Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право

Содержание
  1. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право
  2. Планирование закупок по 44-ФЗ
  3. Планы закупок по 44-ФЗ
  4. Планы-графики по 44-ФЗ
  5. Осуществление закупок по 44-ФЗ
  6. Способы определения поставщика по 44-ФЗ
  7. Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ
  8. Оценка заявок по 44-ФЗ
  9. Описание объекта закупки по 44-ФЗ
  10. Контрактная служба по 44-ФЗ
  11. 44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами
  12. Кто может участвовать в госзакупках
  13. Дополнительные требования к участникам госзакупок
  14. Преференции участникам
  15. Виды закупок
  16. Где проводят госзакупки
  17. Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
  18. Снижение начальной цены контракта на 25%
  19. Реестр недобросовестных поставщиков
  20. Основные положения Федерального закона № 44-ФЗ: краткое содержание, принципы и цели
  21. Национальный режим при осуществлении госзакупок
  22. Принципы контрактной системы
  23. Контрактная система в соответствии с положениями 44-го Федерального закона
  24. 44‑ФЗ простым языком. Часть 1
  25. Заказчик
  26. Что регулирует 44-ФЗ?
  27. Что не регулирует 44-ФЗ?
  28. Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?
  29. Важные определения
  30. Сейчас содержит
  31. Появится в 2020 году
  32. Организация ЭДО
  33. Национальный режим
  34. Способы проведения закупок 
  35. Планирование
  36. Начальная цена контракта
  37. Краткая инструкция о госзакупках по ФЗ 44 для чайников
  38. Фз для чайников: основные понятия и действующие лица
  39. Фз для чайников: принцип работы и терминология
  40. 44 ФЗ для чайников: организация планирования
  41. Способы закупок: объяснение для чайников
  42. Пояснения для чайников: один или несколько поставщиков
  43. Для чайников: разновидности аукционов по ФЗ 44
  44. Объяснение специальных условий для чайников
  45. Для чайников: особенности процедуры по ФЗ 44

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право

Ст. 3 раскрывает термин определение поставщика (подрядчика, исполнителя), как совокупность действий, начиная от размещения извещения о закупке или приглашения и завершая заключениям контракта. То есть закон дает полное определение всех этапов процесса закупок и должен быть настольной книгой для всех его сторон.

Процедура закупки включает в себя по ФЗ-44:

  • Размещение планов закупок и планов-графиков
  • Подготовка, размещение закупочной документации
  • Определение поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • Заключение контракта
  • Приемка товаров, работ, услуг
  • Размещение отчетности

Отмена определения поставщика возможна не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок для конкурса и аукциона и не позднее 2 дней для запроса котировок.

Планирование закупок по 44-ФЗ

Глава 2 состоит из 8 статей (ст. 16-23). Она регламентирует планирование, обоснование, нормирование, сведения о НМЦК (начальной максимальной цене контракта), идентификацию закупок.

Государственный заказчик по 44-ФЗ обязан планировать закупки, размещать планы закупок и планы-графики.

Таким образом, вы можете до объявления закупки спланировать участие и проводить поиск тендера , ожидая его публикации заказчиком.

Планы закупок по 44-ФЗ

Планы закупок должны включать:

  1. Идентификационный код закупки
  2. Цель осуществления закупки
  3. Наименование объектов закупки
  4. Объем финансирования
  5. Сроки, периодичность
  6. Обоснование начальной максимальной цены и способа определения поставщика

Планы-графики по 44-ФЗ

Планы-графики должны включать:

  1. Идентификационный код
  2. Наименование и описание объекта закупки
  3. Указание характеристик:
    • количество товара
    • объем работы или услуги
    • сроки
    • периодичность
    • начальная цена
    • размер аванса
    • этапы оплаты
  4. Дополнительные требования к участникам и их обоснование
  5. Способ определения поставщика и его обоснование
  6. Дата начала закупки
  7. Информация об обеспечении заявки участника и обеспечение исполнения контракта

План-график (ПГ) разрабатывается на 1 год. Утверждается в течение 10 рабочих дней после получения заказчиком объема прав в денежном выражении. ПГ размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней. Запрещается проведение закупок, не включенных в планы-графики.

Особенности планирования закупок в рамках ГОЗ (гособоронзаказа) устанавливаются 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Осуществление закупок по 44-ФЗ

Глава 3 составляет более половины объема 44-ФЗ, состоит из 7 параграфов, включающих 73 статьи (ст. 24-96).

Это самый главный раздел для поставщиков. В нем определяются виды закупок, этапы, сроки, требования и т.д.

1 параграф – общие положения третьей главы. Состоит из 24 статей и описывает:

  • способы определения поставщиков
  • централизованные закупки
  • участие в закупках специальных субъектов
  • требования к участникам закупки по 44-ФЗ
  • оценку заявок
  • формы обеспечения заявок
  • понятия контрактной службы
  • специализированных и экспертных организаций

Способы определения поставщика по 44-ФЗ

2 параграф – определение поставщиков путем проведения конкурсов и аукционов . Охватывает 24 статьи.

Заказчики при определении поставщика используют конкурентные способы или закупки без проведения торгов по 44-ФЗ (закупка у единственного поставщика).

Конкурентные способы определения поставщика по 44-ФЗ

  1. Открытые конкурсы
    • Открытый конкурс
    • Конкурс с ограниченным участием
    • Двухэтапный конкурс
  2. Закрытые конкурсы
    • Закрытый конкурс
    • Закрытый конкурс с ограниченным участием
    • Закрытый двухэтапный конкурс
  3. Аукционы
    • Электронный аукцион
    • Закрытый аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений

Оценка заявок по 44-ФЗ

Заказчик оценивает заявки по следующим критериям

  1. Расходы на эксплуатацию
  2. Характеристики
    • Качественные
    • Функциональные
    • Экологические
  3. Квалификация
    • Финансовые ресурсы
    • Оборудование и другие материальные ресурсы
    • Опыт работы по предмету контракта
    • Деловая репутация
    • Квалификация специалистов

Заказчик обязан указать в документации перечень критериев и их значимость.

На этапе подготовки предложения можно оценить сколько баллов сможет принести каждый критерий оценки.

Критериев может быть не менее 2, обязательным из которых является цена. При этом, например, значимость расходов на эксплуатацию не может быть выше цены.

Порядок оценки заявок и критерии устанавливаются Постановлением Правительства №1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 28 ноября 2013 года, последняя редакция которого принята в 2016 году.

Указанные в нем формулы расчетов для оценки заявки понятны далеко не каждому заказчику и поставщику.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ

Заказчик при описании в документации закупки должен руководствоваться правилами

  1. Объективный характер описания
  2. Указываются характеристики
    • Функциональные
    • Технические
    • Качественные
    • Эксплуатационные
  3. Не должны включаться требования
    • Товарных знаков, знаков обслуживания
    • Фирменных наименований
    • Патентов, полезных моделей
    • Промышленных образцов
    • Наименование места происхождения товара
    • Наименование производителя
    • Требования, ограничивающие количество участников закупки

Из данных правил есть исключения. Возможно указание на товарные знаки, если предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом в описание обязательно включается слово «или эквивалент», за исключение случаем несовместимости товаров или закупки запасных частей и расходных материалов.

Заказчик при описании объекта закупки может включить

  • Спецификации
  • Планы, чертежи, эскизы
  • Фотографии
  • Результаты работы, тестирования
  • Требования по проведению испытаний и их методов
  • Требования к упаковке, маркировке, этикеткам
  • Подтверждения соответствия процессов и методов производства техническим регламентам, стандартам и условиям
  • Условные обозначения и терминологию

Все товары должны быть новыми, не бывшими употреблении, ремонте или не восстановленными, если это прямо не предусмотрено документацией.

При необходимости заказчик может установить требования

  1. К гарантийному сроку
  2. Объему предоставлению гарантий
  3. Гарантийному обслуживанию
  4. К расходам на эксплуатацию товара
  5. Обязательность осуществления монтажа и наладки
  6. К обучению лиц, использующих и обслуживающих товар

Любой участник вправе направить заказчику запрос разъяснений по 44-ФЗ. Сроки ответа на запрос о даче разъяснений положений документации составляют два дня.

Контрактная служба по 44-ФЗ

Контрактная служба нужна для планирования и осуществления заказчиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Заказчик по 44-ФЗ обязан создать контрактную службу, если объем закупок по 44-ФЗ превышает 100 миллионов рублей в год.

Если объем закупок менее 100 миллионов, заказчик вправе создать контрактную службу или назначает ответственное лицо — контрактного управляющего.

Источник: https://uristol.ru/accounting/glavnoe-o-zakone-o-zakupkah-kommentarii-struktura-osnovnye/

44-ФЗ для начинающих. Все о госзакупках простыми словами

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право

Государственные закупки — крупный рынок  для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.

Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.

Кто может участвовать в госзакупках

В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели. 

Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые: 

  • Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
  • Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
  • Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
  • Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
  • Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
  • Являются офшорной компанией.
  • Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
  • Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.

Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.

Дополнительные требования к участникам госзакупок

Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию.

Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99.

Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.

Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд. 

Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности.

Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.

Преференции участникам

Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются: 

  • учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
  • организациям инвалидов,
  • поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).

Виды закупок

Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях). 

В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:

  1. По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
  2. По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победыКак участвовать
АукционНаименьшая ценаПодать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе. 
Конкурс Лучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировокНаименьшая ценаОтправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложенийЛучшее сочетание цены и условий исполненияНаправить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.

Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.

Где проводят госзакупки

Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.

Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года. 

Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.

Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств

При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК): 

  • если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
  • если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.

Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.

Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту.

Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией.

Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.

Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.

Снижение начальной цены контракта на 25%

Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:

  1. В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
  2. В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.

Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке. 

Реестр недобросовестных поставщиков

Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.

Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:

  • Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
  • Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
  • Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
  • Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
  • Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.

Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок.

Поэтому он подходит начинающим участникам.

Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/44-fz-dlya-novychkov

Основные положения Федерального закона № 44-ФЗ: краткое содержание, принципы и цели

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право

Сфера осуществления закупок для удовлетворения государственных и муниципальных нужд всегда требовала тщательного регулирования, в том числе в части заключения контрактов и их подробного регулирования.

Необходимость такого постоянного контроля со стороны государства возникла по причине того, что данная сфера постепенно стала весьма коррумпированной и о честной конкуренции, с точки зрения осуществления закупок (в том числе путем приобретения товаров по более низким ценам и более высокого качества), пришлось забыть. Для того чтобы исправить эту ситуацию, несмотря на имевшиеся ранее нормативные акты в сфере регулирования госзакупок, государство приняло решение о необходимости изменения этой ситуации путем принятия кардинально нового закона, коим стал Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…», вступивший в силу 5 апреля 2013 года.

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в юридическую силу в 2013 году.

Главной целью принятия этого закона считалась полная регламентация существующей системы государственных закупок с целью увеличения возможностей для всех субъектов бизнеса и предпринимательства, а также для поставляющих ресурсы государственных организаций и объектов естественных монополий реализовать свой товар.

Применение данного нормативного акта на сегодняшний день осуществляется абсолютно на всех уровнях власти начиная от федерального в лице различных министерств и федеральных ведомств и заканчивая муниципальными учреждениями вплоть до сельских клубов и аналогичных им учреждений.

Для того чтобы использование данного закона осуществлялось на всех уровнях власти одинаково, Министерством экономического развития еще на этапе начала внедрения данного закона и переходного этапа для его использования было создано большое количество писем и разъяснений по толкованию этого закона, направленных на создание основных механизмов, которые позволят в полном объеме соблюдать закрепленные в данном законе принципы его использования.

В самом законе сфера его применения сформулирована в виде статьи 1 и звучит следующим образом: применение закона для планирования всех видов закупок, которые осуществляются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти, определения поставщика путем проведения целого ряда процедур, предусмотренных законом, и последующего заключения и исполнения контрактов, аудита в сфере осуществления закупок, а также контроля за соблюдением действующего законодательства, которое принято для обеспечения прозрачности данного процесса.

Однако, в соответствии с частью 2 статьи 1 этого закона, применять его нельзя в случаях, если речь идет о заключении договоров с международными коммерческими и финансовыми организациями, а также для случаев, когда осуществляется приобретение драгоценных металлов для пополнения золото-валютного резерва государства, привлечения к осуществлению защиты или представительских функций юристов и адвокатов на основании действующего Федерального закона «О бесплатной юридической помощи».

В том же случае, если речь идет о применении данного закона для осуществления закупки товаров иностранного производства, данный закон устанавливает так называемый национальный режим.

Национальный режим при осуществлении госзакупок

Национальный режим, который должен быть реализован при осуществлении государственных закупок на различных уровнях власти, в Федеральном законе №44-ФЗ закреплен в статье 14. На основании положений данной статьи определяется, что при осуществлении госзакупок независимо от того, на каком именно уровне происходят такие закупки, используются принципы национального режима.

Под национальным режимом следует понимать определенные правила, которые должны тщательным образом соблюдаться со стороны и заказчика, и поставщика при проведении различных торгов для приобретения товаров независимо от их назначения.

Исключение из этого правила возможно только в том случае, если ни одна заявка, поданная поставщиками, которые предоставляют товары отечественного производства или произведенные в странах ЕАЭС, не может удовлетворить требования заказчика, указанные в техническом задании к закупке. Чаще всего такая ситуация наблюдается в случае приобретения дорогостоящих лекарств, которые не имеют российских аналогов.

Если заявки были допущены в силу того, что поставщики предлагают аналогичный товар иностранного производства, но с использованием пониженной стоимости, чем изначально указана в документации к закупке, то такая заявка допускается к участию, и в случае выигрыша торгов с этим поставщиком заключается контракт, но с использованием специального понижающего коэффициента на стоимость контракта.

На сегодняшний день понижающий коэффициент для таких контрактов установлен на уровне 15% от стоимости контракта, предложенной поставщиком.

Принципы контрактной системы

44-й Федеральный закон стал, по своей сути, новым этапом в реализации программы обеспечения прозрачности государственных закупок для того, чтобы в максимальном объеме сделать проводимые процедуры прозрачными. Именно по этой причине в законе отражены основные принципы, которые должны быть реализованы в созданной на основании данного закона контрактной системе, а именно:

  • принцип открытости всей представленной информации о проводимых закупках, а также прозрачности этой информации. Это означает, что на сегодняшний день все сведения, которые касаются проведения закупок на основании использования положений данного закона, должны быть в полной мере доступны всем желающим ознакомиться с ними и принять участие в различных процедурах определения поставщика или исполнителя по контракту;
  • принцип, согласно которому при проведении государственных закупок в полном объеме должны соблюдаться правила обеспечения конкуренции. Это означает, что при осуществлении той или иной процедуры определения исполнителя по контракту все участники должны соблюдать правила добросовестной ценовой и качественной конкуренции, а на заказчика в случае нарушения данного правила может быть наложен серьезный штраф;
  • принцип профессионализма, который должен демонстрировать заказчик в лице его контрактной службы или контрактного управляющего, означает, что в контрактной службе обязаны работать только те лица, которые прошли обучение и обладают должным уровнем квалификации. В противном случае допуска к осуществлению закупок такие лица иметь не должны;
  • принцип стимулирования инновационной деятельности также является одним из основных, которые провозглашает действующий закон, а реализация этого принципа заключается в том, чтобы все государственные и муниципальные заказчики, которые осуществляют закупки для обеспечения своих интересов, отдавали предпочтение инновационным товарам и разработкам;
  • единство контрактной системы в сфере закупок представляет собой также один из принципов, который должен быть реализован в полной мере, что означает необходимость строгого соблюдения всех правил, установленных в действующем законе, что позволит привести контрактную систему, действующую во всех органах государства, в единый вид и облегчит понимание основных принципов работы. Кроме того, по итогам приведения контрактной системы в единый вид можно говорить о том, что вся система госзакупок станет максимально прозрачной;
  • 44-й Федеральный закон говорит о том, что осуществление всех проводимых в соответствии с его положениями закупок должно быть максимально прозрачным, а в случае несоблюдения данного правила и, как результат, неэффективного осуществления закупок и нерезультативного обеспечения государственных нужд, а также нужд муниципалитетов, на нарушившего такие правила заказчика должна быть наложена специальная ответственность. Этому правилу и посвящен очередной принцип контрактной системы, который закреплен в действующем законе.

Таким образом, реализация данных принципов, в первую очередь, возложена на самого государственного заказчика, который является неотъемлемым механизмом контрактной системы в целом.

Контрактная система в соответствии с положениями 44-го Федерального закона

Контрактная система является основным понятием, вокруг которого строится работа данного нормативного акта, так как данная система представляет собой объединенную совокупность всех участников процесса обеспечения нужд государства в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов. Подробное определение этого термина содержится в пункте 1 статьи 3 указанного закона.

В контрактную систему на основании положений данного нормативного акта включены не только собственно заказчик и исполнитель, а также и контролирующие органы всех уровней власти, государственные корпорации и представители естественных монополий, а также операторы электронных торговых площадок, на которых происходит определение поставщика или исполнителя по тому или иному контракту.

При этом не следует путать контрактную систему как совокупность участников осуществляемых государственных закупок и контрактную службу как подразделение государственного или муниципального заказчика, которое отвечает за проведение процедур по закупке, а также за соблюдение установленных правил его осуществления.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право

Статья актуальна на 7 июля 2020

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП и самозанятые), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков. 
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках. 

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,  

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги. 

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация. 

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ. 

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки. 

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке. 

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики, 
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
  • Независимый регистратор: система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Появится в 2020 году

  • Электронное актирование и приемка. 
  • Подача жалоб.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС. Для участия в закупках по 44-ФЗ и в закупках у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ нужно пройти регистрацию в ЕИС. 

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью: 

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках.  С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре. 

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали. 

Способы проведения закупок 

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Основной документ заказчика план-график. Нельзя провести закупку, не включенную в план-график. Документ формируется на 3 года. Вступает в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета. Публикуется в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны. 

Объявить закупку можно через 1 день после изменения плана-графика.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам, 
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать любую закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.  

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ. 

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС. 

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить исполненные без штрафов госконтракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь. 

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»: 

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Краткая инструкция о госзакупках по ФЗ 44 для чайников

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия Фз 44 о госзакупках гражданское право

Правовую информацию легче воспринимать в простом изложении, то есть в формате «для чайников». 44 ФЗ в этом плане не является исключением.

Понять сложный юридический язык, которым написаны ФЗ, иногда не под силу даже профессионалу, не то что чайнику.

Например, многие предприниматели хотели бы заключить контракт с государственным учреждением, но не решаются на этот шаг, поскольку не знают правил.

Фз для чайников: основные понятия и действующие лица

В закупках принимают участие несколько сторон. Чайнику достаточно запомнить, основных. Заказчик — госучреждение или муниципальное предприятие, которое пользуется бюджетными средствами. Поставщик по ФЗ — это любое, желающее предоставить свои товары, а также услуги, юрлицо или физлицо, соответствующее немногочисленным критериям:

  • никак не связано с заказчиками, всегда исправно платило налоги, а также никогда не имевшее судимостей;
  • без оффшорных покровителей;
  • не замечено в списках РНП, иначе Реестра с перечнем недобросовестных поставщиков.

В ФЗ 44 указано, что 15% объёма закупок должны проводиться у соцориентированных некоммерческих фирм и субъектов бизнеса малого формата. Немаловажным участником закупок являются ЭТП. Для информации чайникам — официально их сейчас 8.

Ну и, пожалуй, основная сторона, о которой нужно знать чайникам — органы, представляющие власти:

  • Минфин — регулятор, принимающий нормативно-правовые решения;
  • ФАС — контролирующая и наказывающая структура;
  • Рособоронзаказ — призвана охранять гостайны и данные, касающиеся оборонных заказов;
  • «Роскосмос», а также «Росатом».

Закон 44 ФЗ определяет порядок разработки планов, мониторинга и проверки госзакупок, а также регулирует очерёдность поставщиков, оформление контрактов. Ну и, конечно, регламентирует действия госорганов по контролю закупок. Однако, для чайников напомним, этот нормативно-правовой акт не распространяет своё влияние на следующие предполагаемые лоты:

  • покупка услуг у иностранных финорганизаций;
  • госзащита лиц должностного статуса, судебных чиновников, прочих граждан;
  • обеспечение Госфонда ресурсами путём закупа драгметаллов и драгкамней;
  • покупка защитников, работающих для клиентов на бесплатной основе;
  • стоимость участия закупочной процедуры;
  • приобретение услуг избирательных комиссий.

В качестве первоисточника, чайникам достаточно обращаться к 44 ФЗ. Закон дополняет иные акты, принимаемые Верховной властью и Правительством РФ, а также федеральными и региональными исполнительными структурами. При этом ФЗ 44 базируется на Конституции, ГК, Бюджетном кодексе РФ.

Фз для чайников: принцип работы и терминология

Госзакупки для чайников выражаются в нескольких тезисах, хорошо характеризующих цели и задачи ФЗ:

  • открытая и прозрачная работа;
  • здоровая конкуренция;
  • профессиональные навыки заказчика;
  • рост инноваций;
  • единство в принципах и подходах;
  • ответственность за результат.

Для чайников, начинающих госзакупки, процедура невозможна без знания терминологии и чёткого понимания её значения. К счастью для чайников, таких понятий ФЗ 44 содержит мало:

  1. Больницы, школы, университеты и другие госучреждения, которым нужно что-то купить — заказчики, приобретатели или донаторы.
  2. Предлагает свои товары и услуги от лица организации или ИП — поставщик или подрядчик.
  3. Собирает все сведения о закупках, а также публикует перечни всех госконтрактов, недобросовестных продавцов и прочие данные — ЕИС, иначе Единой информационной системы, вебсайт которой располагается по адресу zakupki.gov.ru.
  4. Этот параграф объяснит чайникам механизм процедуры. Цену, которую заказчик готов заплатить за товар/услугу, определяют, как стартовую максстоимость контракта. Эта цифра не абстрактная, а всегда должна сопровождаться обоснованием. Чайникам может показаться странным, но поставщики могут изменить её только в меньшую сторону.
  5. Ресурс, где участник размещают свои закупки или заявки, и где проводят веб-аукционы, называется ЭТП. Участнику чайнику эта аббревиатура, скорее всего известная как электронная площадка. Сделки всегда закрываются на специальной ЭТП, с защищёнными коммуникациями.
  6. Поставщик подаёт своё бизнес-предложение в формате заявки для участия. В неё включаются данные о предмете закупки, стоимости, данные о юрлице или физлице.

Все сведения о приобретениях, заказчиках/подрядчиках аккумулируются в ЕИС, ознакомиться с данными можно бесплатно. ЕИС — приоритетный источник данных для госзакупок.

Для заверения веб-документов, участники используют специальную квалифицированную подпись, госучреждения получают её бесплатно, а вот поставщики покупают её в спецудостоверяющем центре, с государственной аккредитации.

Как правило, чайник, это возможный новичок-подрядчик. Ему необходимо уточнить сроки выдачи ЭЦП, чтобы планировать участие в первом аукционе.

https://www.youtube.com/watch?v=mCltZygDvpY

Приобретения проводятся согласно ФЗ 44 донаторами, которые тратят деньги из бюджета, а расход собственных средств организации осуществляется согласно 223 ФЗ.

44 ФЗ для чайников: организация планирования

Эта часть ФЗ имеет несколько запутанный и сложный для чайников вид. Однако всё довольно просто и логично, если разобраться. Заказчики составляют планы-графики будущих приобретений. Это важный этап и для чайников со стороны заказчиков и подрядчиков, поскольку купить что-то, не включённое в этот список, невозможно. Описание лотов включает в себя:

  • код идентификации;
  • цель и объект закупки;
  • суммы выделенного бюджета;
  • данные о технологических особенностях, ограничивающих выбор среди поставщиков;
  • требования к участникам и продуктам;
  • вариант проведения закупки;
  • наличие и размер по обеспечению лота;
  • дату процедуры с точностью до месяца;
  • основные оценочные стандарты и многое другое.

Планы-графики формируются на один финансовый год, при этом внести в них изменения можно не позднее 1 дня до публикации лота, хотя до июля 2018 года срок был — 10 дней.

Чайникам рекомендуется обратить внимание, что начальная цена должна быть обоснована для каждого закупа, поскольку подрядчик вправе пожаловаться в ФАС, если найдёт максимальную стоимость необоснованной. Однако и продавец товаров или услуг не может существенно снизить цену, скидка чайником подрядчиком в 25% влечёт за собой антидемпинговые меры.

Способы закупок: объяснение для чайников

Если сказать просто о сложном 44-ФЗ, то чайникам и начинающим поставщикам следует знать главную вещь — закупки проводят в двух вариантах: у единственного подрядчика или через конкурентный отбор. В ЕИС публикуются извещения об открытых приобретениях, закрытые, согласовываются с ФАС и приглашения отправляются конкретному ограниченному количеству поставщиков.

Пояснения для чайников: один или несколько поставщиков

Выбор одного подрядчика. Такой вид закупки чаще всего используется в случаях, если НМЦ контракта не превышает 100 тыс. рублей (в некоторых ситуациях — до 400 тыс.).

Комиссия заказчика, опираясь на ФЗ 44, рассматривает предложения участников и выбирает лучшие условия из предложенных — открытый конкурс.

Согласно постановлению правительства, No 99 от 4 февраля 2015 года к поставщикам некоторых услуг предъявляют особые требования — конкурс с лимитированным участием.

Двухэтапный отбор чаще всего проводят для приобретения каких-либо проектных работ, исследований или инновационных продуктов. Первый этап — подрядчики присылают заявки без указания стоимости, затем, если их выбрали, предоставляют ценовое предложение.

Для чайников: разновидности аукционов по ФЗ 44

В веб-виде — наиболее популярный тип приобретения. Участники должны быть аккредитованы на ЭТП и иметь ЭЦП-подпись. Заявка от участника подаётся единовременно, включает по ФЗ 44 2 части.

Торги назначаются на определённую дату, и в установленное время подрядчик заходит на веб-площадку и может отправить своё ценовое предложение. НМЦ снижается с определённым шагом — от полпроцента до 5%. Тот, кто предложит лучшую цену, выигрывает.

А если новых предложений нет 10 минут, выигрывает поставщик, предложивший наименьшую стоимость.

Закрытые аукционы. Участники подают заявки на бумажном носителе в закрытых конвертах. В процессе определения цены поставщики участвуют лично. Электронный вариант этого способа закупа по ФЗ проходит на спецплощадках.

Если НМЦ не превышает 500 тыс. рублей, поставщик может провести закупку путём запроса котировок. Задача участников — однократно прислать предложение с конечной ценой. Победителя определяют по цене.

При дублированных или несостоявшихся закупах потребитель, согласно ФЗ, вправе запросить предложения от поставщиков — запрос предложений. Первично такой вид торгов, как правило, используют для проведения лечения граждан РФ в других странах.

Чайникам достаточно изучить электронный формат процедуры. Так как с 2019 почти все торги перейдут в веб-форму, бумажные варианты останутся только для приобретения у единственного подрядчика и некоторых других. ФЗ также позволяет проводить совместные или централизованные приобретения, когда нескольким донаторам требуются одни и те же типы продуктов.

Объяснение специальных условий для чайников

Согласно ФЗ №44 принять участие в торгах может любое юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое соответствует критериям, указанным в ФЗ. Здесь ясно даже для чайников, что это очень большое количество участников.

Ограничить право поставщика предложить свой товар/услугу заказчик вправе, если укажет эти ограничения в документации к лоту, и они не вступят в противоречие с ФЗ 44.

Некоторые группы участников могут получить преференции, например:

Учреждения УИС и инвалидов. Эти структуры по ФЗ 44 участвуют в госзакупках на стандартных основаниях.

А при выигрыше, вправе повысить стоимость контракта на 15% (но не больше НМЦ), а также для них гораздо ниже размер по залогу. Однако перечень ассортимента, дающего по ФЗ преимущества ограничен правительством.

Потребитель обязан прописать в документе-извещении, что преференции получат УИС или общество инвалидов.

Некоммерческие соцориентированные структуры и субъекты малоформатного бизнеса.

На что чайник подрядчик может рассчитывать? ФЗ обязывает заказчиков приобретать 15% объёма от годовой нормы у этой группы поставщиков с условием, что НМЦ в рублях не будет превышать 20 млн.

Плюсы, для чайников и не только, заключаются в моменте, что торги проводятся только среди таких организаций или такую компанию привлекают как субподрядчика.

В первом варианте организация должна представить документ, подтверждающий её принадлежность к СМП. Однако, в остальном ФЗ 44 содержит единые требования ко всем участникам и разрешает участие в закупках, если:

  • компания не приостановила финдеятельность, не находится в процессе ликвидации и не банкрот;
  • организация — добросовестный налогоплательщик;
  • главный бухгалтер и руководитель не были судимы за экономические преступления;
  • предыдущие 2 года работает без административных нарушений;
  • не аффилировано с госучреждением-донатором;
  • результат интеллектуальной деятельности находится у поставщика в исключительном праве;
  • не является собственностью оффшорных компаний;
  • не имеет иных ограничений для участия в торгах;
  • не замечен в РНП (если такое условие выдвинул заказчик).

Для чайников: особенности процедуры по ФЗ 44

ФЗ не настаивает на том, чтобы участники документально подтверждали каждый из пунктов требований, декларация составляется в свободной форме, это удобно для чайников участников. Подразумевается, что комиссия, которая будет работать со стороны заказчика, сама проверит эти данные.

В краткой форме следует изложить и доптребования ФЗ, которые госучреждение может установить в особых случаях или на некоторые товары/услуги, например, в закрытых конкурсах/аукционах. Эти данные поставщики должны будут подтвердить соответствующими бумагами.

Обычно все требования к участникам указаны в закупочной документации и не могут противоречить 44 ФЗ и иным актам. Для чайников нужно отметить, что отдельные условия предъявляют к поставщикам лекарственных средств, которые входят в перечень жизненно важных препаратов. Это самая важная информация о госзакупках по 44 ФЗ не только для чайников, но и для начинающих участников.

ЭТП, где участник по ФЗ пройдёт аккредитацию, всегда даёт подробную инструкцию по всем способам закупок.

Как видите, участвовать в госзакупках может фирма любого формата, вы бы не отказались стать поставщиком?

(пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://vse-investicii.ru/gosudarstvo/44-fz-dlya-chajnikov

Вопросы адвокату
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: