Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

Основные направления философии

Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

Основные направления философии с самого ее зарождения традиционно рассматривают вопрос о первоначале Вселенной. В зависимости от количества признаваемых исходных точек, различные философские направления принято делить на три обширные группы.

1. Единая первооснова бытия или монизм. Мыслители определяют его по-разному, в зависимости от своих взглядов. Им считают Бога, Материю, Абсолют или Мировой разум. Единой точки зрения о первоначале Вселенной, не существует. Материалисты определяли во главу всего материю, а человека считали ее порождением.

Идеалисты придерживались мнения, что в основе универсума заложена Бог, идея, мировая воля – духовное начало. Человек – ее продукт, а не объективного мира.

2. Дуализм. Первичность всего во Вселенной принадлежит двум началам: Свет и Тьма, Дух и Материя, Инь и Янь. Дуалисты видели в зарождении Вселенной взаимодействие духовного и материального, сознания и материи. В человеке, как говорили сторонники этой концепции, два начала, которые свободны друг от друга: дух свободен от влияния тела, психика не зависит от работы нервных процессов мозга.

3. Представители плюрализма выделяли многих первоначалах: атомах, стихиях, монадах. Философия знает различные направления плюрализма.

В эпоху античности в основу мира включали взаимодействие воды, земли, огня и воздуха.

Экзистенциализм признавал многообразие зарождения Вселенной и делал упор на неразрывную связь бытия и личности.

Прагматизм определял Вселенную как иррациональную и непознаваемую. Из этого следовало, что все теории и идеи о происхождении мира не способны охватить бытие полностью. Это бессмысленно и к философии следует подходить с точки зрения удобства и выгоды в достижении целей.

Характеристики первоначал

Извечный философский вопрос: что же было первым, материя или дух? Античные мудрецы несколько тысяч лет назад первыми задались им, но точный ответ неизвестен до сих пор.

На протяжении человеческой истории идет борьба между сторонниками материализма и идеализма.

Материалисты признают первичной материю, а дух — вторичным. Этой точки зрения придерживались представители древнейшей школы философии – Милетской. А также Демокрит, Бэкон, Спиноза, Локк, Дидро, Маркс и Энгельс.

Приверженцы материализма в своих философских трудах делали упор на научные знания, особенно выделяя такие науки как физика, математика и естествознание.

И стремились с помощью логики доказать все положения своих теорий.

Но при глубоком изучении суждений материалистов становится явным недостаточность объяснения понятия сознания как материального объекта и невозможность логического объяснения явлений окружающего мира.

Идеализм противопоставляет себя материализму, считая, что дух первичен над материей. Его сторонники – Платон, Пифагор, Беркли, Гегель, Юм.

В идеализме выделяется два направления:

  • Объективный идеализм началом мира признает некую идеальную, духовную субстанцию, которая существует вне и независимо от человеческого сознания. Этого течения идеализма придерживались все ортодоксальные школы Индии, даосизм, конфуцианство и неоплатонизм.
  • Субъективный идеализм определяет духовным началом мироздания сознание человека. К его сторонникам можно отнести буддистов, последователей экзистенциализма и феноменологии.

Слабостью идеалистической учений является отсутствие логического объяснения превращения чистой идеи в материальный объект.

Методы познания

В философии существует три основных метода познания бытия.

1. Эмпиризм, он же – сенсуализм. Его опора — приоритет чувственного опыта в процессе познания. Включает в себя наблюдения, факты и эксперименты.

  • материалистический эмпиризм признает источником опыта объективную реальность, внешний мир, который не зависит от сознания.
  • идеалистический сенсуализм называет опыт совокупностью ощущений и идей, покинуть которые сознание не в силах.

2. Рационализм опирается на доводы разума. Он строится из аксиом, теорем и доказательств. Рационалисты считают мир логично устроенным.

Они признают возможность его познания с помощью разума, который и лежит в основе мироздания. Основоположником этого течения философии называют Декарта.

Рационализм противопоставляет себя эмпиризму, заявляя, что истинное знание не зависит от чувственного опыта.

3. Иррационализм — суть «сверхразумных» источников познания: интуиции, озарения, откровения, вера, воля. В мире нет устойчивых элементов, все произвольно и условно, мир – это хаос и у него нет внутренней логики. Реальность не развивается закономерно, сущность бытия недоступна разуму. Этой позиции придерживался Шопенгауэр, Ницше, Зиммель.

Как понимают Бога различные философы

Точек зрения о том, кто или что такое Бог, существует он или нет, с древних времен и по сей день накопилось множество. Если их обобщить и сгруппировать, то выделяются четыре позиции по отношению к Богу.

  • Теизм воспринимает Бога как разумную личность, обладающую своей волей. Мир сотворил Бог, он же преобразовал идеи в мир материальных вещей. Разум Бога несоизмеримо выше, чем у человека.
  • Деизм выдвигает Бога как безликую причину возникновения мироздания. В некотором роде, деизм можно назвать компромиссом между идеями материалистов и сторонниками существования Бога. Приверженцы его полагали, что Бог сотворил мир и затем отстранился, не участвовал в его развитии, не влиял на жизнь и поступки людей.
  • Пантеизм отождествляет Бога (идеальное начало) и природу (материальное начало). Бог не существует вне природы. Можно утверждать, что Бог – везде, во всем, так говорили пантеисты.
  • Атеизм отрицает Бога и признает его фикцией. Философы, придерживающиеся этой позиции, полностью разорвали отношения с религией. Атеисты во главе мира ставят личность человека и пытаются с помощью всех доступных их эпохам наук разрешить вопросы бытия.

Характер философской системы

Философия – особая наука. В ней не существует положений, которые бы признавались всеми философами, без исключений. Для науки мыслителей характерна множественность взглядов.

Характерно ли для реальности всеобщее развитие? Существует два метода исследования в философии, которые затрагивают этот вопрос: метафизическая и диалектическая.

  1. Метафизика ищет предельные границы бытия и познания. Ее сторонники пытаются постичь мир завершенным и однозначным. Сторонники метафизики относятся к миру как чему-то неизменному в своих наиболее важных корреляций. Вселенная, как и человек, статична, устойчива. Суждения метафизики критикуются за их усложненность рассуждений, за невозможность проверки с помощью логики.
  2. Диалектика ищет истину в столкновении противоположностей, пытается постичь мир через его развитие и противоречия. Последователи диалектики признают общий характер развития мира. Вселенная, как и человек, развиваются при взаимодействии противоположностей. Количественные изменения переходят в качественные, движение происходит от низшего к высшему. Сильным толчком для развития этой концепции стали открытия в области естествознания: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, большие достижения в области палеонтологии и геологии.

Функции философии

Исследователи выделяют различные функции философии. Главные из них:

  1. Мировоззренческая функция. Философия способна представить описание картины мира и объединить в себе знания из разных наук и искусств. В ее основе – определенная система взглядов на мир. Философия абстрактно-теоретически подходит к трактовке мировоздания. Это придает ей двойственный характер, тяготеющий и к науке, и к лженауке.
  2. Методологическая. Ее задача – выявить оптимальные методы достижения определенных целей. Методы эти имеют фундаментальность, а не узкую направленность (исторический метод).
  3. Гуманистическая функция. Философская наука призывает к предельно внимательному отношению к людям. Выполняя эту функцию, наука мыслителей не ограничивается только лишь научным подходом, а задействует еще этику и эстетику.
  4. Практическая. Включает в себя заботу о благе людей и об их морали.
  5. Функция прогнозирования. Выявляет общие тенденции развития мира, материи, человека и сознания. Выполняя эту функцию, философия опирается на научные знания и способна формировать новые взгляды и идеи.
  6. Критическая функция. Все подвергается сомнению, этот постулат зародился во время возникновения философии. Все подвергнуто конструктивной критике. Рациональность обоснований отбраковывает ошибки, предрассудки, заблуждения и догмы.
  7. Познавательная. Познание мира через философию дает возможность накопления новых знаний и системного подхода к ним.
  8. Функция духовного ориентирования. Направляет человека в его развитии.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/napravleniya.html

Основной вопрос философии. — Студопедия

Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

План

1. Основной вопрос философии.

2. Структура философии.

3. Специфика философского знания.

4. Генезис философии.

Основной вопрос философии.

Философия возникла, как мы уже отмечали, в период становления и развития рабовладельческого общества практически одновременно в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции.

За 2500 лет истории философии были предложены различные философские учения, отражавшие, в конечном счете, уровень социально-экономического и политического развития общества, развития конкретно-научных знаний.

Чтобы разобраться в многообразии философских учений, нужно выявить исходные, наиболее важные проблемы философии и пути их решения. Мировоззренческая проблема «человек – мир» в философии ставится, прежде всего, как проблема соотношения бытия и сознания. Отсюда:

Эта проблема существует в различных формулировках:

– как отношение духа к природе;

– мышления к бытию;

– отношения души и тела;

– «Я» и «Не-Я»;

– создан ли мир духовным началом или существует вечно и др.

Проблема соотношения мышления и бытия в немецкой философии, например Ф. Шеллинга, Ф. Энгельса, получила название основного вопроса философии. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) или по-другому – вопрос об отношении материи и сознания.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) – первая сторона основного вопроса заключается в постановке и решении проблемы:  что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) – второй стороны основного вопроса: познаваем илинепознаваем мир?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии, выделяют основные направления – материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

Представим это в виде схемы 12.

Схема 12

При рассмотрении онтологической стороны основного вопроса философии (что первично: материя или сознание?) выделяют такие направления, как:

– объективный идеализм;

– субъективный идеализм;

– материализм;

– вульгарный материализм;

– дуализм;

– деизм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

– материализм;

– идеализм;

– дуализм.

При рассмотрении гносеологической стороны (познавательной) стороны (познаваем ли мир) выделяют такие направления как:

– гностицизм;

– агностицизм;

– эмпиризм (сенсуализм);

– рационализм.

Материализм (в литературе часто – «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

В соответствии с взглядами материалистов:

– материя реально существует;

– она существует независимо от сознания;

– материя – самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

– материя существует и развивается по своим внутренним законам;

– сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

– сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

– сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.

В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм.

Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики, химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и возможность ответно влиять на материю.

По их мнению, мозг человека выделяет мысль, сознание также, как печень выделяет желчь, т. е. вульгарный материализм не признает качественного различия сознания и материи.

Достоинство материализма, по мнению современных исследователей, опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию), логическая доказуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явления окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII вв.), Франции (XVIII в.), СССР и социалистических странах в XX веке.

Идеализм (в литературе часто – линия Платона) – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяют два самостоятельных направления:

– объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)

– субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон.

Согласно взглядам представителей объективного идеализма:

– реально существует только идея;

– идея первична;

– вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

– «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом разуме (Божественном замысле);

– «мир вещей» – материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

– каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, олень – воплощение общей идеи оленя, дом – идеи дома, машина – идеи машины и т. д.);

– большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

– отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

Субъективные идеалисты (Беркли, Юм) считали, что:

– всё существует только в сознании познающего человека (субъекта);

– идеи существуют в разуме человека;

– образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

– вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения наличия механизма превращения «чистых идей» в конкретную вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время распространен в США, Германии и др. странах Западной Европы.

И материализм, и идеализм – это монистические философские учения (признают одно первичное начало) – монизм. Но существуют и другие направления по признаваемым началам мира.

Дуализм – основан Декартом, суть его заключается в том, что:

– существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)

– все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от второй указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной)

– материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия

– основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Плюрализм(субстанций) – точка зрения философов, согласно которой мир имеет множество первоначал (например, монады в учении Г. Лейбница).

Деизм – направление в философии, сторонниками которого (французские просветители XVIII в. Вольтер, Руссо) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты считали материю одухотворенной и не противопоставляли ее сознанию (духу).

Эклектизм – направление в философии, сторонники которого смешивают положения материализма и идеализма.

Структура философии

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания и определились основные функции философии. Исторически первыми, базисными элементами философии стали онтология, гносеология, этика. Онтология сложилась как учение о бытии, гносеология – учение о познании, этика – учение о нравственности, о поведении людей.

Схема 13

По мере развития философии кроме онтологии, гносеологии и этики в ней оформляются новые области, философские дисциплины: логика (наука о законах мышления), эстетика (учение о законах прекрасного), история философии (изучает развитие философской мысли, от ее зарождения до наших дней). В онтологии появились новые подразделы, изучающие наиболее общие закономерности существования определенных сфер бытия: природы, человека, общества.

Таковыми подразделами являются философия природы, философия техники, философская антропология, социальная философия (наука об обществе, его генезисе), философия права, философия культуры, философия истории.

 В современной гносеологии выделились такие ведущие отрасли как эпистемология (учение о знании как таковом, его структуре, закономерностях), науковедение (дисциплина, изучающая теоретические проблемы развития науки).

Источник: https://studopedia.ru/18_12437_osnovnoy-vopros-filosofii.html

Основной вопрос философии и две его стороны

Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

сайта → Философия Основной вопрос философии и две его стороны

Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания. И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны.

Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».

Основной вопрос философии не совпадает всецело с ее предметом. Предмет философии представляет собой исследование принципов взаимоотношения и взаимодействия человека и мира в их всеобщих характеристиках, в то время, как основной вопрос определяет, какой стороной это всеобщее «повернуто» к человеку.

Онтологическая сторона основного вопроса философии

Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?

В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам.

Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным.

В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.

Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.

В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:

Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития.

Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс.

 

Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы). 

Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др.

Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат.

solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу.

Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов).

Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?».

Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).

Данный вопрос допускает два ответа:

— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;

— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.

Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.

материалы по теме:

Источник: https://www.mudriyfilosof.ru/2013/03/osnovnoy-vopros-filosofii-i-dve-ego-storony.html

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия)

Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение.

Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.  (Горелов А.А.)

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

АвторПостановка основного вопроса философии
ДекартСуществую ли я?
ЭпикурКак стать безмятежным и счастливым?
КантЧто такое человек?
Ф.ЭнгельсЧто первично: материя или мышление?
М.ХайдеггерВ чем смысл бытия?
Р.РотриКто мы?
А.КамюСтоит ли жизнь того, чтобы жить?

Решение основного вопроса философии

Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?

Основной вопрос философии

Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.

Две стороны основного вопроса философии

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая.

Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания.

Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Решение основного вопроса философии

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Субъективный идеализм

Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений.

Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=sUHhvPOIjt8

Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.

Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.

Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним.

Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М.

Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Полезные источники

  1. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/osnovnoj-vopros-filosofii/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: