Какие нормативно правовые акты определяют воинский учет. Воинский учет — это что такое? Цели и задачи

Что такое воинский учет, его виды, цели и задачи

Какие нормативно правовые акты определяют воинский учет. Воинский учет - это что такое? Цели и задачи

Для сохранения целостности и государственного суверенитета, а также в целях защиты граждан от внешней агрессии требуется постоянно действующая, функциональная и профессиональная армия.

Для того чтобы обеспечить в кратчайшие сроки мобилизационный сбор в случае наступления военного времени, необходимо иметь отлаженную систему учета контингента, задействованного в рядах вооруженных сил.

Она может быть организована, как составная часть, включенная в понятие «воинская обязанность».

Немного истории… В самом начале Великой Отечественной войны только за первые 9 суток армия СССР пополнилась на 5300000 человек.

Отлаженная система мероприятий, направленная на сбор и анализ данных о мобилизационных ресурсах, их численности и пригодности представляет воинский учет и позволяет сформулировать его определение. Не подлежат воинскому учету лица, которые по результатам заседания военной призывной комиссии были признаны не годными к службе и попали в категорию «Д» призывников, согласно Расписанию болезней.

На период прохождения срочной службы граждане снимаются с учета с обязательством последующей постановки по месту жительства. Данные мероприятия также не касаются заключенных и лиц, живущих на постоянной основе за границей. Женщины, которые имеют военно-учетные специальности, квалифицируются, как военнообязанные.

Нормативная основа

В каждом муниципальном подразделении организация воинского учета и его предназначение регламентируются на основе федеральных законов. Это фз «О воинской обязанности», «О мобилизационной подготовке» и Закон «Об обороне». Подробные инструкции по организации воинского учета разработаны и утверждены Правительственным постановлением и Генеральным штабом ВС.

На основании вышеизложенных документов сформулированы основные цели и задачи учета контингента. Они заключаются в возможности исполнения мобилизационными ресурсами воинской обязанности.

Сюда также относится сбор актуальной информации для анализа количества личного состава, призванного в ряды ВС на период военного времени и эффективного использования ресурсов.

Простыми словами, основной целью служит оперативное переформирование вооруженных сил при введении военного положения.

Узнай:   Как вести журнал проверок состояния воинского учета

Историческая справка… Начало пропедевтического образа военной обязанности дает нам история России со времен правления Петра I. Именно в этот период была введена рекрутская служба, позволяющая создать регулярную армию. Соответствующий указ был издан в 1705 году.

Следующее крупное преобразование российской армии связано с именем военного министра Д.А. Милютина. Он способствовал введению военной повинности, которая по своему принципу напоминала сегодняшнюю срочную службу. Отличием служили сроки службы в рядах армии и пребывания в запасе.

Сегодняшние нормативные документы датируются 1996-1998 годами и являются актуальными с некоторыми дополнениями.

Виды ВУ

Прежде чем рассматривать перечень уполномоченных органов, которыми осуществляется сбор данных, призыв и мобилизационная подготовка, необходимо выделить основные виды воинского учета, так как в каждом отдельном случае обязанности возлагаются на разных представителей общественной власти под эгидой военного комиссариата.

  • Первичный воинский учет организуется специально созданной комиссией на основе данных, предоставленных органами местного самоуправления, руководителями организаций, администрациями учебных заведений. Он осуществляется в строго отведенное время с 1.01 по 31.03 ежегодно. Отличительной особенностью служит то, что постановке на учет подлежат граждане строго определенного возраста – 17 лет. От призывника требуется личная явка, предъявление документов (паспорт, аттестат, справка о составе семьи), а так же характеристика, выданная в организации или учебном заведении. Все призывники получают свидетельства о постановке на учет.

Немного истории… Понятие военного комиссариата появилось в 1918 году, когда декретом были образованы территориальные подразделения, занимающиеся формированием регулярных частей Советской армии.

Первоначально были созданы Орловский, Восточно-Сибирский, Беломорский, Туркестанский, Западно-Сибирский, Ярославский, Приволжский, Уральский, Московский, Западно-Сибирский и Северо-Кавказский военные округа.

  • Общий воинский учет граждан обеспечивает учет лиц, находящихся в запасе после прохождения срочной службы или по решению военной призывной комиссии. Возрастная категория контингента зависит от должности и звания военнообязанных граждан. Организован воинский учет военкоматом, который передает полномочия руководящим органам на предприятиях или поселковым Администрациям. Правила ведения общего учета предусматривают мониторинг актуальности данных на каждого военнообязанного. Это место жительства, работы, семейное положение, образование, состав семьи и т.д.
  • Специальному воинскому учету подвержены лица, которые забронированы на время общего призыва предприятиями или органами власти. Сюда также включаются сотрудники ФСБ, органов Внутренних дел, Пожарной охраны и УФСИН. Этот учет ведет непосредственно военный комиссариат.

Узнай:   Какие основные обязанности специалиста по ведению воинского учета

Особенности ведения ВУ в организации

Организация ведения воинского учета на предприятиях возложена на руководящих работников, хотя они имеют право при определенном количестве сотрудников вводить штатную единицу – ответственного. Выплата заработной платы ответственному лицу осуществляется за счет работодателя.

Компетентные сотрудники обязаны вести учет по установленным правилам и содержать в должном порядке всю требуемую документацию.

Это, прежде всего, план мероприятий, направленных на подтверждение данных, реестр личных карточек, заполненных по установленной форме, книга проверок, расписки в передаче документов.

При достаточно большой численности сотрудников выделяются дополнительные кадры, которые образуют целый отдел – военно-учетный стол. Отделом ВУС, осуществляющим заполнение личных карточек при поступлении на работу, ведется анализ полученных данных с предоставлением информации в военный комиссариат.

Важной особенностью ВУС служит то, что составляющие его сотрудники должны пройти согласование в военкомате. Совершить кадровую перестановку в их отношении работодатель имеет право, только после резолюции комиссариата.

Обязанности по ведению воинского учета назначаются руководителю организации уже на пятый день после регистрации, как юрлица. Неисполнение этих обязанностей влечет немалые взыскания.

Все данные, внесенные в личные карточки, проверяются сотрудниками и визируются их личной подписью.

Увольнение сотрудника, как и прием на работу, сопровождается передачей данный в комиссариат в течение 14 дней.

Военком может просить о предоставлении развернутых данных в виде знаний языка или освоенных профессиях.

Мотивируется эта просьба (именно просьба, так как в инструкции нет такого положения) тем, что при проведении мобилизации подробные данные помогут эффективно произвести распределение ресурсов.

Ответственный за воинский учет выполняет еще и задачи информационного характера. Он проводит периодические беседы с контингентом по вопросам воинской обязанности и военной подготовки, собирает актуальную информацию и доводит ее до граждан, например, посредством информационного стенда.

Помимо этого, через него решаются вопросы выдачи всевозможных справок, относительно военного учета. Постоянно следит за достоверностью вновь полученной информации. Состоящего на учете сотрудника в любой момент могут привлечь для прохождения сборов, отказываться от них он не имеет права.

Источник: https://prizivaut.ru/voinskij-uchet/chto-takoe.html

Воинский учет — это что такое? Цели и задачи

Какие нормативно правовые акты определяют воинский учет. Воинский учет - это что такое? Цели и задачи

Законодательство РФ устанавливает обязанность граждан мужского пола проходить военную службу по достижении ими определенного возраста.

При этом в нормах предусматриваются определенные процедуры, связанные с регистрацией потенциальных призывников в уполномоченных органах.

Ведение воинского учета в России осуществляется в соответствии с ФЗ № 53, Положением, утвержденным правительственным Постановлением №719 от 27.11.2006 г., и прочими нормативными актами. Рассмотрим далее основные правила.

Общие сведения

Воинский учет – это метод обобщения сведений о мобилизационных и призывных ресурсах страны. По общему правилу, он осуществляется по адресу проживания либо пребывания (в отношении лиц, прибывших на территорию МО на период более трех мес.). Воинский учет граждан производится местными комиссариатами или специально созданными комптенетными комиссиями.

Классификация

В законодательстве используется такой термин, как «первоначальный воинский учет». Это действие следует отличать от регистрации лиц в комиссариатах по общим основаниям. Дифференциация указанных процедур осуществляется по:

  1. Кругу субъектов. Первоначальный воинский учет – это регистрация лиц, достигших 17 лет.
  2. Сроку осуществления мероприятий. Регистрация субъектов по общим основаниям может осуществляться в течение всего года. С 1 января до 31 марта проводится первоначальная работа. Воинский учет при этом осуществляется уполномоченными комиссиями, а не комиссариатами.

Деятельность органов

Воинский учет – это юридически значимая процедура. Она предполагает совершение определенных, законодательно закрепленных, действий.

В качестве основания для выполнения установленных процедур выступает решение, принимаемое органов, осуществляющим воинский учет. Возраст первичных призывников, как выше было сказано, 17 лет.

Для регистрации лицо проходит медосмотр. По его результатам выносится решение о:

  1. Внесении на рассмотрение комиссии вопроса, связанного с освобождением от исполнения обязанности, установленной в ФЗ № 53. В качестве причины для такого действия выступает признание негодности к службе.
  2. Внесении на рассмотрение вопроса о зачислении субъекта в запас. Это решение связано с признанием лица ограниченно годным.
  3. Постановке на воинский учет граждан, подлежащих первоначальной регистрации.

Коллизия норм

В соответствии с приведенной выше информацией, лица, которые будут признаны негодными или ограниченно годными к службе, не должны ставиться на воинский учет. Однако п. 34 указанного в начале статьи Положения противоречит требованиям ФЗ № 53.

Этот акт наделяет комиссию полномочиями по постановке на учет лиц, которые признаны ограниченно годными либо негодными к службе. В данном случае имеет место коллизия норм. По общему правилу, в такой ситуации применению подлежит та, которая предусматривается в более высоком в иерархии актом.

Соответственно, п. 34 Положения в указанных случаях не действует.

Спорный момент

Не совсем понятно, как комиссия, разрешающая вопросы, связанные с ограниченно годными и негодными лицами, может принимать в отношении них решения. По положениям 22 статьи (п. 1) ФЗ № 53, призыву подлежат субъекты, обязанные состоять или состоящие на учете.

Соответственно, остальные лица не призываются на службу, а комиссия, в свою очередь, не может вынести в отношении них никакого решения.

Между тем необходимо сказать, что один субъект может признаваться негодным 31 марта, а 1 апреля уже быть поставленным на учет в рамках тех или иных мероприятий.

ФЗ №53 обязывает уполномоченные органы оповещать о необходимости прибыть на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на учет. Извещение об этом осуществляется посредством направления повестки. Если субъект не явился по уведомлению по неуважительным причинам, на него может накладываться административное взыскание. В качестве санкции выступает предупреждение либо штраф.

Медицинское освидетельствование

Его организовывает комиссия, уполномоченная осуществлять воинский учет. В рамках медицинского освидетельствования устанавливается категория годности лица к службе. Здесь следует учитывать один нюанс.

Определение той или иной категории при первичном учете не означает, что в процессе призыва она не будет изменена.

При решении соответствующего вопроса в рамках освидетельствования заключение о годности субъекта будет оформляться заново.

Документы воинского учета

Они выдаются уполномоченными органами по адресу регистрации лиц. Субъектам, которые зачислены в запас, оформляется военный билет. Лицам, подлежащим призыву, выдают удостоверение с соответствующей записью.

При освобождении субъекта, его зачисляют в запас. Соответственно, ему выдают военный билет. Лица, имеющие отсрочку от призыва, в запас не зачисляются. Следовательно, они подлежат призыву.

Военный билет не оформляется таким лицам до зачисления в запас на основании освобождения, достижения 27 лет и пр.

Особенности выдачи

Удостоверение субъекта, подлежащего призыву, предоставляется ему под подспись. Выдача осуществляется в день прохождения освидетельствования для постановки на воинский учет. Бланки оформляются в соответствии с Порядком создания картотеки дел призывников.

Выдача билета лицам, зачисленным в запас, производится в десятидневный срок с даты принятия соответствующего решения или получения выписки протокола комиссии. Исчисление осуществляется в рабочих днях. По мнению ряда экспертов, налицо несовершенство формулировки норм о воинском учете.

Заполнения бумаг в течение 10 дней может не произойти. Обусловлено это тем, что решение комиссии может не пройти установленную нормами процедуру утверждения. Законодатель предполагал вести отсчет 10-дневного срока с даты его принятия.

Однако норма была сконструирована так, что лицо, зачисленное в запас, получило возможность потребовать выдачи билета по окончании указанного периода, даже в случае, если решение комиссии не было утверждено.

Распространенные заблуждения

Существует мнение, что отсутствие формы воинского учета у лица препятствует:

  1. Регистрации по адресу пребывания и проживания. Ранее действительно Правила учета лиц по месту жительства/нахождения включали в себя требование о предоставлении документов воинского учета. Но правительственным Постановлением № 599 от 14.08.2002 г. это предписание было отменено.
  2. Зачислению в государственные вузы, которые учреждены исполнительными структурами федеральной власти. Полный список документов, требуемых для поступления, приводится в разд. IV Порядка, регламентирующего прием лиц в учебные заведения высшего профобразования, имеющие госаккредитацию. Правила утверждены Приказом Минобрнауки № 422 от 21 окт. 2009 г. В соответствии с Порядком, предоставление документа, выданного органом, осуществляющим воинский учет, производится субъектами, которые проходили службу по призыву и были уволены с нее и имеют право на протяжении года после этого использовать результаты Единого госэкзамена, сданного в течение года до призыва.
  3. Получению/замене паспорта РФ. В соответствии с п. 34.5 и 35.4 Регламента ФМС, утвержденного Приказом № 399 от 07.12.2009 г., лица, имеющие военный билет, обязаны его предоставить в соответствующее подразделение Миграционной службы. Однако данное предписание не распространяется на субъектов, которые его не имеют. Требование предоставить удостоверение лица, подлежащего призыву, в Административном регламенте не заявлено.
  4. Получению загранпаспорта. В соответствии с п. 34 указанного выше Регламента, мужчины, возраст которых 18-27 лет, проживающие в РФ, для подтверждения достоверности информации о том, что они не призваны на военную или не направлены на альтернативную службу, предъявляют в соответствующем подразделении ФМС военный билет с отметкой о завершении пребывания в рядах ВС или справку комиссариата по адресу проживания.

Вместе с тем ряд требований присутствует в ТК. Согласно положениям 65 статьи Кодекса, военнообязанные и субъекты, подлежащие призыву, должны предоставить соответствующие документы.

Специфика деятельности

Воинский учет необходимо вести постоянно. Он должен охватывать лиц, находящихся в запасе и субъектов, которые подлежат призыву. Работа системы учета обеспечивается Минобороны, МВД, СВР, ФСБ, структурами федеральной, региональной, местной исполнительной власти, а также организациями, вне зависимости от их правового статуса.

Ключевыми требованиями к деятельности по обобщению сведений выступают обеспечение достоверности и полноты данных, отражающих состояние мобилизационных и призывных ресурсов. Учет в организациях координируется Генштабом ВС.

Комиссариаты осуществляют плановые проверки учреждений совместно с уполномоченными сотрудниками исполнительных структур региональной и территориальной власти.

Бронирование

Воинский учет в учреждениях должен осуществляться специально назначенными сотрудниками. При этом должны соблюдаться установленные нормы. Они предусматривают:

  • выделение 1 освобожденного сотрудника при воинском учете 500-2000 граждан;
  • 2-х – при 2-4 тыс. субъектов;
  • 3-х – при 4-7 тыс. лиц.

На каждые следующие 3 тысячи человек предусматривается дополнительно по одному специалисту. Если на предприятии меньше 500 ч., воинский учет в организации может возлагаться на одного из служащих по совместительству. Расходы, которые связаны со сбором и обобщением сведений, возлагаются на само учреждение.

Руководитель должен выделить для сотрудников, осуществляющих воинский учет в организации, специально оборудованное помещение, оснащенное железными шкафами для обеспечения сохранности материалов. Отдельным категориям сотрудников предоставляется отсрочка от призыва по мобилизации и во время военных действий.

Такая работа направлена на обеспечение предприятий трудовыми ресурсами.

Воинский учет направлен на:

  1. Обеспечение выполнения лицами предусмотренных федеральными законодательствами обязанностей.
  2. Определение качественного и количественного состава мобилизационных и призывных ресурсов с целью их эффективного использования при обороне страны.
  3. Проведение плановых мероприятий по подготовке необходимых специалистов из числа лиц, находящихся в запасе, для выполнения работ, связанных с переводом ВС, войск, формирований, органов ВР, ФСБ и пр. с мирного времени на военное и последующего доукомплектования.

Обязанности призывников

Они предусматриваются 10 статьей ФЗ № 53. В соответствии с нормой, призывники должны:

  1. Состоять на учете по месту проживания/пребывания в комиссариате.
  2. Явиться по повестке или вызову соответствующего уполномоченного органа.
  3. В двухнедельный период сообщить в комиссариат или иную ответственную структуру об изменении своего семейного положения, места осуществления профессиональной деятельности или должности, образования, о переезде на новый адрес в пределах МО.
  4. Явиться в течение 14 дней в уполномоченный орган для постановки на учет, снятия с него, внесения в выданные ранее документы изменений. Это предписание действует в отношении лиц, переехавших на новое место проживания/пребывания, расположенное за пределами муниципалитета, в котором находится зарегистрировавший их комиссариат, на срок больше трех мес., или выезжающих/въезжающих из/в РФ более чем на полгода.
  5. Бережно относиться к документам, выданным в связи с постановкой на воинский учет. При их утрате в течение двух недель лицо сообщает об этом в комиссариат или соответствующую уполномоченную структуру для решения вопроса о получении дубликатов.

Пояснения

Согласно Правилам постановки и снятия с учета граждан по адресу проживания/нахождения, местом пребывания может являться санаторий, дом отдыха, гостиница, туристическая база, больница, прочее аналогичное помещение, в котором субъект не живет постоянно. Лица, которые прибыли на территорию более чем на 90 дн.

для временного нахождения, должны обратиться в уполномоченные органы для регистрации. При этом субъекты на снимаются с учета по месту их постоянного проживания. Регистрация производится в течение трех дней.

В качестве места проживания выступает адрес, где лицо преимущественно или постоянно живет как собственник, наниматель помещения или в ином статусе, предусмотренном законом. Это может быть дом, квартира (служебная в том числе), гостиница, общежитие и пр.

Лицо, изменившее место проживания, должен не позднее семи дней с даты прибытия по новому адресу явиться в орган, осуществляющий регистрацию. Постановка на учет осуществляется путем проставления соответствующей отметки в паспорте. Лица могут регистрироваться только в одном помещении по месту проживания.

Гражданин, покидающий пределы страны, должен сдать в комиссариат удостоверение субъекта, подлежащего призыву. Оно приобщается к делу. При достижении гражданином, пребывающим за пределами страны, 27 лет оно уничтожается. В законодательстве установлена ответственность за умышленное уничтожение либо порчу документа, выданного комиссариатом.

Санкции устанавливаются и за небрежное его хранение, если оно повлекло его утрату. В соответствии с КоАП, субъект привлекается к административной ответственности. Наказание вменяется в виде предупреждения или денежного взыскания. Данные санкции устанавливает ст. 21.7 КоАП.

Источник: https://FB.ru/article/285781/voinskiy-uchet---eto-chto-takoe-tseli-i-zadachi

Явка по повестке

ФЗ №53 обязывает уполномоченные органы оповещать о необходимости прибыть на мероприятия, связанные с первоначальной постановкой на учет. Извещение об этом осуществляется посредством направления повестки. Если субъект не явился по уведомлению по неуважительным причинам, на него может накладываться административное взыскание. В качестве санкции выступает предупреждение либо штраф.

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: