История чукчей-II: про эскимосов. Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи

Содержание
  1. Чукчи
  2. Автоэтноним (самоназвание)
  3. Основная территория расселения
  4. Численность
  5. Этнические и этнографические группы
  6. Антропологические характеристики
  7. Язык
  8. Писменность
  9. Религия
  10. Этногенез и этническая история
  11. Интересные факты о чукчах
  12. Яранга
  13. Костюм чукчи
  14. Что едят чукчи
  15. Свадебные традиции
  16. Беременность и роды
  17. Вдова чукчи
  18. Воспитание мальчиков
  19. Чукчи и смерть
  20. Праздник скат байдары
  21. Праздник кита
  22. Праздник оленя
  23. Народный промысел
  24. «Транспорт» чукчи
  25. Гигиена чукчи
  26. Традиционная культура чукчей (стр. 1 из 2)
  27. Введение
  28. Прародина и расселение чукчей
  29. Основные занятия
  30. Общественный строй
  31. Быт чукчей
  32. Чем чукчи отличаются от эскимосов
  33. Количество
  34. Антропология
  35. Племена
  36. Быт
  37. Верования и традиции
  38. Чукчи: самобытный северный народ
  39. Русская версии происхождения чукчей
  40. Китайская версия происхождения чукчей
  41. Культура и традиции чукчей
  42. Жилища и одежда чукчей
  43. Религия и социальный строй
  44. Чукчи в наши дни

Чукчи

История чукчей-II: про эскимосов. Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи

Чукчи, лыгъо равэтлъан (самоназвание — «настоящие люди»), народ в Российской Федерации (15,1 тыс. человек), коренное население Чукотского АО (11,9 тыс.

человек), живут также на севере Корякского АО (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском районе Якутии (1,3 тыс. человек). Говорят на чукотском языке чукотско-камчатской семьи.

Распространён также русский язык (свободно владеют 61,3% чукчей, считают родным — 28,3%).

Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами.

Предки чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних районах Чукотки. Они занимались охотой на северного оленя, вели сравнительно оседлый образ жизни. В начале 1-го тысячелетия часть племён продвинулась на морское побережье, где частично ассимилировала эскимосов, а частично восприняла их образ жизни и культуру.

Оленеводство сложилось у тундровых чукчей, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских. Первые упоминания чукчей в русских документах — с 40-х гг. XVII века.

Поселения «пеших» чукчей — оседлых морских охотников располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнёва и заливом Креста и далее на юге в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в конце XVII века составляла около 8—9 тыс. человек.

К концу XVIII века территория чукчей простиралась от Омолона, Большого и Малого Анюев на западе до кочевий пенжинских и олюторских коряков на юго-востоке.

Расширение территории обитания чукчей сопровождалось окончательным выделением территориальных групп чукчей: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаунской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и др. В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек. В 1930 был образован Чукотский национальный округ, с 1977 — автономный округ.

Основное занятие тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке.

Стада отличались сравнительно крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак.

Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочёвывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря.

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного.

На моржа охотились группами по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копьё, ремённая сеть, со второй половины XIX века распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Чауна было слабо развито. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательного орудия из нескольких верёвок с грузами, которые опутывали летящую птицу.

Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений.

Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин.

Развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. В XX веке развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку.

Центром косторезного искусства стала мастерская в селе Уэлен (создана в 1931).

Большинство современных чукчей сохраняют традиционные занятия в рамках оленеводческих и промысловых хозяйств. Часть занята в животноводстве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сфере обслуживания, образования и здравоохранения. Семьи оленеводов живут в оседлых посёлках; укрупнены поселения приморских чукчей.

Для общественного строя чукчей к началу контактов с русскими было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имущественной дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной.

Основной социальной единицей тундровых чукчей было стойбище из 3—4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15—20 стойбищ были связаны взаимопомощью.

Приморские чукчи объединялись по несколько семей в байдарную общину (этвэт йырын), возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных чукчей существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До XVIII века было известно патриархальное рабство.

Семья в прошлом большая патриархальная, к концу XIX века — малая патрилокальная. Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых — многожёнство.

Основное жилище — разборный цилиндро-конический шатёр-яранга из оленьих шкур у тундровых чукчей и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в центре.

Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия.

До конца XIX века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран — «дом из челюстей кита») — на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землёй. Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой — через длинный коридор.

Стойбища кочевых чукчей состояли из 2—10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Тундровые чукчи передвигались на дугокопыльных нартах на оленях, приморские — на собаках. Пользовались также ступательными лыжами-ракетками, на Колыме — заимствованными у эвенков скользящими лыжами. По воде передвигались в байдарах — лодках, вмещающих от одного до 20—30 человек, из моржовых шкур, с вёслами и косым парусом.

Традиционная одежда — глухая, из шкур оленей и нерп. Мужчины носили двойную рубаху-кухлянку длиной до колен, подпоясанную ремнём, к которому привешивали нож, кисет и др., двойные узкие штаны, короткую обувь с меховыми чулками. У приморских чукчей была распространена одежда из кишок моржа.

Головные уборы носили редко, в основном — в дороге. Женская одежда — меховой комбинезон (керкер), зимой двойной, летом — одинарный, меховая обувь длиной до колен. Носили браслеты и ожерелья, была распространена татуировка лица: кружочки по краям рта у мужчин и две полосы по носу и лбу у женщин.

Мужчины стригли волосы кружком, выбривая темя, женщины заплетали в две косы.

Основная пища оленных чукчей — оленина, береговых — мясо морского зверя. Мясо употребляли в сыром, варёном и вяленом виде. Во время массового забоя оленей заготавливали впрок содержимое оленьих желудков (рилькэиль), варя его с добавлением крови и жира.

Приморские чукчи заготавливали мясо крупных животных — кита, моржа, белухи, заквашивая его в ямах (копальгын) зашитым в шкурах. Рыбу ели сырой, на Анадыре и Колыме делали юколу из лосося. Листья карликовой ивы, щавель, корни заготавливали впрок — замораживали, квасили, смешивали с жиром, кровью, рилькэилем. Из толчёных корней с мясом и моржовым жиром делали колобки.

Из привозной муки варили кашу, жарили на тюленьем жире лепёшки. Употреблялись также морские водоросли и моллюски.

Чукчи сохранили дохристианские верования (почитание животных — белых медведей, китов, моржей и др., священных предметов — амулетов, бубнов, устройства для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло; шаманизм).

Традиционные праздники были связаны с хозяйственными циклами: у оленных чукчей — с осенним и зимним забоем оленей, отёлом, откочёвкой стада на летовку и возвращением с неё.

Праздники приморских чукчей: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, по окончании праздника сжигаемой.

Фольклор чукчей включает космогонические мифы, мифологические и исторические предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и северо-американских индейцев: сюжет о Вороне — трикстере и демиурге — и др.

Традиционные музыкальные инструменты — варган (хомус), бубен (ярар) и др. Кроме ритуальных танцев были распространены также импровизированные развлекательные танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (буквально «горлом петь»), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих.

Письменность с 1931 на основе латинской, с 1936 — на основе русской графики. Чукотский язык преподаётся в школах, на нём ведутся радио- и телепередачи, в Магадане издаётся литература. С 1990-х гг. проблемами возрождения традиционной культуры чукчей занимается Ассоциация народов Чукотки.

В. А. Тураев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 616-617.

Автоэтноним (самоназвание)

Чаучу, чавчу.: Самоназвание ч а у ч у, ч а в ч у «имеющие оленей».

Основная территория расселения

Основная масса чукчей живет в Чукотским АО Магаданской обл., частично в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха).

Численность

Численность по переписям: 1897 — 11.711, 1926 — 13.100, 1959 – 11727, 1970 – 13597, 1979 – 14007, 1989 — 15184.

Этнические и этнографические группы

Исторически чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные (чавчу) расселяются в континентальной части Чукотки — чукчи-оленеводы, береговые (анкалын — ан -«море», кальн — «приморский»), прибрежные жители, охотники на морского зверя.

Антропологические характеристики

Антропологически чукчи, наряду с эскимосами, коряками и ительменами, включаются в материковую группу популяций арктической расы, генетически связанную с тихоокеанскими монголоидами. В то же время, специфический тепло регуляционный комплекс чукчей и эскимосов свидетельствует о длительности их проживания в экстремальных условиях Северо-Востока Сибири.

Язык

Чукотский: Чукотский язык входит в чукотско-корякскую группу/семью палеоазиатских языков.

Писменность

В 1930 г. на основе единого северного алфавита была создана письменность. В 1932 г. В.Г.Богораз составил первый букварь. С этого времени распространением письменности на Чукотке руководил специальный окружной комитет. Успешному распространению грамотности способствовало относительное единство чукотского языка. С 1936 г. письменность переведена на русскую графику.

Религия

Традиционные верования: Православные. Процесс христианизации, начавшийся в конце ХVII в. и продолжавшийся до начала ХХ вв., привел к распространению среди чукчей некоторых элементов православия, сопровождавшего внедрение русской культуры.

Миссионерская деятельность значительно усилилась после того как во главе православной церкви северо-востока Сибири встал И.Е.Вениаминов, который считал, что приобщение аборигенов к вере возможно через повышение культуры в целом.

Церковь достаточно активно боролась с «шаманизмом», в то же время, терпимо воспринимая синкретические с христианством его формы выражения» В советский период, когда основы атеистической пропаганды были направлены против христианства, можно наблюдать, в несколько видоизмененном виде, возрождение традиционных верований.

Этногенез и этническая история

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV — III тыс. до н.э.

Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца ХVII – начала ХVIII вв. В то же время, современное хозяйственно-культурное разнообразие чукчей, отражает их активные контакты с соседними народами.

В основе формирования береговых чукчей, охотников на морского зверя, лежат, начиная с середины 1 тыс. н.э., их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие двух охотничьих традиций, в начальный период, в связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, оно происходило в форме обмена.

В последствии, часть чукчей, континентальных охотников на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным промыслом.

При коренной трансформации экономики и культуры, в связи с демографической ситуацией (чукчей было больше) и характером освоения (подселения в эскимосские поселки, но образование в них собственных общин, создание чукотских поселений). они не утратили свою этническую специфику. Чукотская и эскимосская культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.

История формирования оленных чукчей не столь очевидна. Согласно одной из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно по отношении к другим сибирским центрам доместикации, на основе культуры охотников на дикого оленя, другая полагает заимствование оленеводства чукчами от тунгусов.

Становление крупностадного оленеводства на Чукотке датируется ХУ111 в., в течение которого резке увеличивается поголовье домашних оленей, что. к середине XIX в., позволяет оценить его в качестве экономической основы общества чукчей-оленеводов.

Исторически сложились две области расселения оленных чукчей: южная, в бассейне р.Анадырь и северная, от Анадырского хребта к побережью Северного Ледовитого океана. Внутри этих областей выделяются более мелкие группы, названия которых восходит к названию территории на которой они расселяются.

Кочевое оленеводство определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных чукчей. Сохранение во второй половине XIX в.

натурального характера чукотского оленеводства, увеличение внешнего спроса на его продукцию, способствовало последующему вовлечению чукчей в товарные отношения (поставка на рынок мяса, шкур, кож, продукции ремесленного производства). В конце XIX — начале XX вв. оленеводство определяет и социальное расслоение чукотского общества.

Источник: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_ch/chukchi.php

Интересные факты о чукчах

История чукчей-II: про эскимосов. Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи

27.12.2017, 60071 просмотра

Чукчи. В представлении большинства из нас, знающих о них лишь из анекдотов, — это не особо умные люди, живущие где-то на Севере. Но что на самом деле это за народ? Как и где они живут? Каков их быт? Что они едят? Чем занимаются? Каковы их традиции и праздники? Узнаем об этом подробнее, что, возможно, поможет изменить наше отношение к этому немногочисленному народу.

Слово «чукчи» произошло от чукотского «чаучу» — то есть «богатый оленями».

Есть кочевые чукчи, живущие в глубине Чукотки и всюду следующие за своими оленями. Придя на место, где много корма для животных, они устанавливают жилища, а когда оленья «еда» заканчивается, чукчи переселяются на другое пастбище.

Но есть и другие чукчи — они оседло живут на побережье и занимаются рыболовством и охотой на морских животных.

На сегодняшний день чукчи насчитывают чуть более 15 тысяч человек, большинство из которых живет на Чукотке (Россия). Первые чукчи появились здесь в третьем тысячелетии до нашей эры.

Согласно мифологии, чукчи — избранная богами раса, а остальные северные народности (эвенки, коряки и другие) нужны лишь для помощи чукчам.

Создателем мира чукчи считают ворона по имени Куркыль. Именно он, по их мнению, создал все на Земле и научил всему людей. А к сотворению всего, что есть в Космосе, «приложили руку» северные животные.

Яранга

Яранга

Яранга — традиционное жилище чукчи. Она представляет собой большой покрытый оленьими шкурами шатер, снаружи укрепленный тяжелыми камнями. Посредине яранги устанавливается огнище для обогрева, а вокруг него — сани с хозяйственным скарбом. В задней части яранги меховыми шкурами отделяется небольшая «комнатка», в которой чукчи спят и едят.

Костюм чукчи

Зимняя национальная одежда чукчей

Одежду чукчи шьют из шкур пыжиков — молодых северных оленей. Причем зимняя одежда двухслойная: внутренний слой — мехом к телу, внешний — мехом наружу.

Мужская одежда состоит из двойных рубашки и штанов, чулок, сапог и шапки-капора.

Женская зимняя одежда также двухслойная. В отличие от мужчин представительницы слабого пола носят своеобразный меховой комбинезон с широкими рукавами и разрезом на груди.

Летняя одежда чукчей

Летом чукчи одевают свободные одежды из оленьей замши или ткани, украшенные национальной вышивкой.

Одежда младенца представляет собой комбинезон с наглухо зашитыми краями рукавов и штанин.

На его задней стороне, там где у ребенка находится попа, есть специальный разрез, через который подкладываются чистые и вытаскиваются грязные «пеленки».

 Почему слово «пеленки» мы взяли в кавычки? Потому что они мало похожи на привычные нам пеленки — это мох с оленьей шерстью. Это, скорее, памперс по-чукотски.

Национальная женская прическа — косы, украшенные пуговицами и бусами.

Что едят чукчи

Чукчи «обедают»

Едят чукчи мясо оленей, китов и тюленей (как свежезамороженное, так и вареное), ливер, кровь, моллюсков, кору ивы, ягоды и щавель.

Есть у чукчей национальное блюдо, которое вряд ли кто захочет попробовать — это моняло. Оленя, которого собираются заколоть, кормят мхом и выжидают определенное время, чтобы он начал перевариваться в желудке.

Затем животное убивают и достают содержимое желудка — это и есть моняло. Из него готовят первые блюда (горячий суп с кровью, жиром и кусочками мяса), едят в свежем виде и делают консервы.

Как говорится, приятного аппетита!

Пьют они, как правило, отвары из трав.

Чукчи любят выпить, но им категорически нельзя употреблять алкоголь, так как в их организмах не перерабатывается этиловый спирт. Но, как водится, к предостережениям прислушиваются немногие, в итоге — высокая смертность. Согласно статистике, из-за пьянства численность малых народов Севера значительно сократилась, а некоторые исчезли вовсе.

Свадебные традиции

Счастливая пара

В суровом климате раньше жило немного людей, да и сейчас ситуация не намного лучше. И когда приходило время создавать семью, молодым и выбирать-то особо было не из кого — уж слишком мало было «свободных» людей. Что же делать? Заключать родственные браки и обмениваться женщинами.

Нередко чукчи крали женщину из другой семьи, например, невесту для своего сына. Тогда родственники этой девушки могли требовать отдать им какую-нибудь женщину из той семьи.

Зачем? Вовсе не для любовных утех, просто потеря одной пары рабочих рук могла нанести серьезный урон для быта, поэтому и брали взамен украденной другую женщину.

А уж если она могла составить пару кому-то неженатому — это было настоящим подарком!

Семья чукчей

У чукчей практически все семьи многодетные. Поэтому нередко делалось так: если какая-то семья отдавала свою дочь замуж в соседнее поселение, то требовала оттуда невесту для своего сына.

Среди чукчей, как и среди всех людей, всегда были и богатые, и бедные. Чукча-бедняк, если не хотел жениться на такой же нищей девушке, как и он сам, шел работать в богатую семью. Спустя время (как правило, несколько лет) он либо получал разрешение жениться на дочери своего хозяина, либо усыновлялся этим хозяином.

Были у них и групповые браки, внутри которых мужчины менялись женами. Дети, рожденные в этих браках, считались общими. Этот обычай появился вовсе не из-за распущенности чукчей, а из-за необходимости.

Как правило, пары, входящие в групповой брак, жили в разных селениях. Когда оленевод не мог быстро добраться до своего дома, он останавливался в доме «партнеров» по браку, где получал и кров, и еду, и жену.

Беременность и роды

Беременные женщины не должны были отдыхать. Они наравне с другими женщинами занимались бытом и, кроме того, заготавливали мох. Зачем? Во-первых, он был нужен во время родов — его стелили в той части яранги, где они проходили. Во-вторых, мох использовался при уходе за малышом в качестве «натурального памперса».

Во время родов чукотским женщинам ни в коем случае нельзя было помогать. Чукчи верили, что все в руках Всевышнего божества — он знает все души умерших и решает, какую из них послать в лоно женщины для воскресения.

Роженица не должна кричать, чтобы не привлечь злых духов. Когда ребенок появлялся на свет, новоявленная мать сама должна была проделать все остальные манипуляции. Например, она перевязывала пуповину нитью, сплетенной из сухожилия животного и своих волос, а потом отрезала ее.

Если женщина долгое время не могла родить и было понятно, что без посторонней помощи не обойтись, то ей все же оказывали помощь — это должна была сделать родственница. Но после этого к роженице и ее супругу начинали относиться с презрением. Получается, лучше умереть, чем получить помощь.

Рожденного малыша протирали куском шкуры, смоченной в моче матери, надевали на левые ручку и ножку браслеты-обереги и наряжали в меховой комбинезончик.

Десять дней после родов женщина не ела мясо и рыбу, разрешался лишь мясной бульон.

Раньше женщины-чукчи кормили детей грудным молоком до четырех лет. Если по каким-то причинам это было невозможно, ребенка поили тюленьим жиром; давали ему «соску», сделанную из кусочка кишки морского зайца и набитую мелко порезанным мясом; а в некоторых поселениях младенца вскармливали собаки.

Вдова чукчи

Чукчи. Семья

Жизнь чукчи-мужчины очень сложна и полна опасностей, и неважно занимается он разведением оленей или охотой. Везде его могут поджидать хищники, травмы, холод, голод и болезни, в результате чего его жена может стать вдовой.

Но женщине трудно одной в столь суровых условиях. А если у нее есть дети, то ситуация еще больше усугубляется. Чукчи всегда заботились о своих близких и детях, поэтому придумали обычай, который называется — «левират».

Левират — это когда младший брат умершего мужчины (или другой близкий родственник, если брата нет) должен жениться на вдове и усыновить всех его детей.

И дело не только в стремлении дать благополучие вдове и детям. Чукчи стремятся к тому, чтобы оставшиеся без отца дети продолжали воспитываться в его семье и не забывали свои корни.

Если вдова почему-то отказывалась выйти за брата усопшего мужа, она должна была вернуть семье мужа калым.

Воспитание мальчиков

Чукча учит сына стрелять из лука

С шестилетнего возраста чукчи начинали воспитывать в мальчике воина. Они приучали его к спартанской обстановке, что звучит странно, учитывая условия жизни чукчи. Они и так живут, на мой взгляд, по-спартански.

Ребенок должен был научиться быстро просыпаться и мгновенно реагировать на посторонние звуки. Его учили быстро бегать, тренировать остроту зрения, стрелять из лука.

Не случайно, во Второй мировой войне чукчи зарекомендовали себя как великолепные снайперы.

Чукча-снайпер

Сейчас мальчики любят играть в чукотский «футбол» с мячом из шерсти оленя, также у них популярна борьба в экстремальных условиях — на скользкой шкуре моржа или на льду.

Чукчи и смерть

Чукчи всегда верили, что у каждого из них есть как минимум пять жизней, поэтому не боятся смерти. Каждый после смерти стремился попасть в Мир предков, для чего нужно было либо умереть от руки врага в бою, либо от руки друга. Поэтому если чукча просил своего ближнего убить его, просьба выполнялась с легкостью. Почему не сделать другу приятное одолжение?

Это так называемая «добровольная смерть». К ней прибегали, как правило, старые люди, не имеющие возможности ухаживать за собой и не желающие быть обузой для близких, и неизлечимо больные люди.

Чукчи — хорошие воины. За каждый успех в бою на тыльную сторону правой ладони они наносили метку-тату. Чем больше меток, тем опытнее воин.

Женщины-чукчи всегда имели при себе холодное оружие, чтобы в случае нападения врага сначала убить свою семью, а потом себя.

Праздник скат байдары

Строительство байдары

Это праздник прибрежных чукчей.

Байдара — большая лодка, вмещающая три десятка человек. Остов ее делают из дерева и ребер кита; потом его обтягивают шкурами тюленей или моржей.

Для чукчей байдара — вещь незаменимая. Нет байдары — мало еды в семье. Поэтому в каждой семье к этой лодке относились с почетом, по крайней мере раньше. Возможно, сейчас чукчи, прикоснувшись к цивилизации, не столь трепетно к ней относятся.

Итак, перед началом охотничьего сезона на морских животных мужчины готовят охотничье снаряжение, а женщины варят специальное блюдо из оленьего жира.

После этого шаманы проводят ритуал камлания.

Затем байдару несут на берег, где хозяева «кормят» приготовленным женщинами блюдом морских духов. На следующий день обряд повторяется, после чего можно начинать охотиться.

Праздник кита

Праздник кита у чукчей

Его проводят чукчи, живущие на побережье, основной промысел которых — охота на морских животных. Цель его — попросить прощения у Повелителя морей за убитых охотниками китов, моржей и тюленей. Проходит он в конце лета.

Накануне охотники убивают кита и доставляют его к берегу, где их прибытия ждут все жители поселения. Животное вытаскивают на берег, охотники срезают с него полоски кожи, которые раздают мальчикам — будущим охотникам. Затем с кита срезается все мясо, а скелет вновь опускается в море.

Считается, что это позволит киту воскреснуть.

Праздник оленя

Его празднуют «сухопутные» чукчи, разводящие оленей.

У праздника есть и другое название — «праздник сброшенных оленьих рогов». Проводится он в мае, когда на свет появляются оленята. Самки, родив теленка, сбрасывают рога, а люди их собирают. На большую поляну сгоняются олени. В центре ее женщины трением разжигают огонь. Вокруг этого костра раскладываются рога, молодежь начинает бить в бубен и танцевать. Также проводятся различные состязания. 

Во время праздника убивают несколько оленей — они будут пищей для стариков, женщин и детей, которые останутся в поселении, когда мужчины уйдут пасти оленей на дальние пастбища.

Народный промысел

Резьба по кости

У чукчей наиболее развиты искусство резьбы по кости и скульптура, причем этим могут заниматься лишь мужчины. Основные темы: пейзажи, охота, животные.

Женщины-чукчи занимаются шитьем и вышивкой.

«Транспорт» чукчи

Оленья упряжка у чукчи

Традиционный «транспорт», популярный у чукчи, — байдары, собачьи упряжки, сани с оленями.

Гигиена чукчи

Ребенок чукчи моется

Чукчи мылись редко. И дело не только в отсутствии дров, горячей воды и бани. Они верили, что моясь, человек смывает здоровье и силу.

Периодически, накопив сухие веточки растений, чукчи разводили костер, раздевались, смазывали тела салом нерпы и вставали вокруг костра. Сало топилось от жара и перемешивалось с грязью не коже. Спустя время чукчи брали скребки и счищали ими «грязное сало».

В промежутках между такими «помойками» чукчи счищали грязь так: они одевали одежду из шкур ворсом вниз. Волоски терлись о кожу и постепенно очищали ее.

Сейчас, конечно же, чукчи имеют возможность мыться, благо технический прогресс дал им такую возможность. И все же делают это гораздо реже, нежели мы.

Почему?  По их словам, жир, которым они натирают свои тела, защищает их от мороза. А если вымыться, то будет утрачена защита кожи и человек быстро замерзнет.

Короче говоря, если мыться каждый день, то каждый день нужно и смазываться салом. «Зачем тогда часто мыться?» — вопрошают чукчи.

Из-за редкого мытья в волосах чукчей нередко заводятся вши. Чтобы избежать этого, после мытья они споласкивают волосы мочой (эдакий бальзам-ополаскиватель). Получается, даже чистый чукча весьма «ароматен». 

Источник: https://pointeresam.ru/fact/chukchi-interesnye-fakty-obychai-prazdniki

Традиционная культура чукчей (стр. 1 из 2)

История чукчей-II: про эскимосов. Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА АРХЕОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Реферат по этнологии

Традиционная культура чукчей

Иркутск, 2007

Введение

Прародина и расселение чукчей

Основные занятия

Общественный строй

Быт чукчей

Верования и обряды

Заключение

Введение

Чукчи, (самоназвание, «настоящие люди»). Численность в Российской Федерации 15,1 тыс. человек, коренное население Чукотского авт. округа (11,9 тыс. человек). Живут также на севере Корякского авт. округа (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском р-не Якутии (1,3 тыс. человек), говорят на чукотском языке.

Первые упоминания о чукчах, в русских документах — с 40-х гг.17 в., подразделяют их на «оленных» и «пеших».

Оленеводы кочевали в тундре и на побережье Ледовитого океана между Алазеей и Колымой, у мыса Шелагский и далее к востоку до Берингова пролива.

Поселения «пеших» чукчей, оседлых морских охотников, располагались вместе с эскимосскими между мысом Дежнева и заливом Креста и далее на юг в низовьях Анадыря и реки Канчалан. Численность чукчей в кон.17 в. составляла около 8-9 тыс. чел.

Контакты с русскими первоначально сохранились в основном на нижней Колыме. Попытки обложить нижнеколымских чукчей ясаком, военные походы против них в середине 17 века не принесли результатов.

Из-за военных конфликтов и эпидемии оспы численность нижнеколымских чукчей резко сократилась, оставшиеся откочевали на восток.

После присоединения к России Камчатки население Анадырского острога, основанного в 1649, стало расти, что

С конца 18 века активизировались торговые контакты Чукчей с русскими. Согласно «Уставу об управлении инородцев» 1822 года, чукчи не несли повинностей, ясак вносили добровольно, получая за это подарки.

Установившиеся мирные отношения с русскими, коряками и юкагирами, развитие пастушеского оленеводства, способствовали дальнейшему расширению территории чукчей на запад. К 1830-м годам, они проникли на р.

Большая Бараниха, к 1850-м — на нижнюю Колыму, к середине 1860-х — в междуречье Колымы и Индигирки; на юг — территорию коряков, между Пенжиной и бухтой Корфа, где были частично ассимилированы коряками. На востоке усилилась ассимиляция чукчами — эскимосов. В 1850-х гг. в торговлю с приморскими чукчами включились американские китобои.

Расширение территории обитания чукчей, сопровождалось окончательным выделением территориальных групп: колымской, анюйской, или малоанюйской, чаун-ской, омолонской, амгуэмской, или амгуэмо-вонкаремской, колючино-мечигменской, онмыленской (внутренние чукчи), туманской, или вилюнейской, олюторской, берингоморской (морские чукчи) и других.

В 1897 численность чукчей составляла 11751 человек. С конца 19 века, вследствие истребления морского зверя, численность береговых чукчей резко упала, к 1926 она составила 30% всех чукчей. Современные потомки береговых чукчей живут в посёлке Сиреньки, Ново Чаплино, Провидение, Нунлигран, Энмелен, Янракыннот, Инчоун, Лорино, Лаврентия, Нешкан, Уэлен, Энурмино на восточное побережье Чукотки.

В 1930 был образован Чукотский национальный округ (с 1977 — авт. округ). Для этнического развития чукчей в 20 веке, особенно в период укрупнения колхозов и образования совхозов со 2-й половины 50-х гг., характерны консолидация и преодоление обособленности отдельных групп

Прародина и расселение чукчей

Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу — «оленный человек») и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — «береговой»), живущих совместно с эскимосами. Эти группы были связаны родственными отношениями и натуральным обменом.

Распространены самоназвание по месту жительства или кочевок: увелельыт — «уэленцы», «чаальыт» — «Чукчи, кочующие по р. Чаун». Эти самоназвания сохраняются, даже у жителей современных укрупнённых посёлков. Названия более мелких групп внутри поселений: тапкаральыт — «живущие на косе», гынонральыт — «живущие в центре» и т.п.

Среди западных Чукчей распространено самоназвание чугчит (вероятно, от чаучу).

Первоначально прародиной Чукчей считалось побережье Охотского моря, откуда они продвинулись на север, ассимилируя часть юкагиров и эскимосов. Согласно, современными исследованиям, предки Чукчей и родственных им коряков обитали во внутренних р-нах Чукотки.

Занимая область обитания эскимосов, Чукчи частично ассимилировали их и заимствовали многие черты их культуры (жировые лампы, пологи, конструкцию и форму бубнов, промысловые обряды и праздники, пляски-пантомимы и др.). Длительное взаимодействие с эскимосами отразилось также на язык и мировоззрение коренных Чукчей.

В результате контактов сухопутной и морской охотничьей культуры у Чукчей произошло экономическое разделение труда. В этногенезе Чукчей также приняли участие юкагирские элементы. Контакты с юкагирами, стали относительно, стабильными на рубеже 13-14 вв., когда юкагиры под влиянием эвенов продвинулись на восток, в бассейн реки Анадырь.

Оленеводство сложилось у тундровых Чукчей, по-видимому, под влиянием коряков незадолго до появления русских.

Основные занятия

Основные занятия тундровых чукчей — кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженный мясо-шкурный характер. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада, отличались сравнительно, крупными размерами, олени были слабо приучены, выпасались без помощи собак.

Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по несколько раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой.

Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Основные занятия береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного.

На моржа охотились группами, по несколько байдар. Традиционное охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. 19 в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились.

Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт.

Рыболовство кроме бассейнов Анадыря, Колымы и Сауна было слабо развито. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями. Летом — с байдар, зимой — в проруби. Лосося заготавливали впрок.

До появления огнестрельного оружия охотились на дикого оленя и горного барана, которые впоследствии были почти полностью истреблены. Под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел.

До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» — метательные орудия из несколько веревок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками.

Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Для выкапывания корней пользовались орудием с наконечником из рога, позднее — железа.

Традиционные ремесла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба, и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукотского орнамента характерен мелкий геометрический узор.

В 19 веке на восточном побережье возникли кустарные объединения по производству резных предметов из моржовой кости на продажу. В 20 в. развилась сюжетная гравировка по кости и моржовому клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.).

Центром костерезного искусства стала мастерская в селении Уэлен (создана в 1931).

Во 2-й пол. 19 в. многие чукчи стали наниматься на китобойные шхуны и золотые прииски.

Общественный строй

Для общественного строя чукчей, к началу контактов с русскими, было характерно перерастание патриархальной общины в соседскую, развитие имуществ, дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары были в частной собственности, пастбища и промысловые угодья — в общинной. Основной социальной единицей тундровых Ч.

было стойбище из 3-4 родственных семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах крупных оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15-20 стойбищ были связаны взаимопомощью. Приморские Ч. объединялись по несколько семей в байдарную общину, возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч.

существовали патрилинейные родственные группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуального огня, общие знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До 18 в. было известно патриархальное рабство. Семья в прошлом большая патриархальная, к кон. 19 в. — малая патрилокальная.

По традиционному свадебному обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала на своих оленях к жениху. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Имя ребенку давали обычно через 2-3 недели после рождения.

Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых — многоженство. Много проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин).

Быт чукчей

Основное жилище чукчей — разборный цилиндроконический шатер-яранга из оленьих шкур у тундровых, и моржовых — у приморских. Свод опирался на три шеста в центре.

Внутри яранга разгораживалась пологами в виде больших глухих меховых мешков, растянутых на шестах, освещалась и отапливалась каменной, глиняной или деревянной жировой лампой, на которой также готовили пищу. Сидели на шкурах, древесных корнях или оленьих рогах. В ярангах содержались также собаки.

Яранга приморских чукчей отличалась от жилища оленеводов отсутствием дымового отверстия. До конца 19 века у приморских чукчей сохранялась полуземлянка, заимствованная у эскимосов (валкаран — «дом из челюстей кита») — на каркасе из китовых костей, покрытых дёрном и землей.

Летом в неё входили через отверстие в кровле, зимой — чрез длинный коридор. Стойбища кочевых чукчей состояли из 2-10 яранг, были вытянуты с востока на запад, первой с запада ставилась яранга главы общины. Поселения приморских чукчей насчитывали до 20 и более яранг, беспорядочно разбросанных.

Источник: https://smekni.com/a/123161/traditsionnaya-kultura-chukchey/

Чем чукчи отличаются от эскимосов

История чукчей-II: про эскимосов. Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи

Чукчи и эскимосы – это не просто два разных народа, отличающихся друг от друга языком, внешностью и обычаями. Это народы, которые в прошлом часто воевали между собой.

Корни этой вражды уходят далеко в века, чукчи считают, что всему виной эскимосы. Они  рассказывают легенду о том, как давным-давно на отколовшейся льдине на американский материк попали два чукчи. Эскимосы встретили их негостеприимно: одного убили, а второго, шамана, взяли в плен и заставили работать, только через несколько лет шаману удалось бежать от эскимосов и вернутся на родной берег.

После этого случая чукчи решили мстить эскимосами при каждом удобном случае, и военные экспедиции к соседям длились вплоть до начала XX века.

Количество

Согласно переписи населения 2010 года в России живет 15 908 чукчей, они сосредоточены на Чукотке и Камчатке, совсем небольшое количество их живет в Якутии и в Магаданской области.

Эскимосов значительно больше – только на территории США (Аляска) их проживает больше 55 000, в Канаде живет 50 480 эскимосов, 50 000 живет в Гренландии и 17 000 — в Дании. Только 1 738 эскимосов проживает на территории России – в Магаданской области и на Чукотке.

Антропология

Антропологи относят чукчей к монголоидам, которые имеют свои особенности, например, разрез глаз у них горизонтальный, более вытянутое лицо, встречаются мужчины с густой растительностью на лице, с курчавыми волосами, цвет кожи лишен желтизны и имеет оттенок бронзы, черты лица правильные, нос, особенно у мужчин, крупный (у женщин чаще приплюснутый), лоб высокий, большие глаза широко расставлены.

Мужчины отличаются крепким сложениям, плечистостью. Генетики обнаруживают у чукчей большое сходство с ненцами и якутами и считают, что ительмены, многолы и айны — родственные чукчам народности. 50% чукчей несут в себе гаплогруппу N1c1, что роднит их с якутами, уграми и даже финнами, также весьма распространена гаплогруппа C и С3, указывающая на родство с монголами.

Эскимосов ученые относят к так называемой арктической расе. Но к этой же расе многие антропологи относят и чукчей! Считается, что арктическая раса людей живет на территории, начинающейся за Верхоянским хребтом (Якутия) и протирающейся до восточного побережья Гренландии.

Однако разница между чукчами и эскимосами все же есть. Во-первых, существует очевидная разница во внешности: эскимосы имеют более европейские черты лица, часто у них косой разрез глаз, а на восточном побережье континента встречаются даже эскимосы-блондины.

А во-вторых, есть и генетические отличия: у экскимосов почти отсутствует гаплогруппа С3, она очень редко встречается на восточном побережье Гренландии. Отсутствие этого гаплотипа резко отличает эскимосов не только от чукчей, но и от индейцев (журнал Physical Anthropology, США, авторы Р. С Уильямс и А. Г. Штейнберг).

Исследования российских генетиков выявили, что эскимосы, проживающие на Чукотке, генетически близки чукчам, и отличия у народов только этнические.

Племена

Согласно наблюдениям советского этнографа Владимира Германовича Тан-Борогаза, в начале XX века чукчи делились на две группы: морские чукчи – анкальын, занимавшиеся промыслом морского зверя, и оленные – чаучу, которые в некоторых местах уже вели оседлый образ жизни.

Эскимосы начала XX века добывали морского зверя, ловили рыбу и охотились на оленя карибу, но ни о каком одомашнивании оленей не было и речи. Эскимосы делятся на разные племена: в Канаде живут инуиты, в США – юпикские эскимосы, инупиаты, алутики, сибирские эскимосы, чупики и гренландские эскимосы, которые также делятся на западных, восточных и северных.

Быт

Чукчи жили в традиционных жилищах — ярангах, которые имели деревянный каркас и обтягивались шкурами оленей, моржей или китовой кожей, внутри яранги обязательно устраивали полог, в котором спали. Яранга освещалась жировой лампой с фитилем из полоски шкуры.

Эскимосы ютились в снежных домах — иглу, которые строили из плотных снежных кирпичей и даже устраивали в них окна изо льда. Внутри помещение застилали шкурами и отапливали плошками-жирниками.

И эскимосы, и чукчи могли иметь больше одной жены, а обычай делиться женами существовал у обоих народов.

В отличие от эскимосов чукчи более вспыльчивы, легко раздражаются и так же легко могут пустить в ход оружие.

Верования и традиции

Несмотря на то, что чукчи и эскимосы — язычники-шаманисты, у каждого народа были свои легенды и свои духи-покровители.

Осенью чукчи празднуют убой оленей, весной — праздник оленьих рогов, а зимой приносят жертву звезде Альтаир (созвездие Орла), которую ассоциируют с далеким предком.

Весьма распространено у чукчей самоубийство и убийство по согласию стариков, больных, раненых или просто впавших в депрессию сородичей.

Особое место в культуре чукчей занимает танец, который был распространен еще в I веке до н.э, а творческое начало народа нашло отображение в резьбе по кости, в которой чукчи – большие искусники.

Для эскимоса мир населен множеством духов, по преимуществу злых и мстительных, в которых превращаются все умершие люди и звери. Детей они пугают Каллупиллуком – чудовищем, утаскивающим людей под лёд, шаманов убивает мстительный дух Кигатилик, а врагам можно отомстить с помощью тупилака — амулета, в который заточен злобный демон.

Дождь эскимосы считают слезами умерших, а северное сияние у них связано с умершими детьми, играющими в мячик на небе. Эскимосы славятся изготовлением ритуальных шаманских масок, а их женщины летом носят эротическое белье — крохотные трусики, украшенные мехом.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/chem-chukchi-otlichaiutsia-ot-eskimosov-5c9f72fd26261500b3112058

Чукчи: самобытный северный народ

История чукчей-II: про эскимосов. Народ Чукчи: культура, традиции и обычаи

В истории России первые упоминания о чукчах появились в XVII веке. Название народа придумали русские первопроходцы. Путешественники именовали встречающиеся им племена «чаучами», то есть «богатыми оленями».

На самом же деле этот народ имеет очень древнюю историю. Как показали археологические исследования, чукотские аборигены обитали на северо-востоке Сибири еще в III тыс. до н.э.

Народ и в наши дни бережно хранит свою культуру, чтит традиции предков.

Русская версии происхождения чукчей

Этнографы считают, что предки чукчей проживали в южных районах Центральной и Восточной Азии. Затем они переселились на континентальную Чукотку. Ближе к I тыс. н.э. племена стали вести оседлый образ жизни. В этот период выделяется два этноса – тундровый и береговой.

Тундровые чукчи постоянно соперничали за занимаемые территории с юкагирами. Из-за этого им приходилось заходить все глубже в Чукотку. Племена длительное время вели кочевой образ жизни. Сначала люди охотились на оленей, а затем стали их приручать и разводить. Именно тундровый народ именовал себя «чаучу».

Береговые чукчи имели прозвище «рамаглыт», что означает «жители побережья». Они потеснили с насиженных мест эскимосов, заставив тех уйти или принять культуру пришельцев. Береговые племена предпочитали оседлый образ жизни. Основная их деятельность – морской промысел.

Китайская версия происхождения чукчей

У китайцев есть иная версия происхождения чукчей. Специалисты из Нанкинского университета утверждают, что этот народ имеет общего предка с японцами. Изначально племена населяли территорию современной китайской провинции Юаннань. Но около 3 тыс. лет назад они разъединились. Протояпонцы заняли японский архипелаг, а проточукчи север Евразии.

В ходе борьбы за территории чукчи были вытеснены на Чукотку. Китайцы провели генетические исследования, которые показали, что около 40% японцев и чукчей имеют одного предка. Эти народы объединяет надменный характер, папиллярные узоры на руках, жестокость по отношению к соседям. Ученые склоняются к версии, что предком был именно чукча, от которого мутировали японцы.

Культура и традиции чукчей

Чукчи очень независимый, свободолюбивый народ. Они чтут свою культуру, готовы отстаивать до конца традиции предков. У чукчей очень много праздников. Самые известные:

  • День рогов.
  • День убоя оленей.
  • Жертвоприношение звезде Альтаир.
  • Праздник кита.
  • Праздник байдарки.

Северный народ большое внимание уделяет танцам. Движениями тела они передают всю гамму чувств. Среди чукчей очень популярны подражательные танцы, копирующие движения зверей и птиц. Но также есть игровые, обрядово-ритуальные танцы.

Народ имеет богатый фольклор, мифологию. В основном это устное народное творчество. Чукчи любят рассказывать сказки, предания, которые передают их жизнь, борьбу с соседними племенами. Есть у них и музыкальные инструменты – варган и бубен. Напевы они передают из поколения в поколение.

>>  Основы российской внешней политики 1990-х годов

У чукчей очень специфическое отношение к смерти. Люди верили, что у них 5 жизней, поэтому не боялись уйти в мир иной. Чтобы попасть в Мир предков, нужно было умереть от руки врага или друга. Поэтому чукчи с радостью откликались на просьбу товарища убить его. Это воспринималось как оказание помощи.

Чукчи отличаются неустойчивой психикой, чрезмерной эмоциональностью. Малейшие проблемы способны довести их до исступления. Поэтому самоубийства там частое явление. Средняя продолжительность жизни – 45 лет. В основном чукчи погибали из-за сложных условий жизни, физической немощности.

Стоит отменить дружелюбность и гостеприимность северного народа. Несмотря на экстремальные условия жизни, частый голод, они всегда протянут руку помощи. Известно, что чукчи помогали русским, разделяя с ними пищу. Но в то же время они жестко защищают свои границы, отстаивают независимость с оружием в руках.

Жилища и одежда чукчей

Чукчи живут в ярангах. Это огромные шатры многоугольной формы. Опорой служат 3 шеста, на которые опирается свод яранга. Деревянный каркас покрывают оленьими шкурами, сшитыми в 2 полотна. Края шкур соединяются ремнями.

Как покров, так и столбы укрепляются камнями и другими тяжелыми предметами. Благодаря этому яранге не страшны даже сильные порывы ветра. Шалаши обогреваются жировыми лампами. Внутри жилища очень тепло, чукчи в ярангах ходят раздетыми.

Они там готовят пищу, едят, спят.

Одежду чукчи шьют из подросшего осеннего олененка. Мужчины зимой носят кафтан, меховую рубаху, двойные меховые штаны, невысокие сапоги. Женщины носят меховые комбинезоны, штаны. Летом люди одевают либо выношенную зимнюю одежду, либо наряды из оленьей замши.

Религия и социальный строй

По вере чукчи анимисты. Они очень близки с природой, поэтому обоготворяют все природные явления, животных, растения. Люди боятся злых духов, поэтому очень трепетно относятся к амулетам, защищающим от болезней, различных бед. Главное божество – ворон Куркыль, сотворивший все живое на Земле.

В ХХ веке многие чукчи были вынуждены принять православие. Но среди кочующих племен люди придерживаются традиционной веры. Они имеют семейные реликвии. Чукчи бережно хранят деревяшки с изображением предков, передающийся из поколения в поколение бубен, различные талисманы, амулеты.

До XVIII века у чукчей преобладала патриархальная семейная община. Люди совместно вели хозяйство, жили в одном шалаше. У береговых чукчей была байдарка, от ее размера зависела численность общины. В конце XVIII века связи между людьми ослабились. Постепенно большая патриархальная семья распалась, ее сменила малая семья.

Чукчи в наши дни

Сегодня чукчи в основном проживают в Чукотском автономном округе, Якутии и Камчатском крае. Их численность не превышает 16 тыс. человек. К сожалению, среди них очень мало долгожителей. Людей старше 75 лет не более 200. Хотя традиционно у чукчей многодетные семьи, в последние годы рождаемость падает. Вымиранию народа способствует плохое питание, злоупотребление алкоголем, наркотиками.

Чукчи не спешат впускать в свои жилища блага цивилизации, предпочитая жить так, как и их предки. Но все же отдельные представители северного народа сумели проявить свои таланты.

Известный исследователь Николай Дауркин был чукчей. Русское имя он получил при крещении. Именно Дауркин составил карту Чукотки, первым из русских подданных высадился на Аляске.

За вклад в развитие науки Николай получил дворянский титул.

Еще один выходец из Чукотки – Петр Иненликей, кандидат филологических наук. Этот человек также очень много сделал для науки. Иненликей изучал культуру северных народов, исследовал лингвистику языков северных народностей Аляски, России, Канады. Ученый написал много книг.

Источник: http://rrepetitor.ru/russia/chukchi-samobytnyj-severnyj-narod/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: