Оформление коносамента. Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

Содержание
  1. Что такое коносамент простыми словами и зачем он нужен?
  2. Что такое коносамент?
  3. Виды коносаментов
  4. Как правильно заполнять коносамент?
  5. Вероятные ошибки
  6. Порядок работы с документом
  7. Образцы коносаментов
  8. Чем грозит неправильное заполнение коносамента?
  9. Всё о морском коносаменте
  10. Виды коносаментов и их назначение.
  11. Оборотные и необоротные коносаменты
  12. Оформление коносамента и получение груза
  13. Оригинал, копии и драфт коносамента
  14. Телекс-релиз и сданный коносамент
  15. Заполнение коносамента
  16. ссылкой:
  17. Функции и виды коносамента, их особенности и различия
  18. Функции
  19. Правила заполнения
  20. To-order bill of lading
  21. Bearer bill of lading
  22. Straight bill of lading
  23. Домашний коносамент
  24. S. S. Co’s bill of lading
  25. On board B/L
  26. Custody B/L
  27. Charter B/L
  28. Through bill of lading
  29. Clean Bill of Lading
  30. Foul Bill of Lading (Claused Bill of Lading)
  31. Bills in a set
  32. Negotiable bill
  33. Отзывы и комментарии
  34. Коносамент: назначение, порядок заполнения, виды, типы и практическое применение документа
  35. Для чего нужен коносамент?
  36. Правила заполнения коносамента
  37. Типы коносаментов
  38. Разновидности коносаментов

Что такое коносамент простыми словами и зачем он нужен?

Оформление коносамента. Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

Международная перевозка грузов сопряжена с оформлением различных документов. Полнота и правильность их заполнения являются залогом успешной транспортировки, таможенной очистки и вручения товара получателю. Одним из главных документов внешнеэкономической деятельности является коносамент. Разберемся, зачем он нужен, как его заполнять и избежать ошибок при оформлении.

статьи:

  • 1. Что такое коносамент?
  • 2. Виды коносаментов
  • 3. Какая информация заполняется в коносаменте?
  • 4. Как правильно заполнять коносамент?
  • 5. Порядок работы с документом
  • 6. Образцы коносаментов
  • 7. Чем грозит неправильное заполнение коносамента?

Что такое коносамент?

Понятие коносамента пришло к нам из Европы. В переводе с английского слово «сonsignment» означает груз, товар, отправление. Простыми словами, это документ, который подтверждает факт заключения договора о доставке и право владения перевозимым товаром. Оформляется перевозчиком и передается собственнику товара после отгрузки.

Коносамент — это доказательство того, что отправление принято к поставке и грузоперевозчик взял на себя ответственность по его доставке получателю. Документ является ценной бумагой и используется как перевозке одним видом транспорта, так и мультимодальной. Одновременно он выполняет несколько функций:

  • Подтверждает получение перевозчиком товара от отправителя;
  • Является основанием для выдачи груза его получателю по прибытии в пункт назначения;
  • Выступает товарно-транспортной накладной;
  • В некоторых случаях с его помощью обеспечивают кредиты под грузы.

Коносамент является товарораспорядительным документом. По сути, он заменяет собой груз. Его продажа или передача означает передачу права распоряжаться отправлением третьему лицу.

Поэтому в нем обязательно фиксируется состояние груза, наличие повреждений, дефектов.

Оформляется на все виды отправлений, независимо от их спецификации, способа доставки, а также от того, является груз сборным или генеральным.

Виды коносаментов

Изначально коносамент может быть оформлен на имя конкретного лица или без его указания. В зависимости от этого, документ бывает необоротным и оборотным. В первом случае право получения товара принадлежит только одному лицу, указанному в документе.

Оборотный коносамент позволяет собственнику груза распоряжаться им даже тогда, когда он находится в пути, то есть, документ может быть продан, передан третьим лицам или заложен в банк. Оборотными являются ордерные и предъявительские разновидности.

В зависимости от получателя товара, документ подразделяется на следующие виды:

  • 1. Именной. Его составляют на имя организации — получателя груза;
  • 2. Ордерный. Грузоотправитель либо получатель указывают в документе третье лицо, которое будет вправе получить его. На таком коносаменте обязательно предусматривается индоссамент — отметка о передаче;
  • 3. Предъявительский. При морской перевозке грузов в пункте назначения товар выдается держателю такого коносамента.

По способу доставки документ бывает:

  • 4. Линейным. Он заполняется на товар, отправляемый судном, следуемым по конкретному расписанию и маршруту;
  • 5. Фрахтовым либо чартерным. Оформляется для нерегулярных перевозок. Его составляют на основании соглашения между поставщиком и грузоперевозчиком, который выполняет условия договора, используя одно или несколько судов для доставки. Транспортировка может осуществляться одним судном в несколько рейсов или несколькими в один рейс.

В зависимости от наличия отметок о состоянии отправления выделяют чистый и нечистый коносамент:

  • 6. Чистый. Документ не имеет записей о дефектах на упаковке или нарушении целостности товара. Фактическое состояние, количество единиц отправлений совпадает с данными коносамента;
  • 7. Нечистый. Имеется запись о повреждении, порче тары или самого груза.

Разновидности коносамента с учетом способа доставки:

  • 8. Прямой. Груз доставляется от пункта отправления до пункта назначения одним транспортным средством;
  • 9. Сквозной. Используется при мультимодальном способе доставки, когда груз перевозится несколькими видами транспорта, например, судном, железной дорогой и автомобилем.

Сроки погрузки груза также влияют на выбор вида коносамента:

  • 10. Бортовой. Документ составляют после погрузки товара на судно;
  • 11. Для погрузки на судно. Коносамент заполняют до погрузки на борт.

В некоторых случаях вместо названного документа используется так называемый телекс релиз. Обычно это внутренний документ судоходной компании, дающий право перевозчику получить товар без товарораспорядительного документа. Передают телекс релиз по внутренним средствам связи грузоперевозчика после получения оригинала коносамента.

Как правило, телекс релиз оформляют, если нет возможности получить экземпляр коносамента. Например, товар доставляется при условии внесения предоплаты и оригинал документа находится у грузоотправителя до момента полного расчета. Обычно на отправку телекс релиза уходит не больше одного дня.

В соответствии со ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, к ключевым реквизитам коносамента относятся:

  • Название судна;
  • Наименование и адрес грузоперевозчика;
  • Наименование и адрес отправителя, получателя (это могут быть физические лица, организации);
  • Порты погрузки и выгрузки;
  • Дата прибытия товара в порт погрузки;
  • Наименование, количество доставляемого товара, его вес, описание и характеристики;
  • Оценка состояния товара, его упаковки;
  • Сумма фрахта, оплачиваемая грузополучателем;
  • Дата (дата коносамента);
  • Количество экземпляров документа;
  • Подпись грузоперевозчика, его законного представителя или капитана судна.

В документ могут быть включены и другие графы по соглашению сторон. Обязательно нужно отразить факт нахождения груза на конкретном судне и дату погрузки. Также указывается ответственность грузоперевозчика в случае форс-мажора, несоблюдения им условий транспортировки.

Как правильно заполнять коносамент?

Правильно оформленный коносамент является залогом своевременной доставки груза получателю. Текст заполняется на фирменном бланке грузоперевозчика печатным способом.

Он должен содержать все сведения о товаре, его владельце, грузоперевозчике.

Важно проследить, чтобы данные об участниках поставки, товаре были достоверными и совпадали с информацией в исходных документах. На что обратить внимание:

  • При заполнении сведений об отправителе нужно учитывать, что он может являться одновременно собственником и производителем товара, поставщиком либо экспедитором;
  • Получателем груза является не только его владелец, но и банк или посредник. С учетом этого в документе должны правильно отражаться права на груз;
  • Уведомляемое лицо. Указывается лицо, которое должно быть уведомлено о доставке товара в пункт назначения. Им могут выступать грузополучатель, представитель таможни или компании-экспедитора.

Желательно указать в документе данные агента грузоперевозчика в порту доставки. Это поможет получателю, представителю клиента оперативно решить вопросы отгрузки, проверки и корректировки документации.

Вероятные ошибки

Приведем наиболее типичные ошибки, допускаемые при составлении коносамента:

  • Неверно указывается вес и количество товара;
  • В коносаменте не указан товар, доставляемый в одном контейнере с другим грузом по одному контракту;
  • Не отмечены особые свойства груза: опасный, ценный, хрупкий.

Вносить исправления в коносамент можно только после получения подтверждения от отправителя груза. Для этого получатель товара запрашивает достоверные сведения у поставщика, который должен обратиться в порт отгрузки и предоставить агенту грузоперевозчика эти сведения для корректировки коносамента.

Другой способ исправления — обратиться к агенту порта доставки. Если от отправителя груза получены уточняющие данные, то грузоперевозчик вносит их в документацию. При этом экземпляр коносамента, выданный получателю товара, необходимо сдать грузоперевозчику.

Насколько быстро можно исправить ситуацию, зависит от характера ошибки. Если неверно указан вес, отправитель должен будет вносить корректировки в экспортную декларацию. На это уйдет больше времени.

Также проблематично исправить ошибки в описании и характеристиках перевозимого товара. Сроки и расходы на коррекцию зависят от условий, выдвигаемых грузоперевозчиком.

Если ошибка обнаружена только после того, как груз прибыл в порт, исправления вносятся в океанский коносамент. Неточности в фидерном документе корректируются только после ответа на письменный запрос о внесении изменений.

Порядок работы с документом

Перед оформлением коносамента грузоотправитель должен составить погрузочный ордер. Документ содержит следующие данные:

  • Название, марка товара;
  • Количество доставляемых единиц;
  • Тип тары;
  • Сведения о порте погрузки;
  • Информация о получателе;
  • Точное название судна.

Факт погрузки на судно должен быть подтвержден штурманской распиской. На его основании перевозчик составляет три идентичных экземпляра коносамента для себя, отправителя и получателя. По этому документу грузополучатель забирает товар, предъявив свой экземпляр, полученный им от отправителя.

Образцы коносаментов

Оформление документа может вызвать затруднения даже у опытных участников ВЭД, так как каждая ситуация индивидуальна. Чтобы при заполнении не возникали вопросы, предлагаем бесплатно скачать с нашего сайта готовые образцы в качестве примера.

1. Коносамент на русском (doc)

2. Коносамент на английском (doc)

3. Коносамент на английском (pdf)

Чем грозит неправильное заполнение коносамента?

Неправильно заполненный коносамент может привести к неприятным последствиям:

  • Задержка выгрузки товара с судна в конечном порту;
  • Увеличение размера демереджа. Это компенсация убытка судоходной линии вследствие простоя судна из-за задержки отгрузки;
  • Отказ в растаможке товара в порту отгрузки;
  • Повреждение, порча товара из-за неполных сведений о нем в описательной части;
  • Дополнительные временные и финансовые затраты на корректировку документа.

Верный способ избежать проблем — оформить коносамент при участии специалистов нашей компании. Большой опыт работы в сфере ВЭД, знание таможенного законодательства, международных правил торгового мореплавания позволяет нам безошибочно заполнять товарораспорядительные документы. Мы поможем доставить ваш груз вовремя и исключить непредвиденные расходы.

#ФОРМА#Оказываем любую помощь участникам ВЭД#

 

Как обеспечить сохранность перевозимых грузов? Для этого существуют специальные тары для перевозки, называемые паллетами, или поддонами.

Наиболее востребованным видом логистических услуг по статистике являются контейнерные перевозки.

Источник: https://GeneralImport.ru/stati/chto-takoe-konosament-i-zachem-on-nuzhen/

Всё о морском коносаменте

Оформление коносамента. Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

Основной документ при международных морских перевозках, коносамент фиксирует логистические данные, необходимые для таможенного оформления, а также подтверждает право на получение груза в порту. При этом сама система коносаментов сложна и богата нюансами. Упорядочим их, а заодно рассмотрим заполнение океанского коносамента.

Виды коносаментов и их назначение.

Общее определение:

Коносамент (сокращённо к/с), по-английски Bill of Lading (сокращённо BL или B/L) — основной документ международного образца при морских и мультимодальных интернациональных перевозках. Является подтверждением заключения договора морской перевозки, распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

В реальной практике используется с полдюжины различных видов коносаментов, которые необходимо чётко различать:

  • Океанский коносамент —Master Bill of Lading (MBL), также известный как «основной» или «главный». Выдаётся морской линией, непосредственно осуществляющей перевозку. Главное, что требуется знать и помнить относительно «океанца» (так его называют на профессиональном сленге) — именно его оригинальный экземпляр даёт право на получение груза в порту назначения! Но номеру MBL также можно отслеживать груз на сайте линии (ищите раздел BL tracking).
  • Домашний коносамент — House или Home Bill of Lading (HBL), он же «домашка». Выдаётся компанией-агентом морской линии отправителю товара. Подтверждает факт передачи товара от отправителя перевозчику.
  • Фидерный коносамент — Short Bill of Lading, выдаётся в том случае, если груз доставляется не напрямую, а транзитом через промежуточный порт со сменой судна. Так, например, все контейнерные перевозки из Китая в Петербург осуществляются через порты Европы. В момент загрузки на новый борт перевозчик обязан выпустить отдельный коносамент, называемый фидерным. Очень важно, что именно «фидерник» должен быть предъявлен на таможне, так как последняя требует транспортный документ на ту часть пути, в ходе которой партия пересекла границу.
  • Мультимодальный/сквозной коносамент — Multimodal/through Bill of Lading. Оформляется для мультимодальных перевозок, использующих два и более различных видов транспорта. Содержит информацию о начальном и конечном пунктах назначения и маршруте в целом.

Оборотные и необоротные коносаменты

Поскольку коносамент служит не просто товаросопроводительным документом, но подтверждает право собственности на груз, он может выполнять роль ценной бумаги, но только если оформлен как оборотный (negotiable bill of lading).

Такой коносамент позволяет владельцу распоряжаться ещё не прибывшим в порт грузом: купить, продать или заложить в банк. Все оборотные коносаменты относятся к так называемым ордерным (to-order bill of lading), оставляющим возможность изменять владельца груза, пока последний находит в пути, причём не один раз.

Таким образом, посредством оборотного коносамента, ещё не полученный груз может быть объектом товарно-денежного оборота, что и определяет его название.

Напротив, необоротный коносамент (non-negotiable bill of lading) однозначно и бесповоротно фиксирует лицо, обладающее правом собственности на груз. Их также называют именными (straigth bill of lading), как противоположность ордерным.

Теоретически существует ещё одна форма — коносамент на предъявителя (bearer bill of landing), где получатель груза вообще никак не фигурирует, а груз выдаётся «предъявителю сего». Но они в реальной жизни практически не используются.

Оформление коносамента и получение груза

Коносамент указывает владельца груза, но в реальной практике не всё так просто! Чтобы успешно получить товар в порту, важно ориентироваться в нескольких важных нюансах оформления коносамента.

Оригинал, копии и драфт коносамента

Самое важное, что следует знать и помнить, — груз выдаётся лишь обладателю оригинала коносамента (original B/L). Никаких исключений!

Оригинал обычно выпускается в трёх экземплярах, каждый из которых имеет свой порядковый номер и общее количество. Обычно один остаётся в линии, а два других передаются отправителю.

Для получения груза по именному коносаменту (straight, non-negotiable BL) достаточно предъявить один любой оригинальный экземпляр. Если же речь идёт об ордерных коносаментах, то в линию сдаются все оригиналы для поиска и проверки последней записи о владельце груза!

Копии коносамента пригодятся для целей таможенного оформления партии, оприходования на складе, других юридических действий с товаром. Во всех вопросах кроме получения груза они полностью эквивалентны оригиналу.

Черновик или драфт коносамента (BL draft) — это предварительно заполненный документ, направляемый перевозчиком для проверки данных, не имеет юридической силы. Выпуск черновика предшествует изготовлению оригинала.

Телекс-релиз и сданный коносамент

Передача бумажного оригинала коносамента получателю груза посредством международного почтового отправления — отдельная «головная боль». Помимо забот для обеих сторон, такой способ сопряжён с риском задержки или даже потери бесценного документа (вспомните почту России).

В качестве альтернативы морские линии предлагают услугу «телекс-релиза» (telex release), также называемую на профессиональном сленге просто «релизом» или «выпуском» груза (не путать с таможенным выпуском). Услуга телекс-релиза платная, стоит в районе $50 за один к/с.

Суть её заключается в следующем.

После загрузки товара на борт судна и выпуска океанского коносамента, отправитель несёт оригинал не на почту, а в офис морской линии на «своём берегу», который, получив и проверив MBL, тут же даёт своим коллегам в порту прибытия разрешение выдать груз указанному в коносаменте получателю. На принятом линией коносаменте ставится штамп, и коносамент считается «сданным» (surrendered Bill of Lading).

Таким образом, на момент захода судна в порт назначения все условия для выдачи груза оказываются выполнены: получатель определён в коносаменте, и оригинал предъявлен в линию. Разница лишь в том, что это было сделано не в порту прибытия, а в другом офисе.

Когда описанный способ появился, подтверждение передавалось посредством телекса, отсюда и появилось название «телекс-релиз». Сейчас для этих целей используется Интернет.

Помимо обоюдного удобства, телекс-релиз помогает в исполнении сторонами финансовых обязательств по контракту. Очень часто вариант окончательного расчёта за товар до момент его отправки не устраивает покупателя, а выдача груза без оплаты — абсолютно неприемлема для продавца. В силу своих особенностей, коносамент помогает найти компромисс.

Оставаясь на руках у поставщика товара, оригинал коносамента выполняет роль обеспечения выполнения покупателем своих обязательств по оплате. А возможность телекс-релиза делает схему технологичной и быстрой: покупатель производит оплату по факту прибытия груза в порт, а продавец сдаёт оригинальный MBL в линию, чуть только видит деньги на своём счету.

Вся процедура занимает от силы два рабочих дня!

Заполнение коносамента

Как выглядит и что содержит коносамент? Обязательные реквизиты коносамента и место каждого в документе неизменны, вне зависимости от маршрута и компании-перевозчика. Найти их полный список не составляет труда.

Важно, что коносамент содержит логистическую информацию, используемую на таможне (подробнее о пакете документом читайте в этой статье). Поэтому остановимся на основных графах, значимых с точки зрения таможенного оформления партии (номера в списке соответствуют индексам на изображении):

Образец морского коносамента и его основные поля

  1. Номер к/с — уникальный реквизит для идентификации коносамента. Проверить в экспортной декларации поставщика и во всех документах, прямо ссылающихся на MBL;
  2. Отправитель (Shipper) — это может быть ваш непосредственный поставщик по контракту либо его агент — транспортная компания. Оба варианта допустимы, главное, чтобы наименование совпадало с данными экспортной декларации;
  3. Получатель (Consignee) — обязательно проверить правильность написания получателя и всех его реквизитов в драфте. Здесь проставляется наименование вашей компании, либо вашего агента, например ИП Новикова Е.А.;
  4. Порты отправки и назначения (Port of loading / Port of discharge) — также проверить на этапе черновика до выпуска оригинала. Как ни странно, на практике китайские отправители часто путают российские порты назначения. При использовании условий Incoterms FOB, CIF, CRF должны в точности «биться» с инвойсом и экспортной декларацией поставщика, если не желаете проблем на таможне!
  5. Наименование товара — описание того, что везёте. Чем ближе это будет к формулировке используемого кода ТН ВЭД, тем спокойнее;
  6. Номер контейнера — уникальный реквизит для идентификации контейнера. Проверить совпадение номера в упаковочном листе, инвойсе и экспортной декларации поставщика, а также во всех документах на транспортные и логистические услуги, по мере выставления последних.
  7. Количество транспортных мест, общий вес и объём товара — заполняется по данным упаковочного листа (packing list). Обратите внимание, что указанный в коносаменте вес должен совпадать с весом брутто (Gross weight или сокращённо GW) из упаковочного листа.

ссылкой:

Источник: https://novikov-import.ru/2019/09/11/morskoj-konosament-bill-of-lading/

Функции и виды коносамента, их особенности и различия

Оформление коносамента. Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

Готовясь к транспортировке товара, изучите важнейшие термины, которые относятся к сфере грузоперевозок. Это позволит избежать многих проблем, трудностей и недоразумений между контрагентами. К числу важнейших терминов относится понятие коносамент. Его активно используют во внешнеэкономической деятельности. Поэтому знать значение термина нужно обязательно.

[Скрыть]

Документ, который транспортная компания выдаёт грузовладельцу – это коносамент. Только при физическом наличии этой бумаги в оригинале реализуются права на груз. Это значит, что факсимильные документы, а также нотариально заверенные и прочие копии являются недействительными. Ну а регулируются коносаментные перевозки Гаагскими и Гамбургскими правилами.

Функции

Коносамент используется в морских и речных грузоперевозках. Он подтверждает факт принятия груза для его последующей транспортировки по воде. Раньше подобной бумаги не было в пакете документов, который собирался для перевозки груза автомобильным или железнодорожным транспортом, но сейчас ситуация изменилась.

Коносамент, который охватывает разные виды транспорта, принято называть сквозным.

Морской коносамент выдается перевозчиком владельцу груза. Подписывается он капитаном корабля или владельцем судоходной компании, которая взяла на себя ответственность, связанную с транспортировкой товара.

Ну а оформлением коносамента может заняться сторонний агент. Однако в таком случае в нём прописывается информация о том, на каком основании и от чьего имени действует агент.

Кроме того, в документе обязательно указывается дата, которая говорит о том, когда груз был передан перевозчику для его дальнейшей транспортировки.

Что касается функций коносамента, то они довольно широки. Данный документ может выступать:

  • товарно-транспортной накладной;
  • официальным договором перевозки товара морскими или другими путями;
  • товарораспорядительным документом;
  • распиской перевозчика о получении товара для его последующей транспортировки;
  • основанием для выдачи груза в терминале прибытия.

Для многих фирм актуален вопрос, в каком количестве экземпляров выдается коносамент. Он всегда оформляется в трёх экземплярах, каждый из которых равноправен и считается оригиналом. Это подтверждается соответствующими штампами.

Для выдачи товара достаточно одного сопроводительного экземпляра, который отличает от двух других своим цветом. После передачи товара грузополучателю, остальные два экземпляра теряют свою силу. Ну а перевозчик в этот момент снимает с себя всю ответственность за состояние транспортируемой продукции.

Если у отправителя груза нет на руках собственного оригинального экземпляра коносамента, то в случае форс-мажорных обстоятельств во время перевозки, он не сможет забрать товар или решить спорные вопросы в свою пользу. Поэтому нужно позаботиться о получении своего бланка коносамента.

Так как за сохранность груза отвечает судоходная компания, занимающаяся транспортировкой товара, то перед принятием товара перевозчик обязан проверить продукции на наличие физических повреждений и дефектов.

Если во время проверки будут выявлены дефекты или повреждения, то они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра коносамента. В таком случае его называют коносаментом с оговорками.

Если никаких претензий к товару нет, документ остаётся чистым.

Правила заполнения

Чтобы избежать возможных проблем, необходимо соблюдать правила заполнения коносамента. Если он будет заполнен с ошибками или неточностями, это серьёзно усложнит процесс таможенного оформления и отгрузки товара.

Для заполнения коносамента отправитель товара обязан предоставить такие данные:

  • Юридическое название транспортной компании, которая была утверждена на роль перевозчика груза;
  • Название транспортного судна, если груз был принят не судоходной компанией, а определённым кораблём;
  • Юридическое название компании поставщика;
  • Наименование терминала, в котором происходило оформление груза с последующей его передачей на погрузку;
  • Наименования терминала прибытия;
  • Имя лица, которое будет принимать груз в пункте назначения;
  • Полное наименование поставляемой продукции;
  • Техническая информация о товаре (размер, вес, количество);
  • Оплаченный фрахт;
  • Счета, подтверждающие оплату услуг перевозчика;
  • Количество оригинальных экземпляров подписанных документов;
  • Подпись капитана корабля или владельца судна. В некоторых случаях допускается подпись доверенного лица транспортной компании.

Чтобы избежать трудностей, можно использовать образец коносамента, с помощью которого даже новичок сумеет оформить бланк. Ну а оформляется он как стандартный документ или фирменный бланк утверждённой транспортно-экспедиторской компании.

Главным документом считается сопроводительный экземпляр коносамента. Остальные его экземпляры отличаются цветом и признаются лишь копиями. С целью идентификации каждого из экземпляров на них могут быть обозначены порядковые номера.

To-order bill of lading

Это ордерный коносамент, на котором ставятся пометки: «приказу грузополучателя» или «приказу грузоотправителя». То есть, если на нём нет пометки «приказу получателя», то документу априори присваивается статус «приказу отправителя». Эти пометки означают, что товар может быть передан третьему лицу согласно передаточной надписи, проставленной в документе.

Если бланк содержит несколько таких надписей, то продукция передаётся согласно последней из них.

Bearer bill of lading

Является документом на предъявителя. Согласно данной бумаге, поставляемый товар отдаётся держателю бланка с помощью простого вручения.

Straight bill of lading

Это именной документ, который оформляется на определённого грузополучателя. В нём подробно расписывается адрес пункта назначения и названия терминала прибытия.

Если появится необходимость передачи именного договора другому лицу, то сделать это можно с помощью передаточных надписей, которые оформляются согласно правилам долговых обязательств. Так что груз может получить как держатель документа, так и лицо, указанное в передаточной надписи.

Домашний коносамент

Получают для того, чтобы снизить риски отправителя груза и оградить его от возможных проблем. Кроме того, коносамент домашний оформляется и в таких случаях:

  • Есть необходимость сокрытия транспортного маршрута, по которому пойдёт груз;
  • Необходимо скрыть настоящего владельца груза;
  • Отправитель предоставляет заказчику ряд дополнительных услуг, которые не предусмотрены морскими и речными перевозками;
  • Фрахт был куплен у транспортной компании, которая не имеет своих судов, но является членом NVOCC;
  • Если документ необходим до того, как товар будет погружен на судно. Это актуально тогда, когда контрагенты работают по кредитной схеме.

S. S. Co’s bill of lading

Это рейсовый документ, который необходим для прямой транспортировки груза. Он содержит действующие условия контракта, которые в нём и прописываются. Такой коносамент также выполняет и функции расписки, подтверждая факт принятия груза на борт.

On board B/L

Данный бортовой документ выдаётся только после полной погрузки товара на судно. Его получают взамен берегового документа.

Custody B/L

Этот коносамент представляет собой береговой документ, который выполняет функции расписки перевозчика о приёме на суше товара от отправителя.

Например, если поставщик передаёт груз на склад транспортной компании, то оформляется данный тип документа.

Когда товар, для транспортировки которого был оформлен документ, перемещают на борт судна для дальнейшей транспортировки заказчику, в нём отмечается факт погрузки. В нём указывается дата проведения погрузочных работ и прочая информация.

Charter B/L

Фрахтовый морской коносамент, в котором прописываются условия чартера. Его особенностью является то, что это не юридический договор. Он выступает некой распиской перевозчика о приёме товара для его последующей поставки заказчику.

Through bill of lading

Так называемый сквозной коносамент. Он оформляется в том случае, если груз транспортируется не только морскими путями, но и другими видами транспорта. Речь идёт о тех случаях, когда перевозка морем или внутренними водами является промежуточным звеном транспортной цепи. 

Поставщик, оформляя такой коносамент, подписывает его только с транспортно-экспедиторской компанией, которой была доверена перевозка груза. После чего перевозчик берёт на себя все обязательства, связанные с перегрузкой товара и его последующей транспортировкой.

При таком способе транспортировки, когда задействует несколько транспортных средств, поставка считается выполненной только после передачи груза последним перевозчиком грузополучателю. Ну а так как такой тип коносамента является сложным, его принято дополнительно страховать.

Clean Bill of Lading

Представляет собой чистый документ. Это значит, что в нём нет дополнительных пометок о состоянии перевозимого товара. Выдаётся в том случае, если полученный перевозчиком товар не имеет повреждений и изъянов. То есть, он должен полностью отвечать регламентированному внешнему виду.

Если же груз повреждён или имеет внешние дефекты, то в этом случае оформляется другой коносамент.

Foul Bill of Lading (Claused Bill of Lading)

Так называемый «грязный» документ, в котором прописана дополнительная информация о ненадлежащем состоянии упаковки или дефектах груза. Если во время перевозки груз получит еще какие-либо повреждения, которые станут следствием изначальных дефектов товара или упаковки, транспортная компания имеет возможность доказать данный факт. Это значит, что перевозчик снимет с себя ответственность.

Bills in a set

Он идёт со всеми накладными в комплекте и позволяет передавать груз по любому из оригинальных экземпляров.

При оформлении такого коносамента, на каждом из трёх оригинальных экземпляров проставляется серия. Делается это для того, чтобы груз не был выдан по другим документам.

Negotiable bill

Оборотный документ, в котором ставится пометка «по приказу отправителя/получателя», которая позволяет передавать груз третьим лицам, согласно передаточным надписям.

Также оформить груз можно с помощью письменного договора, который заключается между отправителем и владельцем судна. Такой договор является подтверждением того, что товар в надлежащем качестве был принят перевозчиком для его дальнейшей перевозки в целости и сохранности.

В данном видео наш эксперт подробно расскажет о том, что такое коносамент, и чем от отличается от других транспортных документов.

Отзывы и комментарии

Поделись ссылкой в соцсети:

Источник: https://www.vtk-trade.ru/informatsiya/175-funkcii-i-tipy-konosamenta-ego-osobennosti-i-razlichiya

Коносамент: назначение, порядок заполнения, виды, типы и практическое применение документа

Оформление коносамента. Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

Коносамент — это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии документа в оригинале. Нотариально заверенные копии, факсимильные документы и прочие копии не являются действительными.

Коносаментные перевозки регулируются Гаагскими правилами, Правилами Гаага-Висби, Гамбургскими правилами. Участниками процесса являются около 40 стран.

Для чего нужен коносамент?

Коносамент применяется в судоходстве как подтверждающий документ о принятии груза для транспортировки морским или речным способом.

Документ подписывает владелец судоходной компании либо лично капитан судна, на борт которого поступает груз. Его может оформить агент. При оформлении документа агентом в коносаменте прописывается, от чьего имени действует агент и на каком основании. Также в нём обязательно присутствует отметка о самом грузе, проставляется дата его сдачи перевозчику для транспортировки.

Функции коносамента довольно широки.

Он служит:

  1. Распиской, которая подтверждает факт принятия груза для перевозки;
  2. Основанием для выдачи товара в порту при получении;
  3. Подтверждением наличия договора морской перевозки.

Коносамент составляют в трёх экземплярах, каждый из них равноправен и считается оригиналом. На каждом экземпляре проставляют соответствующий штамп.

Судоходная компания на период транспортировки груза полностью отвечает за его надлежащее состояние и комплектацию.

Перевозчик не отвечает за груз при опасности моря.

Для выдачи груза необходим только один экземпляр, при этом остальные два становятся недействительными. С момента передачи товара перевозчик не отвечает за его качество и сохранность.

Если отправитель не имеет в наличии собственного оригинала коносамента, то при возникновении каких-либо сложных ситуаций во время транспортировки, он не может забрать товар либо оспорить проблемы по собственному грузу.

Коносамент — это ценная бумага, которая составляется транспортно-экспедиторской компанией, отправляющей груз для последующей транспортировки водным транспортом.

Перевозчик обязан проверить товар на наличие повреждений и дефектов. Если недостатки имеются, они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра документа. Такой перевозочный документ называют коносаментом с оговорками. Если замечания отсутствуют, документ остается чистым.

В документе может иметься одна из пометок «Товар отгружен» или «Товар принят к отгрузке». Разница между пометками состоит в том, что первая означает: груз находится на судне, вторая — он может находиться в порту в ожидании погрузки на судно. Этот факт имеет значение при оплате доставки получателем.

Получатель обязан осмотреть доставленный товар на наличие повреждений во время перевозки.
Если товар получателем не осмотрен, с судовладельца снимается ответственность, претензии по грузу не принимаются. Если в товаре при получении обнаружен брак, претензии принимаются с учетом оговорок.

Правила заполнения коносамента

Корректное заполнение коносамента очень важно. Ошибки, допущенные при заполнении документа, чреваты затягиванием процесса оформления груза.

Реквизиты коносамента, которые должен предоставить грузоотправитель:

  • Название судна в случае, когда груз принят к транспортировке на конкретном плавающем средстве;
  • Юридическое название перевозчика;
  • Наименование места оформления груза с передачей на погрузку или непосредственно погрузки товара на судно;
  • Юридическое название грузоотправителя;
  • Место прибытия груза, а в чартерном рейсе — место прибытия либо направление судна;
  • Наименование получающего лица (ФИО) для именного документа или иметь указание, что коносамент выдан определённому приказу на конкретное лицо;
  • Название товара, проставленную на нем маркировку, с указанием количества, веса и объёма товара либо упаковки, а в некоторых случаях дополнительно описывается внешний вид и состояние, а также пометки особых важных характеристик и параметров груза;
  • Договор фрахта и его оплата, прочие необходимые платежи, которые предназначены для вознаграждения перевозчика, либо иметь пометки, что фрахт оплачивается по условиям чартерного рейса, согласно прописанным в нем положениям или по сопроводительному документу, либо иметь пометку, что транспортировка полностью оплачена;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Количество подписанных оригиналов коносамента;
  • Подпись капитана судна или судовладельца, допускается подпись представителя перевозочной организации.

Коносамент оформляется как стандартный печатный документ либо фирменный бланк перевозчика, который заполняется печатным способом. Это товаросопроводительный документ, имеющий юридическую силу.

Сопроводительный экземпляр считается главным.

От главного (сопроводительного) остальные экземпляры отличаются по цвету и считаются копиями. На каждом из них для идентификации может проставляться порядковый номер.

Типы коносаментов

  • S. S. Co’s bill of lading — линейный (рейсовый) пароходный коносамент предназначается для прямых перевозок, содержит все действующие условия договора транспортировки, которые прописаны в самом документе.

    Подтверждает, что груз принят на борт, а также позволяет осуществлять различные операции с ним без фактической передачи груза другой стороне.

  • Charter B/L — чартерный (фрахтовый) коносамент. В нем прописаны условия чартера. Это не юридический договор транспортировки морем, а только расписка о приёме груза для доставки получателю.

    Все операции с грузом оформляются в бланке данного коносамента без фактической передачи груза лицам, которые приобрели его при транспортировке.

  • Through bill of lading — сквозной коносамент. Бланк оформляется в случаях, когда перевозка морем — это промежуточный этап общей перевозки. Такой документ обычно оформляют при транспортировке двумя и более плавающими средствами. Лицо, отправляющее груз, оформляет данный вид коносамента, подписывая его только с перевозчиком. Далее перевозчик организует перегрузки с последующими транспортировками, дополнительно взимая за услугу фрахт.

    Товар называют доставленным только после вручения его последним перевозчиком получателю груза на основании данного вида коносамента. Чаще всего такие коносаменты дополнительно страхуются полисом.

  • Custody B/L — береговой коносамент, выдаётся в качестве расписки о приёме на суше груза от отправителя на склад транспортной компании.
    При погрузке на борт судна товара, для которого оформлен такой вид коносамента, в документе отмечается факт погрузки товара на плавающее средство с указанием даты и прочих отметок. Такой коносамент может быть заменён бортовым коносаментом.
  • On board B/L — бортовой коносамент. Его выдают только по окончанию погрузки товара на борт судна взамен берегового документа.

Важно учитывать, что капитан или агент имеют право отказаться от подписания документа, если в нём неправильно указан:

  • порт погрузки,
  • дата окончания погрузки,
  • дата выпуска коносамента.

Разновидности коносаментов

  • Clean Bill of Lading — чистый коносамент. В таком документе отсутствуют пометки (оговорки) о ненадлежащем состоянии груза, наличии дефектов.
    Эта разновидность коносамента является свидетельством того, что полученный груз отвечает регламентированному внешнему виду с надлежащим состоянием.

    Чаще всего он выдаётся взамен на гарантийное письмо грузоотправителя.

  • Foul Bill of Lading либо Claused Bill of Lading — «нечистый» документ. В нем фиксируются пометки о некачественной упаковке, ненадлежащем состоянии груза.

    Если в процессе транспортировки товар понёс дальнейшие повреждения в связи с вышеперечисленными отметками, данный факт можно доказать, с перевозчика снимается ответственность за сохранность груза в изначальном качестве. Вместо коносамента может использоваться морская накладная.

    Она так же, как и коносамент, подтверждает сохранность перевозки, но при этом не даёт право выполнения операций с товаром, например, покупки или продажи, в процессе транспортировки.

  • Negotiable bill — оборотный коносамент. В этом документе фиксируется доставка товара с пометкой: по приказу указанных в документе лиц либо по распоряжению, которое оформляется по всем правилам внешней торговли.
    Коносамент подразумевает выдачу товара в месте доставки указанным в нём лицам.
  • Bills in a set— накладные в комплекте. Данный вид документа подразумевает вручение груза по любому из оригиналов в комплекте.
    В этом случае на каждом экземпляре проставляется своя серия, которая свидетельствует, что доставленный груз не был выдан по другим документам.

Груз может оформляться посредством заключения письменного договора — Common Law (общего права). Документ выдается владельцем судна. Он является доказательством того, что груз получен надлежащего качества, и подтверждает сохранность перевозки в пункт назначения в полной исправности и комплектации.

Перевозчик не отвечает за хранение и качество товара по договору только в случаях, когда возникают опасности моря. Товар вручается лицу, которое указано в накладной к данному грузу.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Источник: https://vedinform.com/freight/trans-docs/bill-of-lading.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: