Основные черты и юридические свойства конституции российской федерации. Понятие, юридические свойства, структура конституции рф

Содержание
  1. Конституция: понятие, сущность, юридические свойства — Студопедия
  2. Понятие и основные элементы конституционного строя
  3. Личные права и свободы
  4. Политические права и свободы
  5. Понятие, юридические свойства, структура Конституции РФ
  6. Основные черты Конституции РФ
  7. Юридические свойства Конституции РФ
  8. Структура Конституции РФ
  9. Общая характеристика Конституции РФ
  10. 1. Юридическая (правовая) функция
  11. 2. Учредительная функция
  12. 3. Организационная функция
  13. 4. Политическая функция
  14. 5. Стабилизирующая функция
  15. 6. Воспитательная функция
  16. В структуру конституции рф входят:
  17. Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления
  18. Вопрос 5: Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации
  19. Юридические свойства Конституции рф
  20. Структура Конституции рф
  21. Вопрос 6: Основные этапы конституционного развития России

Конституция: понятие, сущность, юридические свойства — Студопедия

Основные черты и юридические свойства конституции российской федерации. Понятие, юридические свойства, структура конституции рф

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно с понятием конституции связана ее сущность – основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в отношениях с человеком и обществом.

Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести:1. Легитимность (Конституция принимается законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером.2. Итоговый характер предписаний (закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия)3. Перспективность (Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.)4. Преемственность (требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство)5. Реальность (соответствие действительности)6. Верховенство (служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства.)7. Стабильность (незыблемость конституционных предписаний)8. Фундамент системы права (устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник)Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юриди-ческой силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами. Общепризнанные нормы и принципы междуна-родного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает про-цесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.Юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом. Основные черты и юридические свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое един-ство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.

Понятие и основные элементы конституционного строя

Конституционный строй — система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

В качестве структурных элементов основ конституционного строя выступают:

— сущность и форма Российского государства; приоритет человека, его прав и свобод как высшей ценности;

— народовластие;

— суверенитет;

— социальная направленность и экономическая основа;

— разделение властей;

— основы государственной власти;

— самостоятельность местного самоуправления и его отделение от государственной власти.

В Конституции закреплены такие элементы суверенитета, как его распространение на всю территорию России; верховенство Конституции и федеральных законов; целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации

Личные права и свободы

Круг личных прав человека занимает главенствующее положение в системе прав личности. Личные права закреплены в статьях 20-30 Конституции Российской Федерации. К ним относятся: право на жизнь (ст. 20), право на защиту своей чести и доброго имени (ст. 21 и ч. 1 ст.

23), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25).

Ограничения этих прав могут осуществляться только в случаях, установленных федеральным законом и на основании судебного решения.

Особенность личных прав и свобод состоит в том, что «эти права и свободы принадлежат любому человеку независимо от наличия или отсутствия у него гражданства России. Они принадлежат человеку от природы, со дня его рождения».

Большинство этих прав и свобод реализуются сотрудниками органов внутренних дел на общих с другими гражданами основаниях.

Нами будут рассмотрены только те из этих прав и свобод, особенности реализации которых установлены федеральным законодательством для сотрудников органов внутренних дел.

— Право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

— Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).

Государством гарантируется запрет порочить честь и доброе имя (репутацию) человека, а также возможность восстанавливать честь и доброе имя в судебном порядке, требовать и получать компенсацию морального вреда.

— Право на гуманное обращение (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

— Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ).

Право на свободу и личную неприкосновенность дополняется конституционно установленным порядком ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению. При этом до судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).

— Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ).

— Право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть 2 статьи 23 Конституции РФ).

— Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы (часть 2 статья 24 Конституции РФ).

— Право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ).

— Право на определение и указание своей национальной принадлежности (часть 1 статьи 26 Конституции РФ).

— Право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

— Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ).

Это гарантированная государством возможность каждого гражданина Российской Федерации, а также лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, но законно находящихся на ее территории:

— посещать любой населенный пункт или любую местность, расположенные на территории страны, в том числе гостиницу, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристскую базу, больницу, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина (место пребывания), в которых он проживает временно;

— без специального на то разрешения самостоятельно определять свое место жительства — жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома

— Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ).

— Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ).

— Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).

— Провозглашается право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции РФ).

Политические права и свободы

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Блок данных прав и свобод охватывает взаимодействие гражданина, государства и общества.

Экономические, социальные и культурные права и свободы человека относят к правам человека второго поколения.

Современные социальные государства создают условия, при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами.

К числуполитических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.

Политические права и свободы — это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом.

Виды политических прав и свобод:

— Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

Запрещается также пропаганда расового, национального, языкового превосходства.

— Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

— Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

— Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

В Конституции установлены следующие виды такого участия: избирательное право, право участвовать в референдуме, в местном самоуправлении, в правосудии (как присяжный заседатель), право на равный доступ к государственной службе. Конституция устанавливает, что избирательных прав и права на участие в референдуме лишены лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также лица, лишенные дееспособности по решению суда.

— Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

— Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

— Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

— Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ

Источник: https://studopedia.ru/7_133906_konstitutsiya-ponyatie-sushchnost-yuridicheskie-svoystva.html

Понятие, юридические свойства, структура Конституции РФ

Основные черты и юридические свойства конституции российской федерации. Понятие, юридические свойства, структура конституции рф

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические от­ношения в обществе.

Не­которые ученые полагают, что конституция выполняет и опреде­ленную идеологическую функцию, хотя это в прямом смысле скорее свойственно тоталитарному государству.

Под конституцией (от лат. constitutio — установление) пони­мают основной закон государства, имеющий высшую юридиче­скую силу.

Этот закон закрепляет основные принципы государ­ственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод чело­века и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле­ния).

Конституция очерчивает круг функций государства, уста­навливает основы его отношений с человеком и обществом.

В то же время для конституционной теории и практики характер­на определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на де­мократию.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной вла­сти может быть демократическим и эффективным только при со­блюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на ос­нове всеобщего избирательного права, и т. д. Другими словами, ми­ровое сообщество какбы выработало определенную модель демо­кратического государства, соответствующего принципам совре­менной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. Такая «селекция» унифицировала и рациона­лизировала конституционную теорию, придала ей более или менее четкие границы.

В демократическом обществе создаваемый конституцией ме­ханизм власти — это всегда компромисс, поскольку в обществен­ной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные по­литические силы.

Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую (за исключе­нием деструктивных сил) заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы.

Поиски компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции — охраны прав и свобод человека.

Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют. Гражданское общество строится на основе свободы и инициа­тивы людей и их объединений, не нуждающихся в тотальном го­сударственном регулировании. Конституция как бы объявляет гражданское общество «заповедной зоной», обязывая государство охранять ее.

Основные черты Конституции РФ

Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

  • основополагающий характер;
  • народность (с этим можно поспорить);
  • реальность (и с этим можно поспорить);
  • стабильность.

Основополагающий характер конституции состоит в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений. Так, Конституция РФ (ст.

35) закрепляет отношения частной собственности на имущество.

Конституционные нормы, закрепляющие эти общественные отношения, являются исходными для целого комплекса гражданско-правовых норм, регулирующих права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим конкретным имуществом.

Народность конституции. Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г., а в ее преамбуле прямо записано: «Мы, многонациональный народ РФ… принимаем Конституцию РФ».

Реальность конституции означает соответствие конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Иначе говоря, реальной можно считать ту конституцию, которая не только провозглашает определенные принципы, нормы поведения, но и обеспечивает их реализацию. Конституции, не отвечающие этому требованию, считаются фиктивными.

Реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям развивающегося общества, постоянно растущим потребностям граждан.

Устремленность Конституции РФ в будущее наиболее полно выражена в ее Преамбуле, где говорится, что многонациональный народ, принимая Конституцию РФ, стремится таким образом, в частности, обеспечить благополучие и процветание России.

Стабильность конституции проявляется в сохранении высокой степени ее устойчивости, длительности ее действия без внесения в нее существенных изменений.

Стабильность конституции зависит от многих факторов: от того, насколько адекватно она отражает итоги развития и обоснованность своих программных устремлений; как долго эти условия остаются неизменными.

В отличие от других нормативных актов, призванных откликаться на все существенные изменения, конституция как основной закон страны должна реагировать на существенные, наиболее важные, этапные или определяющие изменения в обществе и государстве.

Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции — это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

  1. Конституция — Основной закон государства.
  2. Юридическое верховенство конституции.
  3. Конституция — база текущего законодательства.
  4. Прямое действие конституции.
  5. Правовая охрана конституции.
  6. Особый порядок изменения конституции.

1. Конституция — Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона.

Но в отличие от других законов, конституция — это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства.

Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.

В ряде стран к основному закону могут примыкать один или несколько так называемых конституционных законов, которые дополняют конституцию и являются частью конституции. В этом случае все вместе они как бы составляют единую «писаную конституцию».

Конституция РФ 1993 г.

предусматривает издание федеральных конституционных законов и определяет особый порядок их принятия, но вместе с тем она не дает оснований считать федеральные конституционные законы составной частью Конституции РФ и ставить их на один уровень в иерархий источников конституционного права. По своей юридической силе и значимости федеральные конституционные законы следуют сразу после Конституции РФ.

2. Юридическое верховенство конституции. Одним из главных юридических свойств конституции является ее верховенство в правовой системе. Конституция — это не просто основной закон государства, а такой закон, который обладает особой, высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативными актами.

Нормы конституции являются основополагающими источниками не только конституционного права, но и других отраслей российского права.

Все законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции.

Государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституцию.
Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы.

Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».

3. Конституция — база текущего законодательства. Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства.

Более того, в ряде случаев в Конституции РФ содержатся нормы, адресованные законодателю, о необходимости принятия законов, которые именуются федеральными конституционными законами: о референдуме РФ (ст. 84 п. «в»), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103 ч. 1 п.

«д»), о порядке деятельности Правительства РФ (ст. 114 ч. 2), о Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 128 ч. 3) и др.

Но этим не ограничивается роль Конституции РФ как базы текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства — гражданского, административного, уголовного и т.

д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.

4. Прямое действие конституции. В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими», а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.

Прямое действие конституции означает, что нормы конституции «работают», как говорится, без посредников — законов и других нормативных актов, принятых на основе конституции и в ее развитие.

Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие нормы права, закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму. В этой связи представляет интерес Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г., в котором Верховный Суд РФ разъяснил судам, что при рассмотрении конкретных дел следует применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права — охрана и защита Конституции РФ.

Оба эти понятия — охрана и защита Конституции РФ — объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона.

Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.

Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.

Защита Конституции РФ — это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

6. Особый порядок изменения конституции. Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине.

Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его.

В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.

Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно «жестких», в результате чего неоднократные попытки некоторых депутатов Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.

Структура Конституции РФ

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди­ческой силы.

В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го­сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав­ственные основы конституции и т.

д. — они как бы предопреде­ляют дальнейшее содержание конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы:

1)    Преамбула

2)    Раздел первый

  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • Глава 3. Федеративное устройство
  • Глава 4. Президент РФ
  • Глава 5. Федеральное Собрание
  • Глава 6. Правительство РФ
  • Глава 7. Судебная власть
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

3)    Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона.

Среди них утверждение прав и свобод челове­ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло­жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче­ских основ, обеспечение благополучия и процветания России.

Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио­нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб­ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе­ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содер­жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото­рые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элемента­ми логического анализа помогает уяснению воли законодателя.

English

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-iuridicheskie-svoystva-struktura-konstitutsii-rf

Общая характеристика Конституции РФ

Основные черты и юридические свойства конституции российской федерации. Понятие, юридические свойства, структура конституции рф

Конституция — это Основной Закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. 

Конституция — прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в таком качестве она составляет предмет науки конституционного права. В то же время — это политический документ, ибо она оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе2.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.

К обычным конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.

Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе.

Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Другой особенностью Конституции Российской Федерации является порядок ее принятия. По ее проекту было проведено всенародное ание, причем решение о его проведении было оформлено Указом Президента от 15.10.1993 г.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. было проведено всенародное ание по проекту Конституции Российской Федерации.

Голосование проводилось на основе Положения о всенародном ании, содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета и определения результатов всенародного ания.

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет, ограничиваясь лишь указанием на то, что Российская Федерация есть «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», она обходит молчанием вопрос о разновидности российской республики.

То, что Российская Федерация не является парламентарной республикой, — настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления.

Особое положение Президента РФ в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п.3 ст.

80, согласно которому: «Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Здесь коренится юридическое основание всесилия Президента Российской Федерации. И, наконец, особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г.

является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).

В мировом сообществе федерации основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия), либо на отношениях, лишенных национального содержания (Соединенные Штаты, Германия, Бразилия)3.

Этим полагается и различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо территориальный и национальный принцип построения федеративной организации государства.

При этом декларируется равноправие политических образований и административно-территориальных единиц, или, как гласит ст.

5 Конституции, «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации».

Представляется, что вести речь об их равноправии весьма проблематично, ибо, к примеру, республики, входящие в состав Российской Федерации, обладают своей конституцией, системой органов, парламентом, правительством.

Таковы особенности Основного Закона Российской Федерации, отражающие перипетии политического противоборства различных сил и сложившейся обстановки в государстве.

1. Юридическая (правовая) функция

В настоящее время приобретает особо важное значение, которое состоит в следующем. Выразим это значение в системе конкретных тезисов.

Конституционные нормы – высший материальный критерий действующего права. Все, что содержится в этом праве и появляется в нем вновь, должно соответствовать данным нормам.

Наличие в тексте конституции указания на основополагающие принципы права (демократии, законности, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности).

Конституционные нормы являются непосредственно действующим правом преимуществу, т. е. подлежат применению судами и другими юрисдикционными органами. На статьи конституции можно и должно ссылаться при принятии решений и постановке приговоров, при мотивировке иных юридических актов.

Нормы конституции должны действовать непосредственно, если соот­ветствующие общественные отношения урегулированы именно конституцион­ными средствами и их достаточно для разрешения конкретной жизненной ситуации.

Конституция выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права4.

2. Учредительная функция

Конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становилась затем политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе.

Конституция 1918 года закрепила завоевания социалистической революции. Конституция 1937 года зафиксировала построение основ социализма. Конституция 1978 года отразила построение развитого социализма.

Новая Конституция РФ 1993 года не содержит указаний на характер общественного строя, закрепляет основы конституционного строя. Конституционные положения впервые конституируют переход к действительному разделению властей, системе самоуправления и общепринятым стандартам основных прав и свобод человека и гражданина, к юридическому статусу самой Конституции.

3. Организационная функция

Смысл этой функции состоит в регламентации организации и деятельности различных государственных институтов.

Конституция РФ призвана обеспечить функционирование уравновешенной системы государственной власти, разрешать споры о соотношении полномочий законодательных органов, исполнительной власти, главы государства, решать проблему отрешения Президента РФ от должности, роспуска Государственной Думы, отставки Правительства РФ и т. д.

Таким образом, конституция регулирует механизм власти, упорядочивает политический процесс и социально-политические институты, устанавливая нормы поведения субъектов конституционного права.

4. Политическая функция

Выражает роль конституции в отношении социальной структуры общества и ставит своей целью ввести политическую жизнь и борьбу за власть в определенные правовые рамки. Политическая функция заключается также в признании и закреплении политического многообразия, многопартийности, идеологического разнообразия.

Представляя политическим силам равные возможности в борьбе за государственную власть, конституция только запрещает действия, направленные на насиль­ственное изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной розни.

5. Стабилизирующая функция

Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами конституции. Стабильность институтов власти, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение, является одним из условий стабильности общества. Конституционные нормы должны отличаться консерва­тивностью в самом хорошем смысле этого слова.

Слишком частое изменение конституционных норм свидетельствует о неблагополучии в обществе и государстве. Стабильность конституции совсем не означает «остановки», «омертвления» конституционного процесса. Ныне много говорят и пишут о том, что Конституция России принята с немалыми дефектами, поспешно.

Как и любой нормативно-правовой акт, Конституция России имеет изъяны. Но нельзя забывать, что наличие ее лучше, нежели «неконституционная пустота», лучше, нежели отсутствие основ конституционной законности.

Речь идет о том, что плодотворнее не критиковать огульно нормы Основного закона государства, а искать и предлагать цивилизованные пути повышения эффективности ее действия.

6. Воспитательная функция

Воспитательная роль конституции не менее важна, чем ее функции по упорядочению ведения государственных и общественных дел.

От уровня правосознания во многом зависит – все ли положения конституции принимаются.

Задача сложная: не просто написать конституцию, но важно заложить традицию глубокого уважения к ней, к личности и праву, к суду и власти, к обществу и государству.

Мало подготовить и принять высший закон, надо еще укоренить сам дух конституционализма в повседневной жизни. Думается, новая Конституция России будет иметь большое воспитательное значение и станет отправной точкой для усвоения незыблемых истин.

Основные законы 1906 года не смогли выполнить интегративную функцию и обеспечить поступательное конституционное развитие государства6.

Таким образом, роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

В структуру конституции рф входят:

Глава 1«Основы конституционного строя» –отражение качественного изменения характеристики строя.

Глава 2«Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются:

  1. принципы правового положения человека и гражданина в России;
  2. принципы гражданства в России;
  3. система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина;
  4. гарантии прав и свобод;
  5. основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих и закрепляющих важнейшие положения главы 1 «Основы конституционного строя», в частности, ст. 1, 4. 5 характеризуют:

  1. полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Федерации;
  2. взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 посвящены организации государственной власти и местного самоуправления

Глава 4«Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: 

  1. статус Президента как главы государства;
  2. порядок вступления в должность Президента РФ;
  3. полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения;
  4. порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное собрание» раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает 11 статей. которые закрепляют: 

  1. статус Федерального собрания – парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;
  2. порядок формирования Федерального собрания и его структуру;
  3. компетенцию Совета Федерации и Государственной думы;
  4. нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6«Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства РФ, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены:

  1. порядок формирования, структура Правительства;
  2. компетенция Правительства;
  3. порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7«Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: 

  1. судебная система в России;
  2. статус судей, принципы судопроизводства;
  3. порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8«Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: 

  1. систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации;
  2. функции местного самоуправления;
  3. гарантии местного самоуправления.

Глава 9«Конституционные поправки и пересмотр Конституции» определяет порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения (второй раздел) предусматривают порядок ее изменения и пересмотра, а также содержат нормы, указывающие на временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции.

В них определяется дата принятия и вступления Конституции РФ в силу, содержится указание на приоритетность ее положений перед Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

, устанавливается порядок действия законов и других правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции РФ и др.

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституция РФ Введение
Этапы развития Конституции РФ
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.1
Порядок изменения Конституции РФ. Глава 2.2
Конституция РФ Заключение

Источник: https://vitrina.world/zakon/obshchaya-kharakteristika-konstitutsii-rf/

Вопрос 5: Понятие, сущность и юридические свойства Конституции Российской Федерации

Основные черты и юридические свойства конституции российской федерации. Понятие, юридические свойства, структура конституции рф

Подконституцией пони­мают основной закон государства,имеющий высшую юридиче­скую силу.

Этот закон закрепляет основные принципыгосудар­ственного строя, высшиеправовые гарантии прави свобод чело­века и гражданина,а также структуру и взаимоотношенияорганов государственной власти иуправления (форму правле­ния).Конституция очерчивает круг функцийгосударства,уста­навливает основы его отношенийс человеком и обществом.

Основныечерты Конституции РФ

Основныечерты конституции характеризуют еероль в реальных процессах жизни обществаи государства. Основными чертамиКонституции РФ являются:

  • основополагающий характер;

  • народность;

  • реальность;

  • стабильность.

Юридические свойства Конституции рф

Юридическиесвойства конституции -это те качественные характеристики,которые отличают конституцию от актовтекущего законодательства. К нимотносятся:

  1. Конституция — Основной закон государства.

  2. Юридическое верховенство конституции.

  3. Конституция — база текущего законодательства.

  4. Прямое действие конституции.

  5. Правовая охрана конституции.

  6. Особый порядок изменения конституции.

Структура Конституции рф

Конституцияимеет свое специфическое нормативноесодержание, обязательно включающееследующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности);

  2. институт государственного (территориального) устройства;

  3. институт (систему) государственных органов;

  4. государственную символику;

  5. механизм защиты конституции.

Какправило, конституции начинаются спреамбул, которые носятторжественно-декларативный характери не имеют юриди­ческой силы. Впреамбулах часто фиксируются цели ифункции государства, подчеркиваютсяисторическая преемственностьго­сударственности, ответственностьперед Богом и народом, нрав­ственныеосновы конституции и т. д. — они как быпредопреде­ляют дальнейшее содержаниеконституции.

Впреамбуле Конституции РФ объясняютсяпричины и цели принятия Основногозакона.

Среди них утверждение прав исвобод челове­ка, гражданского мираи согласия, сохранение историческисло­жившегося государственногоединства, возрождение сувереннойгосударственности, утверждениенезыблемости ее демократиче­скихоснов, обеспечение благополучия ипроцветания России.

Это введениефиксирует также общность судьбымногонацио­нального народа России,верность общепризнанным принципамравноправия и самоопределения народов,почитание памяти предков, передавшихлюбовь и уважение к Отечеству, веру вдоб­ро и справедливость, а такжеответственность за свою Родину пе­реднынешним и будущим поколениями иосознание себя частью мирового сообщества.Это нравственно-политические воззренияроссийского народа, которые обусловливаютпринятие данной Конституции.

Взаключительных разделах конституцийобязательно содер­жатся нормы опорядке изменения основного закона инекото­рые переходные положения,подчас весьма важные.

Такимобразом, структурный анализ конституциис элемента­ми логического анализапомогает уяснению воли законодателя.

Вопрос 6: Основные этапы конституционного развития России

 ПерваяКонституция РСФСР была принята в 1918 г.Она положила начало развитию конституцийсоциалистического типа, каковыми исчитались последующие российскиеконституции, принимавшиеся уже в связис определенными этапами развития СССР,куда

РСФСРдо недавнего времени входила в качествесубъекта (члена Федерации).

После1918 г. в РСФСР конституции принимались:в 1925, 1937 и 1978 гг. Конституция РСФСР 1978 г.с многочисленными дополнениями иизменениями, которые в нее вносились с1989 г. и существенно изменили еепервоначальную редакцию, действоваладо принятия Конституции РоссийскойФедерации 1993 г.

Этапыконституционного развития обусловленыизменениями, происходившими в общественноми государственном строе России. Всеконституции РСФСР несут на себе отпечатоквремени, господствовавших в странеофициальных воззрений на государство,право, их роль в обществе, на экономическуюи социальную политику, положение человекав обществе и государстве.

     Всемконституциям РСФСР как конституциямсоциалистического типа были присущиобщие черты, признаки. Это, прежде всего,их откровенно классовый характер. Так,Конституция РСФСР 1918 г.

основной задачейпереходного периода называла установлениедиктатуры городского и сельскогопролетариата и беднейшего крестьянствав целях полного подавления буржуазии,уничтожение эксплуатации человекачеловеком и водворение социализма.

КонституцияРСФСР 1978 г. подтвердила преемственностьидей и принципов Конституций РСФСР 1918г. и последующих годов. В ее преамбулеуказывалось на основополагающее дляжизни страны значение идей научногокоммунизма. Закрепляла КонституцияРСФСР 1978 г.

и руководящую рольКоммунистической партии СоветскогоСоюза в обществе и государстве. В качествеосновы экономической системы РСФСР онаутверждала государственную (общенародную)и колхозно-кооперативную собственность,закрепляла плановое ведение хозяйства.

Воснову организации государственнойвласти советская Конституция Россииформально закладывала принцип верховенстваСоветов. В действительности же Советыподменялись партийными органами, которыефактически были всевластны.

ОсновнойЗакон РСФСР провозглашал и закреплялполитические, социально-экономическиеи личные права граждан. Однако отсутствоваликонституционный механизм и гарантии,которые могли бы обеспечивать реализациюэтих прав.

Конституционные права исвободы граждан, как известно, грубопопирались, например, в период массовыхрепрессий 30-х гг.

Конституционноезаконодательство не могло обеспечитьнезависимость судов– одного изнеобходимых устоев действительноправового государства.

Вопросо новой Конституции Российской Федерациибыл поставлен на первом Съезде народныхдепутатов России в 1990 г.: им была образованаКонституционная комиссия для разработкипроекта новой Конституции. Такой проектбыл подготовлен и рассмотрен ВерховнымСоветом РФ, Съездом народных депутатовРоссийской Федерации.

Весной1993 г. по инициативе Президента РФ былразработан новый проект КонституцииРоссийской Федерации, для завершенияподготовки которого Президент РФ созваллетом 1993 г. Конституционное совещание.Осенью 1993 г.

Конституционное совещаниепродолжило работу над проектом новойКонституции РФ, который в конце годабыл вынесен на всенародное ание.Всенародное ание по проектуКонституции Российской Федерациисостоялось 12 декабря 1993 г.

в соответствиис Положением о всенародном аниипо проекту Конституции РоссийскойФедерации 12 декабря 1993 г., утвержденнымУказом Президента РФ от 15 октября 1993 г.

Согласно этому Положению для принятиянового Основного Закона РФ требовалось,чтобы более 50% избирателей, принявшихучастие в ании, проалоза его принятие (при условии, что вании приняло участие болееполовины всех избирателей).

     НоваяКонституция РФ была принята 12 декабря1993 г. всенародным анием и вступилав силу с момента опубликования результатоввсенародного ания – 25 декабря1993 г.

С ее принятием завершился советскийпериод развития нашей государственности.

Закрепляя основы конституционногостроя, КонституцияРФопределяет Российскую Федерацию–Россию как демократическое федеративноеправовое государство с республиканскойформой правления, в котором:

1)человек, его права и свободы являютсявысшей ценностью. Признание, соблюдениеи защита прав и свобод человека игражданина – обязанность государства(ст. 2);

2)носителем суверенитета и единственнымисточником власти является многонациональныйнарод России (ч. 1 ст. 3);

3)социальная политика направлена насоздание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитиечеловека (ч. 1 ст. 7);

4)признаются и защищаются равным образомчастная, государственная, муниципальнаяи иные формы собственности (ч. 2 ст. 8);

5)государственная власть осуществляетсяна основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную (ст. 10);

6)признается и гарантируется местноесамоуправление (ст. 12);

7)признается идеологическое и политическоемногообразие, многопартийность. Никакаяидеология не может устанавливаться вкачестве государственной или обязательной(ст. 13);

8)общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международныедоговоры Российской Федерации –составная часть ее правовой системы(ч. 4 ст. 15).

КонституцияРоссийской Федерации имеет высшуююридическую силу, прямое действие иприменяется на всей территории РоссийскойФедерации. Законы и иные правовые акты,принимаемые в Российской Федерации, недолжны противоречить КонституцииРоссийской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Источник: https://studfile.net/preview/5969449/page:4/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: