Как проходит референдум в рф. Правила проведения референдума в России. Досье. Закон России о референдуме

Содержание
  1. Кто назначает референдум в РФ: правовые основы в современной России
  2. Понятие
  3. История в современной России
  4. Какие вопросы решают на референдуме
  5. Кто может инициировать
  6. Что происходит дальше
  7. Агитация
  8. Кто несет расходы
  9. Как проходит референдум
  10. Подведем итоги
  11. — Выборы и референдум
  12. Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? — Meduza
  13. Что предлагается
  14. Время ания
  15. Роль Конституционного суда
  16. Общероссийское ание вместо референдума
  17. Голосование за не связанные между собой поправки
  18. Федеральный конституционный закон о референдуме
  19. Основные положения ФКЗ 5
  20. Принципы проведения референдума в РФ
  21. Кто обладает правом на проведение референдума?
  22. Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»
  23. Скачать текст закона
  24. Правила проведения референдума в России. Досье
  25. Что такое референдум
  26. Условия проведения
  27. Инициативы по проведению плебисцита
  28. Сбор подписей
  29. Назначение референдума
  30. Подведение итогов

Кто назначает референдум в РФ: правовые основы в современной России

Как проходит референдум в рф. Правила проведения референдума в России. Досье. Закон России о референдуме

Одной из форм реализации граждан на право в выражении своего мнения и участии управления государством в Российской Федерации является референдум. Поговорим более подробно о том, кто назначает референдум в РФ, как его проводят и что он из себя представляет.

Кто назначает референдум в РФ?

Понятие

Организацию государственного устройства нашего государства, а также способы управления им определяет его основной закон – Конституция. В соответствии с положениями ст. 3 этого нормативно-правового акта единственный носитель суверенитета и источник власти в России – ее народ.

Ни понятия власти, ни понятие суверенитета при этом Конституция не содержит. Правда, суверенитет расшифровывает Конституционный суд в своем постановлении от 07.06.

2000 № 10-П по делу о проверке соответствия общефедеральной Конституции Конституции Республики Алтай.

Впрочем, целостного определения Конституционный суд в этом постановлении не дает, а лишь перечисляет характерные особенности суверенитета. К ним он причисляет следующие:

  • независимость, самостоятельность и верховенство госвласти;
  • полнота всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной);
  • независимость России при общении с другими государствами.

По мнению Конституционного суда, все эти особенности в целом и образуют суверенитет, который формирует правовой статус российского государства внутри него самого и на международной арене. Каких-либо иных расшифровок понятия действующее законодательство и судебная практика не содержит.

Ст. 3 Конституции РФ

Что касается власти, носителем которой является народ, определение этого термина, очень часто встречающегося в основном Законе, тоже не содержит ни один нормативный акт. Однако ст. 3 Конституции указывает, каким образом народ свою власть реализует:

  1. Через представителей. Под ними понимаются выборные органы власти и должностные лица всех уровней (Президент, федеральный парламент и региональные парламенты, губернаторы).
  2. Непосредственно. Единственным способом непосредственной реализации власти народом является референдум.

Справка. Что же такое референдум? Действующее российское законодательство до 2002 года не содержало его определения. Однако с принятием Федерального закона от 12.06.2002 г.

№ 67-ФЗ под ним стали понимать форму демократии, представляющую собой непосредственное волеизъявление граждан государства по определенным вопросам в виде ания, которая может быть проведена на общегосударственном, региональном или муниципальном уровнях.

Процесс ания на референдуме мало отличается от процесса ания на выборах

История в современной России

Референдум – относительно новый для России демократический институт. Ни в Российской Империи, ни в СССР он предусмотрен не был.

Справка. Впервые на территории нашей страны его провели 17 марта 1991 года. Тогда еще существовал СССР. Вопрос, поставленный перед авшими, заключался в решении о сохранении единого государства или отделении союзных республик от РСФСР. Интересно, что действующим на тот момент советским законодательством процедура предусмотрена не была.

Референдум о сохранении СССР 17 марта 1991 года

После этого 25 апреля 1993 года был проведен еще один референдум – о доверии находившемуся на тот момент на должности Президента Борису Ельцину. В ставшей на тот момент самостоятельным государством РСФСР процедура также не была предусмотрена ни одним нормативным актом.

На законодательном уровне референдум закрепили с принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ. Процедура принятия стала третьим в истории страны референдумом, поскольку проходила в форме всенародного ания. После принятия основного закона всенародное ание не было организовано ни разу.

Впервые в истории России референдум был законодательно закреплен после принятия Конституции 1993 года

Какие вопросы решают на референдуме

Круг вопросов, которые решаются в ходе всенародного ания, определен ст. 6 Федерального закона «О референдуме». В их число входят следующие:

  • принятие проекта новой Конституции;
  • принятие нормативного акта, которое в соответствии с условиями международного договора должно происходить только на всенародном ании.

Кроме того, на референдум могут быть вынесены и некоторые другие вопросы:

  • о прекращении или продлении полномочий должностных лиц, действующих на основании международных нормативно-правовых актов (например, в их число входят работники органов СНГ от российской стороны или союзного государства РФ и Беларуси);
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан;
  • любые вопросы, которые действующее законодательство включает в круг вопросов, решаемых органами власти и должностными лицами общефедерального уровня.

Эти вопросы выносят на референдум федерального уровня.

Если он проходит только на территории одного отдельно взятого субъекта федерации или муниципалитета, круг вопросов отличается:

  • отстранение губернатора или продление его полномочий;
  • досрочные выборы губернатора;
  • о составе представительных органов власти (например, такой вопрос ставят, если кого-то не устраивает наличие среди региональных депутатов того или иного лица);
  • об изменениях регионального или местного бюджета;
  • о выборах региональных или местных депутатов;
  • о принятии неотложных мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, направленных на обеспечение безопасности и сохранности здоровья граждан.

Кто может инициировать

Инициировать проведение референдума может любое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации. При этом он должен быть:

  • совершеннолетним;
  • полностью дееспособным.

Как только гражданин увидел потребность в проведении всенародного ания, он должен создать инициативную группу. Она должна отвечать требованиям, установленным Федеральным законом «О референдуме». Главное из них – количество участников группы. Ниже представлена таблица, на которой схематически изображен состав группы и ее численность.

Таблица. Состав инициативной группы и её численность

УровеньГруппа
1Общая группа – требования к количеству не предъявляются
2Группы второго уровня, образуемые в регионах – не менее 100 человек каждая

При этом группы должны быть образованы не менее, чем в половине субъектов федерации. Таким образом, если учесть, что на сегодняшний день в РФ 85 субъектов, общая численность групп не должна быть меньше 430 человек.

Референдум регионального и муниципального уровня также вправе инициировать совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации. Правда, в этом случае отличаются требования к инициативной группе. В обоих случаях образуют всего одну группу. Ее численность составляет:

  • двадцать человек для регионального референдума;
  • десять человек для муниципального референдума.

Кроме того, инициатива может исходить от:

  • конституционного собрания;
  • органов госвласти федерального уровня.

Заседание Госдумы РФ

Что происходит дальше

Если инициатору ания удалось собрать инициативную группу (или группы) в необходимом количестве, происходит следующее.

  • назначают собрание инициативной группы для окончательного решения вопроса о проведении референдума и четкой формулировки вопроса, поставленного на ание. О проведении такого собрания инициатор обязан уведомить не позднее, чем за пять дней региональную избирательную комиссию. Уведомление обязательно должно быть письменным;
  • происходит собрание группы (каждая собирается в своем регионе) на котором окончательно утверждают вопросы, которые поставят на ание, о назначении ответственных за решение организационных и иных вопросов лиц из числа группы, а также некоторые другие. На таком собрании имеет право присутствовать председатель региональной избирательной комиссии;
  • после проведения собрания в избирательную комиссию региона направляют заявление о регистрации инициативной группы с приложением протокола собрания. Если все требования законодательства соблюдены, такую группу регистрируют;

Заседание избирательной комиссии региона

  • после положительного решения о регистрации начинается сбор подписей, который является обязательным условием проведения референдума. Чтобы мероприятие состоялось, необходимо собрать не менее 50 000 подписей в каждом субъекте, где были образованы инициативные группы. Это необходимо сделать в течение 45 дней с момента регистрации инициативной группы в избирательной комиссии. Если за этот период подписи собрать не успеют, всенародное ание проводить не будут. Сбором подписей занимаются исключительно члены инициативной группы;

Для проведения референдума необходимо собрать подписи

  • когда подписи собраны, их предоставляют в Центризбирком. Перед этим проводят их подсчет, о чем составляют протокол. Его также направляют в Центризбирком вместе с подписными листками;
  • предоставленные подписные листки Центризбирком пересчитывает течение одного месяца. Также в течение этого срока этот государственный орган проверяет соблюдение законности при сборе подписей и информацию об источниках финансирования инициативных групп;
  • если никаких нарушений выявлено не было, Центризбирком выносит вопрос о назначении референдума Президенту;

Заседание Центризбиркома РФ

  • Президент направляет поступившие к нему из Центризбиркома документы на проверку на предмет соответствия Конституции и иным нормативным актам в Конституционный суд. Он должен это сделать не позднее десяти дней с момента их поступления к нему;
  • если документы в порядке, Конституционный суд выносит постановление об их соответствии действующему законодательству и направляет обратно Президенту;
  • Президент в течение пятнадцати дней с момента получения документов из Конституционного суда назначает дату проведения референдума.

Статья 23 Федерального закона «О референдуме в РФ»

Агитация

Как и при перед проведением выборов, перед проведением референдума закон допускает агитацию. Статья 60 Федерального закона «О референдуме» выделяет следующие типы агитации:

  1. Встречи с гражданами. Инициаторы мероприятия вправе проводить собрания, дискуссии, демонстрации и митинги, на которых могут донести до граждан свою позицию.
  2. С помощью выпуска агитационных листовок.
  3. В средствах массовой информации, включая радио, телевидение, периодические издания.
  4. Другими способами, не запрещенными действующим российским законодательством (например, посредством сети Интернет).

Встречи с гражданами в период агитации

Кто несет расходы

Расходы на создание инициативных групп и сбор подписей несут организаторы этих мероприятий. При этом они вправе привлекать пожертвования граждан и организаций. Непосредственно проведение ания финансируется из Федерального бюджета.

7 референдумов, изменивших Европу

Как проходит референдум

Референдум проходит аналогично выборам. Для его проведения организуют избирательные участки, формируют избирательные комиссии, привлекают к участию в нем независимых наблюдателей для проверки законности действий должностных лиц и граждан, ответственных за регистрацию голосующих и подсчет .

Справка. Как и в ходе выборов, ание проводят в приспособленном для этого помещении. Оно обязательно должно быть оборудовано закрытыми кабинами. Для выражения своего волеизъявления гражданам предоставляют бюллетень.

Он должен содержать следующие реквизиты:

  • вопрос, по поводу решения которого проводят референдум;
  • графы «за» и «против»;
  • подробное описание правил заполнения бюллетеня.

Бюллетени должны быть напечатаны на русском языке.

Бюллетень референдума 1993 года

Голосование проводят с 8-00 до 20-00 в день, назначенный Президентом. Об этом дне и месте проведения ания население информируют посредством СМИ.

Голосование на референдуме

По завершении ания избирательные комиссии на местах проводят подсчет , после чего предоставляют результат в Центризбирком. Тот, в свою очередь, принимает решение в зависимости от итогов ания. Может быть принято одно из двух решений:

  • о принятии нормативного акта, выражающего положительное решение вопроса, вынесенного на референдум;
  • о непринятии такого нормативного акта.

По завершении ания проводят подсчет

Подведем итоги

Носителем власти в РФ является ее народ. Реализовывать свои властные полномочия он может через выборных представителей или на референдуме. Организовать последний вправе любой совершеннолетний дееспособный гражданин России.

Для этого он должен собрать инициативные группы по 100 человек каждая не менее, чем в половине регионов страны и зарегистрировать их. После этого собирают подписи. В каждом регионе, где зарегистрирована группа, нужно собрать не меньше 50 000 подписей и предоставить их в Центризбирком.

Если все прошло успешно, Центризбирком направляет результаты сбора Президенту, после чего тот проводит их дополнительную проверку назначает дату ания. Само ание проходит точно так же, как выборы.

О том как осуществляется назначение выборов Президента РФ вы можете узнать, прочитав статью на нашем портале.

— Выборы и референдум

Источник: https://yr-expert.com/kto-naznachaet-referendum-v-rf-pravovye-osnovy/

Поправки в Конституцию принимают по очень странной процедуре, которая нигде и никогда не использовалась. Она вообще законна? — Meduza

Как проходит референдум в рф. Правила проведения референдума в России. Досье. Закон России о референдуме

11 марта Госдума и Совфед приняли закон о поправках к Конституции РФ. Вторая и третья его статьи посвящены механизму принятия поправок.

Эта процедура очень необычна и включает в себя оценку поправок Конституционным судом и общенародное ание — ни того ни другого раньше не делалось, и этот механизм ранее не был записан ни в каких законах. Тем временем ЦИК уже принял за основу проект «Порядка подготовки и проведения общероссийского ания».

«Медуза» попросила кандидата юридических наук, члена совета движения «Голос» Аркадия Любарева оценить, насколько все это соответствует российской Конституции и общепринятым демократическим стандартам.

Что предлагается

Статья 136 Конституции РФ гласит, что поправки к главам 3–8 Конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия .

Это значит, что для их принятия требуется не менее двух третей депутатов Государственной думы и не менее трех четвертей членов Совета Федерации.

Далее в статье 136 говорится, что поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ.

Между тем принятый закон о поправках предусматривает, что после его одобрения органами законодательной власти не менее двух третей субъектов РФ вступает в силу только третья статья этого закона.

В ней говорится, что президент направляет в Конституционный суд (КС) запрос о соответствии закона первой, второй и девятой главам Конституции.

КС, в соответствии с данной статьей, обязан дать заключение в семидневный срок.

Если суд даст отрицательное заключение, поправки в силу не вступают и общероссийское ание не проводится.

Если заключение окажется положительным, вступает в силу вторая статья закона, предусматривающая общероссийское ание, которое президент и назначает.

Если за поправки проголосуют более половины граждан от числа принявших участие в ании, поправки, изложенные в статье 1 закона (то есть основные, в том числе об обнулении президентских сроков Путина), вступят в силу. Если меньше — не вступят.

Время ания

Сама по себе идея проведения общероссийского ания по поправкам, вероятно, не противоречит статье 136. А вот конституционность конкретного алгоритма, который предложен в законе, сомнительна.

Принципиальный вопрос: в какой момент проводится ание? Если бы оно проводилось, скажем, после одобрения Советом Федерации, но до ания в региональных парламентах, никакого противоречия с Конституцией не было бы заметно. Люди голосуют, выражают свое мнение.

И на основе волеизъявления жителей каждого региона законодательные органы этих регионов принимают решения — одобрить или нет. Было бы и демократично, и юридически безупречно.

Но ать предлагается тогда, когда свое слово скажут уже все органы, в чьей компетенции одобрение поправок. Если народ проголосует за, то проблемы не будет.

А если против? Ведь мы хотя бы теоретически должны предполагать такую возможность. Закон говорит, что в этом случае поправки в силу не вступят.

Но статья 136 Конституции не предполагает возможность невступления в силу поправок, одобренных Госдумой, Советом Федерации и двумя третями региональных парламентов. 

Роль Конституционного суда

Проблема с заключением Конституционного суда аналогична: оно тоже предусмотрено на слишком поздней стадии. Но с КС есть и другая проблема.

Его деятельность регламентируется статьей 125 Конституции РФ и соответствующим федеральным конституционным законом, которые не дают суду таких полномочий. К тому же сомнительно требование о недельном сроке.

Вопрос слишком серьезный, чтобы диктовать такие сжатые сроки.

Общероссийское ание вместо референдума

Статья 3 Конституции говорит, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. А что такое «общероссийское ание»? Нигде не сказано, что оно является выражением власти народа.

На самом деле общероссийское ание по поправкам к Конституции подпадает под признаки референдума, которые содержатся в российском законодательстве. То есть по сути оно является референдумом.

Но законодатели не называют его референдумом по вполне понятной причине: предлагаемые правила его проведения сильно расходятся с нормами Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации».

Поэтому и придумали новую сущность, Конституцией не предусмотренную.

Российское законодательство содержит довольно обширные гарантии прав граждан на участие в референдуме — и граждане их лишаются.

А эти гарантии касаются и проверки вопроса, выносимого на референдум, и правил агитации за и против, и правил финансирования такой агитации, и порядка проведения ания и подсчета под наблюдением представителей разных политических сил, и ответственности за нарушение закона. Вместо этого депутаты наспех придумали коротенькие правила проведения ания и запихнули их во вторую статью закона о поправках.

Подробно процедура ания должна быть прописана в документе, который называется «Порядок подготовки и проведения общероссийского ания» и который должна принять ЦИК.

В том проекте, который уже принят ЦИК за основу, сильно усечены многие нормы, которые есть в законах о выборах и референдумах и которые обеспечивают контроль за проведением ания. В первую очередь это касается контроля за досрочным анием и анием на дому.

На это обращали внимание несколько экспертов при обсуждении проекта в Центризбиркоме. Что решит в конечном счете ЦИК, неизвестно, но пока желания обеспечить такой контроль не заметно.

Голосование за не связанные между собой поправки

Еще одна проблема — соответствует ли предлагаемый порядок не букве Конституции, а демократическим принципам. Поправки представляют собой набор никак не связанных между собой норм (или блоков норм). Сам президент в своем послании Федеральному собранию разделил предложенные тогда поправки на семь блоков. Но позже добавились еще поправки, с этими блоками не связанные.

Тем самым президент явно нарушил положение Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации», которое требует, чтобы одним законом о поправке к Конституции охватывались взаимосвязанные изменения конституционного текста (так, между прочим, было в 2008 году, когда два не связанных друг с другом блока поправок вносились двумя разными законопроектами). Из-за этого гражданам предлагается ать либо за, либо против всего пакета поправок. И те, кто поддерживает одни поправки, но не приемлет другие, будут лишены возможности выразить свою волю.

В ЦИК ание за весь пакет поправок уже сравнили с комплексным обедом. Но это не совсем точная аналогия. Все-таки человек, пришедший на комплексный обед, чаще всего четыре блюда и желает. А если не съест одно, то никто насильно засовывать его в рот не будет.

Кремлевские политтехнологи, наоборот, стараются прицепить то, что не пользуется поддержкой, к предложениям, имеющим популярность. Возможности отказаться от чего-то не предполагается.

Но в этом случае ни общество, ни власть не узнают, какие именно поправки действительно поддержаны гражданами сознательно, а какие пошли, что называется, в нагрузку.

Источник: https://meduza.io/feature/2020/03/11/popravki-v-konstitutsiyu-prinimayut-po-ochen-protsedure-kotoraya-ranshe-nigde-i-nikogda-ne-ispolzovalas-ona-voobsche-zakonna

Федеральный конституционный закон о референдуме

Как проходит референдум в рф. Правила проведения референдума в России. Досье. Закон России о референдуме
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Одним из способов прямого изъявления воли народа и принятия решений на государственном уровне является референдум. Правила проведения определяются соответствующим законодательством.

Основные положения ФКЗ 5

Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами.

Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм.

Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

  • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
  • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
  • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
  • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
  • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного ания;
  • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
  • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
  • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
  • Гл. 9 определяет правила ания;
  • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту и подведению итогов ания;
  • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
  • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
  • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
  • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
  • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.

Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:

На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа.

Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений.

Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

Федеральный закон №214 в новой редакции. 

Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:

  • во время военного положения;
  • при чрезвычайных обстоятельствах;
  • в последний год полномочий президента;
  • в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового ания;
  • повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.

Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.

Федеральный закон о политических партиях в РФ,

Принципы проведения референдума в РФ

Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

  • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном ании;
  • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
  • равные условия участия и одинаковое количество ;
  • ание непосредственно за или против вынесенного вопроса;
  • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в ании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
  • тайное ание, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом ания.

Кто обладает правом на проведение референдума?

Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении ания в порядке, установленном настоящим законодательством.

Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в ании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации.

Не обладают правом на участие во всеобщем ании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.

Подробнее о ФЗ о конституционном суде тут:

Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»

В ходе последних изменений настоящего законодательства, состоявшихся 18 июня 2017 года, в статью 30, предусматривающую перечень полномочий центральной избирательной комиссии РФ, был внесён пункт 16, который определяет установление порядка доставки документов о подготовке и проведении референдума, а также согласование с уполномоченным в архивной области органом вопросов о хранении, передаче и уничтожении данной документации.

Скачать текст закона

Для детального изучения положений Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ от 28.06.2004 “О референдуме Российской Федерации” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения, по ссылке ниже.

Скачать ФКЗ-5

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-referendume/

Правила проведения референдума в России. Досье

Как проходит референдум в рф. Правила проведения референдума в России. Досье. Закон России о референдуме

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 августа 2018 года Центризбирком России впервые за 25 лет одобрил вопросы, предлагаемые вынести на всероссийский референдум по пенсионной реформе.

С ними в ЦИК обратились три независимые друг от друга инициативные группы: созданные представителями КПРФ в Алтайском крае, жителями Московской области и группой кандидата в мэры Москвы от “Справедливой России” Ильи Свиридова.

Следующим этапом подготовки плебисцита должна стать регистрация инициативных групп.

Всего в истории современной России состоялось три референдума: 17 марта 1991 года – о введении поста президента РФ, 25 апреля 1993 года – о доверии президенту России Борису Ельцину.

Последний всероссийский референдум – по принятию новой конституции – проводился 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму РФ и Совет Федерации.

В нем приняли участие 54,81% избирателей, 58,43% из проавших высказались за принятие основного закона, против – 41,57%.

Что такое референдум

Референдум (лат. referendum) – форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в ании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Согласно ст. 3 конституции РФ, референдум, как и прямые выборы, является высшим непосредственным выражением власти народа.

Он может проводиться как на общефедеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие 18 лет, дееспособные и не находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Правила организации и проведения народного волеизъявления регулируются федеральными законами РФ “О референдуме Российской Федерации” от 28 июня 2004 года, “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 года.

Условия проведения

Референдум не может быть назначен одновременно с федеральными выборами, во время чрезвычайного или военного положения, а также в последний год полномочий действующего президента РФ или Государственной думы.

Предполагается, что ответ на вопрос, выносимый на обсуждение, должен быть только однозначным – “да” или “нет”.

Согласно российскому законодательству, на референдум не могут быть вынесены вопросы об изменении статуса субъектов РФ; о выборах и сроках полномочий президента и парламента; о кадровых вопросах в отношении госслужащих и федеральных органов власти; вопросы, касающиеся организаций или должностных лиц, назначаемых в соответствии с международными договорами РФ; о принятии чрезвычайных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; отнесенные конституцией к исключительной компетенции федеральных органов госвласти.

Инициативы по проведению плебисцита

Согласно закону о референдуме, с инициативой о проведения плебисцита могут выступить Конституционное собрание, федеральный орган власти, либо граждане РФ.

Для организации всероссийского референдума жители одного из субъектов РФ должны создать инициативную организацию – так называемую региональную подгруппу будущей инициативной группы. Численность ее участников должна составлять не менее 100 человек, постоянно проживающих в этом регионе.

Подгруппа проводит собрание, о котором заранее уведомляет избирательную комиссию субъекта Федерации. На нем, в частности, должны быть утверждены вопросы, предлагаемые на референдум.

Затем уполномоченные представители этой группы обращаются в избирком с ходатайством о регистрации своей подгруппы и текстом вопросов.

Формулировки вопросов избирком направляет в Центральную избирательную комиссию РФ, которая в течение 10 дней выдает заключение о том, соответствуют ли они российскому законодательству.

На основании решения ЦИК региональный избирком регистрирует инициативную подгруппу или отказывает ей в регистрации (законом на это отводится 15 дней с момента подачи ходатайства).

После регистрации первой региональной подгруппы аналогичные организации граждан должны быть созданы в более чем половине субъектов РФ в течение двух месяцев. При этом в одном регионе две инициативные группы со схожими вопросами референдума зарегистрированы быть не могут, предпочтение отдается той, которая подаст документы первой.

Впоследствии региональные подгруппы обращаются в ЦИК с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и формулировки вопросов к нему. В течение 10 дней ЦИК принимает соответствующее решение. В случае отказа граждане могут обжаловать его в Верховном суде РФ.

Сбор подписей

После регистрации инициативная группа в течение 45 дней должна собрать не менее 2 млн подписей избирателей. При этом в одном субъекте Федерации разрешено собрать не более 50 тыс. подписей.

Подписные листы передаются в ЦИК, который в течение 30 дней проверяет не менее 40% подписей, отобранных путем жеребьевки.

Количество недостоверных или недействительных подписей должно составлять менее 5% от проверенных.

По итогам проверки ЦИК в течение пяти дней принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума и направляет его президенту страны, уведомляя при этом обе палаты парламента.

Назначение референдума

Референдум назначает президент РФ. После получения заключения ЦИК глава государства в течение 10 дней обращается в Конституционный суд с запросом о соответствии инициативы проведения плебисцита основному закону страны.

В случае положительного решения суда президент не позднее чем через 15 дней назначает дату проведения всероссийского референдума.

Если суд признает инициативу не соответствующей конституции, процедуры по ее реализации прекращаются.

Подведение итогов

Голосование считается состоявшимся, если в нем примут участие более половины избирателей. Результаты плебисцита определяются по большинству его участников.

Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня его официального опубликования ЦИК (в течение трех дней со дня подписания итогового протокола). Оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении каким-либо правовыми актами. 

Источник: https://tass.ru/info/5440292

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: