Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

Основные направления философии

Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

Основные направления философии с самого ее зарождения традиционно рассматривают вопрос о первоначале Вселенной. В зависимости от количества признаваемых исходных точек, различные философские направления принято делить на три обширные группы.

1. Единая первооснова бытия или монизм. Мыслители определяют его по-разному, в зависимости от своих взглядов. Им считают Бога, Материю, Абсолют или Мировой разум. Единой точки зрения о первоначале Вселенной, не существует. Материалисты определяли во главу всего материю, а человека считали ее порождением.

Идеалисты придерживались мнения, что в основе универсума заложена Бог, идея, мировая воля – духовное начало. Человек – ее продукт, а не объективного мира.

2. Дуализм. Первичность всего во Вселенной принадлежит двум началам: Свет и Тьма, Дух и Материя, Инь и Янь. Дуалисты видели в зарождении Вселенной взаимодействие духовного и материального, сознания и материи. В человеке, как говорили сторонники этой концепции, два начала, которые свободны друг от друга: дух свободен от влияния тела, психика не зависит от работы нервных процессов мозга.

3. Представители плюрализма выделяли многих первоначалах: атомах, стихиях, монадах. Философия знает различные направления плюрализма.

В эпоху античности в основу мира включали взаимодействие воды, земли, огня и воздуха.

Экзистенциализм признавал многообразие зарождения Вселенной и делал упор на неразрывную связь бытия и личности.

Прагматизм определял Вселенную как иррациональную и непознаваемую. Из этого следовало, что все теории и идеи о происхождении мира не способны охватить бытие полностью. Это бессмысленно и к философии следует подходить с точки зрения удобства и выгоды в достижении целей.

Характеристики первоначал

Извечный философский вопрос: что же было первым, материя или дух? Античные мудрецы несколько тысяч лет назад первыми задались им, но точный ответ неизвестен до сих пор.

На протяжении человеческой истории идет борьба между сторонниками материализма и идеализма.

Материалисты признают первичной материю, а дух — вторичным. Этой точки зрения придерживались представители древнейшей школы философии – Милетской. А также Демокрит, Бэкон, Спиноза, Локк, Дидро, Маркс и Энгельс.

Приверженцы материализма в своих философских трудах делали упор на научные знания, особенно выделяя такие науки как физика, математика и естествознание.

И стремились с помощью логики доказать все положения своих теорий.

Но при глубоком изучении суждений материалистов становится явным недостаточность объяснения понятия сознания как материального объекта и невозможность логического объяснения явлений окружающего мира.

Идеализм противопоставляет себя материализму, считая, что дух первичен над материей. Его сторонники – Платон, Пифагор, Беркли, Гегель, Юм.

В идеализме выделяется два направления:

  • Объективный идеализм началом мира признает некую идеальную, духовную субстанцию, которая существует вне и независимо от человеческого сознания. Этого течения идеализма придерживались все ортодоксальные школы Индии, даосизм, конфуцианство и неоплатонизм.
  • Субъективный идеализм определяет духовным началом мироздания сознание человека. К его сторонникам можно отнести буддистов, последователей экзистенциализма и феноменологии.

Слабостью идеалистической учений является отсутствие логического объяснения превращения чистой идеи в материальный объект.

Методы познания

В философии существует три основных метода познания бытия.

1. Эмпиризм, он же – сенсуализм. Его опора — приоритет чувственного опыта в процессе познания. Включает в себя наблюдения, факты и эксперименты.

  • материалистический эмпиризм признает источником опыта объективную реальность, внешний мир, который не зависит от сознания.
  • идеалистический сенсуализм называет опыт совокупностью ощущений и идей, покинуть которые сознание не в силах.

2. Рационализм опирается на доводы разума. Он строится из аксиом, теорем и доказательств. Рационалисты считают мир логично устроенным.

Они признают возможность его познания с помощью разума, который и лежит в основе мироздания. Основоположником этого течения философии называют Декарта.

Рационализм противопоставляет себя эмпиризму, заявляя, что истинное знание не зависит от чувственного опыта.

3. Иррационализм — суть «сверхразумных» источников познания: интуиции, озарения, откровения, вера, воля. В мире нет устойчивых элементов, все произвольно и условно, мир – это хаос и у него нет внутренней логики. Реальность не развивается закономерно, сущность бытия недоступна разуму. Этой позиции придерживался Шопенгауэр, Ницше, Зиммель.

Как понимают Бога различные философы

Точек зрения о том, кто или что такое Бог, существует он или нет, с древних времен и по сей день накопилось множество. Если их обобщить и сгруппировать, то выделяются четыре позиции по отношению к Богу.

  • Теизм воспринимает Бога как разумную личность, обладающую своей волей. Мир сотворил Бог, он же преобразовал идеи в мир материальных вещей. Разум Бога несоизмеримо выше, чем у человека.
  • Деизм выдвигает Бога как безликую причину возникновения мироздания. В некотором роде, деизм можно назвать компромиссом между идеями материалистов и сторонниками существования Бога. Приверженцы его полагали, что Бог сотворил мир и затем отстранился, не участвовал в его развитии, не влиял на жизнь и поступки людей.
  • Пантеизм отождествляет Бога (идеальное начало) и природу (материальное начало). Бог не существует вне природы. Можно утверждать, что Бог – везде, во всем, так говорили пантеисты.
  • Атеизм отрицает Бога и признает его фикцией. Философы, придерживающиеся этой позиции, полностью разорвали отношения с религией. Атеисты во главе мира ставят личность человека и пытаются с помощью всех доступных их эпохам наук разрешить вопросы бытия.

Характер философской системы

Философия – особая наука. В ней не существует положений, которые бы признавались всеми философами, без исключений. Для науки мыслителей характерна множественность взглядов.

Характерно ли для реальности всеобщее развитие? Существует два метода исследования в философии, которые затрагивают этот вопрос: метафизическая и диалектическая.

  1. Метафизика ищет предельные границы бытия и познания. Ее сторонники пытаются постичь мир завершенным и однозначным. Сторонники метафизики относятся к миру как чему-то неизменному в своих наиболее важных корреляций. Вселенная, как и человек, статична, устойчива. Суждения метафизики критикуются за их усложненность рассуждений, за невозможность проверки с помощью логики.
  2. Диалектика ищет истину в столкновении противоположностей, пытается постичь мир через его развитие и противоречия. Последователи диалектики признают общий характер развития мира. Вселенная, как и человек, развиваются при взаимодействии противоположностей. Количественные изменения переходят в качественные, движение происходит от низшего к высшему. Сильным толчком для развития этой концепции стали открытия в области естествознания: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, большие достижения в области палеонтологии и геологии.

Функции философии

Исследователи выделяют различные функции философии. Главные из них:

  1. Мировоззренческая функция. Философия способна представить описание картины мира и объединить в себе знания из разных наук и искусств. В ее основе – определенная система взглядов на мир. Философия абстрактно-теоретически подходит к трактовке мировоздания. Это придает ей двойственный характер, тяготеющий и к науке, и к лженауке.
  2. Методологическая. Ее задача – выявить оптимальные методы достижения определенных целей. Методы эти имеют фундаментальность, а не узкую направленность (исторический метод).
  3. Гуманистическая функция. Философская наука призывает к предельно внимательному отношению к людям. Выполняя эту функцию, наука мыслителей не ограничивается только лишь научным подходом, а задействует еще этику и эстетику.
  4. Практическая. Включает в себя заботу о благе людей и об их морали.
  5. Функция прогнозирования. Выявляет общие тенденции развития мира, материи, человека и сознания. Выполняя эту функцию, философия опирается на научные знания и способна формировать новые взгляды и идеи.
  6. Критическая функция. Все подвергается сомнению, этот постулат зародился во время возникновения философии. Все подвергнуто конструктивной критике. Рациональность обоснований отбраковывает ошибки, предрассудки, заблуждения и догмы.
  7. Познавательная. Познание мира через философию дает возможность накопления новых знаний и системного подхода к ним.
  8. Функция духовного ориентирования. Направляет человека в его развитии.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/napravleniya.html

Основной вопрос философии кратко (онтология бытия)

Какой основной вопрос философии. Основной вопрос и основные направления философии

Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение.

Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи.  (Горелов А.А.)

Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.

Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями

АвторПостановка основного вопроса философии
ДекартСуществую ли я?
ЭпикурКак стать безмятежным и счастливым?
КантЧто такое человек?
Ф.ЭнгельсЧто первично: материя или мышление?
М.ХайдеггерВ чем смысл бытия?
Р.РотриКто мы?
А.КамюСтоит ли жизнь того, чтобы жить?

Решение основного вопроса философии

Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?

Основной вопрос философии

Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.

Две стороны основного вопроса философии

Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая.

Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания.

Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?

Решение основного вопроса философии

Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.

Онтологическая сторона вопроса

Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.

Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.

Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии

Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.

Материализм

Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.

Важно!

Если вы не уверены, что справитесь с работой самостоятельно, обратитесь к профессионалам. Сдадим работу раньше срока или вернем 100% денег

Стоимость и сроки

Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв.

Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину.

Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.

Материализм как решение основного вопроса философии

Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.

Субъективный идеализм

Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений.

Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.

Объективный идеализм

Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.

Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.

Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.

Компромиссное учение – деизм (Г.Чербери, Вольтер, Ньютон, Радищев и др.) . Философы этого направления допускали, что Бог создал мир вещей и человека, но считали, что далее не принимал участие в развитии сотворенного мира.

Гносеологическая сторона вопроса

На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.

Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».

Агностицизм как решение основного вопроса философии

В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним.

Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М.

Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.

В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».

Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.

Полезные источники

  1. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.

Источник: https://NauchnieStati.ru/spravka/osnovnoj-vopros-filosofii/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: