Когда было крещение на руси. В каком году крестилась киевская русь

Содержание
  1. Как крестили Киевскую Русь
  2. Выбор веры
  3. Крещение Владимира
  4. Крещение Руси
  5. Итоги крещения
  6. День Крещения Руси 28 июля. Досье
  7. Учреждение праздника
  8. История Крещения Руси
  9. История празднования
  10. Празднование за рубежом
  11. День крещения Руси 28 июля: история и значение праздника
  12. Кто крестил Русь
  13. История крещения
  14. История праздника
  15. Крещение Руси князем Владимиром 988 год, суть кратко
  16. Предпосылки и причины
  17. Крещение Владимира и дружины
  18. Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси
  19. Христианство в XI-XII вв
  20. Значение крещения Руси
  21. Литература
  22. 1032-летия Крещения Руси
  23. Путь Руси к христианству. 
  24. Как крестились окраины Руси. 
  25. Значение крещения Руси 
  26. Четыре крещения Руси. Фальсификация истории Руси
  27. В каком году было крещение руси?
  28. Новые сведения из старой книги
  29. А кто ж Русь крестил?
  30. 1000 лет крещения Руси или 500 лет
  31. Василий Васильевич или Владимир!?
  32. Архиепископ новгородский Сергий
  33. Итак, год крещения Руси — 1489 от Рождества Христова

Как крестили Киевскую Русь

Когда было крещение на руси. В каком году крестилась киевская русь
Крещение РусиЯзычество на Руси

Перед принятием Христианства славяне были язычниками, каждое племя поклонялось своему богу, который был их покровителем. Множество языческих верований мешало племенам стать единым целым, нужна была общая религия. Первая попытка создать такую религию была у Владимира Святославовича.

После победы над всеми своими врагами и утверждение на престоле, он велел объединить всех главных славянских богов и установить в Киеве их идолы.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Но многим племенам не понравилось возвышение одного Перуна и принижение их богов, поэтому союз распадался.

Владимир понимал, что так это не работает и нужна новая религия, которая сможет сплотить людей.

Выбор веры

Выбор веры Владимиром

Князь стал думать какую веру установить. Иудейство сразу было отвергнуто, ему не понравилось, что священный город Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил в разные страны своих посланников, для того чтобы узнать плюсы и минусы каждой религии.

Доклад посланников содержал такие сведения:

Мусульманство – нет в них веселья, только печаль и смрад великий, католичество.Католичество – красоты не видели ни какой.Православие – служба их лучше, чем во всех других странах.

Посоветовавшись Владимир сделал выбор на византийской вере, на самом деле в основе выбора лежали понятные причины.

Огромное влияние на славянскую Русь, давние торговые и дипломатические отношения и могущество Византийской империи.

Историки спорят почему князь выбрал именно эту веру, истории есть разные, от шутливого типа того что Владимир любил выпить вино и поесть свинину поэтому отверг мусульманство. До серьезных которые говорят о том, что в 988 году в Киеве уже жили христиане их, было по мнению историков около 10-20% и даже бабушка Владимира княгиня Ольга, задолго до этого одна из первых приняла Христианство.

Так же упоминалось что, будучи ещё язычником, Владимир повелел своим войнам принести жертву богу Перуну, в качестве жертвы был выбран юноша христианин, отец которого был против и сопротивлялся воинам князя. Князь приказал убить их обоих, но перед смертью их мужество надолго запомнилось Владимиру.

На выбор повлияло все вместе или что-то одно, но есть ещё одно обстоятельство оно связанно с женщиной.

Крещение Владимира

Крещение Владимира

В 987 году в войсках Византийского императора вспыхнул бунт, тот попросил Владимира помочь разобраться с проблемой. Владимир согласился с условием что тот отдаст в жену свою сестру Анну, это бы сильно укрепило международный авторитет Руси потому что до этого не одна византийская принцесса не становилась женой какого-то европейского правителя.

Император принял своё условие для того чтобы князь принял крещение, Владимир согласился и разгромил мятежников. Но Византийский император не спешил выполнять свою часть договора, тогда Владимир пошёл на него войной и захватил город Корсунь. Император вынужден был уступить и Владимир женился на Анне.

Про крещение Владимира ходят разные легенды. Например, Корсунская легенда гласит что Владимир дал клятву креститься если возьмёт город.

Один Корсунцев по имени Анастас указал князю от куда в город поступает вода, князь перекрыл источник, и жители сдались.

Так же летопись рассказывает об очередном чуде, Владимир ослеп, а после крещения сразу прозрел, это окончательно убедило его в преимуществе Православия перед другими религиями.

По свидетельствам летописи Владимир после крещения, из жесткого и сурового, превратился в доброго и мягкого человека. Стал раздавать бедным одежду и пищу. До крещения у Владимира было много жен и наложниц в разных городах, но после того как он обвенчался с Анной, стал примерным семьянином. За это за всё, народ прозвал Владимира – Владимир Красное солнышко.

Крещение Руси

Крещение Руси

988 год, по возвращению в Киев Владимир приказал жителям приходить на Днепр и креститься, при этом он пригрозил всем, кто ослушается, лично с ними разобраться.

Киевляне, зная его нрав, послушались приказа. Так же князь велел с позором разрушить все статуи языческих богов и бросить их в Днепр.

Вообще Владимир активно занимался распространением религии по всей стране стали строится церкви и назначаться священники.

Первые священники были не славяне, а греки, приглашенные из Византии. Сам процесс христианизации растянулся на долгие 10-летия. Где-то он проходил мирно, а где-то вызывал жесткое сопротивление как например в Новгороде.

В результате слияния с язычеством на Руси образовалась новая форма Христианства – Русское Православие. За эти заслуги русская церковь причислила Владимира к лику святых, дав характеристику равноапостольного святого.

Итоги крещения

Крещение Руси

Крещение Руси повысило авторитет древне русского государства и способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура. Считается что Владимир заложил духовный фундамент истории таких государств как Россия, Беларусь и Украина. Церковь сохранила некоторые языческие праздники, но запретила жертвоприношение, многоженство и кровную вражду.

Ну Русь пришла письменность, образование и церковное искусство. Сложилась четкая церковная иерархия, появился метрополит из Константинополя, страна поделилась на церковные округа, которыми руководили епископы. Духовенство разделилось на белое и черное, белое – это когда священники служили в церквях, черное в монастырях.

Уважаемый гость, если вам понравился материал, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ждём вас снова на нашем канале.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/emperia/kak-krestili-kievskuiu-rus-5cb97397b499f700b34ae2f5

День Крещения Руси 28 июля. Досье

Когда было крещение на руси. В каком году крестилась киевская русь

ТАСС-ДОСЬЕ.

28 июля ежегодно отмечается День Крещения Руси – памятная дата, установленная в РФ в честь “важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности”. Официально праздник утвержден поправками в федеральный закон “О днях воинской славы и памятных датах России” от 13 марта 1995 года, подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 31 мая 2010 года.

Учреждение праздника

В православном церковном календаре 28 июля (15 по юлианскому календарю) является днем памяти святого равноапостольного князя Владимира – крестителя Руси. В этот день в церквях совершаются торжественные богослужения, проходят крестные ходы, проводятся праздничные концерты и выставки, посвященные событиям церковной истории.

В июне 2008 года патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) от имени Архиерейского собора Русской православной церкви (РПЦ) обратился к руководству России, Украины и Белоруссии с предложением включить день памяти святого Владимира в число государственных памятных дат.

В августе 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Владимир Путин поручили Министерству культуры разработать соответствующий законопроект. В мае 2010 года он был подписан главой государства.

История Крещения Руси

Киевский князь Владимир Святославич принял крещение в 988 году. Согласно древнейшей русской летописи – “Повести временных лет”, обряд состоялся в византийском поселении в Крыму – Корсуни (греческое название – Херсон, ныне территория города Севастополь). По другим источникам, Владимир был крещен в Киеве или в одной из своих резиденций близ него.

После принятия христианства Владимир приказал уничтожить в русских городах языческие капища, организовал крещение киевлян, а позднее и остальных жителей Древнерусского государства.

В 996 году в Киеве была учреждена русская митрополия, подчиненная Константинопольскому патриархату, а в других центрах Руси (в частности, в Новгороде) установлены епископские кафедры. В 990-е годы началось строительство первых каменных и деревянных церквей.

В целом процесс христианизации Древней Руси завершился к XII-XIII векам. Крещение способствовало расцвету культуры, распространению грамотности и книжности, развитию зодчества и других форм искусства.

По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти.

Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус.

Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах.

История празднования

На государственном уровне празднование Крещения Руси впервые состоялось в Российской империи в день памяти святого князя Владимира 15 июля 1888 года (по старому стилю) в связи с 900-летием события.

Одним из инициаторов государственных торжеств был обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев.

По всей стране прошли торжественные церковные службы, крестные ходы, праздничные собрания в общественных и государственных учреждениях, народные гулянья.

31 декабря 1929 года Архиерейский синод Русской зарубежной церкви постановил в день памяти святого равноапостольного князя Владимира особенно отмечать значение православной культуры “в церковной и государственной жизни русского государства”.

В 1987 года XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее “1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре”.

В годы перестройки произошла либерализация политики советской власти по отношению к православной церкви, накануне юбилея ей были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле.

29 апреля 1988 года состоялась встреча генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева с патриархом Пименом (Извековым) и постоянными членами Синода РПЦ. В советской прессе впервые появились статьи по истории православия, не связанные с атеистической пропагандой.

Церкви значительно облегчили издательскую и просветительскую деятельность. В результате в 1988 году церковные, общественные и научные мероприятия, приуроченные к 1000-летию Крещения Руси, стали масштабным событием в общественной жизни СССР.

Празднование за рубежом

На Украине День крещения Киевской Руси – Украины отмечается ежегодно 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Праздник был установлен 25 июля 2008 года указом Виктора Ющенко, президента страны (2005-2010). В Белоруссии в день памяти святого князя Владимира 28 июля проходят торжественные церковные и общественные мероприятия (официального статуса день не имеет).

Источник: https://tass.ru/info/5407995

День крещения Руси 28 июля: история и значение праздника

Когда было крещение на руси. В каком году крестилась киевская русь

День крещения — стал важным этапом в истории Киевской Руси и повлиял на ее дальнейшее культурно-историческое развитие.

В Киевскую Русь православная вера пришла в 988 году, хотя праздник крещения Руси отмечать официально начали только в XXI веке.

Sputnik Грузия поинтересовался, почему День крещения Руси празднуют 28 июля, а также историей и значением праздника.

Кто крестил Русь

День крещения Руси празднуют 28 июля не случайно – в этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960–1015) — крестителя Руси.

Владимир — сын князя Святослава и “вещей девы” Малуши, самостоятельно начал править с 17-18 лет. Мать Владимира – Малуша – была христианкой. Она приняла христианскую веру вместе с княгиней Ольгой в Константинополе, при которой состояла ключницей. Вернувшись на родину, Ольга решила передать веру своим потомкам.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Икона Святого равноапостольного князя Владимира

К власти Владимир, как повествует житие, пришел после междоусобной войны со своими братьями Олегом и Ярополком. В первые годы правления молодой князь был яростным язычником и предавался бурной чувственной жизни, хотя таким сластолюбцем, каким его иногда изображают, далеко не был.

Как добрый и заботливый хозяин, Владимир оборонял и расширял, при необходимости, пределы своего княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, для дружины и для всего Киева устраивал веселые и щедрые пиры. Но Господь готовил ему другую судьбу.

Летописное сказание “об испытании или выборе вер” повествует, что в Киев в 986 году от разных народов приходили посольства, которые призывали князя обратиться в их веру.

Мусульманской веры волжские болгары хвалили Магомета, посольство из Рима от папы проповедовало латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл проповедник из Византии и рассказал Владимиру о православии.

Князь, чтобы понять, чья вера лучше, отправил посланников в те страны, откуда приезжали проповедники. По возвращении послы рассказали о религиозных обрядах и обычаях этих стран.

По преданию князь был впечатлен рассказами посланников о патриаршей службе в Константинополе, однако принял христианство не сразу.

Крещение Руси историки поясняют также политическими причинами. Так, например, приверженцам православной веры было проще торговать с христианской Византией, а также заручаться ее поддержкой.

Крещение Руси было выгодно и самой Византии — она получала союзника, в том числе и военного, в борьбе за расширение своего влияния.

История крещения

За военную помощь, оказанную императору Василию II в подавлении восстания, поднятого военачальником Вардой Фока, Владимир попросил руки Анны — сестры византийского правителя.

Согласно договору, князь мог получить руку царевны Анны, послав в помощь императорам шесть тысяч варягов и приняв Святое крещение.

С помощью русских мятеж был разгромлен, но греки выполнить свою часть уговора не торопились. Князь, возмущенный обманом со стороны греков, захватил греческий город Корсунь (ныне Севастополь), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, в противном случае угрожал пойти на Константинополь.

© photo: Sputnik / Oleg Makarov

Икона, написанная к юбилейным торжествам в Киеве по случаю 1000-летия крещения Руси

Византийские императоры — Константин VIII и Василий II вынуждены были согласится, но требовали, чтобы Владимир до бракосочетания с Анной принял крещение.

Владимир крестился вместе со своей дружиной в Корсуни, а после состоялся обряд бракосочетания с царевной Анной.

Женившись на царевне, князь отпустил всех своих жен и наложниц, а возвратившись в сопровождении корсунских и греческих священников в Киев, крестил своих сыновей от предыдущих жен. Затем Святое крещение приняли многие бояре.

В Киеве, по приказу Владимира разрушили возведенное им же некогда капище — идолов изрубили в щепки и сожгли. Затем князь собрал всех жителей Киева на берегу Днепра, где прошло массовое крещение киевлян.

Произошло это важнейшее событие, согласно летописи, в 988 году. Христианство, вслед за Киевом постепенно пришло в другие города Руси — Чернигов, Полоцк, Волынский, Туров, где создавались епархии.

В целом крещение Руси затянулось на несколько столетий. Крещение Ростов принял только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века.

Племя вятичей дольше всех славянских племен оставалось в язычестве — их просветителем стал в ХII веке преподобный Кукша Печерский, который принял у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой веры или крещение Руси стало серьезным импульсом к объединению русских земель.

История праздника

День крещения Руси впервые отметили официально в 1888-м – торжественные церковные службы, крестные ходы и праздничные народные гулянья прошли по всей стране.

В 1988-м отметили 1000-летие крещения Руси — в СССР празднование носило внутрицерковный характер. Основные торжества прошли в московском Даниловом монастыре, специально воссозданном к юбилею.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2008-м предложил руководству России, Украины и Беларуси ввести в перечень государственных памятных дат день памяти Святого князя Владимира.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

Памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Владимирской горке в Киеве

День крещения Руси в России стали праздновать на государственном уровне как памятную дату с 2010 года. На Украине День крещения Руси стал государственным праздником с 2008 года.

В 2019-м православные отметят 1031-летие со дня крещения Руси — центрами празднования станут Москва, Киев, Минск и Кишинев. Молебны и крестные ходы пройдут во всех городах.

Волна колокольного звона в день крещения Руси, прокатится по всем храмам и монастырям Русской церкви — праздничный перезвон будет слышен практически повсюду.

Одновременный перезвон впервые объединил православные храмы и монастыри России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран в 2012 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Источник: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20200727/241522174/Den-kreshhenija-Rusi-28-ijulja-istorija-i-znachenie-prazdnika.html

Крещение Руси князем Владимиром 988 год, суть кратко

Когда было крещение на руси. В каком году крестилась киевская русь

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному  оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических  ис­точ­ни­ков крещение Руси  пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн.

Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых  дер­жав и др.).

По свидетельству древнерусской традиции, Владимир и его дружина в конце 980-х гг. приняли решение о смене веры после длительного обсуждения и переговоров со странами, принадлежащими к разным вероисповеданиям. В ле­то­пи­си  сохранилось ска­за­ние об «ис­пы­та­нии вер» кн. Вла­ди­ми­ром.

Оно  по­ве­ст­ву­ет о по­соль­ст­вах в Ки­ев от му­суль­ман из Волж­ской Бул­га­рии, с латинского За­па­да, от иу­даи­зи­ро­ван­ных ха­зар и из Ви­зан­тии, убе­ж­дав­ших кня­зя при­нять их ве­ру. Вла­ди­мир от­пра­вил соб­ст­вен­ные по­соль­ст­ва «в бол­га­ры», «в нем­цы», «в гре­ки», что­бы «ис­пы­тать их служ­бу».

По­сле воз­вра­ще­ния по­сольств он ос­та­но­вил свой вы­бор на хри­сти­ан­ст­ве ви­зантийского об­ря­да, по­ра­зив­ше­го по­слов кра­со­той бо­го­слу­же­ния.

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время  в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

В от­но­ше­нии об­стоя­тельств и вре­ме­ни кре­ще­ния кн. Вла­ди­ми­ра в древнерусских ис­точ­ни­ках нет един­ст­ва. Со­глас­но «Кор­сун­ской ле­ген­де» – пре­да­нию, ко­то­рое с ру­бе­жа XI–XII вв. во­шло в древнерусское ле­то­пи­са­ние, а за­тем и в Жи­тие св.

Вла­ди­ми­ра, князь при­нял кре­ще­ние в за­хва­чен­ном им г. Кор­сунь, цен­тре ви­зантийских  вла­де­ний в Кры­му, в 988 г. (од­на­ко фак­ти­че­ски взя­тие Кор­су­ни про­изош­ло, ве­ро­ят­нее все­го, в 989 г.

); там же со­стоя­лось бра­ко­со­че­та­ние Вла­ди­ми­ра с се­ст­рой ви­зантийских  им­пе­ра­то­ров Ва­си­лия II Бол­га­ро­бой­цы и Кон­стан­ти­на VIII Ан­ной. Су­ще­ст­ву­ет и другая  тра­ди­ция, за­фик­си­ро­ван­ная так­же уже в XI в.

, ко­то­рая при­уро­чи­ва­ет кре­ще­ние Вла­ди­ми­ра к Кие­ву и ко вре­ме­ни за два го­да до взя­тия Кор­су­ни.

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.

) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту.

Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.

) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские  ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

С 990-х гг. на Ру­си раз­во­ра­чи­ва­ет­ся де­ре­вянное хра­мо­строи­тель­ст­во. Со­глас­но «По­хва­ле кня­зю Вла­ди­ми­ру» (1040-е гг.), на­пи­сан­ной бу­ду­щим митрополитом Ила­рио­ном, при Вла­ди­ми­ре воз­ник­ли и пер­вые мо­на­сты­ри. В 995–996 гг.

в Кие­ве бы­ла ос­вя­ще­на пер­вая ка­мен­ная Де­ся­тин­ная цер­ковь, ве­ро­ят­но слу­жив­шая кня­же­ским двор­цо­вым со­бо­ром.

С ос­вя­ще­ни­ем этой церк­ви древнерусские  ис­точ­ни­ки свя­зы­ва­ют ме­ры государственно  вла­сти по ма­те­ри­аль­но­му обес­пе­че­нию цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: на её ну­ж­ды долж­на бы­ла от­чис­лять­ся де­ся­тая часть от со­во­куп­ных кня­же­ских до­хо­дов – де­ся­ти­на, ко­то­рая со­би­ра­лась при Де­ся­тин­ном хра­ме.

След­ст­ви­ем крещения Руси в за­ко­но­да­тель­ной об­лас­ти ста­ло раз­де­ле­ние по ви­зантийскому об­раз­цу кня­же­ской и цер­ков­ной (ми­тро­по­личь­ей, епи­скоп­ской) юрис­дик­ций, ко­то­рое древнерусская. тра­ди­ция так­же от­но­сит ко вре­ме­ни прав­ле­ния. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча.

В сфе­ре цер­ков­но­го пра­ва ока­за­лись брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния, пре­сту­п­ле­ния про­тив нрав­ст­вен­но­сти, суд над кли­ри­ка­ми и чле­нами их се­мей и т. д. Все эти ус­та­нов­ления на­шли от­ра­же­ние в кня­же­ских ус­та­вах X-XII  вв. Важ­ней­шей за­да­чей ста­ло обес­пе­че­ние со­бор­ных и при­ход­ских хра­мов русскими  свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми (для че­го де­тей зна­ти на­силь­ст­вен­но от­би­ра­ли «на уче­ние книж­ное»), а так­же бо­го­слу­жеб­ны­ми кни­га­ми.

Христианство в XI-XII вв

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси,  бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати.

О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да.

Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния.

По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти.

Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений.

Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

***

Источник: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/dictionary/b/krieshchieniie-rusi

1032-летия Крещения Руси

Когда было крещение на руси. В каком году крестилась киевская русь

Таинство крещения совершается не одним действием, а тремя. Крещаемый трижды отрицается сатаны, трижды сочетается Христу и трижды погружается в воду.

Также и Русь трижды прошла этот акт отрицания и трижды погружалась в купель крещения. Первый раз – при Аскольде, второй – при Ольге и третий раз – при Владимире. Но нельзя разделять эти три крещения.

Это был один процесс, имевший начало и завершение.

Путь Руси к христианству

Утверждение христианства на Руси – это длительный и сложный процесс, растянувшийся во времени на много веков. 

Официально крещение Руси считается в 988 году Владимиром принятом на государственном уровне, хотя до этого были уже не однократные попытки крещения ее правителей и народа.

Первыми киевскими князьями, кто принял христианство были Аскольд-Николай и Дир. На берегу Днепра был построен первый храм, освященный во имя святого Николая (впоследствии Ольга возвела его в камне). На русскую землю было брошено благородное зерно, давшее первые посевы.

Князь-мученик Оскольд-Николай

Принятие христианства было одной из главных причин убийства Аскольда… Киевский князь впервые заложил основы для распространения христианства на Руси… «Русское государство основалось деятельностью Аскольда», – утверждал российский историк В. Ключевский (1841-1911).

Именно от князя Киевского Аскольда (далее – Оскольда) ведет свое государственное начало Русь… Летописные свидетельства Иоакимова летопись, повествуя о вероломном убийстве князя Оскольда язычником Олегом, называет первого киевского государя «блаженным».

Это свидетельствует о том, что с древних времен князь Оскольд почитался как мученик, что и нашло отображение в Иоакимовой летописи. 

В этом  2020 году исполнилось 1160 лет со времени похода на Константинополь в 860 году киевского князя Аскольда и принятия им христианства.

Тарас Шевченко. Аскольдова могила (1846)

Второй правительницей Руси, которая официально приняла христианство, была княгиня Ольга-Елена. Произошло это, по разным источникам, в 955 или 957 году во время паломничества княгини Ольги в Константинополь.

Там она приняла крещение с именем Елена от самого Константинопольского Патриарха, а крестным отцом стал император Константин VII Багрянородный. Княгиню Ольгу считают покровительницей православной веры.

Благодаря ее деятельности на Руси стали строить храмы, устанавливать кресты и уничтожать языческую символику. Однако ее деятельность не находила поддержки и понимания в ее ближайшем окружении. 

Крещение княгини Ольги

Продолжить дело княгини Ольги с третьей попытки – крестить Русь и провозгласить христианство государственной религией – смог только ее внук князь Владимир Великий. 

Христианство и Владимир Великий. 

Придя к власти князь Владимир понял, что для укрепления государства и его престижа нужна новая вера. Поэтому перед крещением Киевской Руси князь Владимир Святославович проанализировал каждую из религий и отдал предпочтение христианству.

Существует много версий относительно времени и места крещения самого князя. Наиболее вероятной датой является 988 год. А что касается места, то чаще всего называется Херсонес, хотя это мог быть и Киев.

Согласно летописи, летом 988 года князь Владимир Святославович был крещен в церкви св. Иакова в Херсонесе и женился на сестре византийского императора Анне.

В конце лета он с женой вернулся в Киев и приказал всем принять новую веру, а языческих идолов сбросить в Днепр.

Как крестили Русь. 

Массовое крещение киевлян, как повествует летопись, происходило в водах реки Почайна, притоке Днепра. После этого христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Крещение Руси

В целом христианизация Руси проходила постепенно. К тому же не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Например, на севере Руси, где христианство было менее распространено, внедрения новой религии было встречено враждебно, и новгородцев пришлось крестить силой. Летопись и другие источники также упоминают о довольно длительное сохранение элементов язычества в народе. 

Как крестились окраины Руси. 

990-991 годах произошло крещение жителей второго по значению города Руси, Новгорода, главного оплота славянских жрецов, волхвов.

«Повесть временных лет» ничего не сообщает об этом событии, наверное не случайно. Подробный рассказ о крещении новгородцев содержится в Иоакимовской летописи.

Согласно этой летописи, Владимир направил в Новгород своего дядю Добрыню, и воеводу Путяту с большим войском. 

Откуда, как полагают, происходит поговорка: «Путята крестил новгородцев огнём, а Добрыня мечом»

Крещение Новгорода

Но еще очень долго христианство не приживалось на Севере Руси. «Повесть временных лет» содержит подробные рассказы о борьбе киевских князей-наместников с волхвами в Ростове и других землях. 

Не удивительно, что были и другие города, подвластные киевскому князю, которые сохраняли верность своим богам еще почти двести лет (!) после Крещения Руси.

Так, сын Владимира, Глеб, отправленный отцом в Муром, не только не смог крестить город, но даже вынужден был поселиться «вне града». Христианство утвердилось в Муроме лишь в XII веке, при князе Константине, причисленном позже к лику святых.

До начала XII века «язычниками» оставались и вятичи, и другие северо-восточные племена. 

Убиение Кукши и Никона вятичами

Значение крещения Руси 

С принятием христианства Киевское государство, согласно тогдашним представлениям, будто очистилось от скверны и становилось частью мирового христианского сообщества, особенно тесно сблизившись с Византией – наиболее развитой державой тогдашней Европы.

Христианство стало мощным толчком для развития образования и культуры. Получило распространение заимствованное из Византии искусство, а также письменность и письменная литература.

На территории государства начали открываться школы, а в Киеве был построен главный храм Руси, посвященный Богородице, который более известен как Десятинная церковь.

ЗЫ Так что у болотного народца будет своя круглая дата 1030 крещение Новгорода.

Источник: https://urb-a.livejournal.com/18417010.html

Четыре крещения Руси. Фальсификация истории Руси

Когда было крещение на руси. В каком году крестилась киевская русь

Согласно Повести Временных Лет, Русь была крещена при князе Владимире в 986-988 годах н.э. В 986 году к Владимиру пришли послы разных земель, предложившие ему принять их веру. Так началась подготовка к крещению Руси. Год крещения Руси, согласно Повести Временных Лет, — 988.

Говорится, что только с этого времени на Руси появилась христианская церковная иерархия, причем первоначально она состояла из греков-иностранцев.

И лишь через несколько десятков лет, при Ярославе Мудром, появился первый русский митрополит, и церковные книги были переведены с греческого на славянский язык.

Все это нам рассказывает романовская версия русской истории, созданная в XVII-XVIII веках. Именно к этой версии мы привыкли.

Однако посмотрим, как крещение Руси описано в канонических церковных книгах первой половины XVII века. Возьмем Большой Катехизис, напечатанный в Москве при царе Михаиле Федоровиче Романове и патриархе Филарете в 1627 году. В этой книге есть особый раздел «О крещении русского народа», листы 27-29.

В каком году было крещение руси?

Оказывается, что крещение Руси описано здесь СОВЕРШЕННО ПО-ДРУГОМУ, чем мы привыкли думать. Большой Катехизис не указывает однозначно год крещения Руси. Он утверждает, что было ЧЕТЫРЕ крещения Руси.

ПЕРВОЕ — от апостола Андрея.

ВТОРОЕ крещение — от патриарха цареградского Фотия, «во время царства греческого царя, Василия Македонянина, и при великом князе Рюрике всея Руси. И при киевских князех при Асколде и Дире» [210], лист 28, оборот.

Ни для первого, ни для второго крещения Большой Катехизис год крещения Руси НЕ УКАЗЫВАЕТ. И это пишется в начале семнадцатого века!

ТРЕТЬЕ крещение Руси в Большом Катехизисе датировано. Оно произошло, согласно Катехизису, при великой княгине Ольге, в 6463 году, то есть около 955 года н.э.

Мы не будем здесь обсуждать, почему сам Катехизис переводит эту дату в эру от Рождества Христова несколько по-другому. А именно, он указывает 963 год н.э.

Это, вероятно, связано с еще не устоявшейся в то время датировкой Рождества Христова относительно эры «от сотворения мира».

ЧЕТВЕРТОЕ крещение Руси — это знаменитое крещение при князе Владимире. Год крещения Руси Владимиром датирован в Большом Катехизисе 6497-м годом, то есть около 989 года н.э. (а у нас принято 988!).

Вот что говорит Катехизис: «Итако повеле креститеся всей земли Русстей. в лето шесть тысящь УЧЗ (то есть 496 в славянских обозначениях цифр — Авт.). от святых патриарх, от НИКОЛЫ ХРУСОВЕРТА, или от СИСИНИЯ.

или от СЕРГИЯ, архиепископа Новгородского, при Михайле митрополите киевском», лист 29.

Сегодня это описание звучит чрезвычайно странно. Как же так? Ведь мы как бы «знаем», что до крещения Русь была ЯЗЫЧЕСКОЙ. Нас уверяют, что никакой церковной русской иерархии не существовало.

Князю Владимиру пришлось, якобы, привезти первых христианских священников из-за границы.

А Большой Катехизис семнадцатого века заявляет, что крещение Руси происходит при архиепископе Новгородском Сергии и киевском митрополите Михаиле.

Новые сведения из старой книги

Значит, на Руси уже существуют по крайней мере новгородская и киевская церковные иерархии. Впрочем, как и следовало ожидать, в скалигеровско-романовской истории никаких архиепископов новгородских и митрополитов киевских при Владимире «нет». Как нам сегодня говорят, все это — «средневековые выдумки». В данном случае — якобы фантазии Большого Катехизиса.

Но тогда возникает следующий вопрос.

Получается, что в семнадцатом веке никто толком не знал — как крестилась Русь?

Но вернемся к рассказу Большого Катехизиса. В нем обнаруживаются новые любопытные факты. Начнем с ДАТЫ КРЕЩЕНИЯ Руси. Согласно нашим исследованиям, год крещения Руси накладывается на XV век.

Это — известная эпоха великого раскола в церкви. Согласно новой хронологии, именно в XV веке произошло разделение более или менее единой до того христианской церкви на несколько ветвей.

Поэтому в эпоху XV века перед светской властью ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСТАЛ ВОПРОС ВЫБОРА ВЕРЫ. Отметим, что крещение Руси при князе Владимире в Повести Временных Лет так и описано. Не просто как крещение, а именно как ВЫБОР ВЕРЫ. Но тогда становится понятным, на первый взгляд странное, обстоятельство, что Русь пришлось крестить НЕСКОЛЬКО РАЗ.

Если считать, что каждое крещение было переходом от язычества к христианству, то получается довольно странная картина. По крайней мере, в истории других стран мы ничего подобного не видим. Кого еще пришлось крестить четыре раза? А вот если рассматривать последовательные крещения Руси как выбор веры при том или ином религиозном расколе, то картина становится совершенно естественной.

А кто ж Русь крестил?

Становится понятным также и странное, на первый взгляд, перечисление крестивших Русь иерархов. Сказано, что веру принимали от Николы Хрусоверта, ИЛИ от Сисиния, ИЛИ от Сергия.

Если здесь перечислены лица, НЕПОСРЕДСТВЕННО принимавшие участие в крещении языческой страны, то почему ИЛИ? Тогда надо было бы употребить союз И.

А если они непосредственного участия в действиях не принимали, то зачем упоминать их имена?

А вот если крещение Руси — это ВЫБОР ВЕРЫ, то все становится на свои места. Во время религиозного раскола часть иерархов присоединилась к одной религиозной ветви, часть — к другой.

Поэтому для того, чтобы указать, какая именно вера, ветвь была выбрана, необходимо было назвать основных церковных вождей именно этой выбранной ветви. Их могло быть несколько.

И поскольку все они были согласны друг с другом, то тут употребление союза ИЛИ было оправдано.

Веру принимали от того-то, ИЛИ от того-то, ИЛИ от того-то. Что, в общем-то, одно и то же. Таким образом, употребление здесь Большим Катехизисом союза ИЛИ косвенно намекает на обстановку ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА.

Посмотрим внимательнее на год крещения Руси, на саму дату, на то как она записана. Она содержит славянскую букву-цифру У, означающую ЧЕТЫРЕСТА. Но известно, что во многих старых текстах буквы У писалась практически неотличимо от буквы Ц.

Различие в написании У и Ц сводилось к едва уловимым подробностям. Так, то есть почти совпадая, эти буквы писались в большинстве старых текстов.

Множество примеров такого весьма похожего написания У и Ц можно видеть, например, в многочисленных иллюстрациях, приведенных в книге.

Правда, когда эти буквы встречались к тексте, то буква У в такой форме, как правило, писалась в паре с буквой О. То есть, писали ОУ, а читали как У. Поэтому неразличимость формы У и Ц обычно не приводила к путанице при ЧТЕНИИ ТЕКСТА.

А вот при употреблении буквы У и Ц в качестве ЦИФР, сразу начиналась путаница. Поскольку тут дополнительной буквы О не писали. А по своей форме буквы У и Ц практически не отличались.

И относились они к одному разряду, а именно, к разряду сотен.

1000 лет крещения Руси или 500 лет

Год крещения Руси в связи с такой путаницей очевидно определен ошибочно ровно на ПЯТЬСОТ лет. Дело в том, что буква Ц означала 900, а буква У означала 400. Стоило принять букву Ц за букву У, как дата сразу удревнялась на ПЯТЬСОТ лет. А спутать их ничего не стоило.

Таким образом, если в некоторой славянской дате сотни обозначены буквой У, то эта дата вполне могла быть в исходном старом документе на ПЯТЬСОТ лет более поздней. Потому что в старом, исходном документе там могла стоять буква Ц.

Ошибочно принятая позднейшим переписчиком за букву У.

Именно эта ситуация возникает в дате крещения Руси. Эта дата 6497 год содержит букву У = 400. Если в исходном старом тексте тут стояло Ц = 900, то дата была 6997 год. То есть, 1489 год н.э.

Следовательно, вместо привычного нам сегодня 989 года н.э., возможно в исходном старом документе крещение Руси датировалось 1489 годом н.э. То есть, — КОНЦОМ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА.

А предыдущее крещение Руси при Ольге перемещается тогда в СЕРЕДИНУ ПЯТНАДЦАТОГО ВЕКА.

Но ведь именно к пятнадцатому веку относится крупнейшая реформа русской церкви. Прямо связанная с религиозным расколом, известным Флорентийским собором, неудавшейся церковной унией.

Эта история всем хорошо известна, описана в многочисленных учебниках по истории церкви. Сегодня эта реформа преподносится нам как важный, но все же не ключевой момент в русской церковной истории.

Мы рассматриваем версию, что год крещения Руси на самом деле на прямую связан с временем раскола церкви.

Но вот СОВРЕМЕННИКИ ЭТОГО СОБЫТИЯ писали, например, следующие интересные вещи. А.В.Карташов сообщает: .

Василий Васильевич или Владимир!?

Василий Васильевич — это великий князь Василий II Темный, живший как раз в XV веке. Получается, что именно эту эпоху и описала Повесть Временных Лет как последнее КРЕЩЕНИЕ РУСИ ПРИ КНЯЗЕ ВЛАДИМИРЕ. Напомним, кстати, что крестное имя Владимира Святого как раз и было ВАСИЛИЙ. Это хорошо известно, и отмечено, в том числе, и в Большом Катехизисе, лист 29.

Но тогда возникает естественное желание разобраться — кто же такие Никола Хрусоверт, Сисиний и Сергий — архиепископ новгородский, чья вера была выбрана на Руси при ее крещении.

В миллеровско-романовском учебнике, в якобы X веке, — куда сегодня помещено крещение Руси, — никакого архиепископа новгородского Сергия, конечно, нет. И в самом деле.

Какая может быть в «языческом Новгороде» православная архиепископия? Новгород «еще только собираются крестить».

Однако обратимся к XV веку. И поищем поименованных деятелей в эту эпоху. Оказывается, здесь они действительно есть и, более того, ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ.

Крестители Руси

Это, скорее всего, известный Николай Кузанский — Nicolaus Chryppfs Cusanus, живший в 1401-1464 годах . Считается «величайшим из немецких гуманистов… богослов, философ, математик и церковно-общественный деятель» [98], т.2, с.212. Его прозвище КУЗАНСКИЙ считается происходящим от ДЕРЕВНИ КУЗА, откуда он был родом.

Хотя не очень понятно, почему прозвище Кузанский отразило имя никому неизвестной ДЕРЕВНИ, а не, скажем, провинции или страны, откуда он был родом. По нашему мнению, прозвище КУЗАНСКИЙ скорее означало КАЗАНСКИЙ. То есть, — родом из знаменитого в пятнадцатом веке города КАЗАНЬ.

Становится понятным и откуда возникло его имя ХРУСОВЕРТ, попавшее на страницы Большого Катехизиса. Оказывается, Николай Кузанский носил также имя CHRYPPFS, см. выше, что на старом русском языке могло звучать как ХРУС.

Откуда же тут появилось еще и слово ВЕРТ в имени ХРУСО-ВЕРТ? Возможно следующее объяснение. Оказывается, Николай Кузанский написал сочинение о ВРАЩЕНИИ земли, в котором, как считается, «на 100 лет предварил Коперника», т.2, с.212.

Но тогда слово ВЕРТ просто указывает на его открытие ВРАЩЕНИЯ Земли, от слова ВЕРТЕТЬ.

То есть, ХРУСОВЕРТ — это «ХРУС, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ». Или, еще проще, «ХРИСТИАНИН, доказавший, что Земля ВЕРТИТСЯ».

Тем более, что согласно Большому Катехизису, он был одним из основателей христианского православного вероучения XV века. Поэтому его прозвище ХРУС могло означать ХРИСТИАНИН, от имени ХРИСТОС = ХОРУС.

Как мы начинаем понимать, именно при нем, или вскоре после него, великий князь Владимир = Василий крестил Русь.

Кто такой в XV веке Сисиний — второй церковный деятель эпохи крещения Руси? Мы не обнаружили в энциклопедии «Христианство»  какого-либо известного СИСИНИЯ в XV веке. Зато мы нашли в ней ЗОСИМУ — одного из известнейших русских святых, основателя знаменитого Соловецкого монастыря. Зосима умер в 1478 году. Не Зосима ли упомянут в Большом Катехизисе под именем Сисиний?

Кроме того, оказывается, что именно на год крещения Руси 1489-й (по нашему исследованию),  умер московский митрополит Геронтий, и вскоре был поставлен его преемник митрополит ЗОСИМА [15], т.1, с.387.

История митрополита Зосимы сложна, запутана и происходила в обстановке бурной церковной смуты. Ее детали известны плохо [98], т.1, с.562.

Не исключено, что СИСИНИЙ эпохи крещения Руси, по Большому Катехизису, это — московский митрополит ЗОСИМА конца XV века.

Архиепископ новгородский Сергий

Что можно сказать о Сергии, архиепископе новгородском, который также назван в числе лиц, определивших крещение Руси, согласно Большому Катехизису? На эту роль подходит только один известнейший русский святой — СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Хотя его смерть сегодня датируется концом XIV века, однако к лику святых он был причислен в 1452 году [98], том 2, с.553.

То есть, — в точности в эпоху «четвертого крещения Руси» при князе Владимире = Василии. А время жизни Сергия Радонежского попадает в эпоху начала церковного раскола, начавшегося, по нашей реконструкции, в конце XIV — начале XV века.

Итак, год крещения Руси — 1489 от Рождества Христова

Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО. (С) Источник ATMA.ru: http://my.atma.ru/?id=184

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/chetyre-kreshheniya-rusi.html

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: