с трудностями в обучении. Например, если вы читаете статью, инструкцию или осваиваете самоучитель, обсудите сложные моменты и то, что вы делаете, чтобы преодолеть их: «Я никогда раньше не изучал/а эту область, и я мало что понимаю. Но я попросил/а знакомого помочь мне, и теперь мне осталось лишь сохранять терпение».

freepik.com

И когда вы все-таки делаете ошибки, докажите ребенку, что в этом нет ничего плохого. Объясните, как мы можем учиться на собственном опыте.

  1. Найдите газеты или сайты, которые вы можете читать вместе.
  2. Играйте вместе в семейные игры или викторины.
  3. Подумайте о просмотре фильмов и телешоу, которые развивают любознательность.
  4. Покажите детям, как использовать образовательные приложения и ссылки на первоисточники, чтобы глубже разобраться в теме.

3. Откажитесь от «правильных» ответов

Слишком часто учеба превращается в поиск единственного «правильного» ответа. И детям кажется, что взрослые — хранители знаний. Вместо того, чтобы быть для своего ребенка экспертом, исследуйте мир вместе с ним. Пусть дети сами открывают истину в процессе учебы.

Если дети поражают вас идеями и знаниями, не говорите им сразу: «Какие вы у меня умные!» Исследования показывают, что пустая похвала может иметь неприятные последствия. Если поощрять трудолюбие ребенка и выводы, к которым он пришел, это принесет больше пользы.

Даже если у вас есть своя точка зрения на проблему, отбросьте ее, оставайтесь открытым и непредвзятым. Интересуйтесь другими идеями и фактами, которые касаются темы.

Помогайте ребенку развивать критическое мышление, углубляясь в тему, изучая противоположные точки зрения и складывая кусочки мозаики.

Вопрос «Как ты считаешь?» — отличное начало разговора, когда ребенку интересно расширить уже существующие знания и двигаться дальше.

И если есть задача, которую вы можете решить вместе — починить книжную полку, выбрать питомца, приготовить блюдо по новому рецепту — сделайте это! Поэтапный подход к проблеме и поиск информации показывают детям, что мы продолжаем учиться всю жизнь.

  1. Откройте для себя разные точки зрения – не для того, чтобы оправдать то, что противоречит вашим ценностям, а чтобы помочь детям научиться критически воспринимать новую информацию. Изучайте текущие события вместе, перепроверяйте факты и истории, обретайте новый взгляд на вещи и высказывайте свое мнение.
  2. Смотрите документальные фильмы на различные темы, такие как история, животные и космос. Совместные открытия расширяют кругозор, а также укрепляют связь между ребенком и родителем.

4. Развивайте доброту, сочувствие, целеустремленность 

Мы хотим, чтобы наши дети были хороши в математике, чтении и других предметах. А как насчет их человеческих качеств, таких как доброта, сочувствие и целеустремленность? И хотя их трудно оценить, мы желаем, чтобы наши дети выросли хорошими людьми.

В процессе формирования этих черт характера дети узнают, как взрослые справляются с межличностными проблемами: «Сегодня на работе кое-кто сильно разозлил меня; мне пришлось использовать техники дыхания, чтобы успокоиться. Чтобы избежать недоговоренности, мы с этим человеком обсудили мою проблему».

Когда мы берем на себя ответственность за свои ошибки, стремимся их исправлять, а также показываем, что знаем свои сильные и слабые стороны, то дети видят — человек всю жизнь продолжает работать над собой.

freepik.com

  1. Просмотрите списки телешоу и фильмов, которые подчеркивают важность конкретных позитивных черт характера.
  2. Будьте примером ответственного поведения в интернете, чтобы дети с уважением относились к другим в социальных сетях. Навыки цифрового общения так же важны, как и академические навыки – не только для формирования успешной социальной жизни, но и для потенциальной карьеры детей.
  3. Узнайте больше об основах социальных сетей, изучите их с детьми для позитивного онлайн-опыта.

5. Поощряйте независимость

Позвольте детям попробовать что-то новое, потерпеть неудачу и попытаться снова. Даже когда они становятся старше и хотят изучить что-то самостоятельно, вам стоит уступить им — в пределах разумного, конечно же. Принятие решений и некоторая независимость преподаст им уникальные уроки, которые они больше нигде не смогут получить. Они научатся гибкости и жизнестойкости.

Учитывая то, что детей ставят перед фактом, какие предметы им нужно учить в школе, возможность развивать свои собственные интересы может быть действительно сильной мотивацией. Они смогут совмещать свои собственные увлечения с изучением практических навыков, таких как смена шин, организация поездки или кулинария.

Также детям полезно исследовать собственный процесс обучения. Саморефлексия, внимательность и самопознание – понимание того, как именно мы учимся – позволяют детям лучше понять себя и то, каким образом они будут подходить к той или иной теме или обстоятельствам.

  1. Допустим, ваш подросток восхищается коллекцией косметики Рианны в Instagram. Спросите, что отличает этот бренд от других, чем он лучше, как он рекламируется, и почему, собственно, Рианна решила запустить свою линию косметики. Может быть, вы можете задействовать интересы вашего подростка и превратить их в дискуссию о брендинге и о том, как стать предпринимателем.
  2. Проведите вечерние соревнования, где каждый должен поделиться одним интересным фактом, который он узнал в тот день за ужином. Много интересных фактов можно найти в «Твиттере».

Источник: Huffpost

Перевод Элеоноры Багриной

Источник: https://www.pravmir.ru/ne-sprashivajte-u-google-a-razmyshlyajte-kak-vospitat-rebenka-kotoryj-lyubit-uchitsya/

Почему наши дети не должны учиться на отлично

Почему не надо хорошо учиться. Наталья Яковлева: А надо ли детям учиться в школе? Отличные оценки – путь к счастливой жизни

Для меня, как и для многих других людей, учеба в университете прошла с твердым убеждением, что оценки решают все.

Преподаватели и родители твердили, что высокая успеваемость откроет перед тобой все двери этого мира. Высокий балл — это ключ к успешной жизни.

И я слепо верил их словам …

Я помню время, когда учебой я доводил себя до полуживого состояния, только ради того, чтобы получить высокий балл на экзамене.

И мне казалось, что все это имеет смысл, но сейчас … я бы не хотел, чтобы мой ребенок учился так же упорно, как когда-то его отец.

Это звучит странно, но сейчас я объясню свою позицию.

1. Никто и никогда не спрашивал меня о моих оценках

Ни один работодатель никогда не интересовался моими отметками в университете!

Ни в одном резюме мне не встречалась графа «успеваемость», но во всех без исключения был обязательный пункт – «опыт работы».

Еще более удивителен тот факт, что мои навыки работы на компьютере и спортивные достижения придают мне больший «вес» при устройстве на новую работу, чем пятерки в зачетной книжке.

2. Я забыл все, что учил в университете

Моя память устроена исключительным образом, я забывал весь материал сразу же после сдачи экзамена. Когда я впервые пришел на практику, то понял, что, за все годы учебы в университете, я ничему так и не научился.

И хотя мои оценки говорили об обратном, в моей голове была полная каша, обрывки знаний, которые я не знал, как и где применить.

Как оказалось, 5 лет учебы в университете на отлично не давали мне никаких преимуществ перед другими «менее» образованными людьми.

В конечном счете, всего за 2 первых месяца практики я «нахватался» больше полезных знаний и приобрел больше профессиональных навыков, чем за все предыдущие 5 лет погони за хорошими отметками.

Так стоило ли так напрягаться все эти годы?

3. «Хорошие отметки» вредили моему здоровью

Если кто-то может схватывать все «на лету», то я не из числа этих людей. Чтобы «вложить» в свою голову знания, мне приходилось «зубрить» наизусть материал. Перед сессией я учился по 12-15 часов в сутки. Помню, как «отключался» на парах и в общественном транспорте, потому как сильно недосыпал.

Из-за хронической усталости упала моя продуктивность, знания не лезли в голову, руки «не стояли работу», день проходил как в тумане.

Сегодня я удивляюсь своему упорству, настойчивости и усидчивости — через силу заставлять себя делать то, от чего тебя тошнит. И почему-то уверен, что не смог бы повторить этот «подвиг» вновь.

4. У меня не было времени на других людей

В университете у меня была масса возможностей обзавестись сетью полезных знакомств. Но я этого не сделал.

Учеба и мысли об учебе занимали практически все мое время, у меня не хватало его даже на личные дела и встречу с друзьями.

Пожалуй, самая ценная возможность, которую предлагает университет, – сеть знакомств.

Университет — это плацдарм для новых отношений и проверка своих способностей заводить новые знакомства и поддерживать отношения.

Я подметил следующий интересный факт, те люди, кто были «душой компании» во времена учебы, сегодня хорошо обустроили свою жизнь. Есть среди них даже начальник МРЭО, а ведь ему всего 30. И на пары он, собственно, редко ходил …

Если бы у меня был еще один шанс, я бы предпочел меньше зацикливаться на учебе, а больше времени уделять студенческим движениям, мероприятиям, вечеринкам. А «красный диплом», без всякого сожаления, обменял бы на звание «самого общительного человека».

5. Всему, что мне приносит деньги сегодня, я научился за пределами университета

Эффективное обучение возможно только тогда, когда есть интерес. Современное образование этот самый интерес убивает, забивая голову всевозможными теоретическими фактами, которые никогда не найдут своего применения в реальной жизни.

Порой, просматривая программы на канале Discovery, я за час узнаю об этом мире больше, чем за 15 лет учебы.

Так я выучил английский всего за 1,5 года, когда у меня появился к нему интерес. Хотя, «пытался» учить его 8 лет в школе и еще 5 лет в университете.

Я научился выражать свои мысли на бумаге не на уроках русского языка, а публикуя статьи в своем блоге и порталах вроде LifeHacker.ru

Вот те советы, которые я дам своему сыну, когда он пойдет в школу:

  1. Разница между 4 и 5 настолько размыта, что вряд ли серьезным образом скажется на качестве твоей жизни. Но вот, чтобы учиться на 5, следует вкладывать куда больше своего времени и сил.

     Стоит ли овчинка выделки?

  2. Твои счета оплачивают твои навыки, а не оценки на куске бумаги. Накапливай опыт, а не отметки. Чем больше у тебя опыта в разных областях, тем дороже ты стоишь.

  3. Красный диплом не даст тебе ощутимых преимуществ, чего не скажешь о влиятельных знакомых. Больше внимания уделяй новым знакомствам и коммуникации с другими людьми, именно они способны открыть перед тобой все двери мира, но никак не твой диплом.
  4. Занимайся тем, что имеет для тебя смысл, а не тем, что от тебя ожидают другие. Только через интерес станут возможны все твои великие достижения.

Эта статья не может быть закончена без вашего участия

Я поднял очень серьезную тему и, уверен, найдутся люди, кто меня поддержит и те, кто не согласится с моей точкой зрения.

Источник: https://Lifehacker.ru/excellent-losers/

Зачем нужно учиться и как объяснить это ребенку

Почему не надо хорошо учиться. Наталья Яковлева: А надо ли детям учиться в школе? Отличные оценки – путь к счастливой жизни

1 368

12 сентября, 2019 — Комментариев нет

Учиться необходимо, чтобы строить как можно больше новых нейронных связей в мозге. Они формируют наши навыки, чем их больше, тем лучше развит мозг. В современном мире конкурировать с другими можно только интеллектом. Ни сила, ни связи не дают такого преимущества в жизни, какое дает развитый интеллект.

Если вы объясните ребенку, зачем нужно учиться, то в будущем воспитаете счастливого и успешного человека. И тогда ни один самый унылый учитель не справится с его стремлением узнавать что-то новое.

Зачем нужно учиться в школе

Школьная программа, какой бы она ни была, — это новая информация каждый день. И мозг человека наиболее активно работает именно в период с 6 до 18 лет. Это не значит, что потом он ничему не учится. Навык освоения и обработки информации формируется лучше всего в этом возрасте, чтобы успешно им пользоваться в дальнейшей жизни.

Современная система образования, к сожалению, не дает академических знаний. Но учеба в школе прививает навыки, которые не даст ни одно домашнее обучение.

Вот самые важные из них:

1. Социализация. Научиться адаптироваться к сложившимся обстоятельствам и уметь общаться с людьми школа позволяет в лучшей степени.

2. Стрессоустойчивость. могут быть очень разнохарактерными, но навык «выживания» в шуме или когда учащегося подгоняют, школа дает однозначно.

3. Умение быть частью команды. Ребенок может быть не силен в физике, но отлично пишет сочинения и умеет читать по диагонали. Класс — это тоже команда. Поэтому совместные проекты — хороший повод проявить себя.

4. Поиск информации. Сейчас есть интернет, поэтому недостатка в информации нет. Зато высоко ценится умение ее быстро искать. В школе этот важный навык приобретается не только на уроках информатики, но и в творческих заданиях.

5. Умение анализировать полученную информацию. Тестовые системы оценки знаний формируют навык отделения полезной информации от ложной. Это очень пригодится во взрослой жизни, чтобы давать верную оценку любым событиям.

Сейчас сложно увлечься учебой — программа может быть неинтересной, учитель скучным. Но базовыми навыками, полученными в школьной жизни, ребенок будет пользоваться в будущем постоянно.

Зачем нужно хорошо учиться

Этот вопрос актуален не только для учеников, но и для их родителей. Давайте посмотрим, почему полезно быть отличником.

1. Хорошие оценки дают возможность перевестись и учиться в той школе, после которой легче поступить на бюджетные места в университет.

2. Учитель, видя старания ученика, старается помочь.

3. Навык постоянно повышать свое мастерство в учебе сам по себе невероятно ценен — ребенок стремится узнавать новое, его мозг лучше разогрет, он быстрее принимает решения и добивается успеха.

Как объяснить ребенку зачем нужно учиться

Родители, у которых накоплен большой жизненный опыт, прекрасно понимают, насколько хорошая учеба важна в жизни. Больше перспектив, больше возможностей зарабатывать деньги, стать успешным и счастливым человеком. Особенно когда у взрослого есть свои сожаления об упущенных возможностях.

Но посмотрите на учебу глазами ребенка. Когда учить материал заставляют силком, объяснение, что «так надо и так хорошо», не годится. Ребенка важно вовлекать в процесс обучения, рассказывать ему истории состоявшихся в жизни и в профессии людей, которые говорят о важности постоянного получения новых знаний.

Необходимо и своим примером показывать, что учиться — это интересно. Если ребенок видит родителей, постоянно листающих соцсети или смотрящих вирусные ролики, у него никогда не появится интереса к учебе. А всей семьей читать вечерами или ставить опыты в домашних условиях — значит пробуждать интерес к новому. Пусть ученик почувствует, что мама и папа всегда готовы его поддержать.

Для каждого ребенка способ вовлечения в учебу свой. Кому-то очень важна похвала. Для другого ученика принципиально увидеть все выгоды от хороших оценок и перспективы для будущей карьеры. Третьему необходимо, чтобы было интересно учиться.

Точно понимать, какой подход лучше работает именно для вашего ребенка, помогает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Он раскрывает свойства характера и особенности психики, которые определяют наши поступки и реакции на любые события. То, что идеально для одного ребенка, другому может не приносить результата или вредить.

Дети любопытны от природы, их можно вовлечь во что угодно, если знать, как правильно это делать. Не теряйте времени, объясните ребенку, почему важно учиться и делать это хорошо, — так вы сделаете ему прививку от лени и обеспечите счастливое будущее.

Вот что пишут некоторые родители, которые уже прошли тренинг, о результатах своих детей:

«…В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети — это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только не делала (посещения психолога, книги, и т.д. и т.п.), но дочь все с меня «снимала»….

И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую — это только начало!..»

Галина Д., педагог-психолог, Могилев

«…Сейчас моей дочери 8,5 лет, на тренинг я пришла, когда ей было ровно 6 лет.

Но сейчас я хочу рассказать о проделанной работе за последние полгода-год и привести четкие факты, говорящие о том, что Системно-векторная психология Юрия Бурлана является точной наукой и работает на 100%.

Сейчас мы во 2-м классе. Первую четверть моя дочь окончила с одной четверкой, а вторую на одни пятерки. За прошедшие новогодние каникулы она самостоятельно впервые целиком прочла книгу «Щелкунчик».

Когда я выложила недавно ее фото в инстаграмм, те же родные написали о том, что с ребенком произошли колоссальные перемены и что это очень видно даже внешне.

Я заметила, что она стала доводить разные творческие работы до конца. Раньше начинала и

бросала на полпути. Во 2-м классе моя дочь попала к другому учителю, и первое время были проблемы с несколькими одноклассницами. В результате дочка стала стесняться. Но, благодаря знаниям СВП, я вовремя это заметила, и мы обсудили то, что она чувствует, чего боится, разобрали поведение одноклассниц. И в итоге все наладилось, конфликта нет…»

Рамиля И., менеджер по работе с клиентами, Москва

Зарегистрироваться на ближайший бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана можно здесь.

Автор Евгения Исакова

Корректор Анна Бобень

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Источник: http://myvektor.ru/deti/zachem-nuzhno-uchitsja-i-kak-objasnit-jeto-rebenku/

Синдром отличника у ребенка. Нужно ли заставлять учиться?

Почему не надо хорошо учиться. Наталья Яковлева: А надо ли детям учиться в школе? Отличные оценки – путь к счастливой жизни

Многие мамы ломают голову как заставить ребенка хорошо учиться. Но лишь некоторые задумываются, а нужно ли заставлять учиться на отлично? Почему одному ребенку материал дается так легко, а другому сквозь слезы и стресс.

Все родители хотят, чтобы их ребенок был отличником, но кому нужны эти оценки? Стоят ли они тех усилий, истерик и нагрузок, через которые приходится проходить ребенку, чтобы получить заветную отметку «отлично»? Что такое синдром отличника у ребенка и что может к нему привести?

Синдром отличника

Быть отличником во всем — не всегда так хорошо, как звучит. Дети, которым со школьной скамьи привили писать по всем принятым образцам, говорить соответственно, рваться за отличной отметкой, могут стать серой массой без личного мнения.

Зачастую они живут шаблонно, мыслят штампами и пытаются идти по «протоптанному пути» — золотая медаль, престижный вуз, блестящая карьера. Однако в жизни все получается не всегда по плану. От этого возникают разбитые мечты и надежды, недовольство собой и своей жизнью.

Многие дети с синдромом отличника более требовательны к себе и очень тяжело переносят неудачи. Помню, как в университете девочка, получив двойку за экзамен, в слезах призналась, что сделает что-нибудь с собой, если не удастся пересдать оценку. До такой требовательности к себе доводить ребенка не стоит.

Он должен понимать, что после одной неудачи (плохой оценки) жизнь не заканчивается. Нужно исправлять ее и двигаться дальше.

Родителям

В первую очередь хорошие оценки важны родителю как причина гордиться своим ребенком. Зачастую желание иметь сына или дочь отличницу объяснимо тем, что маме будет чем хвастаться перед подругами, ведь у нее растет маленький гений. А значит ее воспитание и гены сыграли не малую роль в становлении ребенка.

Таким образом родители пытаются реализоваться через своего ребенка, исполнить свои амбиции руками школьника. Есть конечно та часть родителей, которая верит в то, что отличные оценки обеспечат ребенку блестящее будущее и престижную карьеру.

Но на практике, так не всегда бывает, ведь сами по себе оценки — лишь отметка на бумаге.

Учителям

Бытует мнение, что оценки нужны учителям, ведь в некоторых школах за хорошую успеваемость учеников дается премия. Но это мнение спорно, ведь такая система бы долго не прожила.

Учителя бы завышали оценки, а на итоговых аттестациях большая часть «хорошистов» слетала бы.

Но при хорошо сданных ЕГЭ и ОГЭ премия для учителей существует, поэтому у них есть мотивация двигать учеников к знаниям и немного надавливать на их родителей.

Школьникам

Меньше всего оценки нужны ученикам. Детям нужна похвала родителей, их любовь, а также спокойствие в школе — чтоб учителя не пилили, но ни как не пятерки.

Часто происходит, что в начальной школе ребенок был круглым отличником, а ближе к выпускному классу еле вытягивает на «четверку» и прогуливает уроки. Не уж то поглупел за эти годы? Но не стоит недооценивать школьника.

Бунтари гораздо интересней и авторитетней для своих одноклассников, нежели зубрилы. Даже это в будущем может принести определенные плоды, объясним почему.

Ни какой социальной жизни

Давайте сейчас вспомним, кому из нас в жизни пригодилась «пятерка» по химии? Если ты не работаешь в сфере медицины или науки, то вряд ли сейчас вспомнишь формулу соляной кислоты.

Зато почти у каждого есть событие, когда важное знакомство и дружеские отношения с кем-то помогли решить какую-то проблему.

Детям, чьи родители заставляют учиться отлично и бегать по дюжине репетиторов, не всегда достаточно времени для обычного общения с друзьями, если они вообще есть у слишком занятого ребенка.

В нашем мире социальная активность гораздо ценнее, чем оценки в аттестате, а иногда и знаний. Мы не предлагаем ставить «удачные знакомства» выше знаний. Просто должна быть гармония между одним и другим. Маленькому ребенку необходимо пройти этап социализации, научить коммуникации с другими детьми. Не стоит ставить учебу выше этого.

Отличные оценки вредят здоровью

Кроме излишней требовательности к себе, которая вызывает депрессию, стоит упомянуть и о типичных проблемах со здоровьем у детей в сидячем (ученом) образе жизни. Заставляя малыша подолгу сидеть за учебниками и тетрадями появляются проблемы с осанкой, боли в спине, упадок зрения. Малышу и так приходится проводить на уроках по 40 минут сидя в не всегда правильном положении.

Добавить такие же нагрузки дома и можно наградить ребенка всеми этими симптомами. Маме стоит позаботиться о том, чтобы ее «отличник» в полной мере восполнял свои умственные нагрузки — физическими. Для эмоциональной и физической разрядки существуют различные направления йоги, которые подойдут даже детям. Прислушивайся к своему ребенку, не допускай стрессов и умственных перегрузок.

Не заставляй, а мотивируй

Говорить о том, что на отлично учиться не нужно, тоже не совсем верно. Есть родители, которые умышленно подталкивают малышей на то, чтобы быть в умеренной середине.

«Зачем тебе пятерки?», «Оценка хорошо — это прекрасная отметка» — такие фразы могут легко обернуться в отсутствие желания развиваться и добиваться чего-то большего. Чуть постарше ребенок может решить, зачем ему стараться найти новую работу, тут ведь спокойно и платят, хоть и копейки, но хоть в этом месяце вовремя.

Зачем ему повышение, если в этой должности меньше ответственности и «запары». Зачем ему стараться быть умнее, добрее, привлекательнее и счастливее, ведь так тоже «норм»? Учиться нужно не заставлять, а мотивировать.

Стоит показывать своим примером, что стоит заниматься саморазвитием всегда, стремиться становиться умнее и образованнее, а не с красивым дневником с пятерками. Пусть ваш малыш будет не отличником по принуждению, зато мыслящим и всесторонне образованным человеком, хоть и не всегда с пятерками.

Источник: https://imom.me/nuzhno-li-zastavlyat-rebenka-uchitsya-na-otlichno/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: