Особенная часть административного права включает в себя. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Особенная часть системы административного права

Особенная часть административного права включает в себя. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Говоря о понятии особенной части системы административного права, необходимо, в первую очередь, обратиться к общим понятиям в данной сфере.

Определение 1

В частности, под административным правом понимается часть правовой системы России, которая имеет собственную структуру, систему, и характеризуется непосредственной связью административно-правовых институтов, входящих в неё. Также сюда включается подотрасли права и нормы права, регулирующие административно правовую сферу.

Определение 2

Под системой административного права понимается совокупность институтов, отраслей и подотраслей, а также норм административного права, системы административного законодательства.

Законодательство в данной сфере представлено различными актами, построенными в определенной иерархии.

В частности, на первом месте стоит Конституция РФ, занимающая главенствующее положение в данной сфере. На втором месте стоят общепринятые принципы и нормы международного права и международные договоры.

На третьем месте стоит национальное законодательство, в основном и регулирующее данную сферу.

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

При этом наблюдается взаимосвязь таких понятий, как административное право и административное законодательство. По сути, одно понятие вытекает из другого и не может существовать без него.

Разделение административного права

Ученые выделяют виды в системе административного права. В частности, указывается, что административное право состоит из двух частей:

Общая часть включает в себя общие положения об административном праве, рассматривая основные институты в данной сфере. В частности, здесь анализируется предмет, метод и система административного права основные правовые нормы, источники права, субъекты правоотношений в данной сфере, объект правоотношения, а также иные важные положения.

Особенная часть уголовного права традиционно выделяют несколько основных элементов:

  • в сфере функционирования исполнительной власти;
  • в сфере управления наукой, образованием, транспортными организациями, оборонными предприятиями, безопасностью внешней и внутренней, статистическими организациями, системой здравоохранения и так далее. Кратко данная сфера называется управленческим правом;
  • нормы, которые устанавливает порядок судебной защиты и свобод граждан от действий публичной власти;
  • деликтное право, которое устанавливает санкции за нарушение административного законодательства, то есть определенные виды наказания, а также регламентирует вопросы привлечения к административной ответственности, состава основных правонарушений в данной сфере.

Институты особенной части административного права

Выделяют различные институты особенной части административного права, которые могут быть представлены следующим списком:

  • отраслевые и межотраслевые;
  • материальные;
  • процедурные;
  • регулятивные и охранительные;
  • простые и сложные.

Основное назначение особенной части заключается в необходимости установления конкретных санкций в административно-правовой сфере.

Административное право может выступать в качестве материального, то есть устанавливающего основные правовые положения, права, обязанности, запреты и ограничения, а также специфику ответственности, то есть санкций в данной сфере, и процессуального, то есть регламентирует порядок реализации материальных норм в административном праве. Материальное право в большей части предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. В частности, в нем также имеется общая и особенная части. Общая часть предусматривает основные понятия в данной сфере, а особенная – конкретные составы правонарушений.

Особенности составов правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП РФ, заключаются в специфике их конструкции.

Если составом предусмотрена необходимость наступления конкретного последствия, то он является материальным.

Если наступления последствий не обязательно, достаточно совершения деяния, то он является формальным. Сходная схема построения конструкции деяния перенесена и на область преступлений.

Важную роль при установлении категории деяния играет его квалификация, то есть установление конкретных признаков деяния с целью определения конкретного состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ. Помимо данного источника субъекты РФ обладают правом самостоятельно устанавливать составы правонарушений в своих актах.

Пример 1

Например, в ст. 2.2 Закона Саратовской области №104 от 2013 г.

предусмотрена ответственность за нарушение «комендантского часа», а именно несовершеннолетним в возрасте до 17 лет запрещено находиться на улице в ночное время суток без сопровождения законных представителей, под которыми понимаются родители, опекуны, попечители. Ночное время суток устанавливается с 22.00 ч. до 06.00 ч. Если данное положение нарушено, в Администрацию направляется соответствующий материал в отношении законных представителей ребенка.

При квалификации деяния учитываются такие признаки, как объект посягательства, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Если хотя бы один из признаков состава отсутствует, в действиях лица нет состава преступления. Важным также является наличие всех элементов в рамках каждого признака.

Установление объекта правонарушения позволяет установить его видовую принадлежность, то есть сферу посягательства на конкретные общественные отношения.

Объектом посягательства всегда являются общественные отношения в определенной сфере, в качестве предмета выступают объекты материального мира.

Сами статьи в диспозиции предусматривают наличие объективной стороны правонарушения, которая может состоять из действий (бездействия), последствия и причинно-следственной связи между ними. Установление данных признаков имеет важное значение для правоприменителей.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_administrativnoe_pravo/osobennaya_chast_sistemy_administrativnogo_prava/

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Особенная часть административного права включает в себя. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная – определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная – обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная – обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция – это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

https://www.youtube.com/watch?v=t2vyzu0bJPs\u0026list=PL8RcQaADy-ZHmTa9jOL4HhaSCR5SH2iYk

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон “О системе государственной службы РФ” от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-administrativno-pravovoy-normi-osobennosti-eyo-soderzhaniya-i-strukturi

Система административного права: понятие, структура

Особенная часть административного права включает в себя. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

У административного права, как и любой другой самостоятельной отрасли права Российской Федерации, имеется внутреннее строение, то есть оно включает в свою структуру относительно самостоятельные группы правовых норм, тесно связанные друг с другом.

Система административного права достаточно сложна и по сравнению с остальными отраслями недостаточно развита. Это связано со сложностью самого предмета административного права.

Поскольку деятельность административно-публичных органов, которые регулируются административно-правовыми нормами, реализуется во всех без исключения сферах функционирования страны и общества (политическая, экономическая, социально-культурная, правоохранительная).

Существуют конкретные особенности административно-правового воздействия на появляющиеся в каждой из указанных сфер общественные взаимоотношения. Данные особенности закреплены нормами административного права, а потому оказывают воздействие и на строение норм, и на всю систему.

Определение 1

Под системой административного права подразумевается внутреннее строение данной отрасли права, разделение ее на относительно самостоятельные группы правовых норм, на которое влияет специфика предмета административно-правового регулирования.

Структура административного права

В настоящем административном законодательстве Российской Федерации система административного права явно не просматривается.

Это происходит, так как нормы административного права не сосредоточены, как, к примеру, нормы гражданского либо уголовного права в едином кодифицированном нормативно-правовом акте, а раскиданы по разным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации и множеству подзаконных нормативно-правовых актов.

Вывод 1

Административное право как отрасль права можно построить только теоретически, логически разделив большой массив действующих административно-правовых норм на конкретные части, связанные между собой.

Административно-правовая наука в системе административного права традиционно состоит из общей и особенной части, которые также подразделяются на административно-правовые институты либо другие системные образования. Вот какой подход мы использовали общей и особенной частей административного права.

Общая часть административного права

Сюда входят правовые нормы, которые определяют наиболее общие, основополагающие начала правового регулирования в административно-правовой области (административно-распорядительная и административно-охранительная деятельность Российской Федерации).

Структура общей части административного права теоретически включает следующие группировки административно-правовых норм:

  1. Нормы, устанавливающие общие правовые начала (принципы) формирования административной (административно-распорядительной и административно-охранительной) деятельности публичной администрации (органов исполнительной ветви власти и органов местного управления). Эти нормы до сегодняшнего дня не систематизированы. Федерального закона, определяющего правовые начала административной деятельности органов исполнительной ветви власти и находящихся в их системе учреждений, на сегодняшний момент нет. Систему федеральных органов исполнительной ветви власти определяют указы Президента Российской Федерации. Правовой статус Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти регламентируется в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997-го года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Что касается особенностей правового статуса остальных федеральных органов исполнительной ветви власти, то они определены в положениях о соответствующих органах, которые утверждаются Президентом Российской Федерации либо Правительством Российской Федерации. Единственный закон, который можно отнести к общим, выступает Федеральный закон от 06 октября 1999-го, посвященном общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и определяющем правовые начала административной деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон, устанавливающий принципы построения как административной деятельности органов местного управления, так и включенных в их систему учреждений, – это Федеральный закон от 06 октября 2003-го года, посвященный общим началам организации местного управления в России.

  1. Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса физ. лиц, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность граждан, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в административно-правовой отрасли. Данные нормы также не систематизируются и, кроме Конституции Российской Федерации, есть в Федеральных законах: от 02 мая 2006-го г., посвященном порядку рассмотрения обращений граждан России; от 29 декабря 2012-го года, посвященном образованию в России; от 27 мая 2003-го года, посвященном системе государственной службы России; от 28 марта 1998-го года, посвященном воинской обязанности и военной службе; от 21 декабря 1994-го года, посвященном пожарной безопасности; от 30 марта 1999-го года, посвященном санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и пр.
  2. Нормы, устанавливающие основы административно-правового статуса организаций, то есть отражающие наиболее общие права, обязанности и юридическую ответственность организаций в административно-правовой отрасли. Эти нормы тоже раскиданы по различным законам и подзаконным нормативно-правовым актам вне какой-то системы. В число этих актов входят, в частности, Федеральный закон от 04 мая 2011-го года, посвященный лицензированию отдельных видов деятельности, от 21 июля 1997-го года, посвященный промышленной безопасности опасных производственных объектов, от 10 декабря 1995-го года, посвященный безопасности дорожного движения и пр.
  3. Нормы, устанавливающие принципы административно-правового статуса должностных лиц публичной администрации, куда также относятся государственные и муниципальные служащие. Нормы, определяющие правовые начала административно-правового статуса государственных и муниципальных служащих, по большому счету, систематизированы. Главные из них включены в Федеральные законы, посвященные системе государственной службы России); от 27 июля 2004-го года (посвящен государственной гражданской службе России); от 02 марта 2007-го года (посвящен муниципальной службе в России). Нормы, устанавливающие правовые начала административно-правового статуса остальных должностных лиц публичной администрации до сегодняшнего дня не систематизированы.
  4. Нормы, устанавливающие административно-правовые формы деятельности публичной администрации. Эти нормы определяют основания и порядок издания/принятия административно публичными органами нормативных и ненормативных правовых актов, совершения ими юридических действий, заключения административных договоров/соглашений. Они включены в разные нормативно-правовые акты, к примеру, в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», КоАП, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996-го года касаемо порядка опубликования и вступления в силу актов Президента России, Правительства России и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной ветви власти. К несчастью, до сегодняшнего дня не подготовлен и не принят общий федеральный закон, устанавливающий основания и порядок издания/принятия, введения в действие и прекращение действия правовых актов органов исполнительной ветви власти.
  5. Нормы, устанавливающие административно-правовые методы деятельности административно публичных органов, включая основания и порядок применения к физ. и юр. лицам мер административного ограничения и принуждения. Эти нормы раскиданы по разным законам и подзаконным нормативно-правовым актам, определяющим, в частности, вопросы госконтроля и надзора, обеспечения общественной и госбезопасности, охраны общественного порядка. Исключением является только КоАП, систематизирующий нормы, устанавливающие основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных нарушениях и мер административной ответственности (административных наказаний).
  6. Нормы, определяющие административный процесс, включая нормы-принципы административного производства, нормы, устанавливающие административные процедуры деятельности административно-публичных органов. Данные нормы на сегодняшний день есть в отдельных федеральных законах и подзаконных нормативно-правовых актах, которые определяют принципы административного производства по вопросам об административных правовых нарушениях, а также административные процедуры разрешения некоторых категорий административных дел. В число данных нормативно-правовых актов входит, к примеру, КоАП, Федеральные законы от 26 июля 2006-го года, посвященные защите конкуренции; порядку рассмотрения обращений российских граждан; разнообразные административные регламенты федеральных органов исполнительной ветви власти.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/sistema-administrativnogo-prava/

Шпаргалка по административному праву | Страница 3 | Онлайн-библиотека

Особенная часть административного права включает в себя. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений. Взаимодействие с конституционным правом:

конституционное право устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного.

На основании норм конституционного права административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

Взаимодействие с финансовым правом: финансовое право регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

https://www.youtube.com/watch?v=7AxN6Lfl6Rw\u0026list=PL8RcQaADy-ZHmTa9jOL4HhaSCR5SH2iYk

Взаимодействие с трудовым правом: целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

Взаимодействие с гражданским правом: в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

Отличие от других отраслей права:

– по предмету, методам и функциям;

– частное право основано на принципе равенства участвующих в отношении субъектов. Административное право – это всегда отношения двух субъектов, один из которых обладает властными полномочиями.

Многие отрасли права, в настоящее время признаваемые самостоятельными, ранее выделялись лишь в качестве подотраслей административного права; после того как их предмет был полностью сформирован, произошло выделение подотраслей административного права в самостоятельные отрасли российской системы права: земельное, аграрное, экологическое и т. д.

Воздействие административного права на общественные отношения:

– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;

– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;

– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);

– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

7. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Система административного права – это внутреннее построение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых институтов и норм, регулирующих общественные отношения в различных сферах и отраслях управления.

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты.

системы административного права включает в себя Общую и Особенную части.

Общая часть объединяет нормы, регулирующие общественные отношения, общие для всех отраслей и институтов государственного управления.

В нее включаются нормы права, закрепляющие принципы и содержание государственного управления, исполнительной власти, механизм административно-правового регулирования, правовое положение субъектов (органов исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих, граждан, общественных объединений и др.).

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти.

Виды институтов административного права:

– принципы государственного управления;

– административно-правовой статус граждан (физических лиц);

– административно-правовой статус органов исполнительной власти;

– государственная и муниципальная служба;

– административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);

– административно-правовой статус предприятий, учреждений;

– формы государственного управления;

– методы государственного управления;

– административная ответственность;

– административный процесс;

– обеспечение законности в государственном управлении;

– административно-правовые основы управления в сфере экономики;

– административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

– административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ

Под административно-правовой нормой понимают установленное государством, обеспеченное возможностью применения административного принуждения и закрепленное в источниках административного права правило поведения, регулирующее отношение в сфере государственного управления.

Структура административно-правовой нормы:

– гипотеза – указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права;

– диспозиция – основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;

– санкция – всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений.

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные – нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений;

б) процессуальные – нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

2) по содержанию:

а) обязывающие – предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;

б) управомочивающие – нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;

в) запрещающие – нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;

г) рекомендательные – нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;

д) поощрительные – нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовыхотношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;

б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

а) федеральные;

б) субъектов РФ;

в) муниципальные.

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

3

Источник: https://litrus.net/book/read/169256?p=3

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: