Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века

Содержание
  1. Чукчи: самые шокирующие факты
  2. Называют себя настоящими людьми
  3. Раскрашивают лица кровью
  4. Воевали с эскимосами
  5. Грабили коряков
  6. Татуировки в честь убитых врагов
  7. Предпочитали смерть плену
  8. Выиграли войну с Россией
  9. Смазывали стрелы ядом
  10. Бубны обтягивали человеческой кожей
  11. Воины умели летать
  12. Владели рабами
  13. Обменивались женами
  14. Народ юмористов
  15. Изобрели памперсы
  16. Меняли пол по приказу духов
  17. Старики умирали добровольно
  18. Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века
  19. Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками
  20. Внешний облик
  21. Черты характера
  22. Условия жизни
  23. Почему чукча — герой анекдотов?
  24. Воинствующие оленеводы
  25. Торговые дела
  26. Чукчи сегодня
  27. Зверские традиции чукчей: почему они убивают немощных стариков и меняются супругами
  28. Портал в другой мир
  29. Удар пальмой в сердце
  30. Супругу дарят другу
  31. Едят мухоморы
  32. Как изменились современные чукчи
  33. Какими они были?
  34. Чукчи изменились внешне
  35. И поменяли профессии
  36. В новый век с новой надеждой?
  37. Чукчи, дети Ворона: Как жили и во что верили представители самого таинственного народа российского Севера
  38. Мир, созданный непослушной дочерью
  39. Люди, звери, духи
  40. Самураи севера
  41. Будет ли северный Кастанеда?

Чукчи: самые шокирующие факты

Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века

Мы все привыкли считать представителей этого народа наивными и миролюбивыми жителями Крайнего Севера. Дескать, всю свою историю чукчи пасли стада оленей в условиях вечной мерзлоты, охотились на моржей, а в качестве развлечения дружно били в бубны.

Анекдотичный образ простака, который все время произносит слово «однако», настолько далек от реальности, что это действительно шокирует. Между тем, в истории чукчей немало неожиданных поворотов, а их быт и нравы до сих пор вызывают споры у этнографов.

Чем же представители этого народа так отличаются от других обитателей тундры?

Называют себя настоящими людьми

Чукчи – единственный народ, мифология которого откровенно оправдывает национализм. Дело в том, что их этноним произошел от слова «чаучу», которое на языке аборигенов севера обозначает владельца большого числа оленей (богача). Данное слово услышали от них русские колонизаторы. Но это не самоназвание народа.

«Луораветланы» – так чукчи именуют себя, что переводится как «настоящие люди». Они всегда высокомерно относились к соседним народам, а себя считали особенными избранниками богов. Эвенков, якутов, коряков, эскимосов в своих мифах луораветланы называли теми, кого боги создали для рабского труда.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, общая численность чукчей составляет всего 15 тысяч 908 человек. И хотя этот народ никогда не был многочисленным, умелые и грозные воины в непростых условиях сумели завоевать огромные территории от реки Индигирки на западе до Берингова моря на востоке. Их земли по площади сопоставимы с территорией Казахстана.

Раскрашивают лица кровью

Чукчи делятся на две группы. Одни занимаются оленеводством (кочевники-скотоводы), другие охотятся на морского зверя, по большей части, добывают моржей, поскольку живут на берегу Северного Ледовитого океана. Но это основные занятия. Оленеводы тоже занимаются промыслом, они добывают песцов и других пушных животных тундры.

После удачной охоты чукчи раскрашивают свои лица кровью убитого зверя, при этом изображая знак своего родового тотема. Затем эти люди совершают ритуальное жертвоприношение духам.

Воевали с эскимосами

Чукчи всегда были умелыми воинами. Представьте себе, сколько храбрости необходимо, чтобы выходить в океан на лодке и нападать на моржей? Впрочем, не только животные становились жертвами представителей этого народа. Они часто совершали грабительские походы на эскимосов, перебираясь в соседнюю Северную Америку через Берингов пролив на своих лодках, сделанных из древесины и моржовых шкур.

Из военных походов умелые воины привозили не только награбленное добро, но и рабов, отдавая предпочтение молодым женщинам.

Интересно, что в 1947 году чукчи в очередной раз решили пойти войной на эскимосов, тогда лишь чудом удалось избежать международного конфликта между СССР и США, ведь представители обоих народов официально являлись гражданами двух супердержав.

Грабили коряков

Чукчи за свою историю успели изрядно насолить не только эскимосам. Так, они часто нападали на коряков, отбирая их оленей. Известно, что с 1725 по 1773 годы захватчики присвоили около 240 тысяч (!) голов чужого скота. Собственно, чукчи занялись оленеводством после того как ограбили соседей, многим из которых пришлось добывать себе пропитание охотой.

Подкравшись к поселению коряков в ночи, захватчики протыкали копьями их яранги, стремясь сразу же убить всех хозяев стада, пока они не проснулись.

Татуировки в честь убитых врагов

Чукчи покрывали свои тела татуировками, посвященными убитым врагам. После победы воин наносил на тыльную сторону запястья правой руки столько точек, сколько противников он отправил на тот свет. На счету некоторых опытных бойцов было столько поверженных врагов, что точки сливались в линию, идущую от запястья к локтю.

Предпочитали смерть плену

Чукотские женщины всегда носили при себе ножи. Острые лезвия были нужны им не только в быту, но и на случай самоубийства.

Поскольку пленные люди автоматически становились рабами, чукчи предпочитали смерть такой жизни.

Узнав о победе врага (например, явившихся отомстить коряков), матери сначала убивали своих детей, а потом и самих себя. Как правило, они бросались грудью на ножи или копья.

Проигравшие воины, лежащие на поле брани, просили своих противников о смерти. Причем, делали это равнодушным тоном. Единственным пожеланием было – не мешкать.

Выиграли войну с Россией

Чукчи – единственный народ Крайнего Севера, воевавший с Российской империей и одержавший победу. Первыми колонизаторами тех мест стали казаки, руководил которыми атаман Семен Дежнев.

В 1652 году они построили Анадырский острог. За ними на земли Заполярья отправились другие искатели приключений.

Воинственные северяне не захотели мирно соседствовать с русскими, а уж тем более – выплачивать налоги в имперскую казну.

Война началась в 1727 году и длилась более 30 лет. Тяжелые бои в непростых условиях, партизанские диверсии, хитроумные засады, а также массовые самоубийства чукотских женщин и детей – все это заставило русские войска дрогнуть. В 1763 году армейские части империи были вынуждены покинуть Анадырский острог.

Вскоре у берегов Чукотки появились корабли англичан и французов. Возникла реальная опасность, что эти земли захватят давние противники, сумев договориться с местным населением без борьбы. Императрица Екатерина II решила действовать дипломатичнее.

Она предоставила чукчам налоговые льготы, а их правителей буквально осыпала золотом. Русским жителям Колымского края было приказано, «… чтобы они отнюдь ничем не раздражали чукоч, под страхом, в противном случае, ответственности по суду военному».

Такой мирный подход оказался гораздо более эффективным, чем войсковая операция. В 1778 году чукчи, задобренные властями империи, приняли российское подданство.

Смазывали стрелы ядом

Чукчи прекрасно владели своими луками. Они смазывали наконечники стрел ядом, даже легкое ранение обрекало жертву на медленную мучительную и неминуемую смерть.

Бубны обтягивали человеческой кожей

Чукчи сражались под звуки бубнов, обтянутых не оленьей (как положено по обычаю), а человеческой кожей. Такая музыка нагоняла ужас на врагов. Об этом говорили русские солдаты и офицеры, воевавшие с аборигенами севера. Колонизаторы объясняли свое поражение в войне особой жестокостью представителей этого народа.

Воины умели летать

Чукчи во время рукопашных схваток перелетали через поле битвы, приземляясь в тылу врага. Как они совершали прыжки на 20-40 метров и после этого могли сражаться? Ученые до сих пор не знают ответа на этот вопрос. Вероятно, умелые воины использовали особые приспособления вроде батутов. Данный прием часто позволял одерживать победы, ведь противники так и не поняли, как ему противостоять.

Владели рабами

Чукчи владели рабами вплоть до 40-х годов ХХ века. Женщин и мужчин из бедных семей часто продавали за долги. Они выполняли грязную и тяжелую работу, как и захваченные в плен эскимосы, коряки, эвенки, якуты.

Обменивались женами

Чукчи вступали в так называемые групповые браки. В них входили несколько обычных моногамных семей. Мужчины могли обмениваться женами. Такая форма социальных отношений была дополнительной гарантией выживания в тяжелых условиях вечной мерзлоты. Если кто-то из участников подобного союза погибал на охоте, то о его вдове и детях было, кому позаботиться.

Народ юмористов

Чукчи могли прожить, найти кров и еду, если обладали способностью смешить людей. Народные юмористы переезжали из стойбища в стойбище, веселя всех своими шутками. Их уважали и высоко ценили за талант.

Изобрели памперсы

Чукчи первыми изобрели прообраз современных подгузников. Они использовали слой мха с оленьей шерстью как впитывающий материал. Новорожденного одевали в подобие комбинезона, меняя импровизированный подгузник несколько раз в день. Жизнь в условиях сурового севера заставляла людей быть изобретательными.

Меняли пол по приказу духов

Чукотские шаманы могли сменить пол по указанию духов. Мужчина начинал носить женскую одежду и вести себя соответственно, иногда он буквально выходил замуж. А вот шаманка, напротив, перенимала стиль поведения сильного пола. Такого перевоплощения, по верованиям чукчей, от своих служителей иногда требовали духи.

Старики умирали добровольно

Чукотские старики, не желая быть обузой для своих детей, часто соглашались на добровольную смерть. Известный писатель-этнограф Владимир Богораз (1865-1936 гг.) в своей книге «Чукчи» отметил, что причиной возникновения такого обычая стало вовсе не плохое отношение к пожилым людям, а тяжелые условия жизни и недостаток пищи.

Часто добровольную смерть выбирали тяжелобольные чукчи. Как правило, таких людей убивали через удушение ближайшие родственники.

Источник: https://suharewa.ru/chukchi-samye-shokiruyushhie-fakty/

Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века

Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века

Северные народы. Эскимосы, ненцы, нанайцы, чукчи, якуты… Мы представляем каждый северный народ одетым в теплые меха и жующим эскимо. Давай познакомимся с каждым из них поближе.

Эскимосы – один из коренных народов Крайнего Севера, занимающие территории Чукотки. От этого народа пошло название нашего любимого мороженого – эскимо.

Начнем с эскимосской еды. Она представлена рыбой, птицей, оленьим, медвежьим и нерповым мясом, а также яйцами. В зоне сурового климата заниматься земледелием просто невозможно, поэтому эскимосы собирают клубни и водоросли, до которых им проще всего добраться. Что до мяса, то его эскимосы считают очень полезным.

Живут, спят и отдыхают от охоты эскимосы в специальных полукруглых жилища изо льда, которые называются «иглу». Никакая палатка не идет в сравнении с иглу, которые кажутся холодными только внешне. На самом деле внутри такого жилища тепло и уютно.

Поражает тот факт, что в силу своей бедности и скудности условий некоторые эскимосы подвержены алкоголизму. Во всяком случае, так утверждают ученые. Вопрос возникает один: из чего они делают этот самый алкоголь!

Эскимосы весьма суеверны и боятся некого вымышленного призрака, который только и ждет, чтобы утащить кого-нибудь в прорубь. Опасения, конечно, небезосновательны – случаев падения в прорубь среди эскимосов довольно много.

Переезжаем к ненцам.

Тундра, Кольский полуостров, длинное побережье Северного Ледовитого океана – вот места обитания ненцев. Для пущей понятности даем официальное название территории ненцев в пределах необъятной Российской Федерации: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Зимой и летом ненцы живут на одном месте, а весной и осенью кочуют. Жилище ненцев – чум – представляет палатку из оленьих шкур. Посередине такой палатки устанавливается печка. Вокруг нее лежат оленьи шкуры, на которых можно спать.

Любопытно, но факт, что постройкой жилища у ненцев заведуют женщины.

Основным деликатесом у ненцев считаются рожки молодого оленя. У них и название соответствующее – панты. Стараясь не навредить молодому олененку, ненцы аккуратно их срезают, потом смалят над открытым пламенем, а затем снимают с них верхний слой шкурки, представляющий самое лакомство. Рога от взрослых оленей ненцы выгодно продают на нужды фармацевтики.

Помимо шкурок с оленьих рогов ненцы обожают строганину – нарезанную тонкими пластинками замороженную рыбу и колотушку – тоже замороженную рыбу, только разбитую о твердый предмет на маленькие кусочки. Колотушку едят как повседневное блюдо, строганину подают на званые обеды.

Олень считается у ненцев уважаемым животным, поэтому на день рождения, который у этих народов отмечается единожды в жизни, ребенку дарят молодого олененка.

Женятся ненцы в 18-20 лет. Вторую половинку им подыскивают родители. На свадьбе вместо каравая молодым преподносят сваренное сердце и язык оленя – символ того, что у молодоженов теперь одно сердце и один язык на двоих.

Давай навестим чукчей. Наверняка ты догадываешься, что они живут на Чукотке. Также они населяют побережье Берингова пролива и Северного Ледовитого океана. Это единственный коренной сибирский народ, который не покорился российским войскам. Среди чукчей есть оленеводы и любители поохотиться на морских обитателей.

Чукчи очень любят сырое оленье мясо и рыбу, также сырую. В суровых условиях вечной мерзлоты выживают благодаря высокому гемоглобину и быстрому обмену веществ, а также калорийной пище. Так из внутренностей оленя они готовят калорийный наваристый суп с кровью, жиром и кусочками сала. Из напитков чукчи предпочитают травяные отвары.

Основной материал, из которого чукчи шьют одежду и строят жилища – оленьи шкуры. Одежда, как правило, двухслойная. Наружный и внутренний слой – теплый мех.

Одно из развлечений чукчей – шутки и анекдоты. Чукчи считают, что смех отгоняет злых духов. Любимый вид спорта чукчей – гонки на собачьих упряжках, кожаных лодках и санях, запряженных оленями.

Чукчи не любят мыться. Во-первых, они считают, что, отмываясь, они становятся беззащитными перед злыми духами, во-вторых, боятся замерзнуть. Редкие банные процедуры чукчей сводятся к тому, что они натираются салом нерп, а затем счищают его с кожи вместе со слоем грязи.

И, наконец, якуты. Якутия или Республика Саха более обжитое и приближенное к цивилизации место, нежели Чукотка или побережье Кольского полуострова.

Якуты очень любят молочную продукцию, и не только от коров, но и от лошадей. В особом почете у якутов кумыс, простокваша, растопленное масло. Его якуты могут пить просто так. Очень любят якуты оленину, конину, строганину и медвежатину.

Любопытно, что мороз в Якутии вовсе не так страшен, как кажется. На самом деле 20-градусный мороз в Санкт-Петербурге намного страшнее для теплолюбивых людей, нежели привычные для Якутии -50°С. При таком морозе якутские дети запросто бегают по улице и едят мороженое.

Якуты очень трудолюбивые и выносливые. На сенокосе они могут работать до 24 часов в сутки. Кстати, они очень не любят, когда их называют якутами и предпочитают, чтобы их называли «саха».

Если у тебя возникнет желание посетить северные народы необъятной России, ты можешь воспользоваться обратиться в туристические фирмы представленные в

Образование

Школьники могут с лёгкостью ответить на вопрос «Где живут чукчи?». На Дальнем Востоке есть Чукотка или Чукотский автономный округ. Но если мы немного усложним вопрос: «Где живут чукчи и эскимосы?», возникают затруднения. Нет одноимённой области, нужно найти более серьёзный подход и разобраться в национальных тонкостях.

Есть ли отличия между чукчами, эскимосами и коряками

Безусловно, есть. Всё это разные народности, некогда племена, имеющие общие корни и населяющие схожие территории.

Регионы в России, где живут чукчи или луораветланы, сконцентрированы на севере. Это республика Саха, Корякский АО и Чукотский АО. С древних времен их племена населяли крайние области Восточной Сибири.

Сначала кочевали, но после приручения оленей начали немного приспосабливаться к оседлому образу жизни. Разговаривают они на чукотском языке, имеющем несколько диалектов.

Луораветланы или чукчи (самоназвание) делили себя на морских охотников, живущих на побережье Ледовитого океана, и оленных, тундровых.

Некоторые антропологи относят эскимосов к монголоидной расе, имеющей арктическое происхождение. Данная народность живёт в штате Аляска (США), в северных регионах Канады, на острове Гренландия (Дания) и совсем немного (1500 человек) на Чукотке. В каждой стране эскимосы говорят на своём языке: на гренландском, аляскинском инуите, канадском эскимосском. Все они делятся на различные диалекты.

Кто такие чукчи и коряки? Луораветланы сначала оттеснили эскимосские племена, а затем территориально отделились от коряков.

Сегодня коряки (общая народность с чукчами) составляют коренное население одноимённого автономного округа Камчатской области в России. Всего их насчитывается около 7000 человек. Корякский язык относится к чукотско-камчатской группе.

Первые упоминания о коряках обнаруживаются в документах XVI века. Описываются люди, часть которых занималась оленеводством, а другая — морским промыслом.

Внешний облик

Где живут чукчи и как они выглядят? На первую часть вопроса ответ сформулирован выше. Совсем недавно учёные доказали генетическое родство чукчей и индейцев. Действительно, в их внешнем облике много общего. Чукчи относятся к смешанной монголоидной расе. Они похожи на жителей Монголии, Китая, Кореи, но несколько отличаются.

Разрез глаз мужчин луораветланов больше горизонтальный, чем раскосый. Скулы не такие широкие, как у якутов, а цвет кожи с бронзовым оттенком.

Женщины этой национальности во внешнем облике имеют больше сходств с монголоидами: широкие скулы, расплывшиеся носы с большими ноздрями. Цвет волос у представителей обоих полов чёрный.

Мужчины стригутся коротко, женщины заплетают две косы и украшают их бусами. Замужние — носят чёлки.

Зимняя одежда луораветланов двухслойная, шьётся чаще всего из меха пыжика. Летняя одежда представляет собой накидки или куртки из оленьей замши.

Черты характера

Рисуя психологический портрет данной народности, отмечают основную черту — чрезмерная нервная возбудимость. Луораветлана легко вывести из состояния духовного равновесия, они очень вспыльчивы.

На фоне этого имеют склонность к убийству или самоубийству. Например, родственник может с лёгкостью откликнуться на просьбу тяжелобольного члена семьи и убить его, чтобы тот не мучился в агонии. Эта народность крайне независима, самобытна.

В любом споре или борьбе проявляют небывалую настойчивость.

В то же время эти люди очень гостеприимные и добродушные, наивные. Самоотверженно приходят на помощь ближним и всем, кто нуждается. Очень легко относятся к понятию супружеской верности. Жены редко ревнуют своих мужей.

Условия жизни

Там, где живут чукчи (на фото ниже), короткое полярное лето, а остальное время — зима. Для обозначения погоды жители используют только два выражения: «погода есть» или «погоды нет».

Это обозначение является показателем охоты, то есть будет она удачной или нет. Испокон веков чукчи продолжают свои промысловые традиции. Очень любят мясо нерпы.

Счастливый охотник добывает трёх за один выход, тогда его семья с детками (их обычно 5-6) будет прокормлена несколько дней.

Места для яранг семьи чаще всего выбирают в окружении сопок, чтобы было больше безветрия. Внутри нее очень холодно, хотя выстлано жилище вдоль и поперёк шкурами. Обычно посередине небольшой костерок, обложенный округлыми валунами.

На нём подвешенный котёл с пищей. Жена занимается хозяйством, разделыванием туш, приготовлением пищи, засолкой мяса. Возле нее дети. Вместе они собирают в сезон растения. Муж — добытчик. Этот уклад сохраняется на протяжении многих веков.

Иногда такие коренные семьи месяцами не выезжают в посёлки. У некоторых детей даже нет свидетельства о рождении. Родителям потом приходится доказывать, что это их ребёнок.

Почему чукча — герой анекдотов?

Существует мнение, что юмористические рассказы про них были сложены русскими от страха и уважения, ощущения превосходства над собой. С XVIII века, когда казачьи отряды двигались по бескрайней Сибири и встречали племена луораветланов, пошли толки о воинственной народности, которую очень сложно превзойти в бою.

Своих сыновей сызмальства чукчи обучали бесстрашию и ловкости, воспитывая их в спартанских условиях. В той суровой местности, где живут чукчи, будущий охотник должен быть чутким, уметь сносить любой дискомфорт, спать стоя, не бояться боли. Любимая национальная борьба происходит на расстеленной скользкой тюленьей шкуре, по периметру которой торчат острозаточенные когти.

Воинствующие оленеводы

Корякское население, которое раньше чукчей вошло в состав Российской империи, сбегало с поля боя, если видело хотя бы несколько десятков луораветланов. Даже в другие страны попадали сказы о воинствующих оленеводах, которые не боятся стрел, уклоняются от них, ловят и запускают во врага руками. Попавшие в плен женщины с детьми убивали себя, чтобы не попасть в рабство.

В бою чукчи были беспощадны, метко сражали врага стрелами, наконечники которых были смазаны ядом.

Правительство стало предупреждать казаков, чтобы те не вступали в бои с чукчами. На следующем этапе население решили подкупать, уговаривать, потом спаивать (больше в советское время). А в конце XVIII в.

у реки Ангарки соорудили крепость. Возле нее периодически устраивались ярмарки, чтобы торговать с оленеводами обменным способом. На свою территорию луораветланы не пускали.

Русским казакам всегда было интересно, где живут чукчи и чем занимаются.

Торговые дела

Дань Российской империи оленеводы платили в том размере, в котором могли себе позволить. Часто ее не платили совсем. С началом мирных переговоров и сотрудничества русские принесли чукчам сифилис. Всех представителей европеоидной расы они теперь побаивались. Например, с французами и британцами не имели торговых связей только потому, что они «белые».

Деловые связи налаживали с Японией, соседней страной. Чукчи живут, где в недрах земли руды металлов добыть невозможно. Поэтому они активно покупали у японцев защитные латы, панцири, другое военное обмундирование и снаряжение, изделия из металла.

С американцами луораветланы вели обмен пушнины и других добытых товаров на табак. Очень ценились шкурки голубого песца, куницы, а также китовый ус.

Чукчи сегодня

Большая часть луораветланов смешалась с другими народностями. Чистокровных чукчей сейчас почти не осталось. «Неискоренимая народность», как их часто называют, ассимилировала. При этом они сохраняют род своих занятий, культуру, образ жизни.

Многие учёные уверены, что малочисленному коренному этносу грозит в большей мере не исчезновение, а социальная пропасть, в которой они находятся. Многие дети не умеют читать и писать, не ходят в школы.

Уровень жизни луораветланов далёк от цивилизации, да они к ней и не стремятся. Чукчи живут в суровых природных условиях и не любят, когда им навязывают свои порядки. Зато когда находят замёрзших русских в снегах, приносят в ярангу.

Говорят, потом укладывают гостя под шкуру вместе со своей голой женой, чтобы та обогрела его.

Источник: https://moesms.ru/kak-zhivut-sovremennye-chukchi-narody-severa-do-hh-veka.html

Зверские традиции чукчей: почему они убивают немощных стариков и меняются супругами

Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века

Про чукчей ходит много небылиц. Но правда бывает еще более удивительной, чем выдумка.

Наступление весны — самое подходящее время вспомнить о колоритных северянах. С начала марта и до середины апреля у них проходит один из главных праздников — День оленевода.

К тому же в Интернете большой резонанс получил текст, напечатанный на страничке популярного блогера БУЛОЧНИКОВА (Bulochnikov) — зарисовки из жизни чукчей, которые многих шокировали.

Прокомментировать некоторые, наиболее удивительные фрагменты текста мы попросили профессора Сергея Арутюнова, который уже рассказывал нашим читателям о некоторых любопытных традициях чукчей. Член-корреспондент РАН за свои почтенные 85 лет организовал множество этнографических экспедиций по всему миру, в том числе на Крайний Север и в Сибирь.

Сырое мясо моржа, полежавшее в яме, принято есть не за столом, а на земле

Портал в другой мир

— Сергей Александрович, правда ли, что чукчи едят гнилое мясо? Якобы они закапывают его в глину, чтобы оно превратилось в однородную мягкую массу. Как пишет Булочников: «Оно жутко воняет, но в этом мясе пятьдесят процентов микрофлоры со всеми витаминами, его можно есть без зубов, его не надо греть».

— По-чукотски такое блюдо называется «копальген», по-эскимоски — «тухтак». Только закапывают мясо не в глину. Берется морж и разделывается частей на шесть. Крупные кости вырезаются. Затем каждая часть (весом она килограммов 60 — 70) аккуратно зашивается кожей наружу.

С десяток таких «пакетов» осенью закладывают в специальную яму, обложенную камнями, прикрывают ее. И до начала нового охотничьего сезона этим мясом периодически питаются. Оно не гнилое, скорее квашеное. Мне его вкус особой радости не доставил.

Но когда охоты нет, птица не летает и на море большой прибой — деваться некуда. Мясо зеленоватого цвета, и запах действительно очень неприятный. Впрочем, кому как.

Если рядового японца заставить понюхать какой-нибудь лимбургский сыр или дор-блю, то он, пожалуй, сблеванет. А лично мне нравится!

Чукчи веками вели ожесточённые войны с эскимосами, коряками и русскими

— А вот еще — звучит, как небылица. Чукчи якобы не спасают тонущих людей, поскольку считают, что поверхность водоема — это своеобразный портал, переносящий соплеменников в другой мир. И вмешиваться в этот процесс нельзя.

— Это чистая правда. По крайней мере, так было еще полвека назад. Несколько случаев знаю, когда буквально в сотне-другой метров от берега у поселка переворачивалась байдара, но людей не вытаскивали. Я лично был знаком с родственниками чукчи, которого не спасли по причине этого поверья.

Но наблюдал и другой пример. Китиха перевернула вельбот с рыбаками из Уэлена. Поскольку на них была одежда из шкур с завязками на щиколотках и в районе локтей, они могли какое-то время продержаться, зацепившись за лодку. Мимо проходила байдара эскимосов из Наукана.

У них схожее представление о водоемах, но на помощь они все же пришли. При том, что эскимосы и чукчи всегда жили не очень дружно, это разные народы. Тонущим повезло, что это были молодые люди, комсомольцы.

Вероятно, рассудили, что, если они оставят тонуть людей, у них будут неприятности по комсомольской линии.

— Правда ли, что опытные зэки прекрасно знают: если убежать из лагеря на Чукотке, то тебя местные поймают, отрежут голову и обменяют ее у начальника на бутылку водки?

— Похожие достоверные истории я слышал про коми. Только они менее кровожадные, голов не отрезали. Если живым брать не удавалось, начальству предъявляли труп.

Правда, бутылка водки — это многовато! За зэка — живого или мертвого — им обычно выдавался мешок картошки. На Чукотке просто гораздо меньше было лагерей.

Но допускаю, что случаи с отрезанием голов случались и у чукчей — видимо, так удобнее транспортировать останки на большие расстояния.

Чукчи — великолепные стрелки. Известен случай, когда несколько охотников перестреляли 18 беглых вооруженных зэков с пятисот метров допотопными ружьями. Фото с сайта maximov.pevek.ru

Удар пальмой в сердце

— Идем дальше по тексту: «Чукчи и коряки патологически злопамятны и мстительны. Если их обидеть, они ничего не скажут, просто согнутся и пойдут. Но через некоторое время находят обидчика мертвым на улице. Убийцу почти никогда не находят».

— Если не считать того, что убийцу, как правило, все же берут тепленьким по горячим следам, потому что он еще не успевает протрезветь, — все правда. Подобные преступления совершаются в основном в состоянии алкогольного опьянения.

Как известно, организм чукчей не может перерабатывать спирт. Хотя замечу, что некоторые современные обитатели тундры адаптировались. Горьких пьяниц, к сожалению, много, но около 30 процентов научились пить умеренно, не уходя в запой.

— Особенно трудно мне поверить в то, что будто бы чукчи убивают своих стариков, как «ничкемных». Описывается случай, когда русские моряки, увидев на льдине копошащиеся тела, открыли стрельбу. А потом оказалось, что это связанные пожилые чукчи. После этого к ним подплыли жители местного поселка с подарками за то, что помогли, дескать, перейти в мир иной их родителям.

— Вполне это возможно, даже в наше время. Но только старика не связывают. Он сам просит себя прикончить, когда жизнь становится невмоготу — допустим, из-за тяжелой болезни. В поселках такого, конечно, не происходит — там полиция все-таки. А вот во время кочевья случается. Старик обращается к старшему сыну или, может, к младшему брату — мол, не подыхаю, а жить противно.

В назначенный момент он остается один в чуме. Садится к заранее определенному шесту (на них крепится жилище), спиной к стенке, которая сделана из брезента или шкур.

После этого сын, оставшийся снаружи, берет в руки пальму — так называется длинный нож, прикрепленный к палке, и наносит сквозь шкуры точный удар прямо в сердце. И старик без мучений уходит в мир иной.

Если предполагаемый избавитель плохо владеет копьем, делают полоску из замши, надевают на шею родителю и затягивают. Но сейчас, пожалуй, это не практикуется — пальма в приоритете. Следов не оставляют — через сутки медведи или волки с трупом разделываются.

— Правда ли, что чукчу, который не справляется со своими мужскими обязанностями, «переводят» в женщины и он ходит в женском платье?

— Раньше такое бывало, и довольно часто. Сейчас уже нет. Дело в том, что речь идет все же не про неумех, а про тех, у кого проблемы с половой самоидентификацией — физиологического или психического плана.

В современных городских условиях они пьют гормональные таблетки и даже меняют пол.

На Севере я таких не встречал, а вот в Индии детей с подобными выраженными отклонениями передают на воспитание в касту под названием «хитжра», она считается «неприкасаемой».

Вопреки слухам, северяне моются. Хоть и реже, чем мы. Кадр: .com

Супругу дарят другу

— Раз уж мы затронули такую деликатную тему, у чукчей есть гомосексуалисты?

— Условий для возникновения гомосексуализма у них мало. Девушка и замужняя женщина легко заводит себе любовника или дополнительного мужа. Который, к слову, может являться добрым другом основного супруга. Бывает так, что два мужчины договариваются: это лето ты проведешь с моей женой, а я — с твоей. На время рыбалки или охоты. А к зиме снова поменяемся.

Такой обычай называется «нгэвтумгын»: буквальный перевод — «товарищество по жене». А человека, который состоит в таких отношениях, называют «нгэвтумгыт». Раньше существовал некий ритуал для таких случаев, сейчас и этого не стало. По их морали ревность — это гнусное чувство, недостойное собственничество. Не уступить жену — это даже хуже, чем долг не отдать.

— Зная это, с трудом верится, что чукчи практикуют инцест. В том самом тексте описывается ситуация, когда взрослый чукча забирает из интерната дочь: «Зачем ей учиться? У меня жена умерла…»    

— Я слышал только про один случай инцеста, но мне об этом рассказывали с возмущением — вот, мол, какой мерзавец. При этом у нас, в современном обществе, допустимо расписаться с троюродной и даже двоюродной сестрой, хотя церковь и не одобряет.

У чукчей же нет — на троюродной можно жениться только по определенной линии, есть серьезные нюансы. Один знакомый чукотский парень даже стал спиваться, когда ему такой брак не позволили — очень любил девушку.

Вот, я знаю, в Венесуэле, в районе города Аякучо, индеец из племени Яномамо проживал со своей матерью, которая была старше его на 15 лет. И то это там не приветствовалось. Что касается северных народов, думаю, это неправда. Скажем, на Таймыре живут нганасаны.

Их всего полторы тысячи человек, и найти пару проблема. Но межродственные связи — жесткое табу.

— Согласно вышеупомянутому тексту, до русских чукчи мылись максимум раз в год в горячих источниках. Когда они под влиянием русских стали мыться регулярно, кожа их якобы стала покрываться кровавыми трещинками. Далее цитата: «Пот у чукчей — это не вода, а капельки жира. Они спасают от ветра». Также автор упоминает про сильный запах от чукчей.

— Во-первых, и чукчи, и народы этого региона — эвены, якуты, нанайцы, удэгейцы и так далее — все они сейчас моются. И бани в поселках имеются. Хоть и не очень часто: раз в две недели — раз в месяц. А во-вторых, в отличие от нас они не воняют.

У них пот не имеет резкого неприятного запаха. В дезодорантах у северных народов нет нужды. Интересно, что это еще как-то связано и с ушной серой — она у них другая. У нас липкая, а у них сухая — высыпается мелким порошком из ушей.

А про капельки жира — это, конечно, вздор.

Едят мухоморы

— У чукчей мухомор распространен как галлюциноген, — утверждает Арутюнов. — А чтобы не отравиться, молодежь пьет мочу стариков, которые употребляют мухоморы, приучая себя к этому «лакомству».

Только призываю ни в коем случае это не практиковать, последствия могут стать фатальными! Еще лет 20 назад молодежь активно приобщалась к мухомороеденью. То есть сейчас это люди лет 40.

А уж дедов-мухомористов и подавно хватает!

Источник: https://www.eg.ru/tech/science/485351/

Как изменились современные чукчи

Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века

Веками чукотский народ жил в неолите замкнуто, вдалеке от цивилизаций. Даже советская власть была установлена на Чукотском полуострове лишь в 1950-х годах XX века. Но как же приход цивилизации отразился на этом «реликтовом» народе?

Какими они были?

В начале XX века этнограф Владимир Германович Богораз описывал чукчей следующим образом: рост мужчин составлял в среднем 162,2 см (самый высокий чукча был ростом 180 см), а у женщин – 152,2 см.

Это были крепкие, мускулистые и сильные люди, не страдавшие избыточным весом. Ученый писал, что не раз видел, как чукча без усилий мог пронести оленью тушу на спине километр.

Руки и размер стоп даже у взрослых мужчин были маленькими, а у женщин часто встречались непропорционально короткие ноги.

Лица у чукчей были менее скуластыми, чем у соседей – якутов, мужчины обладали крупными, часто «орлиными» носами красивой формы, но «аляповатыми» чертами лица, низким лбом и плоской формой головы. У женщин были более ярко выражены монголоидные черты.

Как отмечает в диссертации «Национально-психологические особенности представителей чукотского этноса» Юлия Витальевна Соколова, вплоть до конца XX века чукчи обладали чертами, среди которых было умение выживать в условиях Севера и переносить трудности, непритязательность, трудоспособность, выносливость, ловкость, независимость, смекалка, внимательность и воля.

Наравне с этим у чукч наблюдалось равнодушие к нуждам других людей при осознании важности семьи, отсутствие целеустремленности, скрытность, хитрость, ограниченность.

А при взаимодействии с русскими отмечалось любопытство, нежелание менять образ жизни и осваивать новое, упрямство, лень, иждивенчество и волевая пассивность.

Богораз указывал, что 70% чукчей были оленеводами, а остальные 30% – били морского зверя.

Чукчи изменились внешне

По данным антропологической экспедиции, прошедшей в 1970-х годах, на которые ссылаются антропологи Александра Петровна Бужилова и Анна Юрьевна Казеева в статье «Материалы к морфологической характеристике арктического адаптивного типа», средний рост мужчин составил 165,13 см, самый высокий рост был равен 187 см, а средняя масса тела чукчи был равна 63 кг.

Ученые отметили, что у чукотских мужчин стали значительно длиннее руки и ноги. Длина рук у «среднего» чукчи составила 71,3 см, а ног – 87,91 см. Молодые чукчи имели более развитую мускулатуру и более тонкую талию, чем их сородичи старше 36 лет.

Женщин по какой-то причине либо не обследовали, либо данные не привели, но можно предположить, что рост чукчанок тоже увеличился на 3—4 см, а ноги и руки стали длиннее.

И поменяли профессии

За XX век изменился и род занятий чукч. Как указывает в статье «Изменения в профессиональной структуре у чукчей в XX веке» исследователь Галина Семеновна Дьячкова, перелом произошел в конце XX века .

Если в 1969 году профессию имели 2,8% чукч, то в 1980 году 40% всего чукотского народа было занято уже не только в сельском хозяйстве, но и в социальной сфере, а 9% из них имели профессии, связанные умственным трудом.

В 1980-х в сфере экономики работали уже 30% – из них 23% работали швеями, продавцами и парикмахерами, около 6% служили связистами, операторами и кассирами, почти 40% были заняты низкоквалифицированным трудом, а 5% работали на производстве рабочими и специалистами.

К моменту распада СССР доля чукчей, занятых на производстве, составила 11,2%; 15% работали в сфере образования, культуры и науки. По данным переписи 1989 года, 17% чукчей имели высшее и среднее специальное образование, Среди мужчин были популярны профессии зоотехника и ветеринара, а женщины трудились врачами, учителями, инженерами и работниками торговли.

Развал СССР стал для чукчей катастрофой – официальная безработица была на уровне 9,3 %, а в дальних поселках достигала 70%. Доля оленеводов снизилась с 3491 человек в 1993 году до 1079 человек в 1999 году. Чукчи сильно страдали от пьянства, безденежья и безнадеги.

В новый век с новой надеждой?

XXI век открыл перед народом новые перспективы, хотя в капитализм они так и не вписались.

По данным переписи 2010 года на Чукотке живет 50 526 человек, среди которых – 12 772 чукчи. Из них русский язык знают 12 709 человек, 7 670 – говорят на родном языке, а 63 человека разговаривают только по-чукотски. Всего в России проживают 15 908 чукч

Сами чукчи считают, что несмотря на трудности, чукотская культура переживает возрождение.

Группа ученых, опросивших чукч Нижнеколымского района в 2013 году, выяснила, что 72% чукч интересуются историей своего народа, 68% считают, что должны всегда защищать его интересы, 78% воспитывают в детях гордость за национальность, а 33% хотели бы жить на землях своих предков, – эти данные приведены в статье «Особенности этнической идентичности чукчей, проживающих в Нижеколымском районе» группы авторов.

А исследователь Соколова отмечает, что в XXI веке 42% чукч читают СМИ на чукотском, 41% любит слушать родную музыку, а 37% интересуются прикладными народными промыслами. 30% чукч не реже одного раза в неделю читают художественную литературу.

Многое для чукотского народа делают местные предприятия, среди которых канадская компания Kinross, осваивающая золотые месторождения «Купол» и «Двойное», рудник «Валунистый», принадлежащий Millhouse Group Романа Абрамовича и другие золотодобывающие компании.

Тем не менее, очень немногие чукчи продолжают заниматься народными промыслами – по данным Правительства Чукотского АО за 2011—2015 гг. в округе было всего 800 оленеводов, месячная зарплата которых составляла около 25 тыс. рублей.

За эти годы Россия выделила на поддержание оленеводов Чукотки 2,5 млрд рублей. В этот же период времени было зарегистрировано всего 300 чукчей, занимающихся морским промыслом; их доход оставлял в среднем 22,5 тыс. рублей.

За пять лет государство выделило на субсидирование промысла почти 400 млн рублей.

Подавляющее большинство чукотского народа сейчас живет в поселках и городах и занимается тем, чем занимаются и другие народы Чукотки – работает на предприятиях и рудниках, в больницах, школах, средствах массовой информации, занимается наукой, литературой, а некоторые даже ездят на гастроли с танцевальными коллективами, рассказывая о своей уникальной культуре.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/103454-kak-izmenilis-sovremennye-chukchi.html

Чукчи, дети Ворона: Как жили и во что верили представители самого таинственного народа российского Севера

Как живут современные чукчи. Народы севера до хх века

Средний обыватель, увы, знает о чукчах немногое — хорошо, если хоть что-то, кроме расистских анекдотов. В то время, как чукчи всегда были воинственным и свободолюбивым народом, чья жизнь полна магии и загадок.

Предания рассказывают, что когда-то все чукчи жили у моря. Это совпадает и с выводами ученых: до распространения оленеводства чукчи жили именно морским промыслом.

В мифах и сказаниях встречаются любопытные детали, которые еще в первой половине двадцатого века объяснялись тем, что якобы чукчи пришли с юга.

Так названия месяцев не совпадают с явлениями природы: месяц воды наступает раньше, чем вскрываются реки в тундре, оленята рождаются через месяц после того, как «предписывает календарь».

Русским культура чукч часто кажется примитивной, но исследователи скорее считают ее таинственной.

Богораз-Тан приводит рассказ о «Большом черве», живущем где-то у Страны мертвых. «Этот червь — красного цвета, полосатый и так велик, что нападает даже на крупных зверей. Когда он голоден, то становится очень опасным и может напасть из засады на дикого оленя и убить его, сжав в своих кольцах.

Он проглатывает свою жертву целиком, так как у него нет зубов. Наевшись, он спит в течение нескольких дней там, где поел, и дети мертвецов не могут разбудить его, даже бросая в него камнями».

Исследователь приходит к выводу, что это — описание удава и считает это предание аргументом в пользу того, что чукчи — выходцы из теплых краев.

Если это и правда, то очень давняя. Согласно современной этногенетической схеме, предки чукч жили на этой земле еще на рубеже IV—III тыс. до н.э. Пегтымельские петроглифы, найденные в 1965 году, датируются периодом с I тысячелетия до н.э. по конец I тысячелетия н. э.

и на них уже изображены сцены из повседневной жизни народов, быт которых похож на чукотский. В одной из сказок говорится о том, что когда-то острова в Беринговом проливе были единой землей. Несоответствие календаря, возможно, объясняется изменениями климата на Земле.

В любом случае, генетически чукчи близки к корякам и сильно отличаются от большинства других представителей североазиатской расы.

Снимок легендарного фотографа Дмитрия Бальтерманца.

Мир, созданный непослушной дочерью

Мир чукчей создал Творец, он же — Полярная звезда. Причем, когда еще не было света, уже существовали селения Льурэн и Кэнычвэй — или, хотя бы, земли с такими названиями.

Творец создал Ворона и маленькую птичку, чтобы они «продолбили зарю». Ворон с заданием не справился, а птичка сумела «продолбить зарю». И стало светло.

Затем Творец создал людей (причем, всех создал из нерпичьих костей, а русского — из огнива. Следовательно, тогда уже были нерпы и кто-то это огниво изготовил), тундровых животных, оленей. Научил людей размножаться, дал им одежду.

Дальнейшую работу он поручил Ворону и тот создал горы, реки, наполнил моря тюленями и рыбой. В ходе этой полезной деятельности Ворону приходилось сталкиваться с чудовищами-кэле, которых он побеждал.

Ворон становился незримым и носился над землей в образе грома. Иногда он превращался в человека-воина, иногда — в сильного шамана. Он женился, у него был сын. В конце концов Ворон заболел и умер (оставаясь при этом незримым громом).

Божеством Ворон не стал, за помощью к нему не обращались, жертвы ему не приносили.

(Не надо путать этого Ворона с другим, трикстером, заимствованным у ительменов. Ворон-творец — совсем другое существо).

По одной из чукотских легенд, мир создан непокорной девушкой.

Есть и еще один миф о сотворении. Некая девушка отказывается выйти замуж за старика-богача, за что отец выгоняет ее из дома. Уходя, она забирает свои игрушки.

Девушка нигде не может найти приюта, люди, узнав, что она ослушалась отца, ее изгоняют.

Тогда она творит из своих игрушек другой, хороший, народ, который ее примет. Шьет им одежду из мышиных шкурок, творит нерпу в море и учит свой народ правильно жить. Когда к ним приходят кочевые люди, девушка преподает уроки и им. Состарившись, она встречается со своим отцом и дает ему легкую смерть. Затем добровольно уходит из жизни сама.

Чукчи традиционно почитают саму природу.

Кроме Творца, чукчи почитали Наргынэн — природу, вселенную, наружное пространство. К Наргынэн можно было обратиться за помощью, но она была очень требовательна к исполнению обещаний. Обманщик мог навсегда лишиться ее милостей.

Почитали они и стороны света, и некоторые созвездия, особенно Пэгиттин (звезды Алтаир и Тараред из созвездия Орла). Появление этого созвездия предвещало появление света, солнца и оживления в природе.

Вся жизнь рассматривалась как противостояние двух начал: доброжелательного (солнце, тепло, свет) и злого (луна, холод, темнота). Человек не противопоставлял себя природе, а жил, как часть этого мира.

Верования чукоч так же интересны, как и у «раскрученных» индейцев.

Черепа животных, которые хранились в яранге, считались домашними святынями, но не божествами. Их кормили, а они обязаны были защищать людей от злых духов. Почитался и огонь — с ним разговаривали, его угощали.

Люди, звери, духи

Леса, реки, сопки, деревья — все имело своих покровителей, хозяев. Относиться к ним надо было так же, как к соседям, владеющим оленями. Если вести себя достойно и соблюдать правила вежливости, хозяева были радушными и могли щедро одарить.

Животные в чукотских сказках ведут себя как люди.

Животные в чукотских сказках нередко предстают особым народом, тоже людьми, только другими. Так девушку, которую родные за отказ выйти замуж бросают в море, спасают моржи и она становится хозяйкой моржовой страны. Охотник может вступить в брак с женщиной-китом, или нерпой. Нередко животные похищают человеческих женщин.

Есть сказания о людях-медведях: они разумны, владеют речью и строят дома, но представляют из себя медведей с человеческими лицами.

Попадаются в легендах и фантастические звери, например, восьминогий гигантский белый медведь, который подманивает путников плачем.

Или совершенно непонятный зверь, которого Богораз-Тан называет Kelilgu — «высокий и длинный, ходил всегда с широко разинутой пастью и лапы у него были с длинными когтями».

Убить его удалось с трудом, потому что он, несмотря на гигантские размеры, «был проворен и легок, прыгал высоко, кусал зубами и царапал лапами».

Кроме людей и животных существуют еще и духи — как доброжелательные, так и не очень. Со злыми духами-кэле справляются шаманы, но можно обойтись и без них. Каждый человек у чукоч более-менее владел приемами, которые позволяли защититься. Общались чукчи и с предками — у них всегда можно было попросить совета.

Женщина-шаман. Шаманы помогали чукчам говорить с духами предков.

Самураи севера

О воинской доблести чукоч пишут немало. Именно их боевые качества заставили, наконец, пересмотреть отношение к этому народу хотя бы у части пользователей интернета.

Читатели с удивлением узнали, что этот народ вел кровопролитные войны с соседями, не покорился русским завоевателям (чукчи отказались платить ясак, с ними оказалось проще договориться и торговать, нежели их покорять). Они делали прекрасные доспехи из кожи, хорошо владели луками.

Коряки не решались выступить против чукоч, даже если вдвое превосходили их в численности. Войны за полярным кругом велись даже при советской власти — последняя случилась в конце сороковых годов, с эскимосами.

О чукотских воинах рассказывают как правду, так и вымыслы.

Трудно поверить в то, что чукчи умели ловить стрелы руками, или прыгать на двадцать-сорок метров. Но дрались они хорошо, были безжалостны и не боялись смерти. Жизнь продолжалась и после нее: в обители предков, на небе.

Она была, в общем, такой же как и на земле — со стадами, ярангами, охотой, — но без земных неприятностей. Но чтобы туда попасть, надо умереть хорошей смертью — например, в бою. Или уйти добровольно. Или мирно скончаться от старости. Смерть после продолжительной болезни, или смерть труса — плохая. Такие люди попадают в подземный мир, к духам-кэле.

Свирепые воины, чукчи были не лишены милосердия.

Обычай умерщвлять стариков довольно распространен среди самых разных народов.

Но в отличие от персонажей рассказа Джека Лондона, брошеных во время кочевья на растерзание волкам, чукчи уходили добровольно, они заявляли о своем намерении умереть семье, после чего родные их принимались уговаривать подумать еще и не торопиться.

Пока старик был в состоянии что-то делать, хотя бы дать добрый совет, он чувствовал себя нужным близким. Но если ему казалось, что он слишком слаб, дети должны были удушить его ремнем. Это считалось проявлением уважения.

Выживших из ума стариков по-прежнему уважали, считали главой семьи и владельцами оленьих стад. Женщины убивали себя и детей во время войн, не желая попасть в плен. Иногда детей приходилось убивать во время голода — не для того, чтоб избавиться от лишнего рта, а для того, чтоб даровать им легкую смерть.

Чукотские дети.

Презрение к смерти доходило до того, что чукчи почти не ценили жизнь. Правда, рассказ о девушке, повесившейся только из-за того, что мать не взяла ее на ярмарку, все же не может считаться примером обычного поведения.

Будет ли северный Кастанеда?

Даже беглого обзора мифологии, истории и мировоззрения чукоч достаточно для того, чтобы испытать острую досаду из-за того, что этот народ не получил той же популярности, что индейцы Дона Хуана, викинги, или кельты.

На основе их мифологии можно было бы разработать не одну подобную систему, доблесть северных воинов ничуть не меркнет перед пресловутым «северным мужеством» (и это вы называете севером?), а их сказки и мифы могут стать материалом для удивительного фэнтази, которому не будет равных.

Кастанеда, конечно, пользовался веществами для расширения сознания, многих поклонников привлекло к нему именно это. Есть подобная традиция и в культуре северных народов, но ее как раз лучше не трогать — к добру эти игры не приводят.

Для расширения сознания достаточно представить, кто все же сотворил мир, где Творец взял кости нерпы и кто был тем гигантским червем у порога страны мертвых.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/280718/39835/

Источник: https://mypensiya.mirtesen.ru/blog/43427746459/CHukchi,-deti-Vorona:-Kak-zhili-i-vo-chto-verili-predstaviteli-s

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: