Парижский и Лондонский клубы кредиторов: цели создания, принципы функционирования. Парижский клуб (The Paris Club) — это Парижский клуб кредиторов занимается

Содержание
  1. Лондонский и Парижский клубы кредиторов 3 (стр. 1 из 4)
  2. План:
  3. Члены клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.[2]
  4. Основные принципы работы Парижского клуба
  5. 2. Условия погашения для должников
  6. Мэвфо 2018. парижский клуб
  7. Парижский клуб кредиторов. Миссия и цели. Страны участники
  8. Основные принципы работы Парижского клуба
  9. Парижский клуб кредиторов и его члены. Взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами. Особенности деятельности Парижского и Лондонского клубов кредиторов
  10. Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов
  11. Переговоры
  12. Реструктуризация задолженности Советского Союза
  13. Нюансы списания
  14. Дальнейшее развитие событий
  15. Парижский клуб кредиторов и Россия
  16. Этапы переговоров
  17. Меморандум
  18. Протокол
  19. Последние выплаты
  20. Заключение
  21. Создание и развитие Парижского клуба
  22. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности
  23. Условия погашения для должников

Лондонский и Парижский клубы кредиторов 3 (стр. 1 из 4)

Парижский и Лондонский клубы кредиторов: цели создания, принципы функционирования. Парижский клуб (The Paris Club) - это Парижский клуб кредиторов занимается

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Кафедра мировой экономики и международного бизнеса

Реферат по МЭО на тему:

«Лондонский и Парижский клубы кредиторов»

Студент: Кузнецов А.О., ФК2-2

Преподаватель: Криворучко Е.В

Москва, 2010

План:

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Парижский клуб

2.1.1. Определение

2.1.2. цель

2.1.3. Члены

2.1.4. Задачи

2.1.5. Основные принципы работы Парижского клуба

2.1.5.1. Угроза прекращения платежей

2.1.5.2. Условия погашения для должников

2.1.5.3. Равномерное распределение долгов

2.1.6. Критика Парижского клуба

2.1.7. Протокол Парижского Клуба

2.2. Лондонский клуб

2.2.1. Организация деятельности Лондонского клуба

2.2.2. История создания Лондонского клуба

2.2.3. Принципы Лондонского Клуба

2.2.4. История взаимоотношений России с Лондонским клубом

3. Заключение

4. Список используемых источников

5. Приложение

Специфика финансовых взаимоотношении многих стран заключается в том, что на данный момент практически все государства вступают в международные отношения на рынке ссудных капиталов: либо в качестве заёмщика, либо в качестве кредитора.

В экономической теории ссудный капитал традиционно рассматривается как совокупность денежных средств, на возвратной основе передаваемых во временное пользование за плату в виде процента. На рынке капиталов ссудный капитал занимает особое место, удовлетворяя потребности национальной экономики в лице государства, юридических и физических лиц в свободных финансовых ресурсах.

Возникновение международного кредита связано с развитием международной торговли в XIV—XV вв., особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а также в Америку и Индию.

Международный кредит как разновидность экономической категории «кредит» представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные финансовые институты. Условия международного кредита отражают его связь с экономическими законами рынка и используются для решения задач экономических агентов рынка и государства.

Необходимо заметить, что международный кредит играет двойную роль в развитии производства.

С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение, способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда; с другой стороны, международный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.

Ведущими участниками международных кредитных отношений являются Лондонский и Парижский клубы кредиторов.

Эти организации ведут обширную деятельность со странами всего мира, но обе они нацелены на помощь странам, столкнувшимся с серьезными финансовыми проблемами.

Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже.

задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время — реструктуризация задолженности развивающихся стран.

С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд. долларов США.[1]

Отличие Парижского клуба от Лондонского клуба состоит в том, что он занимается урегулированием государственного долга стран-заёмщиков перед странами-кредиторами, в то время как Лондонский клуб рассматривает вопросы урегулирования долга перед частными банками-кредиторами.

Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения.

Члены клуба: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.[2]

идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов. Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны.

В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем. Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы. В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора.

Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают. Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.

Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику:

· Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу.

· Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.
В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

Несмотря на то, что Парижский клуб не имеет строго формализованного статуса, то есть является неформальной организацией, его деятельность базируется на определённых правилах и принципах.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:

· наличие непосредственной угрозы прекращения платежей

· обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику

· равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом.

Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга.

Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены.

Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

2. Условия погашения для должников

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований.

Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ.

Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности.

А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Источник: https://smekni.com/a/257597/londonskiy-i-parizhskiy-kluby-kreditorov-3/

Мэвфо 2018. парижский клуб

Парижский и Лондонский клубы кредиторов: цели создания, принципы функционирования. Парижский клуб (The Paris Club) - это Парижский клуб кредиторов занимается

Парижский клуб

Эмблема Парижского клуба кредиторов

Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение было создано в 1956 году, когда Аргентина согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже.

задача, которую решает Парижский клуб в настоящее время — реструктуризация задолженности развивающихся стран.

Постоянными членами Парижского клуба являются 19 государств:

 Австралия

 Дания

 Нидерланды

 Франция

 Австрия

 Ирландия

 Норвегия

 Швейцария

 Бельгия

 Испания

 Россия

 Швеция

 Великобритания

 Италия

 США

 Япония

 Германия

 Канада

 Финляндия

Деятельность

С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд. долларов США.

Несмотря на то, что Парижский клуб не имеет строго формализованного статуса, то есть является неформальной организацией, его деятельность базируется на определённых правилах и принципах.

Отличие Парижского клуба от Лондонского клуба состоит в том, что он занимается урегулированием государственного долга стран-заёмщиков перед странами-кредиторами, в то время как Лондонский клуб рассматривает вопросы урегулирования долга перед частными банками-кредиторами.

Членство в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе её погашения.

Парижский клуб кредиторов. Миссия и цели. Страны участники

Парижский клуб кредиторов это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики.

Парижский клуб более влиятелен, чем, например, Лондонский клуб, и объединяет в себе представителей банков-кредиторов 19 стран — Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Парижский клуб кредиторов был создан в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств. идея деятельности Парижского клуба — проявлять заботу о наиболее бедных странах, имеющих явно безнадежную внешнюю задолженность. Общественное мнение вполне поддерживает списание беднейшим странам части долгов.

Еще в декабре 1994 года Парижский клуб решил, что в отдельных случаях может быть списано до 67 % долга той или иной страны. В феврале 1995 года Уганда стала первой страной, получившей такую скидку. Сейчас максимальная скидка увеличена до 80 %. Максимальная скидка предоставляется не всем.

Для этого должнику нужно не только быть бедным, но и активно проводить рыночные реформы.В 1995 году Россия вступила в Парижский клуб в качестве кредитора. Членство в Парижском клубе имеет для России неоспоримые преимущества. Развивающиеся страны Парижский клуб чрезвычайно уважают.

Только Парижский клуб может при желании списать сколько угодно долгов и выдавать сколько угодно кредитов. И поэтому именно от него в наибольшей степени зависит экономическая политика развивающихся стран.Так что, вступив в Парижский клуб, Россия, прежде всего, получила реальную возможность влиять на мировую экономику.

Во-первых, контролировать экономическую политику развивающихся и постсоциалистических стран, задолжавших клубу. Во-вторых, на равных разговаривать с МВФ. Вступление в клуб позволит России повысить свой кредитный рейтинг и еще успешнее размещать еврооблигации.

В настоящее время Россия уже погасила всю свою задолженность перед странами Парижского клуба, и наступит время, когда отношения между Россией и лидерами мировой экономики будут носить партнерский, равноправный характер.

Основные принципы работы Парижского клуба

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом.

Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

  1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности.

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга. Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены.

Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора). Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.2. Условия погашения для должников.

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований.

Поэтому государства- кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ.

Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности.

А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ.

По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей.

К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

Обусловленность кредитов обязательствам должников проводить определенную экономическую политику не является строгим юридическим термином.

Определения этого принципа нет даже в Договорах о Международном валютном фонде и о Всемирном банке.

Некоторые страны-должники утверждают, что обусловленность кредитов МВФ обязательством проводить определенную экономическую политику лишь усугубляет экономические трудности.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны — заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости. Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны- должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки. Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ. Кроме того, кредиторы утверждают, что страны- должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.3. Равномерное распределение бремени непогашенных долговых обязательств среди кредиторов.

Данное правило называют еще принципом равных условий. Оно обеспечивает равномерное распределение среди кредиторов бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения долговых обязательств.

В целях упрощения этой работы кредиторы Парижского клуба, как правило, договариваются о том, что для всех кредитов, предоставленных данной стране до определенного срока, будет установлен один и тот же льготный период и срок погашения.

Указанный принцип распространяется и на кредиторов, не участвующих в переговорах в рамках Парижского клуба. Официальные кредиторы не хотят, чтобы уступки, предоставляемые Парижским клубом, использовались должниками для покрытия долговых обязательств перед другими категориями кредиторов.

Поэтому в протоколе о пересмотре условий погашения задолженностей содержится требование в адрес страны-должника о необходимости добиваться аналогичных уступок по условиям погашения внешних задолженностей и от других кредиторов.

Соответствующее положение протокола гласит: «В целях обеспечения равных условна для государств-кредиторов от частных кредиторов, правительство Республики «икс» обязуется добиваться от иностранных кредиторов, в том числе от банков и фирм-поставщиков, отсрочек и условий рефинансирования аналогичных изложенным в настоящем протоколе в отношении кредитов с аналогичным сроком погашения, с тем чтобы не допустить возникновения неравных условии для различных категории кредиторов».

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна.

Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными. Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г.

, когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

Источник: https://infourok.ru/mevfo-parizhskiy-klub-3179637.html

Парижский клуб кредиторов и его члены. Взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами. Особенности деятельности Парижского и Лондонского клубов кредиторов

Парижский и Лондонский клубы кредиторов: цели создания, принципы функционирования. Парижский клуб (The Paris Club) - это Парижский клуб кредиторов занимается

Парижский и Лондонский клубы кредиторов являются неформальными неофициальными международными объединениями. В их составе разное количество участников, различна и степень их влияния. Парижский и Лондонский клубы были сформированы для реструктуризации задолженностей развивающихся стран. Рассмотрим далее подробнее, как протекали взаимоотношения РФ с этими объединениями.

Особенности деятельности Парижского и Лондонского клуба кредиторов

В этих объединениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения и реструктуризации задолженностей. Различия присутствуют и во внутреннем устройстве организаций.

Лондонский клуб, по сути, представляет собой форум для пересмотра срока погашения займов, предоставленных коммерческими банковскими учреждениями, не гарантированных правительством кредитора. В объединении нет постоянного председателя и секретариата.

Процедуры, как и сама организация форума, отличаются свободным характером. Парижский клуб кредиторов был сформирован в 1956 году. В нем насчитывается 19 участников. В отличие от Лондонского, Парижский клуб пересматривает задолженности официальным кредиторам.

При возникновении непосредственной угроза невыплаты займа правительство должника обращается к государственной власти Франции. Направляется официальная просьба о переговорах с займодателем.

Переговоры

Парижский клуб занимается организацией прямой коммуникации страны-должника и государства, предоставившего заем. Первую представляет министр финансов либо председатель ЦБ. От имени кредитора на переговорах присутствуют официальные лица из Минфина, МИДа или Министерства экономики. Также присутствуют и наблюдатели.

Ими являются представители МБРР, МВФ, ЮНКТАД и региональных банковских структур. В процессе переговоров разрабатывается комплекс рекомендаций. Согласованные условия фиксируются в протоколе. Этот документ в юридическом плане имеет только рекомендательный характер.

В него вносятся предложение представителям стран, между которыми возник финансовый спор, о проведении переговоров и подписании двусторонних соглашений по вопросам пересмотра условий погашения обязательств. Несмотря на то что содержание носит характер рекомендации, положения протокола являются обязательными для исполнения сторонами, которые его приняли.

В соответствии с ним заключаются соглашения, которые, в свою очередь, имеют юридическую силу. Принятие решений, установление условий осуществляется по принципу достижения консенсуса. То есть результат переговоров должен устраивать обе стороны.

Реструктуризация задолженности Советского Союза

Следует отметить, что отношения с Лондонским клубом после прекращения существования СССР сопровождались рядом проблем. Советский Союз считается самым крупным должником из всех стран. В 1991 году возникли первые проблемы. Тогда Москва отказалась выплачивать проценты по займу СССР.

В рамках Лондонского клуба был созван специальный совет. В него вошли 13 коммерческих банковских структур, перед которыми у РФ была задолженность. Основной задачей было урегулирование обязательств бывшего СССР. В целом, вопрос достаточно прост. Однако решить его оказалось достаточно сложно.

До осени 1997 года проводились регулярные заседания совета. Раз в три месяца принимались решения об отсрочке платежей и процентов еще на 3 месяца. Позиция БКК (Совета) была достаточно жесткой с самого начала. Предполагалось, что Москва даже при отсрочке должна выплатить все.

Эта позиция была четко сформулирована еще в 1993 году. Надо сказать, что до этого момента в Москве не было четкого представления о действительном размере обязательств СССР. Предполагалось, что общий долг составляет 80-120 млрд долл. Учитывая то, что объем золотовалютного фонда был около 5 млрд долл.

, понятно, что выплата была практически невозможна.

Первые шаги были сделаны А. Шохиным в 1994-м. На тот момент он являлся вице-премьером в правительстве. Шохин смог договориться с Фонтцем (главой БКК) об отсрочке на 5 лет по процентам и уплате долга через 10 лет. Но эта мера рассматривалась как временная.

За ней предполагалось кардинальное переоформление основной доли обязательств и накопившихся процентов в государственные облигации РФ. Следующий шаг был осуществлен в 1995 году новым вице-премьером В. Пансковым. Он договорился о реструктуризации на 25 лет. После этого перед Москвой был выбор.

Она могла настаивать на списании основной части задолженности или пойти на дальнейшую реструктуризацию. Наиболее предпочтительным, разумеется, выглядел первый вариант. Но его принятие было практически невозможным ввиду жесткой позиции немецких банков. На их долю приходилось около 53% задолженности.

После недолгих колебаний было решено идти на дальнейшую реструктуризацию.

Нюансы списания

В первую очередь, такая возможность предоставляется только единожды. При этом остаток должнику необходимо погасить по достаточно жесткому графику.

Кроме того, статус новых бумаг, в которые осуществляется переоформление долгов, соответствует еврооблигациям. При любой просрочке по ним объявляется кросс-дефолт.

Это, соответственно, влечет резкое снижение рейтинга государства и его изоляцию на международных финансовых рынках.

Дальнейшее развитие событий

В августе 2009-го правительством была одобрена инициатива Минфина по урегулированию внешнего долга СССР. Предполагалось, что будет выплачено порядка 34 млн. долл. При этом кредиторы 9 млн. не заявили своих требований по урегулированию долга.

В дальнейшем переговоров с ними не планировалось. В результате предпринятых шагов Минфину удалось завершить выплату коммерческого долга, обменяв 405.8 млн долл. на еврооблигации, срок погашения которых — 2010-й и 2030-й.

При этом общее количество требований, по сообщению в пресс-релизе Министерства, превысило 1900.

Парижский клуб кредиторов и Россия

После развала СССР предполагалось, что вновь образованные государства понесут свою часть ответственности по существовавшему внешнему долгу. На тот момент он составил 90 млрд. долл. Вместе с задолженностью каждому государству полагалась и соответствующая доля в активах.

Однако на практике оказалось, что только Россия могла выполнять свои обязательства. В этой связи по взаимной договоренности было решено, что РФ принимает на себя всю задолженность республик взамен на их отказ от причитающихся долей в активах.

Это было достаточно непростое решение, однако оно позволило сохранить позиции страны на мировых рынках и способствовало укреплению доверия потенциальных зарубежных инвесторов.

Этапы переговоров

Парижский клуб и Россия проводили переговоры в несколько этапов. Они начались непосредственно после официального объявления о прекращении существования СССР. Первый этап берет отсчет с 1992 года. В его рамках Парижский клуб кредиторов предоставлял краткосрочные трехмесячные отсрочки по погашению внешней задолженности.

К этому же этапу относится получение кредита от МВФ на 1 млрд. долл. Вторая стадия проходила с 1993-го по 1995-й. Парижский клуб согласовал подписание первых соглашений с РФ по реструктуризации. По этим договорам страна принимала на себя все обязательства СССР, срок погашения которых приходился на период с декабря 1991-го по январь 1995-го.

Третий этап начался в апреле 1996-го. РФ и Парижский клуб кредиторов дополнили свои договоренности всесторонним соглашением. В соответствии с ним, общий долг составлял около 38 млрд долл. При этом 15% из них предполагалось погасить в течение следующих 25 лет, до 2020-го, а 55%, в которые входили краткосрочные задолженности, — на протяжении 21 года.

Реструктурированный долг должен был выплачиваться нарастающими суммами с 2002-го.

Меморандум

Он был подписан 17 сентября 1997 года. Парижский клуб и РФ заключили Меморандум о взаимопонимании. Он оформил присоединение страны к объединению в качестве полноправного участника. С момента подписания документа долговые требования от России имеют тот же статус, что и у остальных стран.

Протокол

30 июня 2006 г. было объявлено о досрочном погашении задолженности. На момент подписания соответствующего протокола сумма обязательств составила 21.6 млрд. долл. Эта задолженность прошла реструктуризацию в 1996-м и 1999-м. До 2006-го РФ обслуживала и погашала обязательства. В протоколе предусматривалась выплата части долга по номинальной, а части — по рыночной стоимости.

По последней выкупались обязательства, которые имели фиксированную ставку. Займы этого вида были предоставлены такими членами Парижского клуба, как Нидерланды, Великобритания, Франция и Германия. Премия за досрочное погашение для этих стран составила почти 1 млрд долл. Выплата долга США осуществлялась по номиналу, хотя Америка предоставила заем также по фиксированной ставке.

Последние выплаты

После соглашений А. Кудрин сообщил о том, что Внешэкономбанк закроет долг до 21 августа. Именно в эту дату Парижский клуб получал от РФ выплату по процентам. Свое обещание глава Минфина выполнил. В середине дня 21 августа на официальной странице банка появились сведения о том, что были сделаны последние переводы на счета займодателей.

Таким образом, плановые платежи составили 1.27 млрд долларов, в счет досрочной выплаты было направлено 22.47 млрд. Одной из первых стран, счета которой пополнились, стала Австралия. Марк Вэйл (вице-премьер государства) заявил тогда, что досрочное погашение указывает на укрепление экономики РФ и выступает как ключевой элемент двусторонних отношений.

До подписания июньских соглашений РФ считалась самым крупным должником. Парижский клуб с момента распада СССР сосредоточил свою работу на достижении договоренностей с Москвой. После погашения всей задолженности многие специалисты стали говорить о целесообразности дальнейшего функционирования этого объединения.

Кроме РФ, досрочно погашают обязательства такие страны, как Перу, Алжир. Еще какое-то время назад Парижский клуб не предполагал, что эти государства смогут не просто выплатить долги, а сделать это раньше срока. Выплаты Внешэкономбанка осуществлялись в девяти валютах. Для перечисления средств Минфин предварительно обменял 600 млрд рублей в евро и доллары.

Основные платежи были именно в этих валютах. После полного погашения долгов Россия стала полноправным участником Парижского клуба.

Несмотря на проблемы, которыми сопровождалось взаимодействие России с Парижским и Лондонским клубами, РФ удалось все же избавиться от прежних долгов. Эти объединения с самого начала своего существования выступают как важнейшее звено между странами, предоставляющими и принимающими денежные обязательства.

Они стремятся облегчить бремя государств по непосредственному обслуживанию своих долгов. Вместе с этим их целью является сохранение платежеспособности заемщика в долгосрочной перспективе. РФ стремится комплексно подходить к решению проблем международной задолженности с учетом соблюдения интересов всех сторон.

Долговой кризис, возникший в 90-х годах, стал результатом неблагоприятного стечения субъективных и объективных обстоятельств. Тем не менее РФ удалось показать свою состоятельность и способность не только принимать, но и исполнять международные обязательства.

Досрочные выплаты не только позволили избежать задолженностей и затягивания выплаты, но и обеспечили России полноправное участие в Парижском клубе.

Заключение

В настоящее время кредитный рейтинг крайне важен для любой страны. Учитывая непростую экономическую ситуацию в мире, необходимо четко осознавать свои потребности и возможности. Следует сказать, что образование государственного долга обуславливается бюджетным дефицитом.

А он, в свою очередь, является суммой незакрытых дыр в бюджете за весь период существования страны. Внешний долг — обязательства перед физлицами и организациями других государств.

Он обуславливает необходимость существования таких неформальных объединений, как Лондонский и Парижский клубы.

Источник: https://FB.ru/article/226068/parijskiy-klub-kreditorov-i-ego-chlenyi-vzaimodeystvie-rossii-s-parijskim-i-londonskim-klubami-osobennosti-deyatelnosti-parijskogo-i-londonskogo-klubov-kreditorov

Создание и развитие Парижского клуба

Парижский и Лондонский клубы кредиторов: цели создания, принципы функционирования. Парижский клуб (The Paris Club) - это Парижский клуб кредиторов занимается

Глава 1.Особенности организационной структуры Парижского Клуба

    1. Принципы Парижского клуба

Глава 2. Условия реструктуризации долга

2.1Торонтские условия

2.2Хьюстонские условия

2.3Тринидадские и Лондонские условия

2.4Последние варианты

2.5Стандартные условия

Глава 3. Россия и Парижский клуб

Заключение

Список литературы

Глава 1.Особенности организационной структуры Парижского Клуба.

Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария,Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран.

Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран-должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба.

Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору ( в зависимости от того, что больше ). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ.

Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга.

В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов.

В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей.

Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное , хотя это неформальное объединение , а не официальная международная организация. У него нет штаб-квартиры, секретариата, а главное, нет устава.

Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.

Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности : кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа : проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.

В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам.

В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл.

1 Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

Особенность структурной организации Парижского Клуба состоит в том, что он являет собой собрание представителей суверенных государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника государственного Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи созданный не как постоянно действующий орган, а для решения конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам, Клуб руководствуется рядом принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства , в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство-кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения .

Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны , а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах..

Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности.

Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе.

Многосторонний подход является наиболее эффективным и облегчает работу в административно-организационном плане, так как должник имеет возможность вести переговоры со всеми кредиторами одновременно, а не с каждым в отдельности.

Кроме того, кредиторы придают большое значение принципу равенства или равномерного распределения бремени невыплаченных задолженностей.

Они хотят быть уверенными в том, что полученные от них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей по погашению задолженности

Для того чтобы условия погашения кредита могли быть пересмотрены, должнику следует доказать, что без этого он не в состоянии выполнить свои обязательства по выплате внешнего долга.

Как правило, наличие крупных задолженностей по платежам в погашение внешних кредитов является для Парижского клуба достаточным доказательством того, что эти платежи вскоре будут прекращены.

Кроме того, Парижский клуб может проанализировать степень серьезности проблем данной страны с помощью прогноза МВФ о состоянии платежного баланса страны на будущий год.

Такие договорные обязательства по платежам, как правило, относятся к кредитам или особым финансовым условиям, предоставленным либо непосредственно правительству страны-должника, либо его уполномоченным учреждениям и ведомствам (долг государственного сектора), либо частным юридическим лицам, если они поместили сумму в местной валюте, равную сумме задолженности, в отечественный коммерческий банк или в центральный банк данной строены, и перевод средств иностранному кредитору в конвертируемой валюте не был осуществлен из-за нехватки иностранной валюты (долг частного сектора).

Неспособность частного должника привлечь достаточные средства в национальной валюте для приобретения необходимой суммы в иностранной валюте (чтобы потом выплатить долг иностранному кредитору) не считается наличием непосредственной угрозы прекращения выплат по погашению задолженности. Такая ситуация представляет собой реализацию коммерческого риска и не влечет никакой ответственности со стороны государства.

Условия погашения для должников

Смягчение условий погашения задолженности путем отсрочки платежей направлено на то, чтобы должнику восстановить кредитоспособность через осуществление всеобъемлющих реформ и преобразований.

Поэтому государства-кредиторы идут на пересмотр графиков погашения задолженностей лишь при условии принятия странами-должниками программ макроэкономических преобразований, финансируемых при помощи дополнительных ссуд от МВФ. Данному факту государства-кредиторы придают большое значение.

Обычно, в согласованном протоколе о пересмотре условий погашения задолженности содержится такое замечание: «Положения настоящего протокола сохраняют силу до тех пор, пока Республика Х имеет договоренность с Международным валютным фондом о дополнительных ссудах».

У должников, испытывающих финансовые трудности, зачастую накапливаются большие суммы неплатежей по погашению задолженности не только перед официальными и частными кредиторами, но и перед МВФ.

Устав МВФ запрещает предоставлять таким странам новые кредиты и ссуды и, следовательно, заключать с ними соответствующие дополнительные договоренности.

А это, в свою очередь, лишает страны-кредиторы Парижского клуба возможности урегулировать финансовые отношения с такими странами.

Чтобы вырваться из этого заколдованного круга, Парижский клуб разработал специальную стратегию, согласно которой страна-должник должна осуществлять программу макроэкономических преобразований в соответствии с требованиями, которые предъявляются к получателям дополнительных ссуд от МВФ.

По мере успешного внедрения такой программы страна постепенно завоевывает право на получение финансовой помощи Фонда. И тогда эти права используются для погашения имеющихся задолженностей.

К моменту завершения указанной программы страна-должник должна полностью рассчитаться с долгами и приобрести право на получение кредитов от МВФ в обычном порядке.

План преобразований МВФ, который излагается в письме-обязательстве страны-заемщика, включает в себя, как правило, следующие требования:

  • ограничение роста денежной массы,
  • сокращение дефицита государственного бюджета,
  • контроль над предоставлением кредитов, совершенствование политики обменного курса национальной валюты (речь идет об устранении искусственного завышения курса путем девальвации),
  • устранение контроля над ценами, совершенствование торгового баланса,
  • ограничение вмешательства государства в экономику.

Однако в практическом плане программы преобразований МВФ связаны с сокращением расходов на социальные нужды (образование, здравоохранение и т.п.) и отменой государственных дотаций на производство продуктов питания и других товаров и услуг первой необходимости.

Выполнение таких программ во многих случаях приводило к беспорядкам и политической нестабильности, так что при осуществлении подобных планов стабилизации правительство страны-должника нередко вынужденно прибегать к репрессивным мерам против собственного народа.

Бывают и исключения из этого правила: если страна-должник не является членом МВФ, она обсуждает необходимые преобразования непосредственно с кредиторами. Как правило, страны-кредиторы направляют в эту страну группу экспертом для оценки, реальной экономической обстановки.

Такие группы были направлены в 1994 году в Польшу и Мозамбик до того, как эти государства вступили в МВФ. Такой же подход был принят и в отношении Кубы, а эта страна не является членом МВФ.

Кроме того, кредиторы утверждают, что страны-должники неохотно идут на такие условия; ведь в отличие от МВФ Парижский клуб не в состоянии предоставить новые кредиты в качестве стимула к проведению экономических реформ.

Переговоры в Парижском клубе не требуют больших затрат, однако для представителей стран-должников эта процедура унизительна и неприятна. Как правило, переговоры в Парижском клубе завершаются в течение одного дня, но иногда бывают более продолжительными.

Самые короткие за всю историю клуба переговоры были в октябре 1983 г., когда для достижения договоренностей с делегацией Малави потребовался всего один час. Случается, что переговоры занимают довольно много времени, а бывает, что и заходят в тупик.

«Иногда переговоры почти полностью проваливаются в результате возникновения в последнюю минуту каких-то умопомрачительных моментов, — вспоминает один из участников Парижского клуба Питер Маунтфельд.

— Помню, как совершенно неожиданно разрешилась одна из таких паровых ситуаций в мужском туалете в Центре Клебера, когда соседом моим оказался управитель одного африканского Центрального банка».

Глава 2. Условия реструктуризации долга.

Реструктуризация долга – это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей.

В последнее время реструктуризация внешнего долга стала достаточно популярной практикой. В Парижском Клубе реструктурируются долги правительств и гарантированные ими долги, а в Лондонском – задолженности перед коммерческими банками.

В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран, хотя не всегда.

Источник: https://student.zoomru.ru/finans/sozdanie-i-razvitie-parizhskogo-kluba/291944.3449946.s1.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: