- 5 глава закон о полиции — федеральный, закон, шпаргалка
- Краткое содержание
- Основные положения
- Ст. 18
- Статья 19
- О применении физ. силы (ст.20)
- Особенности применения спец. средств (ст.21-22)
- Запреты и ограничения для применения спец. средств
- Огнестрельное оружие (статья 23)
- Вопрос безопасности (ст.24)
- Ответственность
- Федеральный закон о полиции с изменениями 2018 года
- Статьи закона
- Краткая предыстория закона
- Правовая суть закона
- Основные положения закона о полиции
- Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения
- Заключение
- Действующая редакция закона о полиции
- Общие сведения о законе
- Правовое урегулирование по ФЗ 3
- Последние поправки
- Важные положения Федерального закона о полиции
- Скачать новую редакцию ФЗ «О полиции»
5 глава закон о полиции — федеральный, закон, шпаргалка
3 0 1822
В жизни страны могут случаться различные опасные обстоятельства часто из-за граждан, которые совершают преступные действия. Государственным органам приходится принимать решения, законы для пресечения этих незаконных поступков, преступлений, нарушений прав свободы личности человека и гражданина государства.
Так, правительством России ФЗ была издана глава 5 закона о полиции. Глава наделяет сотрудника полиции правами для защиты граждан страны и общества. А также контролирует действия самой полиции, чтобы при пресечении преступлений не превышали своих полномочий и функций.
Данный закон о полиции помогает соблюдать порядок и дисциплину в обществе, и сохранять мир в стране.
Краткое содержание
Статьи, которые раскрываются в тексте:
- Право применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия полицейским (18);
- Порядок применения физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия полицией (19);
- Применение физической силы полицией (20);
- Применениие спецсредств (21);
- Запреты и ограничения, связанные с пользованием спецсредствами (22);
- Правильное применение огнестрельного оружия полицейским (23);
- Гарантия безопасности вооруженного работника полиции (24).
Основные положения
В 2011 году 7 февраля Российский президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный Закон «О полиции», который позже был внесен в Государственную Думу ФСРФ, как главная законодательная инициатива.
Так был по-новому возрожден институт правоохранительных органов, который до этого времени существовал в России два столетия (первый указ был издан российским царем Петром 1 в Петербурге. Он утверждал новую должность под названием генерал-полицейместер). К нему были затвержены главные обязанности полицейского работника.
Главной задачей современной полиции является:
- обеспечение спокойствия и безопасности жителей страны;
- защитить права и свободу человека и гражданина страны;
- оказывать противодействие преступной деятельности;
- обеспечивать охрану общественного порядка в стране;
- обеспечивать охрану собственности и безопасности общества.
Ст. 18
В этой статье идет разъяснение о правильном применении физической силы, пользовании спецсредствами и огнестрельным оружием полицейскими.
Об этом трактуется так:
- полицейскому разрешается применить физическую силу, спецсредство или огнестрельное оружие только в том случае, если он числится в составе полиции в порядке, указанном Федеральным законом России либо ФЗ Конституции страны;
- огнестрельное оружие, спецсредства и боеприпасы назначаются для вооружения полиции только самим Правительством РФ;
- если ситуация заставляет полицейского принять необходимую оборону, а у него не оказалось спецсредства или огнестрельного оружия, то ему разрешается воспользоваться любым подручным предметом либо оружием, даже если оно не состоит на вооружении в полиции;
- каждый полицейский должен проходить спецподготовку для работы в органах. Затем периодически проходить проверку на профессиональную готовность в различных опасных ситуациях с использованием огнестрельного оружия;
- программу подготовки работников полиции составляет и утверждает Федеральный орган власти по внутренним делам;
- право на пользование световыми и акустическими средствами для снесения различных преград получает только тот полицейский, который имеет на это разрешение;
- если полицейский не прошел профпроверку на способность действовать в тяжелых условиях, он будет проходить аттестацию на другую должность. Пока будет готовиться это решение полицейский, будет отстранен от выполнения всех обычных обязанностей в органах;
- за нарушение либо превышение полицейским своих полномочий он будет нести ответственность перед ФЗ России,
- работник полиции не будет нести ответственности за причиненный вред гражданину или же организации, если все его действия были осуществляемы на основании федерального закона РФ.
Статья 19
Каждый полицейский должен знать о порядке применения боевых средств и оружия при исполнении своих обязанностей:
- перед применением физической силы либо оружия полицейский должен дать предупреждение преступникам о намерении и возможность им выполнить законные требования полицейского. Если же ситуация вынуждает применять меры, то выполняет их один полицейский;
- другие случаи предоставляют право полицейскому применять физическую силу и оружие, если ситуация экстренная и создается угроза для жизни и здоровья гражданина или полицейского;
- какая бы ни существовала опасность ситуации, полицейский должен стремиться к сведению к минимуму ущерба;
- полицейский обязан оказать медицинскую помощь прострадавшему, получившему повреждение при применении спецсредств и огнестрельного оружия;
- во всех случаях полицейский обязан в течение 24 часов информировать родственников пострадавшего;
- в случае смерти пострадавшего после применения физической силы, спецсредств или оружия необходимо уведомить об этом прокурора в кратчайшие сроки;
- полицейский обязан обеспечить сохранение места, где было совершено преступление, без изменений (в случаях нанесения ранения либо смерти гражданина);
- во всех ситуациях полицейский обязан предоставлять рапорт начальнику на продолжении 24 ч.
О применении физ. силы (ст.20)
Полицейскому предоставляется право на применение физической силы, боевых приемов в тех ситуациях, когда другими методами не удается выполнить задачу, возложенную на полицию, а именно:
- для приостановления преступных действий либо административных нарушений;
- для доставки в полицейский участок граждан, совершивших преступление либо нарушивших административное право;
- для удаления препятствий при законных требованиях полицейского;
- полицейский разрешено применять физическую силу только в ситуациях, прописанных в Федеральном законе в пятой главе закона о полиции.
Особенности применения спец. средств (ст.21-22)
Полицейскому разрешено применять спецсредства только в таких ситуациях:
- когда совершается нападение на граждан или полицию;
- в приостановлениях преступлений либо нарушений административного права;
- в приостановлении оказываемого сопротивления работнику полиции;
- в задержании преступника на месте совершенного им преступления;
- в задержании лиц, которые оказывают вооруженное сопротивление.
При выполнении боевых заданий полицейскому разрешено применить такие спецсредства:
- полицейские дубинки;
- газовые распылители;
- красители либо вещества для маркировки;
- электрошоковые и светошоковые предметы;
- служебных животных;
- световые средства и акустики;
- предметы, ограничивающие движение;
- устройства для принудительной остановки транспорта;
- специальные водометы;
- бронированную технику;
- средство для удаления препятствий.
Запреты и ограничения для применения спец. средств
Полицейскому запрещено применять спецсредства по отношению к:
- беременным женщинам;
- к инвалидам и малолетним детям, если они не проявляют вооруженного действия, угрожающего жизни граждан и полиции;
- к незаконным народным собраниям, митингам, другим мероприятиям, не нарушающих общественного порядка.
Разрешается применять спецсредства с такими ограничениями:
- не бить человека полицейской дубинкой по голове, по шее;
- запрещено бить в области ключицы, по животу, по половым органам и в области сердца;
- запрещено применение водометных машин при низкой температуре воздуха;
- запрещено применение спецсредств для принудительного останавливания дипломатического транспорта;
- останавливать мотоциклы на опасных участках дорог, переездах, туннелях, мостах;
- применять спецсредства для окрашивания объектов без согласия владельцев;
- Водометы и бронемашины применять только после разрешения руководство местного органа, уведомив при этом прокурора на продолжении 24 ч.
Огнестрельное оружие (статья 23)
Разрешается применять только в таких ситуациях:
- при собственной защиты или других граждан;
- при отражении нападения с попыткой похищения оружия у полицейского;
- при высвобождении заложников;
- при задержании преступников, оказывающих вооруженное сопротивление;
- при предотвращениях побега из тюрем;
- полицейскому запрещено применять оружие в местах массового собрания граждан.
Вопрос безопасности (ст.24)
- Полицейский наделяется правом пользования огнестрельным оружием только в случаях предусмотренных в ст.23 ФЗ.
- В случаях задержания преступника и его попытках приблизится к полицейскому на запрещенное расстояние, полицейскому разрешается открывать огонь (указано в ст.23, п.1, 2 в части 1. ФЗ).
Ответственность
Так основные положения данной главы закона приводят сотрудников полиции к ответственности за свои действия, дисциплине и организованной работе в полицейских органах государства.
https://www.youtube.com/watch?v=PJGAKnDAgHA\u0026list=PLoOUI8Ot3eDcT75RhKKqNcPsqjxeNK2st
Каждый работник и командир понимает роль, которую они должны выполнять. Осознание человеком своей ответственности перед обществом и страной приводит его к более высоким моральным ценностям и принципам. Он может мыслить более глубоко и достигать более высоких целей в жизни своей и общества.Сотрудники полиции ответственны перед Федеральным Законом государства за свои поступки и действия.
Читая эту статью, можно глубже ознакомиться с работой сотрудников полиции и их законном праве применении физической силы, спецсредств, оружия при выполнении боевых задач либо охране общественного порядка среди населения. Понимать ситуации, когда запрещено применять боевые средства. И насколько безопасна эта должность для полицейского.
Источник: https://iskhouse.ru/5-glava-zakon-o-policii/
Федеральный закон о полиции с изменениями 2018 года
>> Закон о полиции
Новый закон «О полиции» № 3-ФЗ, вступивший в силу в марте 2011 года, стал правовой платформой для дальнейшей эволюции правоохранительных органов и общественных интересов в новых реалиях развития страны. Все вступившие в действие изменения отражены данной актуализированной редакции.
Правовое регулирование отношений граждан с правоохранительными органами является важнейшей задачей общей системы законодательного права. Раскрытие и предотвращение преступлений – еще одна неотъемлемая функция государства, реализуемая с помощью органов правопорядка.
Любое правовое государство обязано находить оптимальный баланс между интересами общества и защитой этого общества от преступлений.
Гармонизация этих двух аспектов позволяет достигать здорового правового и социального климата, основанного на соблюдении прав человека и положений Конституции.
Статьи закона
- Глава 1 Общие положения
- Статья 1 Назначение полиции
- Статья 2 Основные направления деятельности полиции
- Статья 3 Правовая основа деятельности полиции
- Статья 4 Организация полиции
- Статья 5 Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина
- Статья 6 Законность
- Статья 7 Беспристрастность
- Статья 8 Открытость и публичность
- Статья 9 Общественное доверие и поддержка граждан
- Статья 10 Взаимодействие и сотрудничество
- Статья 11 Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
- Статья 12 Обязанности полиции
- Статья 13 Права полиции
- Статья 14 Задержание
- Статья 15 Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории
- Статья 16 Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов
- Статья 17 Формирование и ведение банков данных о гражданах
- Статья 18 Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 19 Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
- Статья 20 Применение физической силы
- Статья 21 Применение специальных средств
- Статья 22 Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
- Статья 23 Применение огнестрельного оружия
- Статья 24 Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
- Статья 25 Сотрудник полиции
- Статья 26 Специальные звания сотрудников полиции
- Статья 27 Основные обязанности сотрудника полиции
- Статья 28 Основные права сотрудника полиции
- Статья 29 Утратила силу
- Статья 30 Гарантии правовой защиты сотрудника полиции
- Статья 30.1 Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
- Статья 31 Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)
- Статья 32 Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию
- Статья 33 Ответственность сотрудника полиции
- Статья 34 Правовое регулирование службы в полиции
- Статья 35 Утратила силу
- Статья 36 Утратила силу
- Статья 37 Утратила силу
- Статья 38 Утратила силу
- Статья 39 Утратила силу
- Статья 40 Утратила силу
- Статья 41 Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления
- Статья 42 Оплата труда сотрудника полиции
- Статья 43 Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей
- Статья 44 Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение
- Статья 45 Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание
- Статья 46 Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции
- Статья 47 Финансовое обеспечение деятельности полиции
- Статья 48 Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
- Статья 49 Государственный контроль за деятельностью полиции
- Статья 50 Общественный контроль за деятельностью полиции
- Статья 51 Судебный контроль и надзор
- Статья 52 Прокурорский надзор
- Статья 53 Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции
- Статья 54 Заключительные положения
- Статья 55 О признании утратившими силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- Статья 56 Вступление в силу настоящего Федерального закона
Глава 2 Принципы деятельности полиции
Глава 3 Обязанности и права полиции
Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции
Глава 7 Служба в полиции
Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции
Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции
Глава 11 Заключительные положения
Краткая предыстория закона
Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.
https://www.youtube.com/watch?v=s76mH4wRwNQ\u0026list=PLoOUI8Ot3eDcT75RhKKqNcPsqjxeNK2st
Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.
Правовая суть закона
Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка.
Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан.
Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.
Основные положения закона о полиции
Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:
- основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
- базовые направления деятельности полиции;
- организационные принципы работы этой системы;
- обязанности и права полицейских;
- перечисление мер принуждения;
- возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
- инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
- организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов
В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.
Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения
Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:
- осмотр личных вещей и транспортных средств;
- проведение обысков;
- применение оружия;
- получение от общества презумпции доверия
В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.
Заключение
Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:
- защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
- применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
- взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;
В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.
Закон о полиции 2018
Источник: http://poiskzakona.ru/zakon-o-politsii/
Действующая редакция закона о полиции
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Полиция представляет собой орган государственного управления. В прямые задачи данного госоргана входит:
- Обеспечение безопасности населения;
- Пресечение противоправных действий;
- Обезвреживание и содержание до суда лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
- Защита государства от противозаконных действий недобросовестных граждан.
Как и работа любого другого органа госуправления, деятельность полиции требует строгой регламентации со стороны действительного законодательства Российской Федерации. Данную функцию выполняет Федеральный закон № 3.
Но что представляет собой представленный нормативно-правовой документ? Каковы его основные положения? Что входит в регламент Федерального закона № 3? Когда в рассматриваемый документ были внесены последние существенные поправки? Поговорим об этом в статье.
Также будет не лишним ознакомиться с последними правками ФЗ №324.
Читайте последние изменения в статье 23 закона о полиции в РФ здесь:
Общие сведения о законе
Федеральный закон № 3 «О полиции» был принят Государственной Думой на основании третьего чтения 28 января 2011 года.
2 февраля того же года состоялось собрание Совета Федерации, на основании которого рассматриваемый документ был одобрен. Президент Российской Федерации подписал ФЗ 3 о полиции 7 февраля 2011 года.
С указанного выше момента новый закон о полиции в РФ вступил в официальную юридическую силу.
Федеральный закон номер 3 о полиции содержит 11 глав (56 статей):
- Начальные (общие положения) настоящего Федерального закона (ст. 1-4);
- Принципы работы и внутреннего устройства органов полиции (ст. 5-11);
- Определение обязанностей и полномочий работников полицейских подразделений (ст. 12-13);
- Особенности принудительных мер, применяемых полицией при исполнении обязанностей (ст. 14-17);
- Определение порядка применения оружия, специализированных средств или физической силы (ст. 18-24);
- Правовое положение полицейского сотрудника вне зависимости от звания (ст. 25-33);
- Понятие и особенности служебной дисциплины (ст. 34-41);
- Предоставление гарантированной социальной защиты сотрудникам полиции и их семьям (ст. 42-46);
- Вопросы финансирования (ст. 47-48);
- Надзор за деятельностью полиции и подконтрольных органов (ст. 49-53);
- Итоговые положения изучаемого Федерального закона (ст. 54-56).
Рассматриваемый нормативный акт регламентирует правовые и социальные отношения, возникающие в процессе службы в органах внутренних дел. Когда в России вступил в силу закон о полиции, появилась нормативная база для правового урегулирования внутренних процессов, происходящих в указанных органах. Последние изменения в изучаемый Федеральный закон вносились 29 июля 2017 года.
Правовое урегулирование по ФЗ 3
В соответствии с регламентом статьи 3 изучаемого нормативно-правового акта, правовую основу для Федерального закона о деятельности полиции составляют следующие документы:
- Конституция Российской Федерации;
- Международные законы о правах человека и гражданина;
- Международные соглашения и договоры, заключенные на территории Российской Федерации;
- Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 342-ФЗ от 30.11.2011;
- Иные нормативно-правовые акты, предусмотренные текущим Федеральным законом о полиции.
При этом деятельность каждого из отдельных полицейских органов должна опираться на законодательные акты соответствующего субъекта Российской Федерации.
Последние поправки
Любой Федеральный закон, вступивший в официальную юридическую силу на территории современной Российской Федерации, регулярно претерпевает процесс обновления собственного регламента.
В действующий нормативно-правовой акт вносится ряд актуализирующих поправок, что необходимо для поддержания легитимности данного документа в постоянно меняющейся экономической и социально-политической обстановке современной Российской Федерации.
Последние поправки в принятый в России закон о полиции внесены 29 июля 2017 года.
В качестве изменяющего документа выступил Федеральный закон N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статьи 12 и 13 Федерального закона «О полиции». Нормативами, указанными в статье 2 представленного выше правового акта, вносятся следующие изменения в ФЗ-3:
- Предоставляется новая редакция пункта 34 части 1 статьи 12, текст которого гласит, что полицейские сотрудники в числе прочего уполномочены направлять заявления в территориальные налоговые органы в рамках выяснения обстоятельств расследуемого дела;
- Пункт 28 части 1 статьи 13 дополняется следующими словами: «а также в проверках плательщиков и непосредственных страхователей по запросам налоговых органов, либо территориальных органов Фонда социального страхования, на территории Российской Федерации».
Указанные выше изменения актуальны на период ноября 2017 года.
Важные положения Федерального закона о полиции
При детальном изучении регламента Федерального закона № 3 особое внимание следует уделить представленным ниже статьям:
- Статья 11 — определяет нормативы использования научно-технических достижений в сфере полицейских расследований. В частности указывается, что использование новейших технических средств является прямой обязанностью рассматриваемых органов;
- Статья 18 — определяет полномочия полицейских сотрудников в отношении применения физической силы, а также оружия и спецсредств. Указывается, что полицейский обязан пройти соответствующую подготовку перед тем, как ему передадут табельное оружие. Сотрудник, применивший силу или оружие, но не имевший на это конституционного права, призывается к административной или уголовной ответственности — в зависимости от тяжести нанесённого им урона;
- Статья 19 — устанавливает порядок использования оружия, специальной техники и применения физической силы. В том числе устанавливается, что перед агрессивным действием против нарушителя, полицейский сотрудник обязан предупредить данного гражданина о собственных намерениях. Однако страж порядка уполномочен не выносить предупреждение, если:
- промедление грозит гибелью полицейского;
- могут пострадать граждане.
Если нарушитель в результате действий полицейского получил телесные повреждения средней или высокой тяжести, страж порядка обязан позаботиться о предоставлении ему квалифицированной медицинской помощи и о доставке раненного в медучреждение. В случае, если нарушитель скончался в результате действий полицейского, информация об этом должна быть направлена руководителю отделения в течение 24 часов.
Скачать новую редакцию ФЗ «О полиции»
В целях подробного ознакомления с действительным регламентом рассматриваемого нормативно-правового акта, рекомендуется вникнуть в его актуальный текст. Скачать Федеральный закон № 3 «О полиции» с последними поправками можно по ссылке:
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-policii/