К объектам собственности относят муниципальное образование. Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности

Содержание
  1. Муниципальная собственность на землю и ее виды
  2. Возникновение муниципальной собственности на землю
  3. Объекты и субъекты
  4. Какие земли находятся в муниципальной собственности
  5. Виды муниципальной собственности
  6. Процедура разграничения муниципальной собственности на землю
  7. Процедура образования земельного участка из муниципальных земель
  8. Установление цены
  9. Муниципальное имущество, находящееся в собственности. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом
  10. Остались вопросы по ст 215 ГК РФ?
  11. Расшифровка аббревиатуры «МУП»
  12. Способы использования имущества
  13. Распоряжение имуществом
  14. Достоинства и недостатки
  15. Право муниципальной собственности
  16. Субъекты права муниципальной собственности
  17. Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности
  18. Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования
  19. Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований
  20. Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности
  21. Перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований типа «поселение»
  22. Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований типа «муниципальный район»
  23. Что такое муниципальная собственность?
  24. Муниципальная собственность: главное
  25. На какие категории делится муниципальная собственность?
  26. Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?

Муниципальная собственность на землю и ее виды

К объектам собственности относят муниципальное образование. Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности

Муниципальная собственность на земельные наделы является отдельным видом государственной собственности, находящейся под юрисдикцией и контролем муниципальных образований.

Образование муниципальных земель и их предоставление в пользование граждан регулируется земельным и гражданским законодательством.

Возникновение муниципальной собственности на землю

При муниципальном владении участками земли права владельца от имени муниципалитета реализуются местными органами власти (пункт 2 ст. 215 ГК РФ).

Местные власти вправе распоряжаться землями, относящимися к данному муниципальному образованию по своему усмотрению, в том числе передавать их в частную собственность, сдавать в аренду и т.д.

Муниципальная собственность возникает в следующих случаях:

  • При передаче наделов данному муниципалитету из федерального или регионального фонда;
  • При покупке земель муниципальными властями;
  • При предоставлении муниципалитету государственных земель для реализации социальных программ;
  • При отказе частного владельца от своих наделов;
  • В случае выморочных участков.

Частный владелец, земельные участки которого находятся на территории муниципального образования, имеет право отказаться от владения своими землями, и тогда они переходят в собственность муниципалитета (пункт 1.1 ст. 19 ЗК РФ).

Если единственный собственник земельного надела умер, и у него не осталось наследников, либо наследники отказались от получения своих законных долей, то такой надел считается выморочным имуществом и переходит во владение того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Объекты и субъекты

Объектами муниципальной собственности могут выступать земельные наделы, находящиеся в границах данного муниципалитета. К таким надела могут относиться как земли, находящиеся в пользовании частных и государственных структур, так и в общей собственности (например, земли придомовых территорий жилищных кооперативов).

Такими субъектами могут выступать:

  • Главы муниципальных образований;
  • Законодательные органы власти;
  • Подразделения городской администрации;
  • Унитарные предприятия;
  • Частные организации, привлечённые органами власти для управления муниципальными землями по договору подряда.

Управляющие субъекты осуществляют функции управления от имени муниципалитета, но являются подконтрольными выборным руководящим органам территориальных образований.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы.

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.

В отношении земельных наделов публичного вида собственности невозможно обременение частным сервитутом со стороны физических или юридических лиц, так как эти наделы предназначены для пользования гражданами безвозмездно.

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения).

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

Процедура разграничения муниципальной собственности на землю

Под разграничением земель понимается отнесение конкретного земельного надела к федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Разграничение федеральных земель происходит путём принятия постановлений правительства РФ о таком разграничении, а также федеральных законов, изменяющих границы субъектов федерации.

Муниципальные земли, в свою очередь, могут быть разграничены по следующим внутренним территориям:

  • Городскими поселениями;
  • Округами;
  • Муниципальными районами;
  • Пригородными районами;
  • Префектурами;
  • Внутренними территориальными образованиями городов федерального значения.

Процедура разграничения осуществляется следующим образом:

  • Федеральные законодательные органы определяют границы земель субъектов федерации;
  • Власти субъектов федерации, на основе федеральных законов, определяют границы внутренних муниципальных городских и районных территорий;
  • Муниципальные власти осуществляют разграничение земельных наделов, находящихся в их ведении, между внутригородскими административными единицами.

Внутригородское деление земель утверждается после проведений публичных слушаний в местной администрации.

Важно знать, что региональные органы власти не вправе принимать законы, определяющие границы муниципальных округов, противоречащие разграничению, установленному на уровне федерации.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование.

Установление цены

Цена, запрашиваемая местными властями за образование и предоставление земельных наделов в пользование или владение, может быть сформирована тремя способами:

Образование и предоставление земельных участков из муниципального владения по фиксированной цене возможно в следующих случаях, согласно пункту 2 ст. 39.6 ЗК РФ:

  • По указу Президента РФ;
  • Для возведения объектов социального или культурного назначения;
  • Для реализации инвестиционных проектов и федеральных целевых программ;
  • Для комплексного освоения территории;
  • Для строительства электрических, водопроводных и газовых коммуникаций;
  • Для строительства линейных инженерных объектов;
  • Для садоводства и огородничества;
  • Для крестьянских хозяйств;
  • Для объектов долгостроя.

Объекты долгостроя сдаются в аренду по фиксированной цене подрядчику, выигравшему конкурс на завершение строительства.

Следует помнить, что земли, предназначенные для строительства социальных объектов, предоставляются в аренду по фиксированной цене только при соблюдении условий передачи, оговорённых с подрядчиком.

В противном случае аренда по фиксированной цене прекращается и назначается аукцион.

Наделы могут быть образованы из муниципальных земель и переданы в бесплатное пользование нуждающимся лицам.

К таким лицам относятся:

Критерии нуждаемости устанавливаются для каждого субъекта федерации отдельно.

Физические и юридические лица, не имеющие право на выделение муниципального участка без торгов или бесплатно, должны принять участие в публичном аукционе.

Итак, к муниципальной собственности относятся все земельные участки внутри границ муниципального образования, за исключением частных земель. Из муниципальных земель могут быть образованы отдельные участки для предоставления в пользование или собственность физическим или юридическим лицам. Решение об образовании участков принимается исполнительными органами власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/municipalnaya.html

Муниципальное имущество, находящееся в собственности. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

К объектам собственности относят муниципальное образование. Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности

Не забываем поделиться:

Имущество местного самоуправления является объектом права муниципальной собственности. Согласно ст.130 и 132 Конституции муниципальная собственность не является разновидностью государственной и представляет собой отдельную, самостоятельную форму собственности, существующую обособленно, хотя и параллельно с государственной. Соответственно право муниципальной собственности должно рассматриваться как самостоятельное право, несмотря на то, что по своему характеру и юридической природе оно находится в одном ряду с правом государственной собственности.Это связано с тем, что посредством органов публичной власти оба названных права призваны обеспечивать общественные, а не частные интересы. Помимо этого, местное самоуправление, не обладая суверенитетом в отличие от государства, тем не менее, наделено рядом нормотворческих функций.Муниципальная собственность согласно п. 1 ст. 49 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» служит экономической основой осуществления населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.Муниципальная собственность по своей природе выражает скорее экономическую составляющую отношений, возникающих между органами местного самоуправления в процессе исполнения ими социально-экономических функций и иными субъектами, обеспечивающими жизнедеятельность муниципального образования, нежели юридическую. Именно муниципальная собственность является экономическим базисом, на основе которого строится здание социальной защиты населения на территории муниципального образования.В законодательных актах не всегда четко сформулировано определение собственника как субъекта права муниципального имущества. В одном случае собственником является муниципальное образование, в другом — органы местного самоуправления, в третьем — местное население.Такая неопределенность не может быть урегулирована только законами субъекта РФ, хотя бы потому, что гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.Отсутствие конкретики усложняет право неопределенного собственника на муниципальное имущество. Необходимо четко, в законодательном порядке определить, кого считать субъектом права муниципальной собственности.Во всяком случае, это необходимо для выяснения, на ком лежит бремя ответственности по исполнению обязательств, связанных с осуществлением права собственности муниципальным имуществом.Конституция РФ в ст. 130 так определяет собственника муниципального имущества: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».Статья 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.Однако более расширенное толкование законодательства дает возможность утверждать, что помимо населения муниципального образования и органов местного самоуправления осуществлять права собственника муниципального имущества могут должностные лица местного самоуправления.В этой связи А.А. Уваров делает вывод: «Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации — это, прежде всего, право самого населения.Но, учитывая высокую степень декларативности данного положения в сфере его практического применения, уставы отдельных муниципальных образований закрепляют передачу права пользования и распоряжения муниципальной собственностью от населения органам и должностным лицам местного самоуправления. Думается, что подобные нормы не могут трактоваться как абсолютный переход права собственности от населения к другому владельцу, так как, с одной стороны, власть муниципальных органов и их должностных лиц производна от власти местного населения, и, следовательно, такая передача права собственности с точки зрения гражданского права не приводит к изменению муниципальной формы собственности.С другой стороны, появление таких норм не лишает население возможности в любое время реализовать это право от своего имени на местном референдуме».Если говорить о реализации местным населением своих прав на муниципальное имущество, то эти права могут осуществляться как посредством форм непосредственной муниципальной демократии, так и опосредованно, т.е. через институты представительной демократии местного самоуправления.Однако это даже не ограниченное право собственности, а лишь право на управление муниципальным имуществом от имени муниципального образования.Исходя из общего смысла назначения местного самоуправления, в качестве субъектов муниципальной собственности выступают городские и сельские поселения, другие муниципальные образования, т.е. население, проживающее на территории данных поселений и образований, наделенное правом на местное самоуправление и осуществляющее функции публичной власти через систему избираемых ими органов местного самоуправления.По мнению Н.С. Бондаря и С.А.Зинченко, «право муниципальной собственности нельзя охарактеризовать как элементарное, простое: оно носит системный характер». Данное право необходимо рассматривать через четыре уровня его развития, где Советы, администрации и созданные ими органы непосредственно, через население, путем проведения референдума или через иные территориальные формы демократии осуществляют правомочия распоряжения и управления муниципальной собственностью, т.е.рассматриваемое право они представляют как целостную систему, которая носит системный характер.Несомненно, правильны выводы О.В. Берга, утверждающего, что «наделение населением муниципального образования органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению права муниципальной собственности означает лишь перераспределение полномочий представителей одного и того же собственника — муниципального образования, но не передачу от него права собственности какому-либо другому лицу».Соответственно делегированное правомочие на управление и распоряжение собственностью не делает управомоченное лицо собственником. Если, к примеру, взять унитарное муниципальное предприятие, то порядок его создания принимается представительным органом местного самоуправления на основании решения, которым утверждается перечень муниципальной собственности, которая передается данному предприятию.Но, тем не менее, учредителем муниципального унитарного предприятия может выступать только муниципальное образование, а не орган местного самоуправления, принявший решение о его создании, так как он, орган местного самоуправления, не является собственником передаваемого предприятию муниципального имущества.Таким образом, можно сделать вывод, что органы местного самоуправления и население муниципального образования в рамках законодательства лишь осуществляют права собственника от имени муниципального образования, но не являются собственниками. Единственным легитимным субъектом права муниципальной собственности является исключительно муниципальное образование.Собственность, приватизация и человеческий фактор Приватизация Административная ответственность Уголовная ответственность Юридическая ответственность1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. 2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Остались вопросы по ст 215 ГК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 215 ГК РФ бесплатно. Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:«Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг.В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.«Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.«Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов.В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны.Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах. Следующая

Источник: https://sudsoveti.ru/statya-215-gk-rf-pravo-municzipalnoj-sobstvennosti/

Право муниципальной собственности

К объектам собственности относят муниципальное образование. Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Право муниципальной собственности

Субъекты права муниципальной собственности, виды объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Государство является особым субъектом права собственности. Это означает, что некоторые материальные и нематериальные ресурсы находятся под юрисдикцией государственных структур, осуществляющих управление страной.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования.

Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

Виды объектов, находящихся в муниципальной собственности

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Осуществление права муниципальной собственности происходит при активном участии властных структур конкретных административных образований, и с учетом интересов и требований местных жителей.

В качестве объекта муниципальной собственности могут выступать:

  • ценные бумаги и денежные средства, которые принадлежат публичным образованиям;
  • памятники исторического и культурного значения (за исключением тех объектов, которые признаны национальным достоянием);
  • предметы бытового назначения, которые используются в органах власти;
  • транспортные средства, а также промышленное и производственное оборудование, которое используется предприятиями, находящимися под контролем органов самоуправления;
  • разные формы недвижимого имущества, а именно жилые помещения, земля, зданий промышленного назначения и многое другое.

Право муниципальной собственности на землю также имеет некоторые особенности. В частности, муниципалитет не может контролировать те ресурсы, которые отнесены к имуществу регионального или федерального значения.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/pravo-municipalnoj-sobstvennosti.html

Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности

К объектам собственности относят муниципальное образование. Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности

Определение 1

Муниципальная собственность – это совокупность имущества муниципального образования, включающая в свой состав недвижимое и движимое имущество, земли и земельные участки.

Замечание 1

Муниципальная собственность представляет собой одну из финансовых основ местного самоуправления.

Порядок формирования, пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью определен такой нормативной документацией как Гражданский кодекс России, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными нормативно-правовыми актами.

Замечание 2

Муниципальной собственностью признается имущество, которое принадлежит на праве собственности различным муниципальным образованиям.

Обязанности по управлению муниципальной собственностью возложены на органы муниципального управления. Именно эти органы от лица населения муниципального образования реализует права владения, распоряжения и использования муниципальной собственностью.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Муниципальная собственность может формироваться посредством приобретения, строительства определенных объектов, получения этих объектов от государства, населения и регионов.

Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности, различается в зависимости от типа муниципального образования.

Перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований типа «поселение»

Перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, являющихся поселениями, включает в себя следующие имущество:

  • то имущество, которое предназначено для снабжения населения и предприятий муниципального образования электричеством, теплом, газом, водой, топливом, а также для предоставления услуг водоотведения, освещения улиц на территории поселения;
  • автомобильные дороги, предназначенные для общего пользования, мосты другие инженерные сооружения транспортного назначения, то имущество, которое предназначено для осуществления обслуживания этих сооружений и дорог в пределах территории поселения. Из состава этого имущества исключаются аналогичные объекты, имеющие региональную или федеральную значимость;
  • объекты жилищного фонда, предназначенные для осуществления социального обслуживания малообеспеченных слоев населения, имущество, используемое для содержания этих объектов;
  • имущество, используемое для осуществления транспортного обслуживания граждан муниципального образования, и транспорт пассажирского назначения на территории поселения;
  • то имущество, которое предназначено для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • пожарное оборудование, объекты, снаряжение, используемые для осуществления первичного обеспечения тушения пожаров;
  • здания и имущество библиотек, расположенных на территории поселения;
  • то имущество, которое используется для развития спорта и массовой физической культуры;
  • объекты, составляющие культурное наследие местного значения;
  • то имущество, которое используется для обеспечения досуга и оказания культурных услуг населению поселения;
  • то имущество, которое предназначено для осуществления озеленения и благоустройства территории муниципального образования, включая имущество, предназначенное для обустройства мест общего пользования и массового отдыха граждан;
  • то имущество, которое применяется для сбора и вывоза мусора и бытовых отходов;
  • то имущество, которое используется для предоставления ритуальных услуг, организации и содержания мест захоронения на территории поселения;
  • то имущества, которое используется для официальной публикации нормативно-правовых актов муниципального уровня и иных сведений официального характера.

Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований типа «муниципальный район»

В состав муниципального имущества муниципальных районов входят следующие объекты:

  1. то имущество, которое предназначено для межпоселенческого снабжения населения и предприятий электричеством, газом;
  2. автомобильные дороги, предназначенные для общего пользования, мосты другие инженерные сооружения транспортного назначения, и то имущество, которое предназначено для осуществления обслуживания этих сооружений и дорог между населенными пунктами;
  3. имущество, используемое для осуществления транспортного обслуживания граждан между поселениями, и транспорт пассажирского назначения;
  4. то имущество, которое предназначено для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  5. здания и имущество межпоселенческих библиотек и коллекторов;
  6. то имущество, которое используется для переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов;
  7. то имущество, которое предназначено для организации межпоселенческих мест захоронения;
  8. то имущество, которое используется для официальной публикации нормативно-правовых актов муниципального района и иных сведений официального характера;
  9. имущество, используемое с целью организации экологического контроля и его осуществления;
  10. то имущество, которое используется для организации охраны общественного порядка муниципальной милицией;
  11. то имущество, которое обеспечивает получение школьного и дошкольного образования, образования дополнительного, организацию детского отдыха во время каникул;
  12. то имущество, которое применяется для организации и оказания скорой и первичной медицинской помощи, помощи во времени и после родов, в период беременности и так далее;
  13. имущество архивных фондов, включая кадастров градостроительной и землеустроительной документации.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/municipalnaya_sobstvennost/perechen_obektov_nahodyaschihsya_v_municipalnoy_sobstvennosti/

Что такое муниципальная собственность?

К объектам собственности относят муниципальное образование. Муниципальная собственность. Объекты муниципальной собственности

Среди субъектов права собственности есть совершенно особый — государство. Это означает, что имущество может принадлежать не только гражданам и компаниям, но и ему — в том числе, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Те материальные ресурсы, которые принадлежат муниципальным образованиям (МО), получили название «муниципальная собственность» (МС).

Объекты, относящиеся к МС, находятся под управлением органов местного самоуправления (ОМСУ). Нередко в процессе взаимодействия с ОМСУ и у граждан, и у юридических лиц возникают различные сложности.

Если, например, вам было предоставлено жилье, относящееся к муниципальной собственности, и теперь ОМСУ неправомерно требуют выселения или предъявляют другие претензии, мы рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью к юристу.

Также специалист в случае необходимости обеспечит представление и защиту ваших интересов.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 49 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Муниципальная собственность: главное

Муниципальная собственность — это имущественный комплекс, объединяющий различные объекты (землю, недвижимость, движимое имущество) и находящийся во владении МО.

При этом ошибочно полагать, что к собственности МО (городов, районов и т.д.) относятся только строения, земельные участки и т.д. В состав такого имущества также входят средства местных бюджетов, городские парки, социальные объекты и достопримечательности.

Права собственника от имени муниципальных образований осуществляют ОМСУ. Например, зданием городской администрации распоряжается сама администрация.

В собственности МО находятся те объекты, которые необходимы для обеспечения нормальной жизнедеятельности населенного пункта и удовлетворения потребностей населения. По сути, МС имеет целевой характер.

Так, по сложившейся практике, муниципальная собственность используется для:

  • выполнения ОМСУ своих задач и функций;
  • быстрого решения возникающих на уровне города, поселка или района проблем (например, расселение местных жителей в случае чрезвычайной ситуации);
  • обеспечения функционирования органов власти.

По действующему законодательству, МС является экономической основой местного самоуправления. Государство защищает такую собственность наравне со всеми остальными разновидностями (в т.ч. с частной). Но, безусловно, порядок владения, пользования и распоряжения МС по многим аспектам не схож с порядком владения, пользования и распоряжения тем имуществом, которое принадлежит гражданам.

Владение и управление муниципальным имуществом доступно исключительно муниципальным образованиям. Обычный гражданин оформить право собственности на муниципальное имущество не может (только если объект изменит свой статус — например, земельный участок будет продан гражданину).

На какие категории делится муниципальная собственность?

МС, как мы уже отмечали, представлена различными имущественными объектами: денежными средствами, земельными участками, строениями и т.д. Однако существует и другая классификация. По ней муниципальную собственность принято подразделять на две разновидности:

  • казна;
  • «распределенное» имущество.

Первая разновидность — это ресурсы, составляющие местный бюджет. Также к казне относят имущественные объекты, не находящиеся под управлением каких-либо муниципальных структур. Вторая разновидность — «распределенное» имущество — представлена ресурсами, закрепленными за различными органами и предприятиями, которые используют эти объекты в процессе своей деятельности.

Как происходит пользование и распоряжение муниципальной собственностью?

Пользование и распоряжение МС должно осуществляться в строгом соответствии с действующим российским законодательством и актами местных органов власти (но, конечно, такие акты не могут противоречить федеральному и региональному законодательству). Закон позволяет передавать объекты муниципальной собственности гражданам и юрлицам во временное или постоянное пользование. Кроме того, ОМСУ вправе отчуждать имущественные объекты и совершать с ними другие сделки.

Если от использования муниципальной собственности ОМСУ получают доход, то эти средства в обязательном порядке должны поступать в местный бюджет.

Если у города, района и т.д.

появилось имущество, которое на данный момент не соответствует ни одной из целей деятельности ОМСУ (не может использоваться для решения возникающих в жизни города проблем, для обеспечения функционирования властных структур и др.), оно должно быть отчуждено.

Также при наличии возможности допускается перепрофилировать такие объекты.

Подведем итоги. Муниципальная собственность представляет собой особую категорию имущественных объектов. Их отличие заключается в том, что собственником такого имущества являются муниципальные образования. При этом некоторые граждане и компании могут пользоваться МС на определенных условиях.

Если в процессе такого использования муниципальной собственности вы столкнулись с какими-либо проблемами, пытаться самостоятельно урегулировать конфликт не следует. В большинстве случаев защитить права граждан и интересы компаний в споре с ОМСУ способен только профессиональный юрист, который в совершенстве знает действующее законодательство и практику его применения.

Источники:

Право муниципальной собственности

Муниципальное имущество

Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/chto-takoe-munitsipalnaya-sobstvennost/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: