Меры по охране земельных ресурсов. Меры охраны земель. Мероприятия по минимизации ущерба причиняемого наземным позвоночным

Содержание
  1. охраны земель
  2. Мероприятия по охране земель
  3. Программы, предназначенные для охраны земель
  4. Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований
  5. Улучшение малопродуктивных земель путем использования плодородного слоя почвы
  6. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ
  7. Консервация земель
  8. Охрана земель, расположенных в населенных пунктах Крайнего Севера
  9. Экономическое стимулирование охраны земель
  10. Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
  11. Рациональное использование земли: понятие и цели
  12. Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании
  13. Освоение новых земельных угодий
  14. Мониторинг и охрана земель
  15. Методы охраны земель
  16. Контроль над рациональным землепользованием
  17. Значение рационального землепользования
  18. Требования законодательства в сфере рационального землепользования
  19. Мероприятия по охране земельного участка в 2019 году: виды нарушений, цели и методы охраны земли | Земельный эксперт
  20. Нарушения состояния земель
  21. Методы охраны земельных участков
  22. Заключение
  23. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мероприятиям по охране земельных участков
  24. Вам будут полезны следующие статьи:
  25. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов
  26. Охрана земель и окружающей среды
  27. Законодательное регулирование охраны земель
  28. Охрана земель и государственный контроль
  29. Цели и содержание охраны земель
  30. Охрана сельскохозяйственных земель и лесного фонда
  31. Охрана земель
  32. Охрана земель и охрана окружающей среды
  33. Правовое регулирование охраны земель
  34. Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда

охраны земель

Меры по охране земельных ресурсов. Меры охраны земель. Мероприятия по минимизации ущерба причиняемого наземным позвоночным
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельный надзор » охраны земель

Под понятием охраны земель подразумевается определенная, установленная на уровне государства система организационных, правовых и экономических мероприятий, направленных на рациональное пользование участками, предотвращение вредного воздействия на них.

Под понятием охраны земель подразумевается определенная, установленная на уровне государства система организационных, правовых и экономических мероприятий, направленных на рациональное пользование участками, предотвращение вредного воздействия на них и, как следствие, изъятие из сельскохозяйственного оборота.

Данный процесс должен осуществляться с применением комплексного подхода к угодьям, которые признаются сложными природными образованиями. При этом понятия цели и содержания охраны земель обязательно учитывают региональные и законные особенности того или иного участка земли.

Мероприятия по охране земель

Для обеспечения охраны своих участков каждый владелец, пользователь или собственник земли должен проводить определенные мероприятия по охране земель, среди которых:

  • мероприятия, направленные на сохранение почвы и ее плодородности.
  • мероприятия, направленные на обеспечение защиты участков от водной эрозии, от заболачивания или подтопления, от иссушения или излишнего уплотнения. Кроме того, каждый собственник должен следить за тем, чтобы его участок не подвергался химическому или радиоактивному загрязнению, не захламлялся.
  • мероприятия, направленные на защиту земель, предусмотренных для ведения сельского хозяйства. В частности, собственник и пользователь участка должен следить за тем, чтобы земля не зарастала деревьями и кустарниками.
  • мероприятия, направленные на ликвидацию последствий разнообразных загрязнений и захламлений.
  • мероприятия, направленные на сохранение исходного или достигнутого уровня мелиорации участка.
  • проведение рекультивации земель, подвергшихся каким-либо нарушениям, восстановление их плодородного слоя и введение в оборот.
  • мероприятия, направленные на сохранение и преумножения плодородности почв.

Реализация каждого из таких мероприятий тщательным образом проверяется уполномоченными на это органами государственной власти.

Программы, предназначенные для охраны земель

На законодательном уровне предусмотрена разработка различных программ, направленных на охрану земель. Всего выделяется несколько видом программ:

  • программы государственного уровня;
  • программы регионального уровня;
  • местные программы охраны земель.

Каждая такая программа должна включать в себя определенные задачи и мероприятия, учитывающие все нюансы хозяйственной деятельности того или иного региона страны.

Относительно недавно в стране завершилась одна из самых успешных правовых программ, направленная на сохранение плодородного слоя почвы и на его восстановление. В качестве целей данной программы были выделены:

  • сохранение земель;
  • рациональное использование земель, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  • создание всех необходимых условий для поддержания и повышения качества производимой сельскохозяйственной продукции;
  • повышение качества и плодородности почв.

Мелиорация земель и повышение плодородия почв для проведения учета экологических требований

На законодательном уровне устанавливается определенный порядок, согласно которому осуществляется внедрение и последующее использование новых технологий, так или иначе направленных на восстановление земельных участков, относящихся к одной из категории.

Отдельно стоит отметить, что внедрение технологий, которые направлены на мелиорацию участков, а также на повышение плодородности почв допускается, только если они соответствуют:

  • требованиям, установленным экологическим законодательством;
  • требованиям, предусмотренным санитарно-гигиеническими нормами;
  • прочим требованиям, отраженным в законодательных актах.

Улучшение малопродуктивных земель путем использования плодородного слоя почвы

Если при проведении разнообразных строительных работ или работ, основная цель которых заключается в добыче полезных ископаемых, происходит нарушение плодородного слоя почвы на определенном участке земли, плодородный слой должен быть обязательно снят, чтобы использоваться для улучшения малопродуктивных земель.

Использование плодородного слоя почвы допускается только при соблюдении данного правила, установленного на уровне государственного законодательства.

Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ

Под данным понятием подразумевается предельная концентрация вредного вещества в окружающей среде и почве, постоянный контакт с которым никак не отразится ни на здоровье самого контактирующего человека, ни на здоровье его потомства.

Данный норматив для окружающей среды устанавливается на уровне государственного законодательства специально уполномоченными на это учреждениями федеральной власти. Сейчас при установке норматива предельно допустимой концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве учитываются:

  • люди;
  • растения;
  • животные;
  • грибы;
  • микроорганизмы;
  • различные природные сообщества.

В рамках регулирования предельной концентрации вредных веществ в окружающей среде и почве, в частности, разработаны специальные нормативы добавления минеральных удобрений.

Чтобы проверить соответствие почвы установленным на законодательном уровне требованиям, специально уполномоченными на эти действие организациями осуществляются следующие виды обследования:

  • геоботанические;
  • агрохимические;
  • почвенные.

Консервация земель

Согласно соответствующему Постановлению Правительства РФ в определенных случаях появления деградированных участков допускается консервация земель. В частности, проведение подобного мероприятия допускается в следующих ситуациях:

  • Если земли подверглись ветровой или водной эрозии, засолению или излишнему уплотнению. Отдельно здесь выделяются земли с нарушенным покровом, расположенные в населенных пунктах Крайнего Севера и преимущественно использующиеся в качестве оленьих пастбищ.
  • Участки земли, имеющие просадки из-за использования недр или каких-либо естественных процессов в природе.
  • Земли с опасной концентрацией радиоактивных веществ, нефти и разнообразных нефтепродуктов, различных токсических веществ.

Охрана земель, расположенных в населенных пунктах Крайнего Севера

Всего в законодательстве выделяется несколько категорий земель, расположенных в населенных пунктах Крайнего Севера, где осуществляется охрана:

  • оленьи пастбища;
  • отгонные пастбища;
  • сезонные пастбища.

Охрана земель в таких населенных пунктах осуществляется в соответствии с актами федерального законодательства, составленными на их основе актами субъектов государства.

Экономическое стимулирование охраны земель

Чтобы повысить заинтересованность пользователей, арендаторов, владельцев и собственников участок в сохранении и, при необходимости, восстановлении плодородности используемых ими почв от различных негативных воздействий, возникающих в ходе выполнения ими хозяйственной деятельности, на законодательном уровне предусмотрено экономическое стимулирование.

Подобное стимулирование, направленное на уменьшение деградированных земель, проходит в определенном порядке, предусмотренном законодательством о бюджете, а также законодательными актами о налогах и сборах государства.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnyj-nadzor/soderzhanie-ohrany-zemel.html

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Меры по охране земельных ресурсов. Меры охраны земель. Мероприятия по минимизации ущерба причиняемого наземным позвоночным

Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве.

При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет.

Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.

Рациональное использование земли: понятие и цели

Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:

  • экономическая;
  • экологическая.

К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.

Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.

Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:

  1. Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
  2. Обеспечение интересов общества в целом.
  3. Эффективность производственного процесса.
  4. Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.

Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.

Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Освоение новых земельных угодий

Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:

  1. Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
  2. Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
  3. При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.

Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.

Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.

Мониторинг и охрана земель

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.

Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:

  • различные виды эрозии;
  • засоление;
  • засорение промышленным мусором;
  • иссушение;
  • затопление;
  • засорение горной почвой.

В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель.  Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Методы охраны земель

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Контроль над рациональным землепользованием

Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.

На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.

Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.

В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.

Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.

Значение рационального землепользования

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу.

Вместе с тем они  позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения.

Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

В целом, рациональное землепользование дает обществу:

  • эффективное экономическое производство;
  • оптимальный расход природных ресурсов;
  • охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
  • постепенное освоение новых ресурсных баз;
  • интенсивное землепользование.

Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.

Требования законодательства в сфере рационального землепользования

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками.

Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/ratsionalnoe-ispolzovanie.html

Мероприятия по охране земельного участка в 2019 году: виды нарушений, цели и методы охраны земли | Земельный эксперт

Меры по охране земельных ресурсов. Меры охраны земель. Мероприятия по минимизации ущерба причиняемого наземным позвоночным

Понятие правовой охраны земель – это комплекс мер, предусмотренных законодательными документами и направленных на обеспечение правильного пользования землей, увеличение ее плодородия и уровня защищённости от разрушения, истощений. Охрана земель – один из основополагающих принципов земельного права.

Она содержит комплексную методику подхода к земельной территории, как к сложному природному механизму.

Вопросы и задачи, связанные с охраной земельных участков регулируются 12 и 13 статьями ЗК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Цели охраны земель предусматривают:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • создание механизма проверки и учёта экологического состояния земельных угодий;
  • обеспечение процесса по возрождению и улучшению почвы, которая подвергалась деградации;
  • обеспечение рационального землепользования;
  • предотвращение разрушения и деградации грунтовой поверхности.

Государственный контроль за использованием и охраной земель выполняется уполномоченными муниципальными и государственными органами в соответствии с действующими российскими законами (ст. 71, 72 главы XII ЗК РФ).

Нарушения состояния земель

Существует несколько типов нарушений состояния земли: нарушение поверхностного покрова, захламление, деградация, загрязнение.

Каждый из указанных типов возникает вследствие нерационального использования земельных наделов и бесхозяйственной деятельности лиц, пользующихся земельными ресурсами.

Также большое влияние на состояние земельных территорий могут оказать и отрицательные природные явления.

Деградацией земельных угодий является совокупность антропогенного и природного процессов, приводящих к изменениям в функциях грунта, к качественному и количественному регрессу состава земельного покрова, понижению степени хозяйственно-природной важности земельной территории. К основным видам деградации почвы относится:

  • засоление (осолонцевание);
  • заболачивание;
  • агроистощение;
  • опустынивание;
  • засорение;
  • эрозия (под влиянием ветра или воды);
  • физическая и технологическая деградация.

Под уровнем деградации грунта подразумевается характеристика состояния земли, которая отражается на свойствах и качестве почвенного покрова. Деградация достигает максимального уровня, когда становится испорчен или уничтожен почвенный покров.

Загрязнением земли являются изменения состава почвы через попадание в неё веществ, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье и жизнь людей, и на качество выращиваемой на таких землях сельхозпродукции. Это может быть почва, содержащая опасные вещества, уровень которых выше установленных норм. Наиболее часто загрязняется земля сельскохозяйственного назначения.

Захламлением земельных участков являются действия, связанные с размещением на почве различных предметов (определенных как мусор). Результатом таких действий станут проблемы в использовании территорий по их целевому назначению.

Нарушением поверхностного покрова земли является полное либо частичное разрушение почвы из-за неосторожных или умышленных действий по отношению к ней.

К земельным территориям с этим типом нарушения относится грунт, на котором поменян либо снят гумусовый слой.

Такой грунт непригоден для дальнейшего использования, если на нем предварительно не восстановить плодородный слой почвы.

Методы охраны земельных участков

Контрольные и надзорные органы РФ разрабатывают федеральные, региональные и местные программы охраны земель, которые включают список различных мероприятий, направленных на защиту почвы с учётом воздействия на неё природных явлений и хозяйственной деятельности. Такие мероприятия делятся на 2 основные группы: защитные и ликвидационные.

В ликвидационную группу вошли мероприятия, которые осуществляются с целью возрождения плодородия земли, рекультивации нарушенной почвы и ликвидации итогов возникших захламлений и загрязнений.

К защитной группе относится несколько типов мероприятий:

  1. Направленные на обеспечение защиты грунта от ветряных либо водяных эрозий:
    • гидротехнические – направлены на регулирование поверхностного стока вод методом изготовления террас, дамб, небольших платин, дренажных систем, бетонированных оврагов;
    • лесомелиоративные – это способы создания и правильного ухаживания за защитными лесонасаждениями, расположенными на площадях, которые находятся в эрозионной опасной зоне;
    • агротехнические – это действия направленные на обработку грунта, выращивание сельхозкультур и использование противоэрозионного севооборота.
  2. Направленные на защиту сельхозугодий и иных территорий от зарастания сорняковыми кустарниковыми растениями и мелколесьем, от селей или подтоплений, заболачиваний, иссушения.

Заключение

В завершение следует обратить внимание на несколько ключевых моментов статьи:

  1. Основной задачей охраны земли является защита почвы от различных нарушений в её состоянии и восстановление повреждённого земельного покрова.
  2. Основными видами нарушения состояния земельного участка является захламление, загрязнение и деградация грунта.
  3. Существует две подгруппы мероприятий, направленных на охрану земельных угодий: защитные и ликвидационные.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по мероприятиям по охране земельных участков

Вопрос: Меня зовут Евгений Ильич. Я проживаю на окраине небольшого посёлка. Недалеко от моего двора расположился маленький лесной массив, который был взят в аренду местным предпринимателем.

Большая часть лесопосадки сильно заросла различными кустарниками. В заросшей зоне начали собираться стаи собак и бродить «тёмные» личности.

Можно ли обязать арендатора расчистить лесопосадку от излишней растительности?

Ответ: Евгений, на основании пункта 2, статьи 55 Лесного Кодекса РФ (со ссылкой на 4-й подпункт, 1-го пункта) арендаторы обязаны осуществлять оздоровительно-санитарные мероприятия на взятые в аренду территории.

Если арендатор самостоятельно их не проводит, то вы имеете право обратиться в местный орган власти с жалобой на такого арендатора и потребовать, чтобы предпринимателя заставили расчистить лесопосадку. Ваши требования должны быть удовлетворены.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/pravovye-otnosheniya/meropriyatiya-po-oxrane-zemelnogo-uchastka/

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов

Меры по охране земельных ресурсов. Меры охраны земель. Мероприятия по минимизации ущерба причиняемого наземным позвоночным

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Возникающие экологические проблемы инициируют внедрение государственных программ по охране земельных ресурсов. Регулирование осуществляется на законодательном уровне, но личный вклад каждого человека в защиту природы неоценимо высок.

Охрана земель и окружающей среды

«Земельный ресурс» – понятие, более широкое, чем «почва». Он характеризует как рельеф, так и климатические условия, особенности животного, растительного мира, водные объектами. В ходе жизнедеятельности человек строит предприятия, выращивает скот, занимается земледелием, создает лесные хозяйства, заповедники.

Это ухудшает состояние окружающей среды. Нерациональное обращение с отходами, их накопление загрязняет поверхностный слой грунта, водоносные горизонты. Неконтролируемая добыча полезных ископаемых ведет к истощению слоев земной коры, изменению рельефа.

Уничтожение растительности сдвигает природное равновесие в биоценозах.

Задача мероприятий по охране окружающей среды – предупредить такие последствия. Правомерность использования природных ресурсов регулирует законодательство. Нормативным регулирующим документом является ГОСТ 26640-85. Существуют профильные регламенты по рациональному использованию природы:

  • Водных ресурсов,
  • Атмосферного воздуха,
  • Недр земли,
  • Животного, растительного миров.

Законодательное регулирование охраны земель

Земельный кодекс РФ – документ, регулирующий узаконивание пользования ресурсами. Он регламентирует процессы рационального использования и защиты всего, что связано с землей.

Во избежание неправомерного использования природных объектов и недопущения ухудшения состояния окружающей среды, функционирует государственное управление земельными ресурсами. Оно устанавливает четкие нормативные регламенты, инструкции, определяет механизмы их исполнения.

Для каждого участвующего в земельных отношениях юридического или физического лица существуют обязанности и права, а между контролирующими инстанциями распределены их полномочия. Так обеспечивается «правовая охрана земельного ресурса».

Задачами государственного управления отношениями являются:

  • разработка комплексных программ, включающих меры по минимизации негативного влияния на окружающую среду;
  • четкий контроль, надзор за использованием ресурсов;
  • проведение мониторинга состояния почвы.

Построение земельных отношений на местном уровне базируется на особенностях каждого региона, учитывает характеристику промышленности, образ жизни людей.

Не исключаются из системы охраны земельных ресурсов индивидуальные собственники земли и те, кто ею пользуется.

Охрана земель и государственный контроль

Государство активно занимается сохранением благополучия экологии и охраной земель. При нарушении норм государственные инспекторы вправе принимать административные меры, а также направлять дела в суд. Наказание за такие нарушения предусмотрены в «Кодексе РФ об административных правонарушениях».

Существует муниципальный земельный контроль. Осуществляют его органы местного самоуправления городов, районов. Предметом контроля являются объекты, расположенные на соответствующей территории.

Крайне важен общественный контроль пользования землей. Небезразличные к судьбе природы граждане объединяются в некоммерческие, негосударственные организации.

Они ставят перед собой задачу своевременно выявлять, доводить до сведения официальных органов земельные нарушения.

Объективным источником информации являются результаты земельного мониторинга, включающего:

  • лабораторные исследования качества, безопасности земельного ресурса;
  • результаты научного прогнозирования;
  • выявление «сигнальных моментов».

Цели и содержание охраны земель

Определяемые Земельным Законом действия имеют своей целью предотвратить загрязнения, уничтожение природного ресурса, свести к минимуму необратимые процессы. Только обеспечив рациональное использование почв, будет обеспечен баланс между первичным и вторичным их состоянием. Для этого необходимо:

  • восстанавливать химический состав почв после использования;
  • защищать земли от эрозий, деструкций, радиоактивного, химического загрязнения;
  • обеспечивать мелиорацию;
  • ликвидировать последствия человеческой деятельности.

Уполномоченные для контроля структуры ведут надзор за целевой разработкой участков, проведением на них оздоровительных мероприятий, восстановлением плодородия. Значение имеет защита охранных зон, водозаборов. Нарушение правил содержания ведут к сдвигу экологического равновесия, ухудшению состояния здоровья людей.

Охрана сельскохозяйственных земель и лесного фонда

Земли, используемые для сельского хозяйства или занимаемые лесным фондом, составляют предмет контроля государства. Забота о недопущении потери ими плодородия, поддержание экологического равновесия, необходимость охраны от незаконного использования – вот далеко неполный перечень задач соответствующей политики государства. Пути сохранения, улучшения земельных ресурсов:

  • Мелиорация,
  • Рекультивация,
  • Выявление эрозии, опустынивания, засоления почв, движения песков.

Аналогичные разделы работы определены для лесного фонда.

В РФ сегодня есть факторы, негативно влияющие на состояние окружающей среды. Это дегидратация почвы, очаги возгорания, добыча полезных ископаемых.

Негативно влияют расширение транспортной инфраструктуры, сложности с финансированием очистительных конструкций, урбанизация территорий.

Только совместными усилиями восстанавливается природное благополучие, избежать глобальных экологических проблем.

Источник: https://bezotxodov.ru/jekologija/ohrana-zemelnyh-resursov

Охрана земель

Меры по охране земельных ресурсов. Меры охраны земель. Мероприятия по минимизации ущерба причиняемого наземным позвоночным
Перейти к следующей статье

В наследство от двадцатого столетия двадцать первому веку достался огромный багаж экологических проблем. Охрана природы Земли, единственной обитаемой планеты Солнечной системы, превратилась в главную задачу, решаемую человечеством. Добиться прежних основных целей, включая рост благосостояния населения, в условиях экологического неблагополучия невозможно.

Весомой частью работы, направленной на сохранение окружающей среды, является максимально бережное расходование ресурсов ─ ресурсосбережение.

В отличие от других ресурсов, которые могут быть восполняемыми или, будучи не восполняемыми, по мере развития технологий имеют тенденцию к увеличению запасов (например, запасы ряда видов минерального сырья растут на фоне роста возможностей геологоразведки и обогащения полезных ископаемых), земельные ресурсы остаются величиной постоянной, сколь бы стремительно не наращивала свои возможности наука. Эпоха великих географических открытий, сопровождавшаяся появлением новых территорий, уже не повторится, а увеличивать площадь суши, осушая морское дно, безумно дорого. Поэтому сегодня земельные ресурсы и охрана земель неразрывно связаны между собой.

Охрана земель и охрана окружающей среды

Как будет «расшифровано» понятие «охрана земель» зависит от того, каким значением наделить слово «земля». Если истолковывать его узко, как синоним существительного «почва», тогда под охраной земель понимается охрана поверхности земли.

Более широкий взгляд на землю, как в «ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) – Государственный стандарт Союза ССР. Земли. Термины и определения» ─ нормативном документе, несмотря на свой почтенный возраст, до сих пор не отмененном, ─ делает методы и формы охраны земель более универсальными.

Если, подобно этому стандарту, рассматривать землю как важнейшую часть окружающей природной среды, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющуюся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства, задачи охраны земель становятся значительно масштабнее. Для их решения уже недостаточно проводить только мероприятия по охране поверхности земли, требуется осуществлять планирование использования и охраны земель, куда войдут охрана недр земли, подземных вод, растительности (например, лесов, если речь идет о лесных участках) и т. д. Т. е. в данном случае имеет место не просто охрана земель, а и окружающей среды в целом.

Использование и охрана недр земли, лесов, водных объектов, животного мира, атмосферного воздуха и иных природных ресурсов регулируют соответственно законодательства о недрах, лесное, водное, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании других природных ресурсов. К земельным отношениям нормы этих отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Правовое регулирование охраны земель

Земля как природный объект и природный ресурс и земельные участки как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю одновременно являются объектами земельных отношений.

Действия, направленные на охрану земель, должны опираться не только на достижения науки и технологий, но и на четко структурированную и продуманную совокупность законодательных мер, устанавливающих права и обязанности по отношению к земле всех участников земельных отношений.

В противном случае любые меры по охране земель, не сформированные в единую систему, останутся разрозненными и в силу этого не приносящими реальной пользы.

Для обозначения правовых основ охраны земель иногда применяют не совсем официальный с точки зрения нормативной документации термин ─ «правовая охрана земель».

Земельное право и охрана земель конечно не одно и то же, но понятия в значительной степени пересекающиеся. Законодательство в области охраны земель ─ составная часть земельного законодательства.

Важнейшим нормативным правовым актом, лежащим в его основе, является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ).

Учитывая, что «имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами» (статья 3 «Отношения, регулируемые земельным законодательством» ЗК РФ), можно говорить, что главный предмет регулирования земельных отношений ─ рациональное использование и охрана земель и все, что с этим связано.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относится:

  • управление использованием и охраной земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
  • разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель;
  • осуществление государственного земельного надзора.

Разработка и реализация соответствующих региональных программ, использование и охрана земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации, ─ это часть полномочий субъектов РФ в области земельных отношений. А в перечень полномочий органов местного самоуправления входят разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также решение вопросов местного значения в данной области.

Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, только если это не наносит ущерб окружающей среде. Осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов ─ одна из обязанностей по использованию земельных участков их собственников и лиц, не являющихся собственниками.

Ненадлежащее использование земельного участка, а именно невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв, может послужить основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Охрана сельскохозяйственных земель и охрана земель лесного фонда

Огромное значение для развития экономики и обеспечения продовольственной безопасности страны имеет охрана сельскохозяйственных земель. Сельскохозяйственные угодья ─ пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ─ имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Источник: https://zakadom.ru/ohrana_zemel

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: