Государственный инспектор имеет право. Федеральная инспекция труда (ГИТ)

Права, обязанности и роль государственного инспектора труда

Государственный инспектор имеет право. Федеральная инспекция труда (ГИТ)

Найм Труда > Охрана труда > Права, обязанности и роль государственного инспектора по охране труда

Соблюдение требований и предписаний трудового законодательства неразрывно связано с надлежащим осуществлением государством надзора. Права работника будут соблюдаться в полной мере в том случае, когда работодатель знает, что его деятельность подконтрольна, а любое нарушение законодательства в сфере труда может привести к соответствующим санкциям.

Именно поэтому федеральная инспекция труда – в частности государственные инспекторы труда (ГИТ) — играют большую роль в регулировании отношений, которые возникают в процессе взаимодействия работника и работодателя.

Государственный инспектор труда: понятие и роль

Кто такой государственный инспектор по охране труда?

Таким образом, единственным руководством для ГИТ и ФИТ является законодательство РФ.

Основной целью существования таких образований как ФИТ является защита прав работников и охраны труда в целом. Помимо выполнения таких функций, как участие в проведении расследований вследствие несчастного случая, имевшего место на производстве и страховании работников, ФИТ также осуществляет функции надзора, обладает полномочиями по контролю в отношении банкротящихся организаций.

В полномочия ГИТ также входит проверка соблюдения требований безопасности, которые варьируются в зависимости от типа деятельности, осуществляемой той или иной организацией. Более того, в задачи ФИТ входит дача рекомендаций работникам и работодателям относительно способов более эффективного соблюдения законодательства в сфере труда.

Таким образом, деятельность ГИТ не ограничивается исключительно защитой интересов работника или восстановления его прав, но также направлена на создание и оптимизацию безопасных условий труда, соответствующих всем требованиям законодательства, путем обобщения сложившейся практики.

Права и обязанности инспектора 

Права, которыми обладает ГИТ, прямо перечислены в законодательстве РФ, а именно в ст. 357 Трудового Кодекса РФ. Анализируя положения указанной статьи, можно провести деление прав ГИТ на две большие группы.

Первая группа прав

ГИТ имеет определенные полномочия.

Относится к реализации им функций по выявлению нарушений законодательства в сфере труда, совершенных работодателями или их уполномоченными представителями, а также иных взаимосвязанных НПА. Такие права включают в себя:

  1. Право в любое время осуществить беспрепятственное посещение работодателя (в том числе физического лица) или какой-либо инспектируемой организации;
  2. Право запрашивать и получать от работодателей, органов МСУ или исполнительной власти, проверяемых организаций всю необходимую информацию или документацию, которую инспектор считает необходимой для того, чтобы всеобъемлюще осуществлять свои контрольные и надзорные функции;
  3. Право на получение образца или изъятие каких-либо веществ и материалов, при реализации данного права ГИТ обязан составить акт, подтверждающий изъятие конкретной вещи.

Вторая группа прав

Имеет право запрашивать необходимые документы.

Предоставляет ГИТ возможности для пресечения совершения каких-либо нарушений в сфере труда, такие права можно назвать определенными властными полномочиями, которыми наделен ГИТ.

Сюда включаются:

  • право выносить предписания в адрес работодателей, содержащие в себе требование устранить нарушения, допущенные в отношении трудового законодательства. Стоит отметить, что такие предписания носят не рекомендательный, а обязывающий характер;
  • право обращаться в суд с требованием о ликвидации организации-работодателя в виду обнаружения факта несоблюдения требований, предъявляемых к охране труда, а также на основании соответствующей государственной экспертизы;
  • право отстранять работников от выполнения трудовых функций в случае непрохождения последними обязательного обучения, стажировки, аттестации и прочего;
  • право составления протоколов и рассмотрения административных дел в пределах, установленных для ГИТ законодательством РФ и другие.

Обязанности, возложенные на ГИТ, перечислены в статье 358 ТК РФ, в них входит обязанность соблюдения законодательства в сфере труда и сопутствующих ему НПА, а также обязанность не разглашать охраняемую законом тайну (коммерческую, государственную и др.) и конфиденциальность источника поступления жалобы, не сообщать работодателю о сделавшем обращение заявителе.

Основной обязанностью, тем не менее, является качественное выполнение своих функций в соответствии с законом.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

Инспектор может совершать проверки.

Процедура проведения проверки описана в статье 360 ТК РФ и предоставляет ГИТ возможность проводить 2 типа проверок: плановую и внеплановую. Территориальные пределы, в рамках которых ГИТ может осуществлять подобные проверки, ограничены юрисдикцией и территорией РФ.

Проверка направлена на выявление нарушений, допущенных работодателем в рамках трудового права в процессе его деятельности, или на выявление факта выполнения ранее выданных предписаний.

ГИТ, несмотря на наличие у него достаточно широкого круга полномочий, не может истребовать больший объем информации, нежели предусмотрено законом.

Так, инспектор может затребовать все кадровые и сопутствующие им документы для проверки на соответствие требованиям законодательства, но не может попросить представить документы, не связанные с трудовым правом, содержащие конфиденциальную информацию инспектируемого.

Внеплановая проверка может быть проведена на основании обращений и заявлений, в которых говорится о факте нарушения конкретным работодателем положений законодательства в сфере труда, после истечения срока, отведенного на устранение ранее выявленного нарушения, а также в случае наличия приказа ФИТ, изданного на основании поручения Правительства РФ, прокурора и других уполномоченных лиц. Уведомление работодателя о проверке не предусмотрено.

Плановая проверка должна быть проведена единожды за три года и осуществляться в соответствии с разработанными планами проведения проверок. ГИТ обязан уведомить работодателя о проведении подобной проверки не менее чем за три дня до планируемого дня проверки.

В случае несогласия работодателя с действиями инспектора, у работодателя имеется право обжаловать действия ГИТ в рамках 361 статьи ТК РФ, а именно руководителю ГИТ, проводившего проверку, главному ГИТ РФ или в судебном порядке.

Таким образом, деятельность государственного инспектора по охране труда направлена на реализацию положений ТК РФ. Выявление нарушений и вынесение предписаний об их устранении способствует улучшению функционирования институтов трудового права, что, при проведении надлежащего анализа и консолидации, приведет к созданию универсальной системы построения отношений работника и работодателя.

Из этого видео вы узнаете о защите трудовых прав.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://naimtruda.com/ohrana/prava-gosudarstvennogo-inspektora-truda.html

Проверки ГИТ: порядок проведения и меры реагирования. Защита прав работодателя

Государственный инспектор имеет право. Федеральная инспекция труда (ГИТ)
23.08.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 7 (112), август 2019.

Далеко не каждый предприниматель осведомлен о том, что при осуществлении деятельности, будь то торговля, оказание услуг либо что-нибудь иное, он может столкнуться с рисками, способными повлечь за собой значительные финансовые потери. К таким рискам можно отнести, например, недобросовестность контрагента по договору поставки, непрофессиональный подход к разработке хозяйственно-правового договора и т. п.

Но, пожалуй, наиболее существенным с точки зрения материального ущерба для предпринимателя является риск проведения проверок надзирающими органами, в частности Государственной инспекцией труда (ГИТ).

Предпринимательский риск, связанный с проверками ГИТ, может выражаться не только в возможной потере денежных средств. В некоторых случаях законодателем установлен такой вид административной ответственности для руководителя организации, как дисквалификация, то есть лишение права занимать определенные должности в пределах срока, установленного решением суда.

ГИТ в рамках своих полномочий выявляет нарушения предпринимателем (будем именовать его в дальнейшем «работодателем») Трудового кодекса РФ (ТК РФ), а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: постановлений Правительства РФ, Минтруда и т. п.

При обнаружении нарушений ГИТ привлекает виновных юридических и физических лиц к административной ответственности.

Помимо этого, по результатам проверки ГИТ может направить в прокуратуру материалы, на основании которых работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности, например, за невыплату заработной платы (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

В целях минимизации рисков, связанных с проведением проверок ГИТ, работодателю необходимо не только соблюдать трудовое законодательство, но и знать, на основании чего он может подвергнуться такой проверке, а также порядок ее проведения.

Основным документом, устанавливающим порядок организации и проведения проверок, а также их виды, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ-294), согласно которому проверки, проводимые ГИТ, бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки ГИТ

Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью с применением риск-ориентированного подхода, представляющего собой метод, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Категории риска и периодичность связанных с этими категориями плановых проверок ГИТ установлены Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Согласно п. 20 Положения, плановые проверки проводятся с определенной периодичностью (см. Таблицу 1).

Проведение плановой проверки чаще, чем это установлено, является незаконным и служит безусловным основанием для отмены ее результатов.

Узнать свою принадлежность к той или иной категории риска работодатель может посредством письменного запроса, направленного в ГИТ региона, в котором зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Также есть возможность самостоятельно посмотреть на сайте Роструда перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска по каждому субъекту страны.

О грядущей плановой проверке, сроках ее проведения можно узнать на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и региональной ГИТ.

При проведении плановых проверок инспекторы ГИТ применяют проверочные листы, содержащие списки контрольных вопросов. Данные листы утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2017 № 655.

В них включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые работодателю. Используя их, работодатель может подготовиться к плановой проверке заранее.

Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки несут в себе повышенный риск для работодателя, поскольку отсутствует возможность подготовиться к ним заранее. Основанием для их проведения являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Число таких проверок в определенный период времени законодательно не ограничено.

При этом необходимо учитывать, что, даже если работодатель не допускает нарушений трудового законодательства, это еще не является гарантией от проведения внеплановой проверки.

По личному опыту, полученному во время работы в ГИТ на должности государственного инспектора труда по правовым вопросам, могу сказать, что около 30% заявлений и обращений работников, поступающих в ГИТ ежемесячно, представляют собой оговор работником работодателя с целью причинить неприятности в виде проведения внеплановой проверки ― то есть налицо злоупотребление правом со стороны работников. Это могут быть как ложные сообщения о нарушении трудового законодательства, так и совсем не имеющие к нему отношения, например: «Начальник плохо на меня посмотрел». И если обращения второго типа ГИТ не рассматриваются, то по ложным сообщениям о нарушении трудового законодательства внеплановая проверка будет проводиться обязательно.

Внеплановые проверки проводятся на основании ч. 7 ст. 360 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 ФЗ-294, могут осуществляться как в документарной, так и в выездной форме (ч. 4 ст. 10 ФЗ-294) и проводятся на основании распоряжения о проведении проверки (ч. 1 ст. 14 ФЗ-294).

Заверенная надлежащим образом копия распоряжения вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю (ч. 3 ст. 14 ФЗ-294).

В распоряжении указывается, какие документы обязан предоставить работодатель для проведения проверки.

После получения распоряжения необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, обращая особое внимание на реквизиты и иные содержащиеся в нем сведения, которые должны соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 ФЗ-294.

Необходимо иметь в виду, что инспектор имеет право требовать от работодателя предоставления только тех документов, которые относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 ФЗ-294).

То есть если предметом проверки является нарушение сроков выплаты заработной платы, то инспектор не вправе требовать предоставления документов по охране труда.

Согласно ст. 21 ФЗ-294 руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения, и инспектор не имеет права этому препятствовать.

Также руководитель имеет право получать информацию, относящуюся к предмету проверки, предоставлять дополнительные документы, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями инспектора, обжаловать его действия (бездействие).

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения либо, что бывает крайне редко, отсутствие таковых, а также выдает предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений.

Срок проведения как плановых, так и внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Наиболее часто выявляемые нарушения трудового законодательства

Первое место среди нарушений, выявляемых при проверках ГИТ, занимают нарушения, выражающиеся в несоблюдении работодателями порядка оформления и расторжения трудовых договоров. К таким нарушениям относятся нарушения требований:

  • ч. 2 ст. 57 ТК РФ ― отсутствие в трудовых договорах обязательных условий: оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки; определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.;
  • ч. 4 ст. 57 ТК РФ ― внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;
  • ч. 2 ст. 58 ТК РФ ― заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований;
  • ст. 67 ТК РФ ― неоформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника;
  • ст. 79 ТК РФ ― расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора;
  • ст. 86, 87 ТК РФ ― отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников;
  • ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ ― невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, ненаправление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте;
  • ст. 137 ТК РФ ― включение в заключаемые с работниками трудовые договоры условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условий о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну; за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя; за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового договора по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию;
  • ст. 180 ТК РФ ― уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора. На втором месте ― нарушения правил охраны труда.

Меры реагирования ГИТ на выявленные нарушения заключаются в привлечении юридических и физических лиц к административной ответственности, установленной ст. 5.27, 5.27.1. КоАП РФ. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от 50 до 100 тысяч рублей.

Если должностное лицо, подвергнутое административному наказанию, совершит повторно такое же нарушение, оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Защита прав работодателя при проведении проверок

Основным нормативным правовым актом, направленным на защиту прав работодателя, является упомянутый выше Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Работодателям необходимо знать положения данного документа.

https://www.youtube.com/watch?v=8OvRLjjj2Y0

Помимо этого, работодателям полезно знать наиболее распространенные нарушения, допускаемые ГИТ при проведении проверок. Их выявление помогает избежать необоснованных претензий и злоупотреблений со стороны ГИТ.

Нарушения ГИТ при проверках

Достаточно часто нарушения, допускаемые инспекторами ГИТ, выражаются в выдаче незаконных предписаний по вопросам, не отнесенным законодательством к компетенции ГИТ, т. е. в нарушении требований, установленных ст.

356, 357, 391, 392 ТК РФ; Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.11.1947,  ратифицированной РФ 11 апреля 1998 года.

Это предписания, касающиеся вопросов:

  • размера выплаты заработной платы;
  • размера выплаты окончательного расчета при увольнении;
  • оформления трудовых отношений с работниками;
  • восстановления на работе.

Источник: http://www.alventa.ru/content/proverki-git-poryadok-provedeniya-i-mery-reagirovaniya-zashchita-prav-rabotodatelya

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Государственный инспектор имеет право. Федеральная инспекция труда (ГИТ)
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы.

Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст.

353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда является единой централизованной системой, состоящей из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В структуре федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации полномочия по осуществлению функций по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, возложены на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд)[1].

Роструд осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно и через свои территориальные органы, уполномоченные на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации[2].

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осуществляет руководитель Роструда — главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Осуществление федерального надзора за соблюдением трудового законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — не единственное направление деятельности Роструда.

Кроме этого на Роструд возложены полномочия в сфере занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Специализированным структурным подразделением Роструда, созданным для реализации функций по методологическому обеспечению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также для организации деятельности государственных инспекций труда, является Управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Федеральной службы по труду и занятости, возглавляемое начальником Управления, являющимся заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации.

Справка. По состоянию на 1 января 2012 г. в ведении Федеральной службы по труду и занятости находились 82 государственные инспекции труда.

ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Федеральная инспекция труда руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минтруда России.

В соответствии с положениями ст. 355 ТК РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются:

1) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

2) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

3) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4) доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Нормативные правовые акты, определяющие правовой статус и полномочия федеральной инспекции труда:

  • Трудовой кодекс РФ;  

Источник: https://www.profiz.ru/kr/11_2012/inspekciya_truda/

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: