Как иначе называются общеправовые принципы экологического права. Основные принципы экологического права

Принципы экологического права

Как иначе называются общеправовые принципы экологического права. Основные принципы экологического права

Определение 1

Под принципами в общем смысле понимаются определенные нормы-рекомендации, характерные в том числе и для экологического права.

Закон «Об охране окружающей среды» не заявляет о принципах непосредственно экологического права, в Ст. $3$ речь больше идет об основах хозяйственной деятельности.

А в «Экологической доктрине РФ» (от $31$ августа $2002$ года) сформулированы исключительно принципы экологического права.

По своему содержанию их вполне можно подразделить на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей экологического права.

Общеправовые принципы

Общеправовые или конституционные принципы отражены в основном законе российского государства — Конституции РФ и имеют наивысшую юридическую силу.

  1. Исходя из принципа народовластия российский народ исполняет собственную власть в экологических правоотношениях как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в сфере охраны природной среды, экологического благосостояния развиваются с учетом интересов настоящих и будущих поколений людей.
  3. Принцип законности представляет четкое и безусловное исполнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений.
  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Рисунок 1.

  1. Принцип интернационализма соединяет внутри себя $2$ составляющие: международную и национальную.

    Международная часть принципа интернационализма в экологических правоотношениях учитывает сотрудничество различных государств в сфере охраны окружающей среды (в частности, обеспечивание независимого и беспрепятственного обмена научно-технической информацией по вопросам природной среды и современных природосберегаюших технологий), а также взаимную поддержку друг друга (прежде всего в чрезвычайных экологических обстановках, при стихийных бедствиях).

    Национальная часть принципа интернационализма в экологических правоотношениях отображает внутригосударственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в вопросах владения, использования природных территорией, недр, водных и прочих природных ресурсов, а также в природопользовании и обеспечивании экологической безопасности.

    О значимости принципа интернационализма говорит кроме того значение международных договоров в сфере охраны природной среды.

  2. Успех в деле охраны природной среды маловероятен без соблюдения на практике принципа единства прав и прямых обязанностей субъектов экологических правоотношений. Исходя из ст. $42$ и ст. $58$ Конституции РФ воплощение прав и свобод в сфере экологических правоотношений неразрывно соединено с выполнением гражданами собственных обязанностей.

  3. Ключевой чертой принципа гласности считается право каждого гражданина РФ на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

    Должностные лица, виновные в предоставлении ложных сведений, искажении информации, несут административную обязанность. Помимо этого принцип гласности подразумевает подробное освещение прецедентов реализации ответственности за экологические нарушения закона. Это имеет большое профилактическое значение.

Принципы Общей части экологического права

Замечание 1

Общая часть экологического право уникальна тем, что принципы, предусмотренные в ней, отображают специфику государственной экологической системы, состоящей из совокупности многих и разнообразных природных объектов.

  1. Ценность интересов народов, живущих на сответствующей территории и охрана прав отдельного человека. Согласно ст. $42$ Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права.
  2. Принцип строго целевого использования природных объектов не допускает их использования не по целевому назначению. Исключения составляют лишь отдельные случаи, предусмотренные законом.
  3. Принцип разумного использования природных объектов предполагает получение при малых издержках наибольшего эффективного результата от использования природных объектов в хозяйственной работе, исключающей причинение экологического ущерба природной среде.
  4. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природных объектов, поскольку они не застрахованы от негативного воздействия, обусловленного хозяйственной работой.
  5. Принцип комплексного подхода (единства) в экологической сфере подразумевает то, что при использовании конкретного природного объекта нужно будет принимать во внимание его экосвязи как с иными природными объектами в отдельности, так и с окружающей природной средой в целом.
  6. Принцип коммерческого использования природных ресурсов и природных объектов. Сюда относится, прежде всего, плата за загрязнение природной среды и за иные виды негативного воздействия .

Принципы Особенной части экологического права

Бережное отношение людей к природным объектам обусловлено, прежде всего, их уникальностью. В связи с этим основы Особенной части экологического права отражают наличие конкретных принципов-ценностей в использовании тех либо других природных объектов.

  1. Ценность территорий сельскохозяйственного назначения означает, что подходящие по собственным чертам для ведения сельского хозяйства земли, должны использоваться исключительно в сельскохозяйственных целях. Для несельскохозяйственных дел должны предоставляться земли, которые не соответствуют сельскохозяйственному применению.
  2. Ценность вод питьевого и хозяйственного назначения предусматривает то, что применение водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения считается приоритетным. При этом отмечается, что в данных целях обязаны употребляться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты.
  3. Ценность применения недр для разработки полезных ископаемых состоит в том, что площади их залегания применяются для извлечения природных богатств подземных кладовых.
  4. Ценность лесов защитного назначения очевидна. Законодательством учитывается статус повышенной охраны для лесного фонда, имеющего финансовое, экологическое и общественное значение.
  5. Ценность критериев существования животных в состоянии природной свободы установлена требованиями Федерального закона «О животном мире».

Замечание 2

Воспрещается использование животного мира в научных, культурных и просветительных целях, если для этого потребуется изъять животных из природной среды, и такие воздействия нанесут им ущерб и среде их обитания. Этот принцип обусловлен тем, что животный мир — это общее богатство народов страны, обязательная составляющая мировой природной среды и планеты Земля в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_ekologicheskoe_pravo/principy_ekologicheskogo_prava/

Основные принципы экологического права

Как иначе называются общеправовые принципы экологического права. Основные принципы экологического права

Право строится и функционирует на определенных принципах, выражающих его сущность и социальное назначение, отражающих его главные свойства и особенности.

Экологическое право основано как на общих принципах российского права, так и на принципах данной отрасли (отраслевых).

Принципы Общей части экологического права

Общими принципами, определяющими сущность права в целом, являются принципы:

  • социальной справедливости и социальной свободы;
  • равноправия (равенства перед законом);
  • единства юридических прав и обязанностей;
  • ответственности за вину;
  • законности и др.

Отраслевые принципы экологического права

Могут быть выражены как в специальных нормах-принципах, так и выведены из анализа правовых норм. Так как экологическое право включает в себя в качестве подотраслей земельное, водное и иные отрасли права, соответственно такие принципы содержатся как в законодательстве об окружающей среде, так и в актах отраслевого законодательства.

Относительного охраны окружающей среды принципы отрасли экологического права определены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». К ним относятся:

  1. соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  2. обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  3. научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  4. охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  5. ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  6. платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  7. независимость государственного экологического надзора;
  8. презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  9. обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  10. сохранение биологического разнообразия;
  11. ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  12. некоторые другие принципы.

Принципы и источники экологического права

12Следующая ⇒

Субъекты экологического права. Экологические правоотношения (понятие, содержание)

Экологические правоотношения – отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу использования, воспроизводства и охраны объектов природной среды, урегулированные нормами экологического права.

Субъектами экологических правоотношений признаются лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.
В соответствии со ст.

6 Закона «Об охране окружающей среды» в качестве субъектов экологических правоотношений выступают: • государство • государственные органы, наделенные компетенцией по регулированию природоресурсовых и природоохранных отношений, • юридические лица Республики Беларусь • физические лица: граждане РБ, иностранцы и лица без гражданства • иностранные и международные юридические лица и их представительства • иностранные государства Для того чтобы быть субъектом экологических правоотношений необходимо обладать экологической правосубъектностью, которая возникает и существует аналогично с гражданской правосубъектностью. Она может быть общей и специальной, последняя, как правило, основана на определённом правовом титуле (разрешение, лицензия, договор).

Свои правомочия как субъекта экологического права государство реализует через соответствующие органы на местах.

экологического правоотношения – это субъективные права и обязанности, т.е. права и обязанности, принадлежащие субъектам в каждом конкретном экологическом правоотношении. Эти права и обязанности зависят от категорий субъектов указанных правоотношений, целей, видов и характера природопользования или природоохранных работ и мероприятий.

Выделяют общие и специальные права и обязанности субъектов:
1.

§ 4. Принципы экологического права

Общие права и обязанности субъектов, сводятся соответственно к целевому и рациональному использованию и охране природных объектов и природных комплексов. 2. Специальные права и обязанности устанавливаются и зависят от конкретного вида использования природного объекта: земли, недр, вод, леса, животного мира и т.д.

В Главе 3 Закона РБ «Об охране окружающей среды» в ред. От 17 июля 2002 года перечислены основные права и обязанности граждан и общественных организаций в области охраны окружающей среды.

Граждане и общественные объединения имеют право: • создавать общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области охраны окружающей среды, и общественные фонды охраны природы; • обращаться в установленном порядке в органы государственного управления, иные организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; • принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; • вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь; • осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды; • обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы; • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду и т.д.

Граждане и общественные объединения обязаны:

• соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды; • беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; • выполнять требования в области обращения с отходами; пожарной безопасности; • соблюдать правила охоты и рыболовства; • выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды; • возмещать вред, причиненный их действиями окружающей среде и т.д. Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Компетенция отдельных органов государственного управления в области рационального использования и охраны природной среды определена отдельными НПА.

Принципы и источники экологического права

Принципы экологического права

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

• соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

• обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

• научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

• охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

• ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;

• запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;

• соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;

• ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

• организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;

• участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;

• международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Таким образом, экологическое право можно характеризовать как систему правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения по поводу рационального использования и воспроизводства природных ресурсов в целях сохранения благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

12Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Принципы экологического права

Принципы ЭП являются своеобразным базисом, на основе которого строятся и реализуются нормы и институты ЭП. Значение принципов ЭП заключается в том, что посредством их правового закрепления и соблюдения устраняется пробелы, существующие в ЭП. Они служат определённым регулятором до принятия специального НПА, регулирующего экологические отношения.

ЭП право основано как на общих принципах права (законности, гласности, равенства перед законом, ответственности за вину и т.д.), так и на принципах данной отрасли права. Отраслевые принципы выражены в экологическом законодательстве либо следуют из анализа правовых норм.

Принципы ЭП: 1. Соблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан; 2. Научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды (рациональное использование природных ресурсов).

3. Охрана окружающей среды. Основой этого принципа является ст. 55 Конституции РБ, в соответствии с которой каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным ресурсам.

Его содержание – не только обязанность каждого охранять природу, но и обязанность государства последовательно решать вопросы экологического воспитания и образования; 4. Государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; 5.

Платности специального природопользования, согласно которому любое использование природных ресурсов осуществляется за плату, за исключением общего природопользования граждан, а также случаев, прямо указанных в законодательных актах; 6. Независимости контроля в области охраны окружающей среды; 7.

Обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан; 8. Приоритета сохранения естественных экологических систем 9.

Обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан; 10. Сохранения биологического разнообразия; 11.

Снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов; 12.

Запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации природных объектов. 13. Ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; 14. Организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;

15. Международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.

Источник: https://frols.ru/osnovnye-principy-jekologicheskogo-prava/

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Как иначе называются общеправовые принципы экологического права. Основные принципы экологического права

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.

 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственностиПо какому законодательству наступает.Характеристика.
Дисциплинарная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.
Материальная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.
Гражданско-правовая.Гражданский, административный кодексы.Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица
Административная.Административный кодекс.Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,
Уголовная.Уголовный кодекс.Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Основные принципы международного экологического права

Как иначе называются общеправовые принципы экологического права. Основные принципы экологического права

Основа правового регулирования международных экологических отношений представлена совокупностью признанных всеми принципов общего международного права. В соответствии с императивностью и универсальностью эти принципы способны сохранять собственную регулятивную функцию, включая эту специальную область деятельности, так и специальные принципы международного экологического права.

Замечание 1

К расхождению в оценке доктринами международного права числа и качества специальных принципов этой отрасли привела фрагментация международного экологического права, в котором не предусмотрено единого универсального акта для кодирования.

Сегодня максимально полно отраслевые принципы международного экологического права кодифицированы в рамках проекта международного договора 1995 года, который называется проект Международного пакта по окружающей среде и развитию.

Принципы закреплены неофициально, а в качестве основы Пакта выступают договоры и обычаи в сфере международного экологического права и некоторые положения Стокгольмской декларации (1972 года), Декларации, принятой в Рио-де-Жанейро (1992 года), Всемирной Хартии природы (1982 года).

Основные принципы МЭП

В проекте пакта содержится указание на 9 основных принципов МЭП:

  • соблюдение прав человека в сфере экологии, предусмотренных Конституцией;
  • недопустимость нанесения окружающей среде трансграничного ущерба;
  • рациональное и экологически обоснованное использование природных ресурсов;
  • недопустимость радиоактивного заражения окружающей среды;
  • защита экологических систем, расположенных в Мировом океане;
  • запрет любого враждебного использования средств воздействия на природную среду (например, военного);
  • обеспечение безопасности экологии;
  • международно-правовая ответственность стран за ущерб, который причинен окружающей среде;
  • предосторожный подход, или предосторожность.

Первый принцип не наделен прямым действием и зависит от определенных экологических прав человека, которые закреплены в конституционных положениях и конституционных актах государств. По этой причине данный принцип трактуется таким образом: «что предусмотрено Конституцией и конституционными законами в отношении экологических прав человека в вашей стране, то и следует соблюдать».

Второй принцип — это системообразующий и центральный принцип МЭП, нормативное содержание которого может быть раскрыто с помощью принципа 21 Стокгольмской декларации (1972 года) и в принципе второй Декларации Рио.

Там прописано, что страны наделены ответственностью за то, чтобы обеспечить деятельность в пределах их юрисдикции или контроля.

Она не должна наносить ущерб окружающей среде другой страны или района за пределами действия национальной юрисдикции.

Сущность второго принципа состоит в том, что при наличии угрозы причинения ущерба окружающей среде, необходимо принять все меры, чтобы предотвратить его. Важно прекратить любую деятельность, способную повлечь такой ущерб окружающей среде.

Замечание 2

В понимание данного принципа внес уточнение казус, произошедший с японским рыболовецким траулером «Фукуру-Мару» («Счастливый дракон») в марте 1954 года. После него была распространена трансграничность на ситуации, которые не связаны с перемещением поллютантов через границы страны.

В общем виде юридическое содержание этого принципа раскрывают нормы «мягкого» международного экологического права следующим образом:

  • рациональное управление, планирование и контроль состояния возобновляемых и невозобновляемых ресурсов планеты в интересах настоящего и будущего поколения;
  • долгосрочное планирование экологической деятельности, включая обеспечение экологической перспективы;
  • оценка вероятных последствий деятельности стран в рамках их территорий, районов юрисдикции или контроля системы окружающей среды за их пределами;
  • сохранение эксплуатируемых природных ресурсов оптимального уровня, когда они не истощаются;
  • научно обоснованное управление живыми ресурсами.

По этому принципу страны имеют право распоряжаться ресурсами собственной территории только по стандартам экологической безопасности. Устойчивое развитие представляет собой развитие, соответствующее требованиям законов устойчивости биосферы.

Оно должно осуществляться в рамках коридора (хозяйственная емкость биосферы, а в локальном и региональном случае – хозяйственная емкость определенных экосистем), предопределенного для цивилизации посредством ограничений и запретов, которые вытекают из данных законов.

Четвертый принцип не допускает радиоактивное заражение окружающей среды. Он действует как в отношении мирной, таки и военной сферы применения радиоактивных веществ (ядерной энергии). Стране не могут ввозить и вывозить средства потенциального радиоактивного заражения без принятия необходимых (надежных) средств радиоактивной безопасности.

Замечание 3

Юридическое содержание принципа раскрывают Конвенции 1986 года о помощи на случай ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации, об оперативном оповещении о ядерной аварии.

Также оно рассматривается в Конвенции о ядерной безопасности (1994 года), в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (1997 года) и стандартах МАГАТЭ.

Опиши задание

Юридическая сущность пятого принципа сведена к обязанности любой страны осуществлять защиту и сохранение морской среды (192 статья Конвенции ООН по морскому праву).

Разработка норм и стандартов международного уровня, касающихся предотвращения загрязнения с судов в открытом море, в том числе исключительные экономические зоны, производят сами страны. Их обеспечение преимущественно осуществляется в исключительной экономической зоне. Что касается пространства открытого моря, то эта сфера полностью относится к юрисдикции страны.

Пятый принцип относится к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду. Этот принцип соответствует по времени принятию Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1976 года).

Он появляется, когда в 1977 году был принят Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям, касающимся защиты жертв войны (1949 года). Этот документ предполагает обязанность государств в случае осуществления военных действий заботиться «о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба» (55 статья Протокола).

Также в нем устанавливается запрет на использование средств (методов) ведения войны, целью которых является причинение ущерба природе.

Вторая статья Конвенции рассматривает в этой области преднамеренное управление природными процессами (динамика, состав или структура Земли, в том числе ее биота, литосфера, гидросфера и атмосфера, или космическое пространство) для нанесения ущерба вооруженным силам, гражданам противника, населенным пунктам, промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и коммуникационным сетям, а также природным ресурсам. Некоторые элементы этого принципа раскрывает Протокол III «О запрещении или ограничении применения зажигательного оружия». Он выпущен в дополнение к Конвенции 1980 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые способны нанести чрезмерные повреждения или имеют неизбирательное действие.

С помощью седьмого принципа должна обеспечиваться экологическая безопасность. Основой принципа является теория экологического риска, представляющая собой определение уровня допустимого риска с его обязательным учетом в процессе установки себестоимости готовых изделий и услуг.

Определение 1

Приемлемый риск представляет собой уровень риска, являющийся оправданным с позиции экономического и социального фактора. Это может быть риск, с которым люди в целом способны мириться для получения некоторых благ при осуществлении своей деятельности.

Сегодня седьмой принцип скорее всего является целью, которую должно стремиться достичь мировое сообщество. Пока он не действует в реальности.

Восьмой принцип предполагает международно-правовую ответственность стран за ущерб, который причинен окружающей среде. Он гласит, что страны обязаны возмещать ущерб окружающей среде, который мог быть причинен при нарушении ими международных обязательств или при осуществлении деятельности, которая не запрещена международным правом.

Практика стран, которая сложилась по данному вопросу, отражена в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН № 62/68 «Рассмотрение вопроса о предотвращении трансграничного вреда от опасных видов деятельности и распределении убытков в случае такого вреда» (декабрь 2007 года) и № 61/36 «Распределение убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности» (декабрь 2006 года).

Последний принцип предполагает предосторожный подход (предосторожность). Его рассматривает Декларация, принятая в Рио.

Для защиты окружающей среды странами в соответствии с их возможностями должен широко применяться осторожный подход.

При наличии угрозы нанесения серьезного (невосполнимого) ущерба, нехватка полных научных сведений не может выступать в качестве причины отсрочки принятия дорогостоящих мер в области прекращения деградации природной среды.

Другими словами, отсутствие достаточных научных сведений не может использоваться как основание для откладывания или непринятия мер по охране и защите окружающей среды. Принцип сконцентрирован на переориентации международного природоохранительного сотрудничества с реакции на уже произошедшие неблагоприятные события для окружающей среды на их предупреждение и предотвращение.

Подходы к принципам МЭП

Замечание 4

Рассмотренные специальные (отраслевые) принципы МЭП в соответствии со смыслом 38 статьи Статута Международного Суда ООН представлены консолидированным мнением самых профессиональных специалистов в области публичного права. Тем не менее, это не исключает обсуждение других доктринальных подходов к формированию перечня принципов.

Бекяшев К. А. предложил использовать пятнадцать принципов МЭП. Соколова Н. А. опиралась на то, что норма, включенная в специальный принцип, должна создавать его содержание, обладая основополагающим значением в регулировании отношений по охране окружающей среды.

По ее мнению, страны в своей практической деятельности должны постоянно применять эти принципы, включая ситуации разрешения споров. Принципы МЭП должны быть включены не только в преамбулу, но и в основной текст договора.

Их необходимо рассматривать в качестве доктрины в рамках полноценной международно-правовой нормы. Особо она выделяет несколько принципов:

  • общая, дифференцированная ответственность;
  • предосторожный подход;
  • принцип «загрязнитель платит»;
  • непричинение ущерба окружающей среде за рамками территории национальной юрисдикции;
  • международное природоохранное сотрудничество.

Среди зарубежных авторов также существует множество позиций по этому поводу. Так, Сандс Ф. отнес к самым значимым принципам МЭП равенство поколений, устойчивое использование, равноправное использование и интеграцию.

Кисс и Шелтон большое значение придавали принципу, в соответствии с которым нельзя причинять вред природе за пределами национальной юрисдикции.

Они также обращали внимание на принцип международного сотрудничества, предосторожный подход, принцип «загрязнитель платит», обязанность стран сохранять окружающую среду и производить оценку воздействия на нее.

Они полагали, что каждое государство должно заниматься мониторингом состояния окружающей среды, обеспечивая доступ общественности к сведениям о ее состоянии, участие в принятии решений.

Лэнг рассматривал принципы как существующие (например, ответственность за ущерб окружающей среде), формирующиеся (например, право на здоровую окружающую среду, предупреждение другой страны на случай вероятного экологического воздействия), потенциальные (например, общая, но дифференцированная ответственность).

Исследователи Хантер, Дж. Сальзман и Залке объединили все принципы МЭП в несколько групп:

  • принципы, которые определяют общие подходы к окружающей среде;
  • принципы, которые можно отнести к трансграничным вопросам сотрудничества в этой области;
  • принципы, влияющие на развитие национального законодательства в области МЭП;
  • принципы международного управления.

Все мнения российских и иностранных исследователей в отношении списка специальных (отраслевых) принципов МЭП наглядно отражают тенденцию сближения принятых научных подходов. В частности, это прослеживается в повторяемости некоторых из них. Есть авторы (например, К. А.

Бекяшев), которые справедливо обнаруживали общие черты между правовым режимом космического пространства и окружающей среды. Они заимствовали формулировки многих специальных принципов МЭП из международного космического права.

Это обстоятельство недвусмысленно отражает, что выделение специальных (отраслевых) принципов в рассматриваемой сфере, как и точное определение их юридического содержания, — это чрезвычайно сложная теоретическая проблема, которая пока еще далека от успешного разрешения.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-pravo/printsipy-mezhdunarodnogo-ekologicheskogo-prava/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: