Плановые проверки должны проводиться. Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях. Налоговая проверка — понятие и виды

Содержание
  1. Внеплановая проверка
  2. Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:
  3. Документарная проверка
  4. Выездная проверка
  5. Срок проведения проверки
  6. Периодичность проведения проверок
  7. Правовые основания проведения проверок
  8. Принципы проведения проверок
  9. Виды проверок
  10. Периодичность проведения плановых проверок
  11. О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода
  12. Отмена проверок гит в связи с коронавирусом
  13. Как проходят проверки в обычном режиме
  14. Как изменились проверки в связи с коронавирусом
  15. Кого не проверят
  16. Кого проверят
  17. Как проверяет ГИТ
  18. Советы практика. Как выстоять в период пандемии, снизить травматизм и минимизировать риски несчастных случаев
  19. Дополнительные материалы в Школе охраны труда:
  20. Проверка организации по охране труда
  21. Какие бывают проверки
  22. Плановые проверки
  23. Внеплановые проверки
  24. Правила проведения проверки
  25. Ограничение прав инспектора труда
  26. Обжалование предписания инспектора
  27. Что требуют от работодателя
  28. Перечень документов, запрашиваемых при проверке
  29. Как подготовиться к проверке
  30. Обучение сотрудников

Внеплановая проверка

Плановые проверки должны проводиться. Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях. Налоговая проверка — понятие и виды

Внеплановая проверка проводится по каждому факту, являющемуся основанием для ее проведения согласно положений части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ .Специальные требования к порядку организации и проведения внеплановой проверки приведены в ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Ограничения по времени проведения проверок, установленные частью 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ в отношении малых предприятий и микропредприятий, не распространяются на внеплановые проверки, то есть при любых внеплановых проверках действует общее ограничение в 20 рабочих дней для каждой из проверок.

Продление срока внеплановых проверок не допускается!!!

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статями 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

Форму проведения проверки избирает руководитель (заместитель руководителя) государственного или муниципального органа и указывает в распоряжении о проведении проверки.

8 917 539 39 05

ПОБЛАГОДАРИТЬ ЗА КОНТЕНТ

Основаниями для проведения внеплановых проверок, являются:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  • заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информация от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);г) нарушение требований к маркировке товаров.
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);
  • приказ (распоряжение) руководителя государственного органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

При отсутствии указанных оснований проведение внеплановых проверок запрещается.

Нарушение данного правила относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст.

20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

Документарная проверка

  • Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • При необходимости получения дополнительных сведений, касающихся предмета проверки орган гос. контроля имеет право сделать запрос в адрес проверяемого субъекта.
  • Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
  • При проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Выездная проверка

Законодательство предусматривает случаи согласования внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры:

  • проверка проводится по основаниям, указанным в пп. «а», «б» и «г» п. 2 части 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (причинение вреда жизни, здоровью граждан либо возникновение угрозы данного причинения, нарушение требований к маркировке товаров).
  • выявление при проведении мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении видов государственного контроля (надзора), указанных в частях 1 и 2 статьи 8.1 настоящего Закона, параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным органом государственного контроля (надзора) индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки, которое предусмотрено в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

Несогласование внеплановой выездной проверки при указанных выше обстоятельствах с соответствующим органом прокуратуры относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица, а также является основанием для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.

С органами прокуратуры Российской Федерации не должны согласовываться следующие внеплановые проверки:

  • документарные проверки;
  • проверки при истечении срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • проверки во исполнение приказа (распоряжения) руководителя контролирующего органа , изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
  • проверки при нарушении прав потребителей.

Нужно учитывать, что, несмотря на отсутствие необходимости в указанных выше случаях получения согласования прокуратуры, для проведения внеплановой проверки обязательно должно присутствовать одно из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ.

Проверяемое лицо должно быть уведомлено любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой выездной проверки, основанием для которой является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Нарушение данного срока относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок (ст. 20 Закона N 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Данное уведомление не требуется, если основанием для проведения проверок указано в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (поступление обращений, заявлений, информации, о возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, о нарушении прав потребителей).

Срок проведения проверки

По общему правилу срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.

При проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого предпринимательства действует не специальное, а общее ограничение времени проверки (до 20 рабочих дней). Аналогично, общее (а не специальное) ограничение действует при проведении документарной проверки.

Не допускается продление срока внеплановой проверки. Не допускается продление срока документарной проверки.

8 917 539 39 05

Источник: https://russian-opora.ru/vneplanovaya-proverka

Периодичность проведения проверок

Плановые проверки должны проводиться. Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях. Налоговая проверка — понятие и виды

Различные органы публичной администрации ежегодно проводят в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций мероприятия по контролю для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности, предоставляемых услуг или реализуемых ими товаров, обязательным требованиям действующего законодательства.

В данной статье будет рассмотрена периодичность проведения проверок в сфере здравоохранения в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций, к которым приравниваются индивидуальные предприниматели.

Правовые основания проведения проверок

Основополагающим нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере организации и осуществления государственного контроля и защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ).

В данной статье периодичность проведения проверок будет рассмотрена в соответствии с данным законом.

Действие данного закона не распространяется на определенные виды контроля (ч. 3, 3.1. ст. 1 Закона № 294-ФЗ). Отдельными федеральными законами может устанавливаться иная периодичность проведения проверок по определенным видам контроля (надзора).

Необходимо обратить внимание, что периодичность проведения проверок может быть изменена именно на федеральном уровне.

Таким образом, не допускается устанавливать иную периодичность для проведения проверок в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций на региональном уровне.

Принципы проведения проверок

Основными принципами защиты прав медицинских и (или) фармацевтических организаций при осуществлении контроля (надзора) органами публичной администрации являются (ст. 3 Закона № 294-ФЗ):

  • Презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • Открытость и доступность для медицинских (фармацевтических) организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля, о правах и об обязанностях органов контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • Недопустимость проводимых в отношении одной медицинской (фармацевтической) организации несколькими органами государственного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • Разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Виды проверок

Органы публичной администрации в отношении медицинских и (или) фармацевтических организаций проводят плановые и внеплановые проверки в документарной и выездных формах. Периодичность проведения проверок зависит от вида проверки.

Действующее законодательство четко регламентирует периодичность проведения плановых проверок. Понятие «периодичность проведения проверок» имеет большее практическое значение и применяется скорее именно к плановым проверкам.

В отношении внеплановых проверок корректнее говорить о возникновении основания для их проведения.

Периодичность проведения плановых проверок

Плановые проверки (как документарные, так и плановые проводятся по общему правилу в соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в отношении любых юридических лиц не чаще, чем 1 раз в 3 года.

Однако в отношении медицинских и (или фармацевтических) организаций плановые проверки могут проводиться 2 и более раза в 3 года.

Периодичность плановых проверок в отношении определенных видов деятельности установлена Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г.

№ 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» утвержден перечень видов деятельности в сфере здравоохранения, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью.

Наименование вида деятельности Органы, осуществляющие плановые проверки Периодичность проведения плановой проверки
Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в год
органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельности, и органы, осуществляющие государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзорне чаще 1 раза в 2 года
Оказание скорой медицинской помощиорганы, осуществляющие лицензирование медицинской деятельностине чаще 1 раза в 2 года
Розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учрежденияхорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в год
Оптовая торговля лекарственными средствамиорганы, осуществляющие лицензирование фармацевтической деятельностине чаще 1 раза в 2 года

Таким образом, в отношении медицинских и фармацевтических организаций плановые проверки могут проводиться 1 раз в 1, 2 или 3 года.

О плановых проверках в рамках риск-ориентированного подхода

С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности органы государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов государственного контроля (надзора), определяемых Правительством РФ, будет применяться риск-ориентированный подход.

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (статья 8.1 Закона № 294-ФЗ).

Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/proverki-organami-nadzora/proverki-organami-nadzora/periodichnost-proverok/

Отмена проверок гит в связи с коронавирусом

Плановые проверки должны проводиться. Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях. Налоговая проверка — понятие и виды

Расскажем, что ждать работодателям, и дадим советы, как организовать рабочий процесс

ГИТ проводит плановые проверки с учетом риск-ориентированного подхода: периодичность определяет класс опасности организации — чем выше класс, тем чаще проверки. Пандемия внесла свой вклад в проведение проверок.

Как проходят проверки в обычном режиме

Каждая организация и ИП отнесены к одной из категорий риска или классу опасности.

Категория риска Классы опасности Периодичность проверок
Чрезвычайно высокий риск1-й класс1 раз в год
Высокий риск2-й класс1 раз в 2 года
Значительный риск3-й класс1 раз в 3 года
Средний риск4-й классне чаще 1 раза в 4 года и не реже 1 раза в 5 лет
Умеренный риск5-й классне чаще 1 раза в 6 лет и не реже 1 раза в 8 лет
Низкий риск6-й классплановые проверки не проводятся
  • Чем выше категория, тем чаще проверки ГИТ.

Исключение проверки из ежегодного плана проверок допускается в том числе в следующих случаях:

  • запрещено проведение плановых проверок, предусмотренных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • принято решения об отмене плановой проверки в период с 18 марта до 5 апреля 2020 г. на основании поручений высших должностных лиц;
  • принято решение об исключении плановой проверки на основании актов Правительства Российской Федерации, которые устанавливают особенности организации и осуществления государственного контроля (надзора) в 2020 году.

Экспресс-курс

Бизнес vs коронавирус. Как работать во время пандемии

Узнать подробнее

Как изменились проверки в связи с коронавирусом

На проведение плановых проверок организаций и индивидуальных предпринимателей введен мораторий до 31 декабря 2020 года (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438). Есть исключения.

Кого не проверят

Не будут проверять в плановом порядке:

  • субъекты малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превысила 200 человек (кроме политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента);
  • все иные организации и ИП, не подпадающие под основания проведения плановых проверок в 2020 году.

Помните, такие организации проверят внепланово, если:

  • есть факты или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • необходимо проверить исполнение ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Проведение проверки должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • требуется провести надзорные мероприятия по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • иные основания.

Кого проверят

Инспекция по труду проверит в плановом порядке организации и ИП, если их деятельность или используемые производственные объекты отнесены:

  • к категории чрезвычайно высокого или высокого риска либо к 1-му классу опасности;
  • к 1-му классу опасности опасных производственных объектов;
  • к 1-му классу гидротехнических сооружений.

Если в отношении организации и ИП установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), то также стоит ожидать плановую проверку.

Как проверяет ГИТ

Плановые и внеплановые проверки проведут с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе с помощью аудио- или видеосвязи. Есть исключения.

Выезд инспектора возможен, если:

  • согласован органами прокуратуры для проведения внеплановой проверки по основаниям: а) причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан;
  • выезд по поручению Президента РФ, Правительства РФ, по требованию прокурора о проведении проверок в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Советы практика. Как выстоять в период пандемии, снизить травматизм и минимизировать риски несчастных случаев

Комментирует Ирина Таранушина, эксперт-практик, руководитель службы охраны труда:

«В сегодняшней эпидемиологической ситуации весь бизнес находится в состоянии экономической нестабильности.

Многие компании использовали негативный опыт европейских коллег: заранее перераспределили ресурсы и пересмотрели приоритетные направления мероприятий, в том числе по обеспечению безопасного ведения работ.

 Финансовые затраты организаций на проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий сейчас колоссальны. Финансирование мероприятий по охране труда уходит на второй план, формируя снежный ком нерешенных вопросов.

Рекомендации:

  1. Пересмотрите план мероприятий по улучшению условий труда и снижению профессиональных рисков. Расставьте приоритеты на тех мероприятиях, которые актуальны.
  2. Проведите беседы с коллективом, чтобы повысить уровень мотивации работников к безопасному труду.
  3. Проведите оценку профессиональных рисков, чтобы максимально устранить опасности, которые могут повлечь травматизм и привести к несчастным случаям.
  4. Начните внедрять культуру безопасного поведения».

Дополнительные материалы в Школе охраны труда:

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1794

Проверка организации по охране труда

Плановые проверки должны проводиться. Плановые и внеплановые проверки. Особенности периодичности проверок в образовательных организациях. Налоговая проверка — понятие и виды

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, в том числе и требований охраны труда (ОТ) – важная составляющая в процессе обеспечения работодателем достойных и безопасных условий труда.

Осуществляет этот надзор Федеральная служба по труду и занятости и её территориальные органы – Государственные инспекции труда (далее – ГИТ).

Права и обязанности госинспекции, а также порядок проведения проверок по ОТ организаций изложены в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012г. № 875.

Рассмотрим подробно процесс проведения проверки государственной инспекцией труда требований, предъявляемые к работодателю.

Какие бывают проверки

Проверки могут быть, как узконаправленными, так и комплексными, при которых проверяется соблюдение требований законодательства в нескольких областях. К таким проверкам привлекаются несколько государственных органов, уполномоченных на осуществление надзора и контроля, например: МЧС, Налоговая инспекция и т.д.

Проверки организации по соблюдению законодательства о труде также могут проходить с привлечением таких госорганов, как Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и Генпрокуратура РФ.

Проверки могут быть выездные и документарные. При документарных проверках руководитель или уполномоченное им лицо предоставляет запрашиваемый пакет документов непосредственно в надзорный орган, при выездных проверяющие посещают саму организацию.

Проверки предприятий могут плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки

Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.

Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).

Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.

Внеплановые проверки

Основанием для внеплановой проверки по ОТ может служить:

  • окончание срока исполнения предписания, ранее выданного ГИТ;
  • обращения граждан, юридических лиц, ИП или информация от органов исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях требований законодательства, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников;
  • поданных и зарегистрированных в установленном порядке жалоб о нарушении прав работников;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ (распоряжение) руководителя ГИТ в связи с поручением Президента, Правительства РФ или требованием Прокуратуры.

Правила проведения проверки

Проверки соблюдения ТК РФ, ратифицированных конвенций Международной организации труда и других нормативных актов по охране труда проводятся на основании вышеупомянутого Положения и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008г. № 294-ФЗ.

Нюансы, о которых необходимо знать при проверке по ОТ:

  • основанием для проведения проверки является приказ (распоряжение) руководителя ГИТ;
  • срок проведения проверки не может составлять более 20 рабочих дней (для малых предприятий – 50 часов, для микропредприятий – 15 часов), но в особых условиях (при проведении сложных исследований и экспертиз) может быть продлён на этот же срок;
  • при проверке обязательно должен присутствовать уполномоченный представитель работодателя;
  • во время проведения проверки инспектору должен быть предоставлен беспрепятственный доступ на территорию, в помещения предприятия, к оборудованию и запрашиваемой документации в рамках предмета проверки.

По результат проверки составляется акт о выявленных нарушениях со ссылками на нормативные требования.

Акт составляется в двух или более экземплярах и подписывается представителем каждой стороны, участвующей в проверке: работодателем, ГИТ и другими надзорными органами. Каждая из сторон получает свой экземпляр акта.

На его основании составляется предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков. Возможна подача в суд представления о приостановке деятельности на срок до 90 дней.

Ограничение прав инспектора труда

При проведении проверки по ОТ на ГИТ налагаются и некоторые ограничения. Инспектор не вправе:

  • приступать к проверке без предъявления приказа (распоряжения) руководителя ГИТ;
  • проводить проверку соблюдения требований ОТ вне предмета проверки, указанного в сводном графике проверок, извещении и (или) приказе руководителя ГИТ;
  • проводить проверку выполнения требований нормативных документов СССР и РСФСР, также документов, не являющихся обязательными к исполнению.

Следует отметить, что при расследовании несчастных случаем с участием в комиссии госинспектора, проверка может проводиться только в аспектах, связанных с обстоятельствами именного этого несчастного случая.

Обжалование предписания инспектора

Если работодатель или его представитель не согласен с результатами проверки он в праве обжаловать это решение в суде.

Основанием для признания результатов недействительными является проведение проверки с нарушениями законодательства.

Как правило, такими нарушениями являются непредоставление распорядительного документа ГИТ и (или) проведение проверки с несоблюдением условий, указанных в этом документе (предмет проверки, срок и т.д.).

Что требуют от работодателя

Обязанности работодателя в области ОТ отражены в ТК РФ (Раздел Х. Охрана труда), Федеральных законах «Об основах охраны труда в РФ», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О специальной оценке условий труда» и других нормативных правовых актов. Основными из них являются:

  • оформление должным образом трудовых отношений (заключение трудового договора);
  • организация и обеспечение функционирование системы управления охраной труда;
  • проведение специальной оценки условий труда (СОУТ);
  • организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (МО) и психосвидетельствований работников;
  • организация и проведение обучения по охране труда всех работников (в том числе, и проведение инструктажей);
  • организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, если таковое необходимо при выполнении трудовых обязанностей (в соответствии с требования нормативных документов);
  • обеспечение и учёт выдачи работникам сертифицированных спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с установленными нормами;
  • обеспечение безопасных условий труда работников;
  • контроль за соблюдением требований ОТ на рабочих местах;
  • разработка и ведение необходимой документации по ОТ (инструкций, положений и т.д.);
  • наличие комплекта нормативно-правовых актов, содержащих требования ОТ с учётом специфики деятельности компании;
  • соцстахование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • санитарно-бытовое обеспечение;
  • недопуск к работе непрошедших обучение и медосмотр.

Перечень документов, запрашиваемых при проверке

Как правило, госинспектор проверяет наличие и правильность следующих документов:

  • коллективный договор;
  • документы, подтверждающие прохождение требуемого обучения (протоколы и удостоверения, журналы при необходимости; при внутреннем обучении рабочих ещё и программы обучения);
  • инструкции по ОТ, журнал учёта инструкций и журнал выдачи инструкций по ОТ;
  • программы проведения инструктажей и журналы регистрации проведения инструктажей (вводного и на рабочем месте);
  • приказы о назначении ответственных за ОТ, положения (о службе ОТ, об организации работ повышенной опасности и т.д.), порядок производства работа, технологические карты, наряды-допуски и другая локальная документация;
  • документы установленной формы, подтверждающие прохождение МО и психиатрических освидетельствований;
  • документы по учёту выдачи СИЗ и сертификаты соответствия на них;
  • документация по проведению СОУТ;
  • акты о результатах внутренних проверок по ОТ;
  • документы, подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ (в соответствии с профстандартом);
  • документация по проверкам и испытаниям оборудования, инструмента и средств защиты.

Стоит отметить, что перечень запрашиваемых документов в зависимости от целей проверки может быть расширен кадровыми и бухгалтерскими, такими как: трудовые договора с сотрудниками, должностные инструкции, табели учёта рабочего времени и ведомости по оплате труда, документы, подтверждающие их квалификацию (дипломы, свидетельства) и т.д.

Как подготовиться к проверке

Чтобы проверка пришла с минимум замечаний необходимо организовать выше перечисленные работы по ОТ и привести в надлежащий вид необходимую документацию. Основными направлениями работы, на которые в первую очередь стоит обратить внимание (за непроведение которых самые большие штрафы):

  • специальная оценка условий труда;
  • медосмотры и психосвидетельствования;
  • обеспечение спецодеждой и другими СИЗ;
  • обучение и инструктажи.

Для этого необходимо:

  • заключить договор с организаций, проводящей СОУТ, составить график и начать работы в этом направлении;
  • определить перечень должностей, подлежащих МО, заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию, и отправить сотрудников на осмотр;
  • закупить и выдать необходимые СИЗ;
  • организовать проведение инструктажей с регистрацией в соответствующем журнале, обучения рабочих по ОТ (при необходимости обратиться в учебный центр);
  • организовать обучение руководителей и специалистов в учебном центре.

Обучение сотрудников

Отсутствие необходимого обучения у сотрудников (допуск к работе необученных) – одно из самых распространённых нарушений, а с учётом суммирования штрафом за каждого сотрудника ещё и самое «дорогостоящее». Для того, чтобы прикрыться с этой стороны стоит обратиться в учебный центр по следующим основным направлениям:

  • охрана труда для руководителей и специалистов;
  • охрана труда для членов аттестационных комиссий (при реализации внутреннего обучения рабочих по ОТ);
  • профессиональная переподготовка специалиста по ОТ (при отсутствии соответствующего образования);
  • пожарно-технический минимум для руководителей и ответственных;
  • электробезопасность (для руководителей и рабочих);
  • работа на высоте (для руководителей и рабочих);
  • рабочие специальности (по профессиям и по видам выполняемых работ);
  • другие виды обучения, необходимые для организации и проведения определённых видов работ.

Источник: https://guic.ru/statii/proverka-organizatsii-po-okhrane-truda/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: