Народы проживающие на территории поволжья. Из истории народов поволжья

Доклад Народы поволжья 4, 7, 9 класс сообщение

Народы проживающие на территории поволжья. Из истории народов поволжья

На территории нашей страны живет множество самых разных народов. Всего их насчитывается около 190. Есть народы большие, такие как русские, татары, чеченцы, а есть и совсем крошечные, которых осталось лишь считанные сотни человек. Наибольшее количество разнообразных народов живет у нас на Кавказе, однако и в Поволжье их также немало. О них, народах Поволжья, и пойдет речь далее.

Вообще-то, Поволжье, это территория, которая примыкает к нашей великой реке Волге по всему ее течению, начиная от истока и заканчивая устьем. Оно включает много областей центральной России. Издавна тут селились финно-угорские, а также тюркские племена и народы. Рассмотрим их поподробнее.

Самым большим по числу населения из народов Поволжья, да и всей нашей страны, являются русские. Их по берегам матушки-Волги живет более 20 миллионов. А вот татары, это вторая по численности тут народность.

Всего их в России порядка 7 миллионов человек, а в Поволжье почти 4 миллиона. Большинство из них живет в Татарстане, Башкортостане, Ульяновской, Свердловской, а также Самарской области.

Раньше, в древности, эти земли занимали Волжская Булгария, Золотая Орда, а также Казанское ханство. Татары и есть прямые потомки жителей тех государств.

Другим крупным народом, населяющим Среднее Поволжье, являются башкиры. Их тут почти 2 миллиона человек, живущих в основном Башкортостане и соседних областях. Этот народ относится к тюркам, он родственен татарам.

Рядом, в Чувашии и ряде соседних регионов, живет другой тюркский народ, родственный двум предыдущим, чуваши. Их чуть меньше, чем башкир, примерно полтора миллиона человек. Их считают прямыми потомками древнего народа под названием булгары, коренного населения Волжской Булгарии.

А вот севернее, в Республике Марий Эл, живет народ, совсем отличный от вышеперечисленных, марийцы, их тут чуть меньше 600 тысяч человек. По своему языку (которых, кстати, у них целых два), они родственны северным финнам, карелам и эстонцам. Раньше по всей северной Волге жили финские племена, мещера, мурома и ряд других. От них вот и остались только марийцы, мордва да удмурты.

Мордва, или мордвины, это другой крупный народ региона. Их чуть больше, чем марийцев, около 800 тысяч человек. Живут они в основном в Мордовии, Самарской и Пензенской областях. У них также два языка, эрзянский и мокшанский.

И, наконец, третий финноугорский народ региона, удмурты, живет в основном в Удмуртии, которая находится чуть восточнее, но все равно относится к Приволжскому Федеральному округу. Удмуртов почти полмиллиона человек.

Южнее, на Нижней Волге, находится засушливая Калмыкия. Тут основным населением является довольно своеобразный народ, существенно отличающийся от соседей, калмыки. Они пришли сюда сравнительно недавно из далекой Монголии. Поэтому их язык очень похож на монгольский и бурятский.

Вот и весь основной список главных народов Поволжья. Также тут проживает большое количество казахов, украинцев, армян, коми, азербайджанцев и белорусов. Однако эти народы не являются коренными.

Доклад №2

Земли Поволжья с древних времён притягивали к себе множество самых разных кочевых племён, и это обусловливало появление новых характерных черт в облике и культуре оседлого населения этого края.

История:

Начиная с VII в., Поволжье занимают тюркоязычные племена, которые пришли с Приазовья. В середине VIII в. Волжские земли заселяют финно-угорские, славянские, а также тюркские племена. В начале X в. сформировалось первое государство на Средней Волге – Волжская Булгария.

От нашествия монголо-татар Поволжье было сильно разорено, и только в XV в. образовалось крупное Казанское ханство, которое впоследствии было присоединено к Российскому государству, благодаря Ивану IV. С каждым следующим столетием эта территория наращивала экономические темпы, развивала свою культуру.

До сих пор Поволжье является важным экономическим районом России.

Характерные черты народов Поволжья:

  • Многонациональность населения
  • Служилые татары были востребованы при дворе и в армии
  • Принудительное обращение людей в христианство
  • Частые народные восстания

В Поволжье на всю численность населения приходится три четверти русских. На долю татар приходится (16 %), а чуваши и марийцы, калмыки и удмурты, казахи и украинцы составляют (5 %).

Русские:

Русские оказались в Поволжье в XIII в., когда бы основан Нижний Новгород. Далее вниз по Волге они стали расселяться во второй половине XVI в. Русские принесли с собой более новые методы ведения хозяйства, например, стала развиваться трёхпольная система земледелия.

Татары:

Это самый распространённый тюркский народ в России. В стране есть несколько народов, которые называют себя татарами. Астраханские и сибирские, касимовские и казанские. Эти названия произошли от географического расположения этих народов.

Чуваши:

Тюркский народ, проживающий в Среднем Поволжье, а именно в Чувашской Республике. Они – третий по численности коренной этнос Приволжского региона. У этого народа богатая и красивая культура.

Марийцы:

Выделяют несколько групп марийцев: горные, луговые и восточные. Они сохранили свои традиции и язык в первозданном виде.

Остальные народы меньше заселены на территории Поволжья, но, тем не менее, они вложили немалый вклад в развитие этого региона.

Поволжье сыграло большую роль в социально-экономическом и культурном развитии России. Их культура до сих пор поражает своей красотой и разнообразием.

4, 7, 9 класс

Популярные темы сообщений

  • АвстрияАвстрия маленькая страна, размещённая в середине Европы. Население составляет 7600000 чел. Малая площадь примерно 84 000 кв. км. Столицей этого государства является – Вена. Австрию называют – Австрийская республика. Она была создана 1918,
  • ДеньгиВ наше время люди не представляют жизни без денег. Нас окружает множество магазинов, где можно купить все, что нам необходимо для нашего существования. Но, так было не всегда. Раньше люди не знали, что такое “деньги”. Как же они жили? Все очень просто:
  • Жизнь и творчество ЖуковскогоВасилий Андреевич Жуковский родился в одном из сел Тульской губернии. Он приходился внебрачным сыном помещику А.И. Бунину. Вначале Василий получал образование в семье Буниных, после чего его отправили продолжать обучение в Тульском народном

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/raznoe/narodyi-povolzhya-4-7-9-klass

Народы Поволжья

Народы проживающие на территории поволжья. Из истории народов поволжья

В Поволжье вместе с русскими (19 811 351 чел.) или 66,26% от общей численности населения региона в 29 899 699 чел.

проживают сегодня потомки выходцев из Половецкой степи, некогда могущественной Золотой Орды и не менее известной в древности Волжской Булгарии. В среднем Поволжье сейчас компактно проживают татары (3 999 568 чел.

) или 13,38%, являющиеся прямыми потомками жителей Казанского ханства. В составе РФ татары имеют автономию – республику Татарстан со столицей Казанью.

Южнее мест проживания татар в многонациональном поволжском регионе издавна селилось много чувашей, башкиров и народности мордва, прозываемых в старину в России черемисами.

Самобытными и легко узнаваемыми народами Поволжья со своими весьма колоритными старинными традициями стали калмыки, удмурты и марийцы.

Много проживает в поволжском регионе украинцев и казахов, армян и азербайджанцев, коми-пермяков и белорусов, немцев и евреев, узбеков и цыган. Живут здесь в разное время приехавшие грузины, лезгины и чеченцы, молдаване и корейцы.

Русские

Во времена Ивана IV (Грозного) русская внешняя политика сосредоточилась на восточном направлении и обратила внимание на Казанское ханство. Именно оттуда в те времена совершались опустошительные набеги и сильно обеспокоили царя. Взятию Казани после определенной дипломатической подготовки способствовало восстание местных чувашей 1546 г.

Отбыли сразу же в Москву чувашские послы с просьбой принять их народ в русское подданство. Иван IV согласившись, предпринял три неудачных военных похода на Казань. Высочайшим царским повелением основан Свияжск в 30 км от Казани, как база русского войска для наступления на столицу ханства.

Здесь разместились русские войска, продовольствие, фураж, склады с оружием.

Появление укрепленного Свияжска стало для татар полной неожиданностью. Новый поход на татарскую столицу организован летом 1552 г., 150-тысячным русским войском была предпринята многодневная осада города.

Решающий штурм столицы ханства прошел 2 октября, город с переменным успехом защищался, но был взят. Царь Едигар-Магмет был свергнут, и территория ханства вошла в состав Московского государства.

На плодородные земли и угодья Поволжья стали переселяться русские крестьяне и активно осваивать обширную территорию.

Татары

Татары являются коренным тюркским этносом Поволжья, они стали по численности вторым после русских народом РФ. В регионе проживает этнотерриториальная группа волго-уральских татар, отличающихся самобытной культурой и древними тюркскими традициями.

Большинство татар исповедуют ислам и принадлежат к мусульманам-суннитам. Сформировался татарский этнос при длительном историческом взаимодействии степняков-половцев, древних жителей Хазарии и народов Волжской Булгарии.

В составе России процесс консолидации и самоопределения татарского этноса продолжался.

Татарские семьи издавна жили в просторных срубных избах, окруженных широкими дворами и плотными заборами. Дома в татарских селах сейчас расписывают традиционными узорами, и они выглядят с многочисленными цветниками очень нарядно.

Праздники и старинные татарские обряды обусловлены сельскохозяйственным циклом. После весеннего посева у татар принято отмечать Сабантуй, когда общенародные гуляния проходят повсеместно. Отмечают татары Новый год и святки.

Здесь вместе принято выполнять трудные работы – созывать «помочи» на строительство дома для молодых семей, на обработку зарезанных гусей.

Башкиры  

Исконным поволжским народом стали башкиры, тюркский этнос, сформировавшийся из разных племен кочевников-степняков. Основным занятием башкиров, по мнению древних путешественников и историков, издавна было полукочевое скотоводство и обработка его продукции. С переселением в поволжские степи русских крестьян, башкиры стали сажать хлеб и овощи.

Башкиры плавили медь и железо, изготовляли большое количество ковров и войлока, долбленых сосудов для кумыса (тэпэн), занимались резьбой по дереву, высокохудожественной росписью, узорным вязанием, ткачеством и вышивкой, тиснением по коже, чеканкой и ювелирным делом.

Сейчас в поволжском регионе проживает 1 282 794 башкиров, что составляет 4,29% от числа жителей региона.

Чуваши  

Прямыми потомками волжских булгар, по мнению специалистов, являются чуваши. Их предки были подданными казанских ханов, с падением ханства вошли в состав Русского государства. До присоединения к России чуваши были язычниками и поклонялись богам, воплощающим силы природы. Обрядовость и традиции чувашей берут начало с природных и сельскохозяйственных циклов.

Праздники, начиная с зимнего «Сурхури», в честь нарождающегося весеннего солнца «Саварни» и Манкун», продолжается празднованием пахоты «Акатуем» и цветения природы «Симек». У чувашей есть культ поклонения умершим предкам, и многие праздники сопровождаются поминальными ритуалами.

Сейчас в поволжском регионе проживает 1 272 790 чувашей, что составляет 4,26% от количества местных жителей.

Мордва

Мордовский финно-угорский этнос издавна проживает в данном регионе и стал для него исконным коренным. В нем различают два больших субэтноса – эрзяне и мокшане. Сейчас в поволжском регионе проживает 617 050 представителей этноса мордва, что составило 2,06% от числа жителей. Произошел этнос мордва от народностей буртасы, мурома и мещера.

Субэтносы эрзя и мокша имеют разное этническое самосознание, свои языки, разные антропологические признаки, генофонд, различия в расселении, традициях, быте и культуре. Наименование народа «мордва» встречалось в записках древних путешественников и античных историков еще в IV в. н. э.

Мордовцы поклонялись силам природы, имели богатейший устный эпос, сейчас многие из них христиане.

Удмурты

Финно-угорский народ удмуртов раньше называли вотяками. Формирование этноса происходило на основе самобытных автохтонных племен Волго-Камья. В процессе становления народа он принимал некоторые иноэтнические включения (тюркские, славянские, угорские, индоиранские).

Проживающие на севере местные удмурты в 1489 г. вошли в подданство России, южные еще долго были под властью булгарских, золотоордынских и казанских ханов. С взятием Казани южные удмурты стали подданными Москвы и сегодня имеют автономию в составе РФ.

Издавна удмурты занимались пашенным земледелием, разнообразным животноводством, выращиванием овощей и картофеля, охотой и бортничеством, рыболовством и собирательством. Хорошо развивались среди удмуртов промыслы: гончарное дело, резьба по дереву, чеканка, прядение, вышивка, ткачество.

Сегодня в поволжском регионе проживает 497 214 представителей этноса, что составляет 1,66% от общего числа жителей.

Марийцы

Современных марийцев раньше именовали «черемисами», этот финно-угорский этнос имеет богатейшую историю и весьма самобытную культуру. Первые упоминания о данном народе встречаются еще в VI в. в трудах историка Иордана.

Их предки в древности активно взаимодействовали с хазарами, готами и булгарами , были подданными золотоордынских и казанских ханов. С падением Казани марийцы становятся подданными русских царей.

Сейчас марийцы имеют свою государственность, национальную республику в составе РФ. В поволжском регионе сейчас проживает 473 015 марийцев, что составляет 1,58% от количества жителей.

На традиционном марийском женском костюме всегда много украшений, которые много могут рассказать о статусе женщины. Марийцы бережно хранят родную культуру, язык, костюм, фольклор и традиционную культуру.

Украинцы

Первые волны массового переселения малороссов в поволжский регион относятся к XVII в. Они переселялись сюда на плодородные малообжитые земли вместе с русскими крестьянами, а к началу следующего века появились этнические украинские села и слободы.

Условия Поволжья были схожими с родными украинцам, многие именно поэтому шли на такое дальнее переселение. Украинцы предпочитали селиться в этнических селах, либо рядом с русскими, с инородцами рядом селились крайне редко. Их села практически ничем не отличались от типичных украинских.

В этнических селах украинцам удавалось веками сохранять родные традиции и язык, промыслы и фольклор, кухню, разговорную речь и обрядовость. Селясь рядом с русскими, украинцы быстро утрачивали собственную культуру и попадали под влияние русской.

Сегодня в поволжском регионе проживает 272 385 украинцев, что составляет 0,91% от числа местных жителей.

Казахи  

В большинстве поволжские казахи являются потомками Букеевской орды, остальные происходят из родов, традиционно кочевавших по Общему Сырту. Крупнейшая казахская диаспора 149 415 человек проживает сегодня в Астраханской области. Всего в поволжском регионе сейчас живут 221 047 казахов, что составляет 0,74% от числа местных жителей.

Казахи стали заселять стремительно пустеющее Поволжье в XVIII в. после переселения большого количества калмыков в Джунгарию в 1771 г. Павел I пожаловал переселяющихся сюда казахов плодородными землями. Местные поволжские казахи смогли полностью сохранить основные традиционные виды деятельности, самобытную культуру, язык и традиции.

Здесь повсеместно работают общества казахской культуры и языка, известно общество «Жолдастык», издается газета «Ак арна».

Армяне

Выходцы из исторической Армении появились в поволжском регионе в XII в, территория тогда была обширным государством Волжско-Камской Булгарией. За отдельными армянскими семьями на плодородные равнины Поволжья в XIII в. переселялось все больше армян. Создавались этнические слободы в Сарай-Берке.

С разорением северных областей Армении тысячи армян попадали в астраханский плен. С распадом Золотой Орды множество армян осели в столичном для Астраханского ханства городе Хаджи-Тархан. О длительном присутствии армян в поволжском регионе говорят многие топонимы местности.

Сейчас здесь проживает 108 774 армян, что составляет 0,36% от числа жителей.

Коми-пермяки

Автохтонным коренным народом Поволжья являются коми-пермяки. При формировании самобытного коми-пермяцкого этноса участвовали очень разные племена, обские угры, ненцы, коми-зыряне, удмурты, славяне. Консолидация и самоопределение народа походило в XII-XIV вв.

, на их территории, управляемой князем появляются укрепленные торговые поселения. Живущие близко к природе коми-пермяки поклонялись священной крылатой Богине-матери и обожествляют природные стихии. В состав Московии территории, населенные коми-пермяками окончательно присоединены в 1472 г.

Некоторое время местный князь еще управлял своим народом, но к 1505 г. его власть упразднена. Исторически коми-пермяки занимались животноводством и пашенным земледелием, пушной охотой и ловлей рыбы, бортничеством и заготовкой древесины.

Сейчас в поволжском регионе проживает 82 979 представителей этноса, что составило 0,28% от числа жителей.

Азербайджанцы

В поволжском регионе проживает 80 727 азербайджанцев, что составило 0,27% от числа местных жителей.

В переселении азербайджанцев в приволжские степи различают несколько этапов: появление отдельных азербайджанских семей в Волжско-Камской Булгарии, появление этнических слобод и поселений в Сарай-Берке и Астрахани, приезд азербайджанских специалистов на предприятия Поволжья в советские годы. Местная азербайджанская диаспора участвует в общественной жизни региона, проводит этнические праздники и фестивали.

Население поволжского региона отличается разнообразием национальностей, культур и религий. Здесь живут представители трех мировых религий: из них христиане, мусульмане и буддисты.

Поволжье относится к высоко урбанизированным территориям, до 73% ее населения живут в больших и малых городах.

Крупнейшими городами-миллионерами поволжского региона стали Казань и Самара, сравнительно большие города Саратов и Тольятти, Пенза и Астрахань, Волгоград и Ульяновск.

Источник: https://karatu.ru/narody-povolzhya/

«И все-таки: татары как этническая популяция сформировались в период Золотой Орды»

Народы проживающие на территории поволжья. Из истории народов поволжья

Как происходил этногенез тюрков Поволжья и Урала

Генофонд тюркских народов — тема, в которой больше вопросов, чем ответов. Заместитель директора Института истории им. Ш.

Марджани Радик Салихов и администратор татарского ДНК-проекта Максум Акчурин в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывают о влиянии кочевников Центральной и Восточной Азии на этногенез татар Среднего Поволжья и Урала.

Ученые делают обзор последних публикаций генетических исследований и пытаются выяснить, насколько родственны татары и башкиры с другими народами Евразии.

Целый ряд ключевых работ по истории степных народов Евразии был опубликован ведущими генетиками в последние годы. Огромное степное пространство от Венгрии до Монголии с древних времен населяли разные племена и народы.

Но в этом обзоре нам хотелось бы выяснить, позволят ли результаты проведенных исследований обнаружить связи современных татар Среднего Поволжья и Урала не столько с западными кочевниками, которые географически ближе, а именно с восточноазиатскими.

В первую очередь хотелось бы обратиться к работе Б. Юнусбаева, М. Метспалу и других соавторов «The Genetic Legacy of the Expansion of Turkic-Speaking Nomads across Eurasia» («Генетическое наследие экспансии тюркоязычных кочевников в Евразии»).

В ходе своего исследования авторы решили сравнить аутосомы тюркских народов и их нетюркских соседей с четырьмя этносами Южной Сибири и Монголии: тувинцами, монголами, бурятами и эвенками.

Для оценки было использовано два независимых метода: вычисление пропорции компонентов Admixture и метод анализа IBD-сегментов и блоков, имеющих общее генетическое происхождение.

Оба метода показали, что в Западной Евразии, несмотря на общую во многом схожесть с генофондами соседних народов, более высокую долю взятых генетических азиатских компонентов имеют тюркоязычные народы.

След восточных миграций у всех разный — у кого-то он более значительный (например, у башкир), у кого-то выражен меньше (например, на Кавказе и Турции), но именно его наличие как раз и отличает тюркские народы от их нетюркских соседей. Из нетюркских этносов исключение составляют калмыки и исследованные марийцы из Башкортостана, у которых обнаруженные следы восточных миграций сопоставимые с тюркскими. В частности, и татары, и чуваши имеют чуть больший вклад компонентов Южной Сибири и Монголии по сравнению с удмуртами, коми, карелами, вепсами, а также мордвой (мокша или эрзя) и русскими.

Затем ученые, используя определенные методы (ALDER и SPCO), выполнили расчеты датировок времени последнего значимого генетического смешивания для различных тюркских популяций. В итоге было обнаружено несколько волн восточноазиатской экспансии.

Так, было установлено, что последняя значительная «примесь» (admixture) у современных казахов, узбеков, кыргызов, а также татар и башкир произошла в период XIII—XIV веков.

При этом авторы отметили, что перечисленные народы разговаривают на тюркских языках, относящихся к кыпчакско-карлукской языковой группе.

Для сравнения интересно рассмотреть ситуацию у северокавказских тюрков. Для балкарцев обнаруживается «примесь», происшедшая в VIII веке, т. е. отражается влияние ранних тюрков, зато наиболее поздняя и более значительная примесь была у кумыков в XV—XVI веках и у ногаев в XVI—XVII веках.

Отметим, что доля компонентов Южной Сибири и Монголии у исследуемых кубанских ногаев и татар сопоставима. А вот у чувашей период смешивания выпал на IX век.

Таким образом, стоит подчеркнуть, что татары уже как этническая популяция сформировались в период, который совпал с ордынской эпохой и связанной с ней новой крупной тюркской экспансией потомков восточных кыпчаков и карлуков.

В то время как на чувашей и балкарцев золотоордынское влияние, видимо, генетически никак не сказалось. Не отразилось оно и на языковом уровне — у этих народов зафиксировались следы только более ранней тюркской экспансии.

«Следы восточных скифов обнаруживаются исключительно среди тюркоязычного населения»

В 2017 году вышла еще одна статья «Ancestry and demography and descendants of Iron Age nomads of the Eurasian Steppe» («Происхождение, демография и генетическое наследие кочевников евразийских степей периода раннего железного века») с результатами генетических исследований ДНК останков из древних захоронений обширного пояса степей Евразии скифской эпохи. В основном были изучены митохондриальные ДНК (прямая женская линия) и сделано небольшое количество полногеномных анализов. Исследования выявили различия в формировании генетического состава древних кочевников скифской эпохи, населявших западную и восточную части Евразийского степного пояса. Тем не менее, несмотря на огромное географическое расстояние, между западными и восточными кочевниками скифской эпохи зафиксированы многочисленные генетические контакты.

В генофонде у всех степных кочевников раннего железного века обнаружено нескольких предковых компонентов — восточно-евразийского и западно-евразийского происхождения. Западный компонент проникал на юг Сибири и далее на Алтай еще с бронзового века — по мнению авторов, его носителями были представители ямной культуры.

Исследователи отметили, что западные обитатели степей оставили заметный вклад для многих народов Евразии, а вот следы восточных скифских групп обнаруживаются исключительно среди тюркоязычного населения.

Особенно высока их доля у теленгитов, тубаларов, тофаларов, кыргызов, казахов, каракалпаков, но также они обнаружены еще дальше на запад у поволжских татар (!).

Татарская родня

В 2018 году была представлена большая научная работа «137 ancient human genomes from across the Eurasian steppes» («137 древних геномов человека со всей Евразийской степи»), написанная группой ученых под руководством Эске Виллерслева — одного из ведущих мировых специалистов в области изучения древнего ДНК. В ней были исследованы образцы различных исторических эпох на всем степном пространстве Евразии. И что важно, кроме аутосом для многих образцов удалось получить результаты секвенирования Y-хромосомы, определяющей родство по прямой мужской линии.

Статья содержит много интересных выводов о взаимном влиянии западных и восточных обитателей степей на протяжении разных эпох, все исходные данные были помещены в открытый доступ в сети интернет на ресурсах Европейского биоинформационного института.

А значит, мы имеем возможность сравнить результаты конкретных образцов древних ДНК с образцами современных татар. Приведем несколько примеров (первоначальная интерпретация была выполнена Тедом Канделлом (Theodore E.

Kandell) — участником проекта Open Genomes, образцы гаплогруппы Q проверил Владимир Гурьянов — администратор проектов по гаплогруппе Q в Family Tree DNA и YFull, затем более детальная интерпретация была выполнена командой проекта «YFULL».

Так, можно обнаружить, что в одну родственную по прямой мужской линии группу (субклад), которую определяет SNP-маркер Q1b-YP4500, с образцом DA127 из захоронения ранних гуннов в Тянь-Шане (датировано IV веком, расположено в 12 км к юго-востоку от с. Кегень Райымбекского р-на Алматинской обл.

, Казахстан) попали многочисленные потомки одних из самых знатных и влиятельных татарских родов Кадомского уезда (ныне это территория на границе Рязанской, Нижегородской областей и Республики Мордовия), известных по документальным источникам с начала XVI века.

Представителями этих родов были князья и мурзы таких старинных фамилий как Мансыревы, Дивеевы, Аганины, Сюндюковы, Разгильдеевы, Исеевы и др.

Некоторые представители гаплогруппы R1b из современных татар оказались в одной близкородственной группе R1b-Y14051 с кимаком DA87 из Прииртышья (захоронение датировано VIII веком, расположено в Павлодарском р-не, Павлодарская обл., Казахстан) и средневековым кочевником DA93 из того же региона (захоронение датировано IX веком, Актогайский р-н, Павлодарская обл., Казахстан).

Также мы можем обнаружить татар, находящихся в группе C-Y4580 вместе с образцом DA28 из золотоордынского захоронения на территории Казахстана (датировано XII—XIII вв., Улытауский р-н, Карагандинская обл., Казахстан).

Мы можем еще отметить наличие татарских представителей, которые попали в ряд более древних родственных групп, образованных несколько тысяч лет назад. Итак, отдельные представители татар находятся в следующих субкладах:

  • в субкладе R1b-Y20750 вместе с образцом DA92 железного века из кенжекольского захоронения в Прииртышье (датировано I веком, Павлодар, Казахстан);
  • в субкладе R1a-YP1456 вместе с образцом DA385 из гуннского захоронения на Тянь-Шане (датировано VI веком);
  • в субкладе R1a-Y39884 вместе с образцом DA223 из усуньского захоронения на Тянь-Шане (датировано III веком до н. э.) и образцом DA27 из гунно-сарматского захоронения в бассейне р. Тобол (датировано V веком, Костанайская обл., Казахстан);
  • в субкладе R1a-S21872 вместе с образцом DA100 из гуннского захоронения на Тянь-Шане (датировано IV в.);
  • в субкладе J2a-PF4993 вместе с образцом средневекового кочевника DA124 из захоронения на Тянь-Шане (датировано VIII веком, Енбекшиказахский р-н, Алматинская обл., Казахстан).

Существует большая вероятность, что среди результатов ДНК-тестов современных татар с непроверенными SNP-маркерами некоторые относятся к родственным группам Q-L713 и Q-L715, в которые попали образцы из захоронений на Тянь-Шане гуннов DA54, DA74 (датированные IV—V веками) и древнего тюрка DA86 (датировано VI веком).

Таким образом, представленные в обзоре результаты современных генетических исследований демонстрируют, что этногенез тюркских народов Поволжья и Урала связан с несколькими волнами экспансии восточноазиатских кочевников в западную Евразию.

Значительное влияние, как минимум на язык татар Поволжья и Урала, оказал приход потомков восточных кыпчаков в золотоордынский период (XIII—XIV веков). Причем он непосредственно отразился на генофонде — их генетические следы обнаруживаются у всех современных татар. Да, можно отметить, что это явление не носило столь массового характера с точки зрения генетики.

Но, несмотря на малочисленность восточных степных «пришельцев», их доминирование сыграло значительную роль в процессах формирования новых тюркских этносов.

ОбществоИсторияТехнологии БашкортостанТатарстан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/125876-etnogenez-tyurkov-povolzhya-i-urala

Основные вехи

Народы проживающие на территории поволжья. Из истории народов поволжья

В процессе освоения территории Среднего Поволжья можно выделить несколько этапов. Уже в эпоху палеолита здесь появились стоянки первобытных людей. В период бронзы и железа количество поселений возрастает, на смену присваивающему хозяйству: приходит производящее, население наряду со скотоводством занималось земледелием и ремесленным производством.

Одними из первых жителей юга Поволжья, известных с IV-III тыс. до н.э., были люди европеидной расы. Уже с энеолита и бронзы эта территория была освоена племенами хвалынской, ямной, полтавкинской культуры.

В середине II тыс. до н.э. племенами срубной культуры оказалось заселенным практически все Среднее Поволжье. В происхождении срубной культуры приняли участие ряд предшествующих культур ранней и средней бронзы.

С IV века до н.э. до IV века н.э. полными хозяевами Великой Степи становятся сарматы вероятно, древнее название Волги – Ра – существует именно в это время.

В это же время, в I тыс. до н.э., на Самарской луке жили лесные племена, говорившие на финно-угорских языках. Финно-угры оставили редкие памятники белогородского типа и городецкой культуры.

С конца VII века на юг Среднего Поволжья начинают проникать тюрко-язычные племена из Нижнего и Среднего Поволжья и Приазовья. По характеру своей материальной культуры они тесно связаны с сарматско-аланским населением Приазовья.

В середине VIII века в Среднее Поволжье начинают проникать новые волны кочевников, основной их целью были более северные территории современных Татарии и Ульяновской области. В VIII-IX веке здесь фиксируются следы пребывания угорских племен кушнаренковской культуры.

Очевидно, все эти разноязычные группы населения – тюркские, финоугорские, славянские – вошли в состав гос-ва Волжская Болгария. Самарское Поволжье явилось южной пограничной территорией, а возможно, и южным удельным княжеством Волжской Болгарии.

Здесь находилось несколько городов: Муромский городок и менее крупные – Переволокское и Междуреческое городища.

В конце IX-начале Х вв. Самарская Лука вошла в состав раннефеодального государства Волжская Болгария. В Х в. на окраине этого государственного образования возник Муромский городок, игравший заметную роль в развитии ремесел и торговых связей с кочевнической степью. Эти традиции были нарушены монгольским нашествием.

Монголо-татарское нашествие нарушило мирную жизнь Волжской Болгарии. Были разрушены поселения и разорены хозяйственные угодья, превращен в руины Муромский городок.

Возможно, и на Усе монголо-татары организовали ряд поселений, населив их подневольными русскими, болгарами и мордвой.

Можно предположить, что существовал какой-то центр золотоордынского монгольского расселения на востоке Самарского левобережья, где известен ряд топонимов, которые можно связать по происхождению с монгольскими языками – Аманак, Кутулук, Сухой Авраль, Толкай.

Среднее Поволжье в XVI-XVII вв

В начале XVI века край представлял из себя неисследованный регион, который, по сути, ещё не стал частью Российской империи, территория которого была практически не заселена.

Новый этап освоения края начался с середины XVI в., когда Поволжье вошло в состав России. В колонизационном процессе активное участие принимали бежавшие от усиливающегося гнета феодалов крестьяне из центральных уездов страны.

Они являлись основным источником формирования волжского казачества – своеобразной народной республики, где не было места для эксплуатации и насилия.

Русские переселенцы несли сюда традиционные методы земледельческого и ремесленного производства, что ускорило процесс освоения новых территорий, в котором активное участие приняло коренное население Поволжья – татары, башкиры, чуваши, мордва.

В XVI начало складываться казачество. К концу XVI века начался процесс деления казачества на донское, яицкое, терское и волжское. Привлечение казаков шло из-за волжских богатств, хотя постоянных городов они не строили, а в основном совершали кратковременные набеги. Но складыванию казачества помешало сооружение Самары.

Коренное население Поволжья составляли стрельцы и беглые люди, которые постепенно осели на территории Самарского края. Самара, основанная в 1586 г., стала перевалочным пунктом на волжском торговом пути и на дорогах из Средней Азии и Яика.

Наиболее ранним районом сельского расселения на территории Самарского Поволжья, сохранившим комплекс своих поселений до настоящего времени, являлась Самарская Лука, которая делала заселенные места относительно безопасными от набегов кочевников. Поэтому Поволжье начали постепенно заселять мордва, чуваши, русские.

Помещичьи селения начали появляться в первой половине XVI века. Их основывали как правило рядом с Волгой, в межгорных долинах, на низменных местах.

Уже в XVII-XVIII вв. возникали села и деревни с этнически смешанным населением.

Наряду с вольной колонизацией существенное значение имели правительственные мероприятия по хозяйственному освоению края: строительство крепостей и засечных линий в XVI-XVIII вв.

, раздача земель, лесов и водных угодий боярам, помещикам и монастырям, а также проведение в интересах дворян-помещиков во второй половине XVIII в. генерального межевания и поселение на территории края немцев-колонистов.

В последней четверти XVII столетия вся пригодная для сельскохозяйственной деятельности территория Самарской Луки оказалась освоенной. Наступает аграрное перенаселение региона, начинается массовый отток населения на Урал, Дон, в селения Левобережья.

Рост феодальной земельной собственности сопровождался усилением эксплуатации всех слоев сельского и городского многонационального населения края. Особенно велик был накал противоречий на окраинных землях России: на Дону, в Поволжье, население которых приняло активное участие в крестьянских войнах XVII-XVIII вв.

История края в XVIII – начале XIX вв

Степное порубежье

В XVIII век Самарский край вступил еще как порубежный, сохранявший военное значение. Старые городские укрепления г. Самары погибли в большом пожаре 1703 года. В течение последующих трех-четырех лет построили новые оборонительные инженерные сооружения, более соответствующие времени. Они расположились на свободном месте вне сгоревшего старинного кремля.

Вместе с тем г. Самара перестал быть изолированным опорным пунктом на волжском левобережье. Вглубь степи стали выдвигаться новые крепости и укрепленные линии. Еще большее значение имело начавшееся в 1736 г. строительство Самарой укрепленной линии.

Со строительством пограничных укреплений, продвигавшихся в степь, значение г.Самары как крепости падало, ее укрепления перестали ремонтироваться и поддерживаться.

Земледельческое освоение

Исход калмыков стимулировал быстрое освоение заволжских степей, так как сравнительно малочисленное башкирское и казахское население не могло занять освободившиеся пастбища, которые все активнее стали обращаться в крестьянские пашни и сенокосы.

Традиционная территория башкирских кочевий к тому же сама продолжала сокращаться. До 1736 г. действовал закон, запрещавший куплю-продажу башкирских земель. После его отмены башкиры быстро распродали свои дальние кочевья в Поволжье, ограничившись территорией внутренней Башкирии.

Часть этих земель приобреталась государственными крестьянами, но в основном их скупали за бесценок помещики и затем переводили туда своих крепостных. Блестящее литературное описание того, как заключалась такая сделка, открывает “Семейную хронику” С.Т.

Аксакова, в которой дана великолепная по художественному мастерству и исторической точности картина жизни русских переселенцев, помещиков и крестьян, в Заволжье конца XVIII века.

К началу последней четверти XVIII в. были освоены уже немалые пространства нашего края за исключением крайних южных и юго-восточных районов, где оседлого населения практически не было. На той территории волжского Левобережья и Заволжья, что лежала между бассейнами Черемшана и Самары в 1760-е гг., проживало уже около 100 тыс.

человек. Из них дворяне и чиновники составляли 1% населения, горожане 2%, военно-служилые сословия (казаки, калмыки, Черкассы, отставные военнослужащие) 20%, крестьяне 77%. Пестрым был национальный состав.

На долю русских приходилось 44%, народов Поволжья (татары, чуваши, мордва) – 46%, калмыков – более 8%, Украинцев – более 1% жителей.

Если в начале XVIII в. пашенного земледелия в Заволжье и даже в окрестностях с самой Самары практически не было, то в течение столетия оно распространилось очень широко.

В основном крестьяне для собственного употребления сеяли рожь и овес, но росли посевы под пшеницей, которая главным образом шла на продажу и производилась на помещичьих полях.

Выращивались также ячмень, просо, гречиха, горох, лен, конопля.

Разнообразие культур помогало крестьянину выжить в условиях резко континентального климата с его частыми засухами и другими погодными перепадами. Труд земледельца подвергался здесь большому риску. Простое увеличение площадей под одной сельскохозяйственной культурой или даже тщательная подготовка почвы под ее посев не снижали степени риска.

Выход крестьяне находили в засеве нескольких участков хлебами, которые по-разному переносили засуху, заморозки на почве, болезни и т.д. Основными орудиями труда оставались в крестьянском и помещичьем хозяйстве соха, борона, серп и коса. Для подъема новых земель использовался тяжелый плуг и его поволжская разновидность – “сабан”.

Но для работы с ним требовалось от трех до пяти и даже шести лошадей, что было под силу зажиточному крестьянину. Впрочем, хозяйств, богатых скотом, было достаточно в крае, изобиловавшем пастбищами и сенокосами. Обычно на крестьянском или казачьем дворе имелись две-три лошади, но нередко случаялось, когда у одного хозяина было и 10, и 20, и еще более коней.

Распространено было также овцеводство, молочное животноводство, выращивание свиней домашней птицы.

Итак в XVIII – первой половине XIX вв. в крае сложились объективные предпосылки для становления и развития прусского и американского путей развития аграрного капитализма.

Среднее Поволжье в XIX – начале ХХ вв

С образованием в 1851 г. Самарской губернии экономическая и культурная жизнь края еще более оживилась. Более активно закладывались основы промышленного производства, продолжалось освоение Заволжья, появились очаги культуры и просвещения, стали издаваться газеты.

После падения крепостного права социально-экономическое развитие Среднего Поволжья ускорилось.

Рост торговли и промышленности был связан со строительством железных дорог и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывавший центр страны с Сибирью и Средней Азией.

Ведущими отраслями продолжали оставаться пищевая, текстильная, деревообрабатывающая. Более благоприятные условия для металлообрабатывающей и химической отраслей промышленности сложились в 1909-1917 гт.

Темпы развития аграрного капитализма в лесостепных уездах губернии были весьма низкими в связи с сохранением в аграрном строе поместного землевладения и других пережитков феодализма. В степных уездах уже в 70-х гг. XIX в. появились и стали развиваться хозяйства фермерского типа – возник район торгового зернового земледелия.

Революционный вихрь 1917 года захватил и перевернул сложившийся в крае жизненный уклад.

Различные общественные течения, политические партии и организации функционировали в губернском и уездных центрах, пытались воздействовать на массовое рабочее и крестьянское движение.

В Самаре, также, как и в центре, верх в этой борьбе одержали радикальные силы, стремившиеся к преобразованию общественных отношений на принципах всеобщего уравнительного перераспределения.

Прошлое Среднего Поволжья – славные героические страницы летописи России.

Источник: http://povolzje.yartel.ru/povolzhe

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: